Приведите примеры ДПИ, не упомянутого выше, и дайте характеристику.
Г. Искусство 9-Б класс
Тема: Виды декоративно - прикладного искусства: вышивка, ткачество, ковроткачество, игрушка, гончарство, художественная обработка металла, дерева, кожи, изделия из бисера. Костюмы народов мира.
Цель урока:
- познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства: вышивкой, вязанием, аппликацией, ковроткачеством, изделиями из бисера, поделками из соленого теста. Дать понятие о технологии выполнения и применения в быту.
- развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, речь, двигательную активность рук.
- воспитывать любовь к труду, народному творчеству, прививать эстетический вкус.
Ход урока.
«Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества». На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Декоративно-прикладное творчество - это умение выполнять изделие своими руками. Одна из особенностей художественного творчества представляет совой целостную систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями. В наше время разные виды творчества и декора находится на пике моды. И это неудивительно. У человека всегда была потребность в создании чего-либо, в творчестве и самовыражении. У современных людей отпала необходимость самим шить одежду, мастерить посуду и предметы быта. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В этом как раз может помочь декор или декоративно-прикладное искусство. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: предметы интерьера, мебель, посуда, одежда, бижутерия. Издревле данный вид искусства шел рядом с бытом человека, отражая его представления о мире и красоте. А что же сейчас?
|
|
На сегодняшний день существует великое множество видов декоративно-прикладного искусства, самые популярные среди которых:
• Батик — роспись по ткани (шёлку, хлопку, шерсти) специальными красками. Этот вид искусств пришёл к нам из Индии и Индонезии. В наше время особой популярностью пользуются картины на шёлке, расписанные платки, шарфы и галстуки. Благодаря разнообразию техник и материалов каждый может найти в искусстве батика что-то своё.
• Гобелен (шпалера) — это также один из видов декоративно-прикладного искусства. Это ковёр без ворса, вытканный вручную, с изображенным на нём орнаментом или сюжетом. Первые гобелены появились еще в Древнем Египте, Греции, Китае. В Европе гобелены появились в Средние века и украшали замки, дворцы и храмы. Гобелены ткутся вручную на специальном станке. С механической точки зрения техника создания гобелена очень проста, но требует от мастера немало терпения, мастерства и художественных познаний.
|
|
• Керамика — также древнейший вид искусства. В узком смысле слово "керамика" обозначает глину, прошедшую обжиг. С её помощью можно создавать посуду, вазы и другие предметы интерьера. Работа на гончарном круге позволяет отвлечься от повседневных забот, наблюдая как на ваших главах и в ваших руках рождается новый шедевр.
• Вязание (изготовление изделий из непрерывных нитей путём создания из них петель и скрепления между собой) было известно ещё во времена Троянской войны. Кроме того вязаные вещи были обнаружены в Перу и на раскопках поселений древних викингов. В настоящее время различают вязание крючком, спицами и на специальной вязальной машинке. В свою очередь, вязать можно предметы одежды (причём для любого сезона), аксессуары, предметы интерьера.
• Роспись по стеклу также набирает популярность в наши дни. Вдохновлённые средневековыми витражами нынешние мастера создают при помощи специальных красок удивительные по красоте картины на стекле любой формы и назначения (от посуды, до зеркал и стеклянных дверей). Освоить технику росписи по стеклу совсем не сложно и можно даже не уметь рисовать (шаблонами могут быть любые картинки с чёткими контурами).
|
|
Здесь перечислены далеко не все виды декоративно-прикладного искусства. Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Чем бы вы ни занимались — вязанием или резьбой по дереву, росписью по стеклу или батиком, валянием из войлока или декупажем, — любой вид творчества придаёт сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче.
Задание№1 Заполнить таблицу (выполнить на листке в клеточку)!!!!!!
Приведите примеры ДПИ, не упомянутого выше, и дайте характеристику.
№ п/п | Вид декоративно - прикладного искусства. | Основные характеристики. |
1 | ||
2 | ||
3 |
Костюмы народов мира.
Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический
интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те
социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические
|
|
периоды.
Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из
домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы,
полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной
ткани.
Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление,
где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет
начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих
поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои
приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского
костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули
простой народ. Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во
времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх
длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью,
если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода
ноги обертывали холстом (онучи). Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная
одежда молодых женщин.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной
убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды
обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют
дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
В народе русский костюм описывают так:
Заговор-заклятье
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
Украшения передавались из поколения в поколение заветными письменами, которые можно читать,
как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения
орнамента:
• Слава божеству! Праздник.
• Просьба плодородия.
• Благодарность богу за содеянное.
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях
узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились
вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой
семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную
одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий
вышиванием заполняли свое свободное время.
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному
поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды,
сближать с окружающей природой.
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному,
таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал
он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:
прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная
линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их
сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не
Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.
Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи). Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
В народе русский костюм описывают так:
Заговор-заклятье
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
Украшения передавались из поколения в поколение заветными письменами, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:
• Слава божеству! Праздник.
• Просьба плодородия.
• Благодарность богу за содеянное.
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время.
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", – говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери.
Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с
символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Задание № 2 Заполнить таблицу (выполнить на листке в клеточку)!!!!!! Определите по картинке, к какой национальности принадлежит данный костюм и опишите его особенности.
Колонки 1,3,4!!!!!!!(рисовать костюм не надо)
№ п/п | Картинка | Национальный костюм | Особенности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | |||
2 | |||
3 | . | ||
4 | . |
Удачи в работе!!! Уверена у вас всё получиться!!!!
Напоминаю оформление!!!!!!
Домашнее задание
по искусству
ученика(ученицы) 9-Б класса
за 02.11.2020г.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!