В. Николай Петрович и Фенечка



Тема: Любовная интрига в романе «Отцы и дети»

Цель: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.

Эпиграф: Я уж и так слишком долго вращался в чужой для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться в мою стихию. (И.С. Тургенев «Отцы и дети», глава 26)

План:

1. Любовь в романе «Отцы и дети»:

А. Базаров и Одинцова;

Б. Катя и Аркадий Кирсанов;

В. Николай Петрович Кирсанов и Фенечка;

Г. Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р.;

Д. Без любви (Кукшина).

2. Смерть Базарова.

3. Эпилог романа.

4. Смысл названия романа «Отцы и дети».

Любовь в романе «Отцы и дети»

Способность глубоко любить И.С. Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». Задумайтесь, как вы понимаете смысл этого выражения и что может проверяться в человеке любовью?

Пожалуй, ответ на последний вопрос - дух, сила воли, жизнеспособность, характер... Словом, любовью в человеке проверяется человек…

Почти всех героев романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев испытывает этим чувством - Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, Аркадия, Фенечку, Катю, Базарова, Одинцову. А некоторых героев – и вовсе отсутствием этого чувства в их жизни…

А. Базаров и Одинцова

Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. Какова цель? Раскрыть в столкновении Базарова с холодной барыней Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние различия, которые и привели к несчастной развязке. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.

Мы уже встречались с высказываниями Базарова о любви.

Вспомним, как он изначально подходит к этому чувству:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”;

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудач и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока его теоретические рассуждения…

Одинцова впервые появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой: «обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий». К тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны - спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга - закономерно подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку. Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.

Что же касается Базарова, то его внешний цинизм в отношении Одинцовой во время знакомства не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя.

Однако после знакомства с Одинцовой Базаров вдруг начинает конфузиться…Например, в гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть своё состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское – имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Оказавшись уже на улице, Базаров продолжает ерничать относительно Одинцовой, его не покидают мысли о ней

Понять, что привлекло Базарова в Одинцовой, помогут следующие цитаты: «Да, баба с мозгом. Ну и видала же она виды»; «тёртый калач». Базаров и Одинцова похожи, несмотря на их многочисленные споры.

Понять, что привлекло Одинцову в Базарове, поможет следующая цитата из романа:«Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна».

С самого начала между Базаровым и Одинцовой мало общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось «и его испытать, и себя изведать». Но в итоге она испугалась, поскольку основа её жизни – спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг».

Базаров - нигилист, он был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».

Испытание любовью становится для Базарова рубежным: это чувство обнаруживает в нем глубокого, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека. Любовь ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

В. Николай Петрович и Фенечка

История любви Николая Петровича и Фенечки. Он обожал свою первую жену Машеньку, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.

Д. Без любви (Кукшина)

Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. По мнению Тургенева, если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому - образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает.

2. Смерть Базарова

 В финале Евгений Базаров окончательно возвращается на родину, к своим родителям, к своим корням…

Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть. Ещё одной причиной, более символического характера, является нарастание одиночество Базарова.

Отрывок из романа:

«— Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! Кто там плачет? — прибавил он, погодя немного. — Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом? А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь? Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли? Ведь ты хвастался, что ты философ?».

Базаров в сцене смерти вызывает восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.

Вот как комментировали смерть Базарова люди, разбирающиеся в литературной критике, люди большого таланта:

Д.И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательное».

А.П. Чехов: «Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, показывает его одиночество… Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение.

Таким образом автор показывает Базарова изолированным от окружающей среды, одиноким, показывает обреченность героя.

Эпилог романа

Анна Сергеевна Одинцова впоследствии вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей, человека надёжного и спокойного.

Разберём, почему же роман не кончается смертью Базарова…?

В эпилоге И.С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

В эпилоге Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, резкого Базарова и после его смерти по-прежнему любят и помнят стареющие родители.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 599; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!