Освобождение от пут кармы – основная задача последователей джайнизма.

Лекционное задание и Лекция по дисциплине

«Мировые религии: история и современность»

на период с 23.10.2020 г. по 30.10.2020 г.:

 

Тема 7.2. Джайнизм: история, вероучение, современность.

Вопросы лекции:

 

1. Джайнизм и его возникновение.

2. Джайнское вероучение и основные направления джайнизма.

3. Современная география джайнизма.

Литература:

 

1. ТЕКСТ ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ЛЕКЦИИ !

2. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Викторов В.Ю. Религиоведение (С. 289-293, источник прилагается).

3. Самостоятельно найденный материал.

СУТЬ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

1. Законспектировать ОСНОВНОЕ из предоставленной лекции на не менее, чем 3-х страницах! Данная лекция может быть дополнена/расширена строго по желанию на основе предоставленного источника, а также самостоятельно найденного материала.

ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

1. ЗАДАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО В ТЕТРАДИ РУЧКОЙ, СФОТОГРАФИРОВАНО И ПРИСЛАНО!

2. Выполненные задания присылаются студентами старостам курса Дудникову Д. и Рыбаловой М. соответственно, которые архивируют их в один файл и присылает его преподавателю в нижеуказанный срок!

3. Заархивированный файл присылается ТОЛЬКО на этот адрес электронной почты: a.kozlovskiy@donnu.ru

 

ОЦЕНКА ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

От 0 до 2 баллов!

 

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

30.10.2020, 09.00 по МСК.

 

ПОЗЖЕ ЭТОГО СРОКА РАБОТЫ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ, А ОСТАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДОЛГОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТРАБОТАНЫ, НО ЗА КОТОРЫЕ БАЛЛЫ НЕ БУДУТ ВЫСТАВЛЕНЫ!

ВНИМАНИЕ!

ДАЛЕЕ – ТЕКСТ ЛЕКЦИИ!

Тема 7.2. Джайнизм: история, вероучение, современность.

Вопросы лекции:

 

1. Джайнизм и его возникновение.

2. Джайнское вероучение и основные направления джайнизма.

3. Современная география джайнизма.

 

Джайнизм и его возникновение.

 

Джайнизм – это одна из дхармических религий полуострова Индостан (Индия). Ее название происходит от санскритского слова «джина», означающего «победитель». Так, джайнизм не признает авторитета индоарийского ведизма, и является относительно неортодоксальным религиозно-философским учением.

Время и место его возникновения – середина І -го тысячелетия д.н.э, Северная Индия. В это время появились индийские аскеты-шраманы, бросившие вызов ведийской религии. Впоследствии, с началом новой эры мировой истории, он распространяется в остальных регионах обширной Индии, испытывая серьезную конкуренцию со стороны буддизма, тех или иных направлений индуизма, а затем – ислама. Примечательно, что сами джайны считают, что их религия существовала вечно/всегда, и на протяжении всей человеческой истории проповедовалась 24 пророками (тиртханкарами).

Из всех этих полумифических пророков наиболее достоверные исторических сведения существуют о последнем из них – Джине Махавире, жившем в VI-V вв. д.н.э. Его, собственно, и принято считать основателем джайнизма. Как и Сиддхартха Гаутама (Будда), Вардхамана родился в царско-кшатрийской семье. Покинув с разрешения своего старшего брата Нандивардханы в 30 лет дом, путешествовал по Индии в течении 18 лет, предаваясь изнурительным аскетическим практикам. Первые 6 из этих 18 лет путешествовал со своим соратником – адживиком Маскарной Гошалой. Затем они поссорились и их пути разошлись. Согласно преданию, на 10-й день луны месяца вайсакх (май-июнь 557 г. до н.э.) в городе Амбхигриям, на северном берегу реки Риджупалика, он достиг всеведения (кеваладжняна), и стал называться Джина Махавира.

После достижения такого всеведения Махавира вступил в диспут с 11 учёными брахманами, в котором и победил. Эти брахманы стали первыми учениками-ганадхарами Махавиры, которых он наделил знаниями о джайнской Дхарме. Наиболее известными из его последователей, то есть учеников-гандхаров были, например, Индрабхути и Судхарман.

