Характеристики лирического героя М.

ПОЭЗИЯ МАЯКОВСКОГО

Он родился в глухой провинции в семье лесничего, рано, в 13 лет, потерял отца. Отец умер внезапно и нелепо, от заражения крови, уколов булавкой палец. Эта травма осталась у М на всю жизнь. Он всегда возил с собой на гастроли пластиковый индивидуальный стакан, избегал рукопожатия, протирал платком дверные ручки. Впечатлителен. В гимназию поступил в Кутаисе. При поступлении не смог ответить на вопрос священника, что такое око. У М есть целый ряд прозаических произведений, где остроумно и с юмором описываются ситуации, которые с ним происходили. (Я сам – эта история «поэтому возненавидел сразу всё древнее, всё церковное, всё славянское, возможно, отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм»). Это готовый футурист. Слово ненависть, которая здесь появится, будет повторяться часто, демонстрируя дерзкую позу хулигана, контрастность, предельность чувств.

Я сам, глава Необычайное, о семилетнем ВВ, который верхом с отцом объезжает лесничество, подъезжает к клепочному заводу и видит, что ночное небо, которые освещается работой завода, среди тьмы залитое светом пространство. «после электричества перестал интересоваться природой, неусовершенствованная вещь». С малых лет демонстрирует внутренние предпосылки присоединения к футуристам.

О природе М писать будет очень мало, практически ничего. Пейзажных нет, есть издевательские пассажи. В позднем тексте 1924 года стих о Тереке: от этого Терека в поэтах истерика.

На место природы встает тема города. М поэт-урбанист. В поэме «150 миллионов» напишет «мы тебя доконаем мир романтики…». Структуру личности М охарактеризовал Пастернак, сказан, что М. характеризует «врожденная тяга к чрезвычайности». Она и определит позиция М и в литературе и в России предреволюционного периода и советского времени.

Это обнаруживает склонность к революции. Он читает нелегальную лит, посещает марксистский кружок, участвует молодым человеках в митингах, считает себя социал-демократом.

В 1906 году умирает отец М и семья перебирается в Москву. Здесь он увлекается идеями большевизма. В 1908 году вступает в РСДПР, ведет партийную работу, трижды попадает в тюрьму. В третий раз находясь в заключении знакомится с литературой, оказавшись один на один с книгами внимательно читает, трепета перед тем, что сделано предшественниками, не испытывает. В главке «11 бутырских месяцев» опишет эту ситуацию так: перечел всё новейшее, символисты, темы, образы не моей жизни, попробовал писать также, но про другое, оказалось, так же про другое нельзя, вышло ходульно и рефлаксивно. Потом будет хвастаться, что не дочитал Анну Каренину. – это поза. Освоил быстро литературное наследие, но такая маска больше соответствует футуризму. После этого заключения уходит от занятия революционной деятельность, в 10 году идет учиться живописи и в 11 поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Хорошо рисует М, в это уч заведение имеет право поступать, получается на первых порах, его занятие искусством – занятие искусством изобразительным. Пока это будущий художник. В этом учебном заведении знакомиться с Давидом Бурлюком. Это была знаковая встреча, они увлечены современным иск и постепенно начинают писать футуристические стихи. 11-12 М провозглашает что именно в это время он становится поэтом футуристом и именно это время связывают с началом футуризма в России. (М писал стихи раньше и лит увлекался раньше, но это своеобразная легенда о себе, жизнетворчество).

Дебютирует в сборнике «Пощечина общественному вкусу» 1912. То, что было написано до этого, он не считает важным: когда последний раз выходил из тюрьмы отобрали тетрадь с записями, т.о. стихи были утрачены и вообще не нужно обращать внимание на то, что они когда-либо существовали. Опубликовал стих «Утро» и «Ночь». Видно, что их пишет ученик Училища искусства. Имеет большое значение живопись и опыт кинематографа. Используется принцип монтажа, видно, что поэт не ставит перед собой задачу выстраивать полную хронологическую ситуацию, не пропуская звенья. Он выбирает несколько эффектных захваченных оператором картин, прием остранения (сделать странным), привычные вещи показаны с необычного ракурса. Стихотворение Ночь строится как загадка, в основе зрительный образ. Утро более изящное, там тоже реализуется принцип кубистической живописи, но не так ярко и плакатно как в Ночь. Первые два стиха вводят в тему города. Говорят, что ранние тексты М как будто написаны на улице.

