Список рекомендованной литературы

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет

Кафедра философии

Диалектика: принципы, законы, категории

 

 

Утверждено

на заседании кафедры философии

Протокол № 3

от 24.11.2005г.

 

 

Донецк 2006

 

Учебно-методическое пособие к изучению темы «Диалектика: принципы, законы, категории» по курсу «Философия» (для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения всех факультетов) / Сост. Н.Н.Емельянова - Донецк: ДонНУ. - 2006. - 25 с.

 

В учебно-методическом пособии дается краткая характеристика главных проблемных блоков изучаемой темы, предлагается перечень контрольных вопросов, а также - вопросов для индивидуальной самостоятельной работы студентов. Значительное место уделено упражнениям и задачам, составленным по первоисточникам. Помимо этого, в пособии содержатся темы рефератов и тесты, охватывающие широкий круг проблем, поднятых диалектической философией. Данные виды самостоятельной работы должны способствовать более глубокому усвоению философского курса.

 

Для студентов дневной и заочной форм обучения всех факультетов.

 

Составитель          Н.Н. Емельянова, проф. кафедры философии

 

Отв. за выпуск       Т.А. Андреева, заведующая кафедрой философии

 

 

Тема: Диалектика: принципы, законы, категории

 

1. Исторические типы диалектики.

2. Принципы диалектики.

3. Диалектика и метафизика.

4. Законы диалектики.

5. Категории диалектики.

При изучении первого вопроса следует использовать изученный ранее историко-философский материал, обратив особое внимание на темы «Античная философия» и «Немецкая классическая философия». Применяя методологический принцип историзма, необходимо выяснить преемственную связь теорий, отразивших особенности диалектического мировосприятия. Осуществляя компаративный (сравнительный) анализ исторических типов диалектики, следует выделить общее и особенное в диалектике Гераклита, Гегеля и Маркса. Диалектика XIX века – это и теория, обосновывающая динамическую картину мира, и метод научного познания.

При рассмотрении второго вопроса необходимо уяснить содержание таких основных принципов диалектики, как принцип всеобщей связи и принцип развития. Прежде всего, надо обратить внимание на универсальную взаимозависимость и взаимообусловленность всех явлений действительности, выражающую единство мира. Изменения, происходящие в результате взаимодействия объектов, представляют собой различные формы движения. Необратимое, направленное изменение системы означает самодвижение, то есть развитие, источник которого находится в самом объекте.

Изучая третий вопрос важно уяснить значение метафизики в гегелевском понимании. Это понимание существенно отличается от первоначального представления о метафизике, которая трактовалась как учение о сверхчувственном. Метафизика предстает методом, противоположным диалектике, то есть создающим статическую картину мира. Разложение природных явлений на составные части, изучение их без учета развития привело к упрощенному взгляду на бытие как на нечто устойчивое и неизменное. Поэтому метафизика стала ассоциироваться с догматизмом и консерватизмом, а диалектика – с творчеством и новаторством.

Рассмотрение четвертого вопроса темы связано с постижением сущности основных законов диалектики, общих для природы, общества и мышления. Закон диалектического противоречия (закон единства и борьбы противоположностей) отвечает на вопрос «откуда» и показывает источник развития: этот источник лежит в борьбе противоположностей. Развитие определяется той из противоположных сил, которая перевешивает другую. Закон количественных и качественных превращений (закон взаимного перехода количественных и качественных изменений) отвечает на вопрос «как, каким образом» и показывает механизм развития: последнее совершается путем количественных накоплений, результатом чего становится нарушение меры и скачок – переход объекта в иное качественное состояние. Закон двойного отрицания (закон отрицания отрицания) отвечает на вопрос «куда» и показывает направление развития: оно идет от простого к сложному, от низшего к высшему, с сохранением преемственных связей. Развитие имеет спиралевидный характер, отражающий одновременно и движение вперед, и наличие связи нового со старым.

Пятый вопрос является логическим продолжением предыдущего вопроса: все парные категории диалектики представляют собой противоположности в их единстве и борьбе. В ходе преодоления противоречий путем диалектического отрицания происходит их переход друг в друга, результатом чего становится новый этап развития. Основными категориями диалектики являются следующие категории: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, явление и сущность, форма и содержание, единичное и общее. Постоянно меняясь местами, они отражают логику событий, которая становится логикой нашего мышления.