Остальную часть жизни Джина Махавира посвятил проповеди своего учения, путешествуя по Индии. Смерть Джины и его полное освобождение (нирвана) состоялись в г. Пава в 527 г. до н.э.

 

Джайнское вероучение и основные направления джайнизма.

 

Записи содержания джайнского вероучения осуществлялись уже последователями Махавиры через несколько столетий после его смерти. Религиозная борьба за сохранение джайнизма велась с представителями буддизма, индуистского брахманизма, различными шраманскими течениями внутри самого джайнизма. В III в. до н.э. в Паталипутре состоялся Первый джайнский собор, посвященный кодификации учения Махавиры.

Существует два направления в джайнизме: дигамбары и шветамбары. Представители первого направления считают полную наготу тела приближением к жизненному примеру самого Махавиры, вторые же – носят белые одежды. Изначально между ними не существовало вероучительных противоречий. В различиях отражалась специфика джайнизма на юго-востоке и северо-западе Индии. Однако уже в V в., а по другим данным – в I в. нашей эры произошел окончательный раскол джайнизма на строгую дигамбарскую и умеренную шветамбарскую вероучительные ветви.

Основные расхождения между этими двумя направлениями джайнизма лежат в сфере религиозной практики, описания биографии самого Махавиры и подлинности религиозно-канонических текстов: каждое из двух этих направлений имеет свои, по их мнению, истинные источники.

Одним из наиболее авторитетных письменных источников, признаваемых обоими направлениями джайнизма, является текст «Таттвартхадхигама-сутра», автор – Умасвати. В нем изложено всё джайнское религиозно-философское учение. Огромное значение имеют также тексты дигамбара Кундакунды. Также в рамках дигамбарской школы джайнизма известными являются сочинения Самантабхадры, Амритачандры Сури, Немичандры Сиддханты Чакравартина. В свою очередь, религиозный канон шветамбаров состоит из 45 различных текстов, отвергаемых дигамбарами. Так или иначе, но священные тексты обоих направлений джайнизма излагают вероучение джайнизма, джайнскую мифологию, этические заповеди и т.д. Существуют и неканонические джайнские сочинения, посвященные вопросам грамматики, поэзии, философии и т.д.

В джайнистком учении не существует единого бога, который бы выступал создателем, хранителем и уничтожителем мира и всего живого в нем. Пантеон джайнизма включает четыре типа богов, которые также подчинены законам кармы. Это: бхаванавасины, вьянтары, джьотишка, вайманика.

Так, базовыми религиозными категориями джайнизма являются: 1) душа (джива);2) не-душа (аджива);3) приток (асрава) кармы;4) связанность (бандха) души с ее кармой;5) остановка (самвара) притока;6) уничтожение (нирджара);7) освобождение (мокша);8) добродетель (пунья);9) порок (папа).

Например, «джива» – это бестелесная, бессмертная, действующая сущность, обладающая сознанием (четана) и устремлением (упайога), проявляющаяся в виде знания (джняна) и видения (даршана). Душа обладает правильным знанием, правильным видением, правильной силой и правильным поведением. Такой душой, согласно учению джайнизма, обладает все живое на этом свете. В свою очередь, Не-душа (аджива) – это: материя (пудгала), движение (дхарма) и покой (адхарма), пространство (акаша) и время (кала).

Освобождение от пут кармы – основная задача последователей джайнизма.

Последователи джайнизма свято соблюдают следующие пять этических обетов во имя просветления и освобождения от кармы: 1) не причинять вреда (ахимса); 2) не лгать (сатья); 3) не воровать (астейя); 4) не стяжать (апариграха); 5) соблюдать целомудрие, либо супружескую верность (брахмачарья).

В джайнизме запрещено есть мясо, яйца, рыбу. Не рекомендуется заниматься той деятельностью, которая может причинить вред чему-то живому. Например, следует избегать земледелия или строительства, охоты, ловли рыбы и т.д. Существует и целый ряд дополнительных обетов.

Особое место занимает обет под названием «саллекхана» – добровольный уход из жизни посредством постепенного уморения себя голодом. Полагается, что это самый эффективный способ избавления души от пут кармы.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!