Вопросы и задания к стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива»



24.10

Домашняя работа

Практическое занятие № 3

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Выразительное чтение и анализ стихов

 «Молитва», «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», «Нет, не тебя так пылко я люблю»

ЗАДАНИЕ: письменно выполнить анализ ОДНОГО из предложенных стихотворений

План комплексного анализа лирического произведения

1. Кем и когда написано стихотворение? Историко-литературный комментарий.

2. Центральная тема стихотворения. Идея стихотворения.

3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к… и др. жанры).

4. Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

5. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

6. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.

7. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

8 Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

9. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики).

а) Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя (метрика (размер стихосложения); фоника (аллитерация, ассонанс); рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая рифма); строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие, октава, сонет, Онегинская строфа).

б) Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь.

в) Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).

г) Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение.

10. Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.

11. Смысл названия стихотворения.

12. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

 

Система вопросов и заданий

Вопросы и задания к стихотворению «Нет, я не Байрон, я другой...»
1. В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается?

 2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли.

 3.Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию?

4. Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?

 

Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...»

 1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»?
2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?

3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика?

  4. 1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, - это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется?

  5. Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется?

  6. Каким предстает внутренний мир лирического «я», мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального?

7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты?

8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы?

9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?

10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического «я» и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы?

11. Какое впечатление оставило стихотворение?

12. Каким показан «свет»?

13. Каково отношение поэта к «свету»?

14. Как решает поэт проблему неприятия мира?

15. Удается ли ему решить свои проблемы?

 

Вопросы и задания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу...»
1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?

2. Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?

3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я» во 2-й строфе?

4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?
5. Какие элементы художественной формы 1-3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?

6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4-5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?

7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

 

Вопросы и задания к стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива»

1. Почему это стихотворение относят к пейзажной лирике?

2. Почему поэт стремится запечатлеть образ природы, пейзаж?

3. Какое впечатление производит стихотворение?

4. Найдите олицетворения. Каков смысл наделения явлений природы чертами и свойствами человека?

5. Как и почему преображается лирический герой?

6. Какая высшая ценность открывается человеку, созерцающему природу?


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!