В целом, диалектика дает нам целостную картину мира, в котором все взаимосвязано и находится в постоянном развитии.

 

Контрольные вопросы к теме

 

1. Какие исторические типы диалектики Вам известны?

1. В чем состояла диалектика Гераклита?

2. Каковы основные принципы диалектики Сократа?

3. В чем состоит преемственная связь диалектики Гераклита и диалектики Гегеля?

4. Как видоизменилась диалектика в эпоху средневековья?

5. Кем представлена диалектика в немецкой классической философии?

6. Что представляет собой диалектика Гегеля?

7. Почему диалектика Гегеля явилась высшим достижением немецкой классической философии?

8. В чем выразилось влияние идей Гегеля на философию Маркса?

9. В чем основное отличие диалектики Гегеля от диалектики Маркса?

10. Каковы основные принципы диалектики?

11. В чем состоит диалектический принцип всеобщей связи?

12. В чем состоит принцип всеобщего развития?

13. Какие два значения имеет термин «метафизика»?

14. Какое содержание вкладывает Гегель в понятие метафизики?

15. В чем основное отличие диалектики от метафизики?

16. Кто из немецких философов сформулировал основные законы диалектики?

17. В чем суть закона диалектического противоречия?

18. На чем основан закон количественных и качественных превращений?

19. В чем суть закона двойного отрицания?

20. Что такое категории диалектики?

21. Какие категории диалектики Вам известны?

22. В чем суть взаимоотношений парных категорий?

23. В чем состоит значение диалектического метода и диалектики в целом?

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. На чем была основана стихийная диалектика древнегреческих мыслителей?

2. Можно ли считать античную софистику разновидностью диалектики?

3. В чем заключается отличие диалектики Сократа от диалектики Гераклита?

4. Каковы истоки гегелевской диалектики?

5. Что объединяет философские идеи Гераклита, Сократа, Гегеля и Маркса?

6. Почему в средние века произошло перерождение диалектики в схоластику?

7. В чем суть диалектики Канта?

8. В чем состоит коренное отличие диалектики Канта от диалектики Гегеля?

9. Что заимствовал Маркс из диалектического учения Гегеля?

10. Какое принципиально новое содержание внес марксизм в понятие диалектики?

11. Как действует диалектический принцип развития применительно к Вашей специальности?

12. Что означает диалектический принцип всеобщей связи в природе, обществе и мышлении?

13. Каково первичное значение понятия «метафизика» и почему Гегель вложил в это понятие новое содержание?

14. Кем представлен метафизический метод в истории философии?

15. Почему Маркс назвал метафизику тормозом научного познания?

16. Согласны ли Вы с высказыванием Энгельса о том, что метафизик за деревьями не видит леса?

17. В чем состоит позитивный момент метафизического метода в науке?

18. Почему именно диалектический метод занял ведущее место в теории познания?

19. Как проявляется единство и борьба противоположностей в природе? в обществе?

20. Действительно ли всякая противоположность существует в единстве со своей парой?

21. Каким образом в древнекитайских понятиях инь и янь отражается диалектика противоположностей?

22. Как можно доказать, что противоположности постоянно меняются местами и переходят друг в друга?

23. Каким образом в философии даосизма утверждается принцип цикличности мирового процесса?

24. Является ли борьба противоположностей абсолютной, а их единство – относительным? Или наоборот?

25. Какой момент в развитии иллюстрирует закон единства и борьбы противоположностей?

26. В чем заключается различие внутренних и внешних противоречий?

27. Какие противоречия - внутренние или внешние – играют решающую роль в любом развитии?

28. Существуют ли в наше время антагонистические противоречия?

29. Можно ли повлиять на развитие противоречий – усилить их или ослабить, ускорить или затормозить?

30. Можно ли предвидеть будущие противоречия?

31. В чем состоит различие между абстрактным тождеством и конкретным?

32. Какое убеждение соответствует диалектическому стилю мышления: «тождество исключает различие» или «тождество содержит различие»?

33. Что такое бинарная оппозиция?

34. Какому способу миропонимания соответствует теория равновесия, возникшая в рационалистической философии Нового времени (общество – равновесная система, подобная физическому миру) – диалектическому или метафизическому?

35. Чем отличается философское понятие качества от обыденного?

36. Означает ли скачок разрыв естественных связей вещей?

