Устройство и основные канонические нормы



Православие

Что такое религия – это союз человека с Богом. Человеческая жизнь не просто сытое и здоровое сосуществование, но жизнь смысла и правды. Православная Церковь не отошла от учения Евангелия ни на йоту, она основывается на религиозном опыте, преданиях церкви и свято-отеческом учении и хранит истину в чистоте.

“Церковь есть стояк и утверждение Истины” (1Тим, 3,15). Православная религия возникла в начале первого века. Первый храм был построен Соломоном в Иерусалиме и был разрушен вавилонянами за 1000 лет до рождения Христа. После воскресения Христа и Его Вознесения в день Пятидесятницы во время проповеди апостола Петра во Христа уверовало три тысячи человек, и с каждым днем число верующих возрастало. Все уверовавшие крестились и стали жить одной церковью, то есть общиной. По проповедям апостолов число верующих умножалось, потому что люди явно чувствовали благодать Божию. Апостолы проповедовали и утверждали церкви не только в Иудеи, но и в других странах: на Востоке, Индии, на Балканах, Малой Азии. Одна религия с самого начала возникновения была в гонении – это христианская. Власть имущие боялись такого просвещения масс, боялись потерять власть. Высокая духовно-нравственная жизнь христиан пугала высшие классы.

В чем же сущность православия? Во-первых, эта религия имеет неземное происхождение. Источником православной веры является Бог – Иисус Христос. То, что Иисус Христос – историческая личность, нет сомнений, потому что об Иисусе Христе свидетельств множество. Даже Ф.Энгельс констатировал, что христианство, возникнув, “встало в резкое противоречие по отношению ко всем существующим до нее религиям.”(Л-3, стр35)

Христианство до 313года находилось в условиях жесточайших гонений. Почему христианство не погибло, а расширялось и умножалось? Потому что люди явно чувствовали Божию благодать и не хотели ее потерять; шли на смертную казнь.

Христианство единственная религия, которая признает падшую природу человека. Как Адам пал, так и мы рождаемся в падшей природе. Человек стал смертным, болезненным, тленным, страстным. Иисус Христос пришел спасти человека для жизни вечной. Иисус Христос открыл людям великую тайну: Бог – Троица. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная. И это подтверждено в Евангелии. При крещении Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Предтечи, когда он выходил из воды, то Иоанн увидел голубя телесно, сходящего на Иисуса – это Дух Святый и голос с неба: “То Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение”Все три лица пребывают друг в друге в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершенейшая Любовь. Основные заповеди Божии: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем разумением твоим и всею крепостью твоею – вот первая заповедь! Вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя”( Это слова Иисуса Христа, давшего ответ книжнику.

Зачем же пришел Иисус Христос на землю? Чтобы спасти людей от вечной гибели, чтобы восстановить общение Бога с человеком. Для спасения нужно было искупление. Спасение было совершено Самим Богом. Одними добрыми делами спастись нельзя, нужна вера во Иисуса Христа:”…Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня…”(Мф10,40). Это говорил Иисус Христос ученикам своим, посылая их на проповедь Евангелия. Нужна вера в Иисуса Христа и жизнь по заповедям Божиим. Иисус Христос говорит, что Меня любит тот, кто заповеди Божии исполняет. Из Нового Завета известно: “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.” (Ефес.2; 8-10)

Человек пал и нужно было искупление, чтобы восстановить природу падшего Адама. Для этого потребовались крестные муки и страдания. С человеческой природой соединилось само Божество. Бог пришел на землю и воплотился от Духа Святаго и Девы Марии, приобрел плоть человеческую и стал смертным, тленным, но не имел греха по своей чистой природе. Изменить падшую человеческую природу можно было через крестные страдания – это Божественный закон. Любое повреждение требует труда, подвига, страдания (привести примеры: хирург, пожар, тонущие). Это естественные явления. Иисус Христос добровольно пошел на крест, победив смерть, воскрес. После воскресения природа Иисуса Христа стала бессмертной

После воскресения Иисус Христос сорок дней ходил по земле, появлялся своим ученикам, беседовал с ними. Приближался день Пятидесятницы. Иисус Христос поднял руки во время беседы с учениками на горе Елеонской и стал отделяться от них, то есть возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида учеников. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по своим же словам, невидимо находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которых он воскресит. После суда настанет жизнь вечная, поэтому основная задача христиан, побороть в себе ветхого человека, бороться со своими страстями, иметь сердце сокрушенное и смиренное, иметь любовь в своих сердцах, творить добрые дела, которые христианин обязан делать, а самое главное – жить по вере со Христом.

Правосла́вие (калька с греч. — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») — одно из основных и древнейших направлений в христианстве, сложившееся на протяжении первого тысячелетия в Византии, в эпоху семи Вселенских соборов. Занимает третье место по численности (около 300 млн человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд) и протестантизма (800 млн).

 

Догматика

Вероучение базируется на Священном Писании (то есть Библии) и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной, используемый в богослужебном обиходе, догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры утверждающий:

  • Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога»
  • Равенство Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого и одинаковое поклонение Им и прославление Их единосущие Бога-Отца и Бога-Сына.
  • Исповедание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим, рождённого от Бога Отца прежде начала времени
  • Боговоплощение
  • Веру в распятие за людей, телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века»
  • Исповедание Святого Духа Господом, дающим жизнь и исходящим от Бога Отца
  • Веру в единство, святость и кафоличность Церкви Глава Церкви — Иисус Христос
  • Необходимость единократного крещения для оставления грехов

Кроме того, на I Вселенском соборе был утверждён Никейский символ веры, утверждающий единосущие Святого Духа Богу-Отцу и Богу-Сыну, а также истину, что Бог-Отец — Свет, а Бог-Сын — Свет от Света, на IV Вселенском соборе был утверждён догмат о двух естествах Иисуса Христа: божественном и человеческом, на VI Вселенском соборе — догмат о двух волях и двух действиях Иисуса Христа: божественных и человеческих. На VII Вселенском соборе был провозглашён догмат об иконопочитании.

Устройство и основные канонические нормы

Основные канонические нормы и институты:

  • Иерархическое священство (клир), имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. В настоящее время клирики в православии — всегда лица мужского пола. В древней церкви женщины служили в чины диаконисс. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство через непрерывную последовательность рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления», а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории были отдельные эпизоды, когда православные епископы стояли во главе государства (наиболее известны православные римские папы I тысячелетия нашей эры, новгородские архиепископы, владыки Негоши в Черногории, Президент Албании Фан Ноли, Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданных султана).
  • Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на епископское служение в Церкви
  • Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками, составляющие литургический год.

Богослужение

Общие сведения

Икона «Христос Пантократор», VI век, монастырь Святой Екатерины, Южный Синай. Древнейшее из известных иконописных изображений Христа

Исторически православие допускало использование различных обрядов, но после раскола в Церкви утвердилось почти исключительное использование византийского обряда. Литургия — главное богослужебное последование, во время которого совершается таинство евхаристии, как и в других христианских традициях, состоит из литургии оглашенных и литургии верных (их главные элементы — чтение Евангелия, и Анафора соответственно). Причащение совершается под двумя видами (Телом и Кровью Иисуса Христа). Для таинства используется вино (в русской традиции — кагор) и квасной хлеб — просфора

Исторически сложившееся в Византии общественное (церковное) богослужение заключает в себе четыре богослужебных круга: суточный, седмичный, неподвижный годовой и подвижный годовой круг, сформировавшийся вокруг праздника Пасхи.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!