Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Цель:

· научиться выявлять признаки художественной речи в тексте.

Задачи:

· вспомнить все функциональные стили русского языка;

· научиться различать изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы: тропы, фигуры, ритм, рифму, интонацию;

· научиться находить эти средства в текстах.

На занятии

мы узнаем:

· об основных признаках художественной речи;

мы научимся:

· выявлять особенности языка художественной литературы;

мы сможем:

· составлять художественные тексты на основе изученного материала.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Основные признаки художественной речи,

средства выразительности художественной речи, относящиеся к лексике, синтаксису, морфологии и словообразованию.

 

Глоссарий по теме

Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.

Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий

Гипербола — чрезмерное преувеличение с целью увеличения образности.

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.

Интонация (от лат. intonare — громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются:

1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложения);

2) р и т м р е ч и, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную);

3) интенсивность речи, т. е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания (ср. речь в комнатной обстановке и на площади);

4) т е м п речи, т. е. скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);

5) т е м б р  р е ч и, т. е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональио-экспрессивные оттенки (тембр “веселый”, “игривый”, “мрачный” и т. д.);

6) фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств выражения его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная), модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения), выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т. д.; интонация звательная, интонация ввод-ности), указания на эмоциональную окраску (интонация восклицательная) и т. д.

Ирония — употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Литота — чрезмерное преуменьшение с целью увеличения образности.

Метафора — слово или устойчивое выражение, употребленные в переносном значении, для определения предмета или явления на основе какого-либо свойства, аналогии.

Метонимия — слово или выражение, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе непосредственной внешней или внутренней связи двух предметов или явлений.

Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

Окказионализм — слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста.

Оксюморон — средство стилистической выразительности, состоящее в сочетании контрастных, противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.

Олицетворение — приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.

Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.

Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.

Ритм речисм. интонация.

Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.

Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.

Рифма - звуковой повтор в конце ритмической единицы.

Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на количественном отношении между предметами (часть вместо целого и целое вместо части, единственное число вместо множественного и множественное вместо единственного и др.).

Сравнение — слово и выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Троп (греч. tropos — поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет (см. эти термины в алфавитном порядке).

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) – оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Эллипсис – пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.

Эпитет — образное определение предмета или явления, подчеркивающее их характерное свойство.

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

 

Пример Стиль
Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Публицистический
Исходя из того, что... Научный
Согласно Гражданскому кодексу РФ… Официально-деловой
Не спится мне, такая лунность Художественный
Ничё такая книжка Разговорный

Художественный стиль

В теории стилей речи принято выделять разговорный и книжный стиль, книжный включает в себя художественный стиль.

Лингвисты спорят о том, стоит ли выделять в качестве функционального стиля речи художественный, ведь он может сочетать в себе особенности всех остальных стилей. Язык художественной литературы - это мозаика разных стилей, поэтому в художественных текстах мы встречаем признаки разговорного, делового и даже научного стилей. И всё-таки язык художественной литературы особенный. Вы можете встретить в художественном тексте разговорную речь, рекламное объявление, телеграмму, даже таблицы и формулы, но точно узнаете, что перед вами именно художественный текст.

Главная функция художественных текстов - эстетическая, поэтому они так образны, наглядны.

Основные изобразительно-выразительные средства: тропы, фигуры речи, ритм, рифма, интонация.

В художественной речи используются возможности лексики, синтаксиса, морфологии, словообразования.

Выразительные средства лексики, или тропы, основываются на использовании переносных значений слов. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, сравнение, эпитет. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении».

К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся градация, антитеза, параллелизм, анафора, перифраза, инверсия.

Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи.

Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

Соотнесите элементы стихотворения М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокой» и средства выразительности.

Метафора Синекдоха Эпитет Олицетворение
       

Элементы для подстановки: белеет парус, парус одинокой, в тумане моря, играют волны, ветер свищет.

Решение:

Метафора Синекдоха Эпитет Олицетворение
в тумане моря белеет парус парус одинокой играют волны; ветер свищет.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!