Система вопросов и заданий (устно)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12). Воланд прибыл в новую Москву за справкой о состоянии "московского народонаселения" и шире — всего современного человечества. Причем его, "конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура! — подсказал клетчатый,.. — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?".

В свое время, мы помним, Базаров, герой романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", требовал: "Исправьте общество, и болезней не будет". И вот общество в новой Москве "исправлено", стало "другим", но достаточно ли этого для того, чтобы и человек стал другим?

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника.

Образы москвичей в романе

Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.

Обратимся к героям, внутренние пороки которых доведены до видимого явного результата, обнажены. За что наказаны москвичи?

Глоссариум по эпизодам романа

Глава 5. Дело было в Грибоедове. (Вдали от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: "Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12", — и, что немаловажно, — огромный железный замок. Жгучую зависть вызывает не только полученное бесплатное жилье, но и предел мечтаний – дача в Перелыгино, которых только 22 на три тысячи массолитовцев. Писатели, стоящие в очереди, обеспокоены тем, что уже половина двенадцатого, а прием еще не начинался.)

Глава 9. Коровьевские шутки. (Никанор Иванович Босой по своему усмотрению распоряжается освободившейся жилплощадью погибшего Берлиоза, предложенные Коровьевым «пять новеньких банковских пачек» (взятка) благополучно избавляют его от «муки», продолжавшейся до начала первого часа дня).

Глава 18. Неудачливые визитеры. (Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, будучи деловым человеком, узнав о смерти племянника, понял, что такая удача выпадает нечасто и, невзирая ни на какие трудности, решил унаследовать квартиру. Равнодушный к смерти племянника, он строит планы хотя бы временно прописаться в трех комнатах покойного.).

Таблица 1

«Герои-москвичи 30-х годов и наказание Воландом за их пороки»

Герои-москвичи

За какой порок наказан Воландом и его свитой? Способ наказания
Берлиоз Михаил Александрович Председатель правления Массолита неверие убийство
Степа Лиходеев директор Варьете погряз в пьянстве, разврате выброшен из квартиры в Ялту
Босой Никанор Иванович управдом взяточник, получает дьявольский подарок за незаконную временную прописку Воланда в квартире №50 Берлиоза арест
М.А. Поплавский дядя Берлиоза Решил завладеть московской квартирой племянника Изгнан в Киев
Тимофей Квасцов Сосед Берлиоза Чрезмерное любопытство Поплатился свободой
Варенуха администратор Варьере Вечное вранье превращен в вампира
Римский фининспектор Варьете Равнодушие, страх перед ответственностью Напуган Геллой и Варенухой-вампиром
Соков буфетчик скопидом, вор, мошенник, накопивший денег обманом клиентов Лишен естественных радостей жизни
Латунский критик Гонения на литераторов Месть Маргариты
Николай Иванович Сосед Маргариты Подкаблучник, чинуша Превращен в борова


ВЫВОД .

Какой же вывод делает Воланд о москвичах? ( Ну что же … они люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны.. . Ну легкомысленны…ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…)

- Что испортило людей, с точки зрения Воланда? (Квартирный вопрос только испортил их…).

- Как вы понимаете это замечание Воланда? Решен ли квартирный вопрос сегодня, спустя почти девяносто лет?

Анализ ключевой сцены «Сеанс черной магии». Разоблачению "московского народонаселения", то есть раскрытию его внутренней сути, очищенной от флера показных приличий и условностей, посвящена двенадцатая (!) глава "Черная магия и ее разоблачение". В ней, как мы помним, речь идет о скандальном представлении в Варьете, вызвавшем не меньший интерес, чем в свое время казнь Иешуа в древнем Ершалаиме: "в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудринской площади. В голове этой очереди стояло примерно два десятка хорошо известных в театральной Москве барышников,.. к десяти часам утра очередь жаждущих билетов (на представление в Варьете) до того взбухла", что являла собою "змею длиною в километр". Современному человечеству свойственна та же жажда зрелищ, наслаждений, что и две тысячи лет назад.

- Итак, с какой же целью Булгаков вводит в повествование о Мастере, его романе и его возлюбленной главы о Москве и москвичах?

Вывод Воланда нам известен: человеческая природа не может так быстро перемениться: "они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их". Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, ничего не смог изменить в современной Москве. Все осталось по-прежнему.

Булгаков видит развращенность Москвы – неизбежную развращенность столицы, тем большую, чем сложней переживаемое время. Ему больно, невыносимо трудно дается эта маска сатирического описания. Но молча наблюдать писатель не может тем более – на то он и писатель. Ведь в том-то и беда, что гротескность окружающего не придумана Булгаковым – она есть часть реальности. Булгаков сам предстает здесь одним из свиты Воланда, вынужденным шутить гораздо более жестоко и долго, чем бы ему хотелось.

 

07.11

Домашняя работа

Практическое занятие № 58

Москва 30-х годов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Система вопросов и заданий (устно)

1. Какой персонаж в московском мире встречается читателю первым?

2. Зачем Булгаков «заставляет» умереть Берлиоза?

3. Обратите внимание на слова Воланда: «Раз, два…Меркурий во втором доме… луна ушла…шесть…»? Что они означают?

4. Какова судьба Берлиоза?

5. Как характеризуется в романе московский писательский мир, главой которого является Берлиоз?

6. Воланд в романе наказывает не только писателей, но и простых обывателей. Как именно, какими средствами автор изображает обывателей?

7. Меняется ли характер и мировоззрение Ивана Бездомного?

8. Какие еще герои изображаются сатирически и почему?

9. А как показана московская публика на сеансе черной магии?

10. Исследователи отмечают, что Иешуа Булгакова отличается от Иисуса Нового Завета. Каким предстает перед читателем Иешуа?

11. Каков Пилат до знакомства с Иешуа?

12. Что думает о Пилате простой народ, как воспринимает его?

13. К какому выводу приходит Пилат, допросив Иешуа?

14. Что символизирует в данном случае эта птица?

15. За что наказан Пилат?

16. Что предпринимает Пилат, чтобы оправдаться за казнь невинного человека?

17. Какую роль играет Каифа в решении казнить Иешуа с его мирной проповедью?

18. Как ведут себя люди во время объявления приговора и во время казни Иешуа?

19. Связаны ли между собой эти миры и как?

20. Чему нас учит история встречи Пилата и Иешуа?

21. Как вы думаете, почему магия Воланда названа черной?

22. Какова реакция московских обывателей?

23. Что происходит после всего этого в варьете?

 

24. ПИСЬМЕННО. Заполните таблицу «Герои-москвичи 30-х годов и наказание Воландом за их пороки».

25. Какой вывод делает Воланд о москвичах 30-х годов? Чему нас учит история московская (реакция московских обывателей на сеанс чёрной магии Воланда в Варьете)?

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 1392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!