Город – специфичен. Для итальянских футуристов, город – объект любования, для русских – машина. Герой сражается за свою самость, индивидуальность. Жизнь города описывается экспрессивно, в эпатирующих образах. Характерные приемы литературные: гипербола, литота, метафора. Город с одной стороны описан так, что мы его зримо представляем, через слова в восприятии читателя возникают зрительные картины, с другой это город страдающий. Стихотворение «А всё-таки». Речь идет о звуки, позиционирует себя как поэта кричащего. Используется тот же принцип, образы визуализированы. Звуковая материя находит форму.

«Я». Лирический герой – поэт – страдающий, городские жители страдающие, город. Зрительные образы. Реальные картины описаны специфическим языком.

Главное: город антропоморфичен, в описании города использован как главный прием соотношение с человеком, город похож на человека. Обычно человека сравнивают с объектом природы. (улица проявилась как нос сифилитика)

Характеристики лирического героя М.

Герой автобиографический.

Его зовут ВВМ. Первая книга «Я» 1913 год. Первая большая вещь – трагедия «Маяковский». Очень много пишет о себе и своей позиции в лирике.

2.Герой человека-бог. Мало того, что он дерзкий, хулиган, он еще и ставит себя на место Бога (версты улиц взмахами шагов мерю). В центре мира – сам герой. Может бросать вызов Богу. Антропоцинтризм миропонимания – по М в центре мира стоит человек. (Как же себя мне не петь, если каждое движение мое огромное необъемлемое чудо. Поэма «Человек» 1917).

3.Герой трагический. Его раздирают противоречия. Он не может просто радоваться тому, что он молод и красив. Вся лирика М до революции – крик о спасении. В надрыве он сообщает о том, на сколько тяжелы его страдания. (о том, что горю, (прибывает в апреле, самый счастливый – май. То, что должно обернуться счастьем, но этого не происходит «я с сердцем до мая ни разу не дожили, а прожитой жизни лишь сотый апрель»)

4.Социальная восприимчивость. Обращен против мещанства, сытости, прозаседавшихся. Берет на себя вину на то, что мир несовершенен. Именно поэтому он страшный моралист. (Нате. Кстати, читал в ресторанах, вызывая гнев публики. Но для него это принимало особое значение, это не что-то чужое, над чем он может глумиться, а то за что все и он виноваты).

5. Особое отношение к искусству, поэтическому творчеству. Футуризм – это еще и некая активная соц позиция. М иск воспринимает как средство переделать мир. 1914 - Нам слово нужно для жизни, мы не признаем бесполезного искусства. Он хотел, чтобы искусство не отражало, а изменяло жизнь. По этой причине много в текстах лозунгов, призывов, глаголов в повелительном наклонении.

В дореволюционных крупных вещах герой предстает таким.

Трагедия 1913 «Владимир Маяковский».

«Облако в штанах» 14-15

«Флейта позвоночник» 15

«Война и мир» 15-16

«Человек» 16-17

Здесь центральные темы поэт и сытые, богоборчество, любовный треугольник.

Ранние вещи М однотипны по композиции. В.Н.Альфонсов выделил три элемента композиции:

  1. заявка героя. Я противопоставлено вы. Герой против толпы. Крупным планом дан герой, он трагичен, он глашатай.
  2.  Испытание героя. Он выходит в мир и предлагает себя людям, пытается реализовать заявки -сюжет борьбы.
  3. Возращение в себя. Итоги борьбы, оказывается, что он снова одинок, желание не осуществимо.

 

«В.М». Трагедия – крик одинокой души. Герой – В.М., поэт 20-25 лет. Горожане персонифицируют весь людской люд, с другой стороны самого поэта в его разных ипостасях (старик, человек без глаза, без головы, с растянутым лицо, с двумя поцелуями. Странный герой, о таких не скажешь заранее, что они счастливы. Это трансформируется в то, что они не счастливы, а город безжизнен (мосты заломили железные руки). Человек раб вещей. Даже Христос от этих страданий сбежал с иконой.). Поэт называет себя последний, берет на себя ответственность за развитие этого города. Рисуется картина конца света. Он должен спасти людей, привести их к свету. (Маяковский – настоящая фамилия, роль пророка, спасителя человечества). Чувствует в себе силы вести за собой людей и привести их к счастью. Страдающие люди несут к поэту свои слезы и слезища. Он устраивает праздник нищих, желая забрать у них слезы, а так же восстание вещей, пытается освободить их от странных имен (выступает тут как футурист). Реально он сделать ничего не может, тонет в слезах. Понимает свое бессилие, заканчивается пессимистично. Всё, что сначала преподносилось как попытка что-то изменить, в конце обернулось остылом к запискам сумасшедшего Гоголя (сравнение с королем испанским.) Трагедию поставили в Петербурге, и она грандиозно провалилась, была слишком непонятной, потому что это нужно читать, постепенно разгадывая его загадки.