37. Какое понятие шире – революция или скачок?

38. Можно ли вписать законы диалектики в проблемы нравственности?

39. Каково соотношение понятий «качество» и «свойство»?

40. В каких формах выступают количественные и качественные изменения?

41. Чем диалектическое отрицание отличается от житейского?

42. Можно ли определить отрицание через скачок?

43. Почему закон двойного отрицания не называют просто законом отрицания?

44. Что такое детерминизм и чем он отличается от индетерминизма?

45. В чем различие детерминизма и фатализма?

46. Чем метафизическое понимание причины и следствия отличается от диалектического?

47. В чем состоит отличие причины от повода?

48. Каким образом возможность переходит в действительность в природе и в познании?

49. Как понимать выражение: «Наука – враг случайностей»?

50. Существуют ли чистые явления и чистые сущности?

51. В чем проявляется относительная самостоятельность формы?

52. Когда необходимо отбрасывать старые формы, а когда – сохранять?

53. Как соотносятся общее, единичное и особенное?

54. Можно ли утверждать, что с помощью категорий мы улавливаем логику явлений?

55. Как связаны между собой все категории диалектики?

 

Упражнения и задачи

 

1. Расшифруйте высказывание Гераклита: «Все существует и в то же время не существует, так как все течет, все находится в постоянном процессе возникновения и уничтожения».

2. Подтвердите справедливость утверждения Гегеля: «Нет ни одного положения Гераклита, которое я не взял бы в свою диалектику».

3. На основе анализа нижеприведенных высказываний Гераклита и Маркса покажите их преемственную связь и объясните, какой закон диалектики они иллюстрируют:

- Гераклит: «На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото обмениваются товары и на товары обменивается золото».

- Маркс: «Процесс обмена товаров осуществляется в виде двух противоречивых и друг друга дополняющих метаморфоз – превращения товара в деньги и его обратного превращения из денег в товар».

4. Объясните, в чем состоит диалектика тождества и различия.

5. Дайте истолкование следующего определения Канта: «Диалектика – это средство разоблачения иллюзий человеческого разума».

6. Растолкуйте и прокомментируйте высказывание Шопенгауэра: «Диалектика – это искусство духовного фехтования».

7. Разъясните, какую особенность кантовской диалектики критикует Гегель в следующем рассуждении: «Антиномии Канта ниспровергли господствующий в XVIII веке взгляд на противоположности. Но Кант не проник в познание истинного значения антиномий: что все действительное содержит в себе противоположные определения».

8. Дайте свое понимание высказывания Герцена: «Диалектика – это алгебра революции».

9. Докажите, что в природе нет абсолютно различных областей.

10. Объясните, как следует понимать высказывание Энгельса: «Для диалектики нет ничего святого, раз навсегда данного; на всем она видит печать неизбежного падения». Имеются ли в виду моральные проблемы? Если нет, то о чем здесь идет речь?

11. Покажите, что в приведенном высказывании Ленина содержится гегелевское открытие: «Диалектика включает в себя то, что называют теорией познания, гносеологией, которая рассматривает предмет исторически, переходя от незнания к познанию».

12. Разъясните смысл высказывания Маркса: «Производство есть потребление, потребление есть производство. Каждое непосредственно является своей противоположностью».

13. Проанализируйте высказывание Энгельса, направленное против метафизического образа мыслей: «Здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор мышления».

14. Растолкуйте суть следующих рассуждений Энгельса, содержащихся в работе «Анти-Дюринг»: 1. «Движение само есть противоречие: уже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно - в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия - и есть именно движение». 2. «Как математика переменных относится к математике постоянных величин, так вообще диалектическое мышление относится к метафизическому».

15. В.Белинский утверждал: «Без противоречий общество превратилось бы в стоячее болото». Обоснуйте правильность данного утверждения или опровергните его.

16. Прокомментируйте высказывание буржуазного ученого Мейера: «Внутренняя борьба большевистской партии была перенесена Лениным на всю действительность, хотя электрон не может быть врагом позитрона».

17. Дайте оценку позиции Маркса относительно общественного переустройства: «Нельзя взять одну противоположную сторону явления и отделить от другой. Если мы хотим изменить общество, надо изменить его целиком, устранив эти противоположные стороны, а не отрывать их друг от друга».

