А) Романс «Нет, не любил он...», муз. итальянского композитора А. Гуэрчиа, сл. Е. Дельпрейте, рус. перевод М. Медведева



Б) «Из-за острова на стрежень», русская народная песня, сл. Дм. Садовникова

(Для сведения: «Из-за острова на стрежень» — русская песня на слова Дмитрия Садовникова, считающаяся народной. Относится к городскому романсу. Песня посвящена личности атамана Степана Разина и обыгрывает сюжет из истории возглавлявшегося им восстания. Самым известным исполнителем песни был Ф. Шаляпин.)

Мелодико-содержательный анализ песен

Размышления детей.

Рассуждаем об изменении роли лирической песни

- В качестве ответа на поставленный вопрос я приведу другие слова Юрия Всеволодовича Келдыша: «...Все эти стилевые особенности новой городской песни-романса проистекают из свойственной ей тяги к индивидуализации выражения, заострению личного начала в противоположность „собирательной“ обобщённости чувств, господствовавшей в старой крестьянской песне».

Эти слова музыковеда-историка довольно ясно говорят о том, что из нашей жизни постепенно уходит песенный жанр, корни которого находятся в народной протяжной песне. А ведь это грозит потерей связей с народным искусством, утратой национальных корней!

И, действительно, с течением времени в городской лирике стали всё реже звучать песни о природе, а песни о труде приобрели совсем иной характер. Трудно, например, представить, чтобы в наше время повсеместно зазвучали песни «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем» или рекрутские песни... «Из-за острова на стрежень», например, поют иногда просто как «воспоминание о прошлом». В основном в городе прижилась любовная лирика, т.е. содержание городской лирики сузилось, сосредоточилось на одной сфере человеческих чувств.

А теперь подумайте и скажите, какие изменения мы наблюдаем также в мелодическом языке городских песен?

Возможный вариант ответа: Она стала больше похожа на песню.

- Казалось бы, парадокс, - чем же городская лирическая или народная песня были до этого, разве не песнями?.. Но если вдуматься, то вы абсолютно правы: с позиции современного представления о песне мелодии песен стали более чёткой формы, народная песня утратила свои самые главные качества: импровизационность, вариативность, временную свободу. Общее настроение народной песни, выражавшееся в индивидуальных переживаниях, переросло в стройную форму хорового пения, где общее настроение изначально подчиняет себе поющих, обязывает подстраиваться под заданный строй песни.

Лирическая песня стала застольной, поётся за компанию, - потому исполнители не имеют возможности выразить свою индивидуальность, нюансы настроения. Таким образом, народная традиция в условиях городского быта стала терять своё внутреннее эмоциональное наполнение, подменяясь каким-то усреднённым всеобщим переживанием. Значит ли это, что мы окончательно утрачиваем традицию? В значительной мере, да. Но она ещё улавливается в песнях, которые сохранили глубокие народные корни.

 

3. Разучиваем, поем

Примером одной из таких песен, имеющих подлинно народное происхождение, но испытавших сильное влияние городской лирики, является песня «Среди долины ровныя». Прослушайте ее и поразмышляйте, что в ней сохранилось от народной протяжной песни и что появилось под влиянием городской культуры.

Слушание «Среди долины ровныя» (муз. О. Козловского, сл. А. Мерзлякова).

- Песенный характер передает чувства и состояние одинокого героя, сравнивание героя с дубом – как в народной протяжной песне. Под воздействием городской лирики заданы определенный, ровный ритм и не затянутый темп.

- Верно, ребята, эта авторская песня-романс стилизована под фольклор. Развитая плавная мелодия на широком дыхании, выпевание нескольких звуков на один слог свойственны именно народным лирическим песням.

Простота же напева, мелодичность, отсутствие варьирования мелодии и определенный, четкий музыкальный размер указывают на воздействие городской лирики. Песня просто потрясает простотой и печалью. Она ясна и величественна во всем — в понимании трагедийности жизни, в стойкости, с какой герой ее, подобный одинокому могучему дубу, переносит свое одиночество и тоску, эта песня о неразделенной любви...

Но почему тогда таким всплеском звучат в ней финальные слова: «Возьмите же все почести, все золото назад! Мне родину, мне милую, мне милой дайте взгляд»? Это истинно русская песня, хотя бы потому, что автор ее не отделяет своей любви от любви к родной земле, это песня о Родине и о том особенном, щемящем душу чувстве, что и составляет, пожалуй, основу русского патриотизма.

2) Разучивание песни «Среди долины ровныя» - учебник, ст. 137.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия (Лист самооценки)

Учащиеся заполняют «Лист самооценки»:

Узнал что-то новое Я Научился

Расстроился Я Получил радость

Удивился Я Ничего не понял

Домашнее задание. Выразительно исполнять разученные романсы и лирические песни.

2. Итог урока

Сравнивая городские лирические песни с народными мы с вами вновь вернулись к понятию «лирика». Лирика — это содержание души, непосредственность переживания чувства, выраженная в искусстве.

Народная лирическая песня возникла вследствие потребности высказать сокровенные личные чувства и переживания. И содержание лирических песен формировалось как углублённое проникновение в личное, связанное с душевными переживаниями, чувствами человека.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!