Нарастает потребность социального протеста и бунта.

1914 – ставит вопрос о теме революционной.

«Облако в штанах» была написана в 15 году, а опубликована только после революции. Она была начата в Одессе, где футуристы были на гастролях. М переживает драму отвергнутой любви с Марией Денисовой. В основе лежат реальные события. Но впоследствии он считал, что эта история послужила только импульсом, однако сохранил имя Мария, считая его самым женственным. Первое издание было посвящено Лили Брик. Важное значение имеет предисловие. «Долой вашу любовь, долой ваше искусства, долой ваш строй, долой вашу религию». Из них строится и сюжет. Изначально текст озаглавлен 13 апостол. Герой себя позиционирует с ним. Иронический подтекст. Но и выражена функция человека – вести благую весть. Начало – экспрессивное вступление. Облако в штанах – метафора, которой герой характеризует самого себя. Страстный монолог продолжается и самая главная сложность в поэме – монолог, который постоянно хочет стать диалогом, апостол ждет отклика, но ответа нет. – трагедия. Вселенная с закрытым ухом - Образ ставящий крест на всей идеи донести что-то до вселенной.

 Так первая часть о любви. Герой ждет возлюбленную Марию, она долго не появляется, потом приходит и говорит, что выходит замуж. Это он воспринимает как трагедия. Здесь показателен эпизод с нервами. Реализованная метафора. Перепутано «перчатки замш». Сначала трагедия связанная с конкретными людьми, потом обществом, самими отверженными. (Распни, распни его).

Часть об искусстве. Старые формы не подходят для того, чтобы изображать новую жизнь. Выступает за создание языка улицы –крика, акцентный стих, лесенка, рифмы, особая интонация.

  1. Он верит в то, что революция станет тем горнилом, из кт выйдет новый человек.

Последняя часть исполнена патетики и сарказма, так о боге мало кто дерзал писать. Это хулиганский тон атеиста, но описано с таким сарказмом, что видно, что бунт этого одиночки обречен на порожние. (тело просит как молитву). Разговор с богом. (Хочешь? Не хочешь? - Ответа нет). Нет никаких авторитетов. Поэтический язык виртуозно.

 

До публикации поэма читалась публично и в разных аудиториях. Там познакомился с Лилией Брик. Маяковский страстно влюбленный в Л.Б. Они жили в втроем. Л.Б.не любила Маяковского за то, что он был Маяковским. «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». Он никогда не достигал гармонии в этой любви.

«Лиличка». Оформляется определение любви – жертвенный огонь искупления. Это останется на протяжении всего творчества и после революции.

«Война и мир». Поэма о первой мировой войне. Свое отношение к войне: принял взволнованно, сначала только с декоративной стороне, война отвратительна – страданием людей. Для М война – это безумие, а голос поэта должен прозвучать по-человечески, война никому не нужна, она не победа.

Отсюда мост к поэме «Человек». Человек разумный – чудо 20 века, может стать центром мироздания. Строиться по Евангелие (рождество М, страсти М). Пафос богоборчества. Всё, что может сделать бог, может сделать и человек. Герой на небе видит творческую мастерскую Бога. Так он возносится обладаем вселенной, но там ему некомфортно, ему лучше в мире страданий, потому что там он дома. Поэтому жертвенный человек возвращается на землю и страдает за человечество во имя любви к человечеству.

 

В 15-16 годы М работает в жанре сатирического гимна. Около 30 сатир опубликованы в журнале «Новый сатирикон»: Гимн судье, гимн критику, гимн ученому. Нет неологизмов.

 

Послереволюционное творчество.

Врожденная тяга к чрезвычайности.

Очень скоро восприятие революции обернулись трагической утопией. Магистральное направления творчества после 17 года – воспевание революции «Наш марш», «Левый марш». (Товарищ – на баррикады!). В пьесах «Мистерия буфф». Создается «Советсткая азбука» в окнах РОСТА, «150 миллионов», «Хорошо», «ВИЛенин». Правда не во всех случаях командорская поступь остается стабильной.

Теоретическая база ЛЕФТ – левый фронт искусства. Нужно делать то, что отвечает времени. Нужны агитки, просвещающие, направляющие на путь соц развития. Поздний М готов даже отказать Джаконде, потому что ее в столовой не повесишь. Нужно искусство влияющее на массы. Он сделал это совершенно сознательно, понимая, что эти произведения хуже, чем ранние. «…шершавым языком плаката».


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!