18. Докажите правоту следующего вывода Гегеля: «Противоречие – вот что на деле движет миром, это корень всякого движения и жизненности».

19. Разъясните суть изречения из Корана: «Мы создали все вещи попарно». Подумайте, воплощается ли в этом изречении диалектический стиль мышления.

20. Прокомментируйте поучение даосизма: «Чтобы чего-то добиться, надо начать с его противоположности».

21. Разъясните, в чем диалектический смысл древнекитайской пословицы: «Уйти далеко - означает вернуться». Подтвердите данное умозаключение.

22. Докажите, что конечное – это момент бесконечного.

23. Объясните, какую особенность развития подчеркивает Гераклит в следующем тезисе: «Противоположности сходятся, и из образовавшихся тонов возникает прекраснейшая гармония».

24. Проанализируйте следующее определение Энгельса: «Жизнь – это само себя порождающее и разрешающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь».

25. Разъясните, какой закон диалектики иллюстрируется следующим высказыванием Маркса: «Простая форма стоимости товара есть простая форма проявления заключающейся в нем противоречивости потребительной стоимости и стоимости».

26. Определите, о каком методе рассуждает Маркс: «Процесс обмена товаров заключает в себе противоречащие и исключающие друг друга отношения. Развитие товара не снимает этих противоречий. Таков и вообще тот метод, при помощи которого разрешаются противоречия».

27. Растолкуйте суть следующего высказывания Гегеля: «Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

28. Докажите, что в данных рассуждениях Декарта и Лейбница содержится абсолютизация количества:

- Декарт: материя отождествляется с протяжением, а протяжение – с величиной; значит, материя и количество тождественны, а тело и его величина суть одно и то же.

- Лейбниц: в телах все следует объяснять только посредством величины, фигуры и движения.

29. Докажите истинность гегелевского умозаключения: «Всякое изменение – это не только увеличение и уменьшение, но и переход одного качества в другое».

30. Рассмотрите утверждение Лейбница: «Ничто не происходит сразу, и одно из моих основных и достоверных положений – это то, что природа никогда не делает скачков. Я назвал это законом непрерывности». Докажите правоту Лейбница или опровергните его.

31. Согласно диалектике, качественные изменения происходят по двум принципам: 1) не было, а теперь есть; 2) было, а теперь нет. Докажите, что это именно так.

32. Проанализируйте забавные примеры из споров древнегреческих философов: 1) становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? 2) создает ли прибавление одного пшеничного зерна кучу? Объясните, какой диалектический закон эти примеры иллюстрируют.

33. Разъясните, в чем заключается различие революционных и эволюционных преобразований и в чем – их взаимодействие.

34. Обоснуйте правильность одного из определений: 1) революция – это естественный результат предшествующих ей эволюционных изменений; 2) революция – это нарушение естественного хода вещей.

35. Растолкуйте суть определения, данного Марксом: «Революции – это локомотивы истории». Дайте собственную оценку данному определению.

36. Разъясните, в чем заключается суть культурной революции. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие неоднозначность этого феномена.

37. Объясните, что имеет в виду Энгельс, утверждая, что свои величайшие триумфы закон количественных и качественных превращений празднует в химии.

38. Подумайте, можно ли сформулировать закон двойного отрицания без признака троичности. Обоснуйте ответ.

39. Сформулируйте ответ на вопрос: действует ли закон двойного отрицания в индивидуальном развитии личности? Какие качества в себе Вы считаете прогрессирующими, а какие – отмирающими?

40. Проанализируйте отрывок из поэмы Лукреция Кара «О природе вещей»: «…природа всегда возрождает одно из другого и ничему не дает без смерти другого родиться». Покажите, как в этом отрывке иллюстрируется закон диалектического отрицания.

41. Объясните, о каком типе отрицания – метафизическом или диалектическом – говорит Мефистофель в поэме Гете «Фауст»: «Я дух, всегда привыкший отрицать».

42. Определите, какой тип отрицания демонстрирует Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети»: «Мы отрицаем все… Строить – уже не наше дело. Сперва надо место расчистить».

43. Рассмотрите высказывание В.Брюсова по поводу сонета Шекспира: «Сонет – это диалектическая форма. Первая часть его – теза, вторая – антитеза, а последние строфы - становление». Определите, какой закон диалектики олицетворяет сонет.

