Вопрос 1. Понятие «Средневековье». Периодизация. Роль христианской теологии и церкви в духовной жизни общества.



 

Тысячу лет занимает средневековый период в истории человечества. Прежде всего искусство Средневековья - это искусство феодальной формации новой религии - христианства, что повлекло за собой создание новой картины мира, определенных мировоззренческих установок. Христианство положило начало совершенно новой культуре, которая признала в человеке личность, которая смотрела на человека как на земное воплощение божественного начала.

Христианство явилось качественно новой религией. Языческие боги, воплощавшие в себе явления природы, были почти материальны и жили по людским законам. Они были доступнее и ближе к человеку. И человек мог обезопасить себя с помощью жертвоприношений. Совсем иное в новой религии. Христианский бог - глубочайшая тайна, и нет никаких возможностей разгадать ее. "Непостижима сущность и неисповедимы пути Его" (Новый Завет). Бог - творец, и мироздание - его творение, его произведение, в котором существует мир "горний", божественный, и мир "дольний", материальный. А между ними - человек, созданный Им по образу и духу своему. На смену телесному античному герою приходит человек одухотворенный. Вся культура и искусство Средневековья - суть актуальность и торжество духа. Никогда искусство не занимало такого глобального места в духовной жизни человечества, как в средние века. Христианский храм был не только "кораблем для спасения души", но и, с точки зрения современного человека, - музеем, вобравшим в себя все виды изобразительного искусства.

Однако красота искусства Средневековья была открыта и признана только в начале XIX в. французскими и немецкими романтиками. Фундаментальное изучение искусства этого периода начинается на рубеже XIX-XX вв.

Понятие "средние века" возникло в Италии в XV- XVI столетиях. "Мрачной эпохой" называли промежуточный период между прекрасной античностью и временем Ренессанса. Действительно, если рассматривать произведения средневекового искусства с позиций классической эстетики - оно "другое". Искусство классическое строится на мимезисе, подражании природе. Искусство Средневековья ирреально, трансцендентно в своей основе. Оно сложно для понимания и восприятия: для того чтобы понять всю глубину смыслов, заключенных в архитектуре, скульптуре, живописи, нужно быть "посвященным".

Важнейшую роль в понимании искусства средних веков сыграли венская школа искусствознания во главе с Алоизом Риглем и Максом Дворжаком, школа иконографии во главе с французским ученым Эмилем Малем и русский ученый, историк церковного искусства И.П. Кондаков. Они посвятили свою научную деятельность расшифровке смысла средневековых изображений. В середине и второй половине XX в. в искусствознании наблюдается все возрастающий интерес к Средневековью.

Рассматривая средневековое искусство в контексте художественной культуры, современные теоретики находят его связь с искусством предшествующей поры и определяют его значение для последующего развития искусства. Так, влияние древнерусской иконы на искусство авангарда XX в. признается почти всеми историками и теоретиками, которые занимаются современным периодом. Наиболее ярко средневековое искусство проявилось в трех географических центрах: Западной Европе, Византии и Древней Руси.

Для того чтобы понять средневековую культуру, важно проследить истоки зарождения христианского мировоззрения. Христианская религия сложилась во II в. н.э., в последний период Римской империи, в период безвыходного кризиса, тупика, к которому пришла рабовладельческая формация. Христианство зародилось в лоне языческой религии как надежда на переустройство и поначалу жестоко преследовалось. Пусть и в другом мире, оно обещало райское блаженство для праведников и бедняков. Идеи раннего христианства нашли художественное выражение в живописи на стенах римских катакомб - вырытых в земле длинных коридоров, где собирались первые христиане для совместных трапез и проповедей, здесь же они хоронили своих усопших. Самые ранние росписи относятся ко II в. н.э., и именно с них начинается история изобразительного искусства раннего Средневековья. Темы росписей были взяты преимущественно из Библии; позднее, с IV в., используются евангельские сюжеты. Но уже в этих росписях появляются новые черты, которые будут характерны и для дальнейшего искусства: плоскостность, линейность, обобщенность формы, иррационально понятое пространство. В трактовке фигур уже отчетливо проступают зачатки христианского спиритуализма, стремящегося не к передаче реальных физических черт облика человека, а к созданию его духовного образа, образа бестелесной души. Вторая главная черта христианского искусства - символичность. Так, Христос изображается в образе доброго пастыря, на своих плечах держащего овцу, - символ спасения души человека. Один из самых распространенных образов в росписях катакомб - фигура с поднятыми руками - Оранта, символ представления перед богом души усопшего. Изображения птиц, растений, рыб - все суть символические мотивы, смысл которых был понятен только "посвященным". Символика, используемая христианами, была "конспирацией", способом скрыть от постороннего глаза и защитить все связанное с новой религией. С другой стороны, по мнению современного российского искусствоведа Ц.Г. Нессельштраус, "христианство возникло в период распространения в философии учений поздней античности - символического истолкования явлений материального мира, в которых видели только отблеск или знак высшей реальности, недоступных чувственному восприятию человека и лишь отчасти постигаемых его внутренним духовным взором". Прикоснуться к божественной сущности можно лишь попытавшись проникнуть в истинный смысл бытия, скрытый за поверхностью материальной формы.

Смена эпох, мировоззренческих установок находит выражение фундаментальное, и прежде всего в архитектуре. Архитектура является зримой летописью веков. Насколько известно, первоначальные христиане не видели необходимости в строительстве храмов. "Какой храм Ему построю, когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я, человек, люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое существо? Не лучше ли содержать Его в нашем уме и святить его в глубине нашего сердца?". Так говорил апостол христианства Марк Минуций Феликс в 180-х гг. Генезис христианского храма таков: сначала христиане собирались в подземных коридорах (катакомбах); затем в частных домах для совместных трапез и молитв; потом появились "церковные дома". В 313 г. христианство было официально признано и стало государственной религией империи. Церковь вышла из подполья. Языческие храмы были закрыты. Новый статус церкви потребовал создания больших храмов.

Огромную роль в становлении культуры после падения Римской империи играли монастыри. Монашество возникло на Востоке, в Египте, затем в Византии, а с V в. - в Европе. Культ святых, а также реликвий, которые считались чудотворными, был распространен в Европе. Монастыри строились в глуши, а церковь возводилась на месте захоронения какого-либо христианского мученика. Монастырь - это замкнутая организация, где все подчинено уставу: монахи трудились, производя все необходимое для жизни, переписывали книги преимущественно религиозного содержания в специальных помещениях - скрипториях. Здесь были библиотеки, хранившие рукописи, школы, где обучались грамоте. Со временем монастыри превратились в главные очаги интеллектуальной жизни средневековой Европы.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!