44. Прокомментируйте четверостишие из поэмы Кириллова «Мы», ставшее своеобразным гимном представителей пролеткульта:

«Мы во власти мятежного, страстного хмеля

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»

Во имя нашего Завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!».

Объясните, какой тип отрицания здесь торжествует.

45. Обоснуйте правоту (или неправоту) рассуждения Маркса: «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих изжитых форм существования».

46. Докажите на конкретных примерах, что в развитии всегда присутствуют три момента: полное уничтожение, частичное сохранение и возникновение нового.

47. Проанализируйте высказывание Гегеля: «Новое, приходящее на смену старому – это не пустое отрицательное, а другое первого». О чем здесь идет речь?

48. Разъясните суть диалектической триады: от утверждения – к отрицанию, от отрицания – к единству с утверждаемым.

49. По словам Маркса, диалектика в позитивное понимание существующего включает в то же время понимание его отрицания. Растолкуйте суть данного определения.

50. Проиллюстрируйте примерами следующее высказывание Энгельса: «Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами. У двух различных вещей всегда имеются общие качества (по крайней мере, свойства телесности), другие качества отличаются между собой по степени, наконец, иные качества могут совершенно отсутствовать у одной из этих вещей».

51. Дайте оценку следующему высказыванию В.Дюринга: «Отрицание отрицания оказывает Марксу услуги повивальной бабки; Маркс требует, чтобы кто-нибудь убеждался в необходимости общественного владения землей и капиталом на основании веры в закон отрицания отрицания».

52. Объясните, как Вы понимаете слова Энгельса из работы «Анти-Дюринг»: «Люди рассуждали диалектически задолго до того, как узнали, что такое диалектика, и говорили прозой задолго до того, как узнали, что такое проза».

53. Докажите, что случайность – это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью.

54. Проанализируйте высказывание Гегеля: «Сущность является, явление существенно». Что имеет в виду немецкий философ?

55. Согласны ли вы с утверждением Гегеля: «Общее предшествует единичному и творит его»?

56. Проанализируйте высказывание Гегеля: «Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма - переход содержания в форму».

57. Разъясните суть определения, данного Г.Шпетом: «Случайность – это не ответ, а обозначение его отсутствия».

58. Определите, о каких видах возможности пишет Гегель: «Возможно, что сегодня вечером Луна упадет на Землю, ибо Луна есть тело, отделенное от Земли, и может поэтому так же упасть вниз, как камень, брошенный в воздух. Возможно, что турецкий султан сделается папой, ибо он человек, и может как таковой обратиться в христианскую веру, сделаться католическим священником и т.д.».

59. Проанализируйте высказывание Л.Толстого и определите, на какой позиции стоит автор – детерминизма или индетерминизма: «Если добро имеет причину, оно уже не добро. Если оно имеет последствие – награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий». Выскажите свое мнение относительно данного рассуждения.

60. На основе анализа изученного и проработанного материала сформулируйте вывод о сущности и значении диалектики.

 

Тесты

 

1.Что такое диалектика?

а) учение о Боге;

б) учение о человеке;

в) учение о всеобщей связи и развитии.

2.Кто из натурфилософов античности стоял на диалектических позициях?

а) Гераклит;

б) Парменид;

в) Ксенофан.

3.Кто является автором афоризма: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?

а) Пифагор;

б) Гераклит;

в) Анаксагор.

4.Кто основал диалектику как искусство ведения спора?

а) Сократ;

б) Демокрит;

в) Анаксимен.

5.Что пришло на смену диалектике в эпоху средних веков?

а) схоластика;

б) эвристика;

в) атомистика.

6.Что представляла собой диалектика Канта?

а) учение об антиномиях;

б) учение об универсалиях;

в) учение о субстанции.

7.Положения какого античного философа Гегель, по его признанию, взял в свою диалектику?

а) Протагора;

б) Гераклита;

в) Аристотеля.

8.Кто из немецких философов создал диалектику как научный метод?

а) Кант;

б) Фихте;

в) Гегель.

9.Кто определил диалектику как искусство духовного фехтования?

а) Платон;

б) Шопенгауэр;

в) Спенсер.

10. Какое определение Гегель дал метафизике?

а) натурфилософия;

б) первофилософия;

в) антидиалектика.

11. Каковы основные принципы диалектики?

а) индукции и дедукции;

б) анализа и синтеза;

в) всеобщей связи и развития.

12. В каких двух видах проявляется диалектика?

а) материальная и идеальная;

б) объективная и субъективная;

в) религиозная и атеистическая.

13. Что такое противоположности?

а) стороны или силы, отрицающие друг друга;

б) стороны или силы, предполагающие друг друга;

в) стороны или силы, и предполагающие, и отрицающие друг друга.

14. Что такое диалектическое отрицание?

а) полное уничтожение;

б) момент связи, преемственности и развития;

в) скепсис и сомнение.

15. Какие свойства присущи единству и борьбе противоположностей?

а) борьба абсолютна, единство относительно;

б) единство абсолютно, борьба относительна;

в) и борьба, и единство относительны.

16. Кто из философов Нового времени был сторонником теории равновесия в обществе?

а) Гоббс;

б) Спиноза;

в) Паскаль.

17. Кому принадлежит учение об антиномиях разума?

а) Декарту;

б) Канту;

в) Лейбницу.

18. Что такое бинар?

а) два противоположных понятия в единстве;

б) два антагонистических понятия;

в) два тождественных понятия.

19. Что показывает закон единства и борьбы противоположностей?

а) источник развития;

б) механизм развития;

в) направление развития.

20. Какую функцию Гегель отводил противоречиям?

а) противоречия движут миром;

б) противоречия препятствуют движению мира;

в) противоречия не играют существенной роли в развитии мира.

21. Кто из немецких философов иллюстрировал взаимодействие противоположностей на примере перехода товара в деньги и денег в товар?

а) Шеллинг;

б) Гегель;

в) Маркс.

22. Какой момент развития выражает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений?

а) источник развития;

б) механизм развития;

в) направление развития.

23. Что такое мера?

а) совокупность количественных признаков объекта;

б) совокупность качественных показателей;

в) единство количества и качества.

24. Кто из мыслителей Нового времени отрицал скачки в природе и вывел закон непрерывности?

а) Паскаль;

б) Лейбниц;

в) Гольбах.

25. Как связаны понятия отрицания и скачка?

а) отрицание – это скачок, в процессе которого осуществляется разрушение и гибель объекта;

б) отрицание – это скачок, в процессе которого осуществляется циклический круговорот и возврат старого;

в) отрицание – это скачок, в процессе которого осуществляется переход объекта в свою противоположность.

26. Какой момент развития выражает закон отрицания отрицания?

а) источник развития;

б) механизм развития;

в) направление развития.

27. Что такое диалектические категории?

а) абстрактные понятия, не имеющие отношения к реальной действительности;

б) общие фундаментальные понятия, выражающие существенные связи действительности;

в) моральные понятия.

28. Что такое детерминизм?

а) учение о всеобщей причинной обусловленности;

б) учение о субстанции;

в) учение о морали.

29. Какой закон диалектики объясняет отношение причины и повода?

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

в) закон отрицания отрицания.

30. Возможно ли не только превращение возможности в действительность, но и наоборот – превращение действительности в возможность?

а) возможно;

б) невозможно;

в) возможно в очень редких случаях.

31. Что такое необходимость?

а) то, что нужно человеку;

б) то, что обусловлено внутренней природой объекта;

в) то, что обусловлено внешними обстоятельствами.

32. Является ли единство формы и содержания границей существования предмета?

а) является;

б) не является;

в) иногда является.

33. С чего начинается изменение качества предмета – с изменения сущности или явления?

а) с изменения сущности;

б) с изменения явления;

в) с изменения сущности и явления одновременно.

34. Справедлива ли аналогия между сущностью и явлением с одной стороны и ядром и скорлупой – с другой?

а) да;

б) нет;

в) в отдельных случаях.

 

Виды контроля

 

1. В конце лекции – контрольное задание аудитории: одной-двумя фразами сформулировать сущность диалектики. Заслушать варианты, скорректировать, сделать вывод.

2. Задание на семинар: работа студентов малыми группами по исследованию законов и категорий диалектики с привлечением данных по своей специальности.

3. Подготовка рефератов по изучаемой теме.

Темы рефератов

 

1. Античная софистика и диалектика Сократа: общее и особенное.

2. Диалектика Гераклита – преддверие диалектики Гегеля и Маркса.

3. Сравнительный анализ диалектики Канта и Гегеля.

4. Сущность диалектического метода.

5. Взаимодействие противоположностей – движущая сила развития природы и общества.

6. Антагонистические противоречия – миф или реальность?

7. Противоречивый характер социально-культурных и духовных процессов современного общества.

8. Действие закона количественных и качественных превращений в науке.

9. Сравнительный анализ диалектического и метафизического отрицания.

10. Действие закона отрицания отрицания в индивидуальном развитии личности.

11. Свобода и необходимость как реалии человеческого бытия.

12. Проблема единичного и общего в истории философии.

Ключевые понятия

 

Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии; философский метод, взгляд на мир в целом.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями.

Противоположности – стороны или силы, которые исключают и одновременно предполагают друг друга.

Противоречия – отношения между противоположностями.

Количество – внешняя определенность объекта, выражаемая числом.

Качество – внутренняя определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не другим.

Мера – единство количественных и качественных свойств объекта.

Отрицание – отношение между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта.

Категории – общие фундаментальные понятия, выражающие существенные связи действительности.

Причина – явление, действие которого вызывает другое явление.

Следствие - явление, порожденное другим явлением.

Возможность – тенденция к становлению объекта.

Действительность – реализованная возможность.

Необходимость – совокупность свойств и связей объекта, обусловленных его внутренней природой.

Случайность - совокупность свойств и связей объекта, обусловленных внешними обстоятельствами.

Сущность – совокупность необходимых свойств объекта.

Явление – внешнее обнаружение этих свойств.

Содержание – совокупность всех элементов объекта, их взаимодействие, а также взаимодействие с другими объектами.

Форма – организация устойчивых связей между элементами объекта.

Единичное – категория, выражающая факт существования многообразных объектов.

Общее – категория, выражающая единство этого многообразия.

Особенное - категория, объединяющая единичное и общее в рамках целого.

 

Список рекомендованной литературы

Основная

 

1. Философия / Под общей ред. В.Г. Кременя, Н.И. Горлача. – Харків: Прапор, 2004. – С. 396-412.

2. Філософія: Навч. посібник. / За заг. ред. Ю.В. Осічнюка. – К.: Атіка, 2003. – С. 357-434.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 1997. – С. 401-491.

4. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. – Философия: Учеб. пособие. 4-е изд. – СПб: Питер, 2004. – С. 52-92.

5. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Тетра Системс, 1998. – С. 75-154.

6. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 326-335.

7. Философия: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – С. 481-505.

8. Щерба С.П., Тофтул М.Г. та ін. Філософія: Короткий виклад: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С. 203-249.

9. Гегель Г.В.-Ф. Наука логики: Соч. в 3-х т. – М.: Изд-во полит. литературы, 1970. – Т. 1. – С. 137-168, 237-347; Т. 2. – С. 31-66, 121-138; Т. 3. - С.30-36.

 

Дополнительная

 

1. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 215-361.

2. Корет Эмерих. Основы метафизики: Пер. с нем. / Ред. В.А. Демьянов. – К.: Тандем, 1998. - 248 с.

3. Гурина М. Философия: Учеб. пособие: Пер. с фр. – М.: Республика, 1998. – С. 180-243.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2005. – С. 149-154, 262-307.

5. Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1998. – С. 218-242.

6. Гусев В.І. Вступ до метафізики: Навч. посібник. – К.: Либідь, 2004. – С. 15-70, 90-98, 330-402.

7. Петрушенко В.Л. Філософія: Навч. посібник. - 3-е вид., переробл. і доп. – Львів: Магнолія Плюс, 2004. – С. 473-511.

8. Філософія: Навчально-методичний посібник. / Л.А. Маленкова та ін. – Харків: Одіссей, 2004. – С. 150-164.

 

 

Учебное издание

Учебно-методическое пособие к изучению темы «Диалектика: принципы, законы, категории» по курсу «Философия» (для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения всех факультетов).

 

Емельянова Наталия Николаевна

 

 

Редактор Р.В.Щадько

 

План изд. 2006г., поз. №

Подписано в печ. Формат 60/84 1/16. Бумага офсет. Печать офсет. Усл-печ. л. Усл-изд. л. Тираж экз. Заказ №. Цена договорная

Донецкий национальный университет, 83055, Донецк–55, Университетская, 24.

Лаборатория компьютерных технологий, 83055, Донецк–55, Университетская, 24.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!