Музыкальная жизнь в XVII веке

Лекция 6.

Музыкальная культура Руси XVII века

Историческая обстановка

XVII век - один из сложнейших этапов развития истории Русского государства. На рубеже XVI – XVII веков страна пережила глубокий духовный, социальный, экономический, внутри- и внешнеполитический кризис:

1. Этот период получил название Смуты, Смутного времени (1598 - 1613 гг.), основными признаками которого являются бесцарствие (безвластие), самозванство, жестокая борьба за престол множества претендентов.

2. Польская интервенция (1605 – 1618 гг.), направленная на расчленение Руси на отдельные части и ее ликвидацию как самостоятельного государства.

3. Народные выступления. 1607-1607 гг. – восстание под управлением Ивана Болотникова; 1648 г. – «соляной бунт» в Москве; 1650 г. – восстания в Пскове, Новгороде; 1662 г. – «медный бунт в Москве»; 1666 г. – восстание донских казаков под управлением Василия Уса; 1667-1671 гг. – крестьянская война под управлением Степана Разина.

Значительными государственными событиями были:

4. Вступление на царство династии Романовых (1613 г.)

5. 1649 г. — Соборным уложением царя Алексея Михайловича было установлено окончательное закрепощение крестьян, процесс, который начался в 1497 г. введением ограничения права перехода от одного помещика к другому (Юрьев день).

6. Переяславская рада (8 [18] января 1654 г.) – собрание представителей преимущественно казаков Запорожского войска, на котором был решен вопрос о вхождении в состав Русского государства Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств Речи Посполитой и признании своим государем русского царя Алексея Михайловича. Инициирована гетманом Б.М. Хмельницким.

В это время в состав России помимо левобережной Украины вошли, Поволжье, значительная часть Сибири и Дальнего Востока.

 

В XVII в. происходят крупные перемены и преобразования в русской общественной и духовной жизни, в культуре.

1. Трагическим событием в духовной жизни Руси стал церковный раскол, который серьезно повлиял на последующее формирование мировоззрения русского народа. К этому времени накопилось большое количество разночтений в церковных книгах, сложились разные трактовки обрядов – все это требовалось привести к единообразию, внести соответствующие исправления.

Церковная реформа 1652 года положила начало расколу в церкви. Все предложенные изменения были одобрены на церковном соборе 1654 года (например, троеперстие). Однако слишком резкий переход к новым обычаям привел к появлению немалого количества противников нововведений.

2. В середине XVI в. в России возникло книгопечатание. Возросло число образованных людей, как среди духовенства, так и среди светских лиц (аристократов, деятелей государственного управления, дипломатической службы, военных). В XVII в. развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

3. Значительное влияние на развитие образования на Руси оказали украинские и белорусские просветители, которые прибывали в Московию, спасаясь от польско-католического притеснения.

Их деятельность во многом способствовала развитию науки и образования.

4. В 1632 г. основана Киево-Могилянская академия, давшая России многих деятелей церковного и светского просвещения.

В XVII столетии делаются усиленные попытки создания в России постоянно действующих учебных заведений. С середины XVII в. в Москве открывались школы, сходные по программам с западноевропейскими грамматическими школами: греко-латинская Ртищевского братства (1648 г.), при Чудовом монастыре (1653 г.), Заиконоспасском монастыре (1665 г.). В них преподавали греческий, латинский и славянский языки, риторику, философию и другие «свободные искусства».

В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Эллино-греческая академия (с 1701 г. называлась Славяно-латинская, с 1775 г. – Славяно-греко-латинская академия), готовившая кадры высшего духовенства и чиновников государственной службы. Принимали в академию людей «всякого чина, сана и возраста». В ней, как известно, учился и великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Во второй половине XVII в. на фоне установления контактов с Западом усиливается светский элемент в воспитании и образовании. Становится модным приглашать домашних учителей-иноземцев для обучения детей.

Наиболее значительна была роль:

Симеона Полоцкого - белорусского поэта, монаха, первого поэта при Московском дворе, создателя новой словесной культуры барокко. Кроме того, Симеон Полоцкий был наставником и учителем царских детей.

Арсения Сатановского - восточнославянского книжника, справщика богослужебных книг, учёного, христианского писателя и монаха.

Епифания Славинецкого — иеромонаха Русской православной церкви, русского богослова, философа и переводчика. Постриженник Киево-Печерского монастыря, активный участник книжной справы, инициированной Патриархом Никоном в Москве.

 

Эти преобразования были обусловлены окончанием развития средневековой Руси и началом новой эпохи, связанной с западноевропейской культурой. В русском искусстве, появляются новые формы западноевропейского искусства.

 

Наука

В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Развитие торговли вызвала потребность в прикладной математике: появились пособия по расчету торговых сделок, по различным вычислительным способам. Геометрические знания формировались при землемерных работах и в строительстве, инженерные знания и механика - при строительных работах, на первых русских плавильных мануфактурах (водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасы, винтовые деревянные домкраты и пр.).

Огромный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы: Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов.

Развитие общественной мысли XVII в. связана с именами Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича - сторонников «просвещенного абсолютизма».

История. Появились новые исторические произведения переходного типа от летописи к обобщающему историческому труду.

Воссоединение Украины с Россией дало толчок к созданию первого русского печатного сочинения по истории.

 

Искусство

Литература XVII в. отразила все стороны общественной жизни России, она наиболее полно выразила рост национального самосознания народа, острую социальную противоречивость века, духовные устремления, а главное - критическое осмысление жизни.

Литература XVII в. продолжает оставаться многожанровой. Это последний век летописания (жанр летописи уходит в прошлое). Центральное место в литературе заняли исторические сюжетные повести, носившие публицистический характер.

Складываются новые жанры: бытовая повесть («Повесть о Горе-Злосчастии»), публицистические жанры – сказания («Сказание келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицина»), слова; сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Слово о бражнике»), («Калязинская челобитная», «Служба кабаку»); мемуары – жанр, освоенный идеологом Раскола – протопопом Аввакумом («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).

Еще одно новшество российской словесности XVII в. - книжная поэзия, рифмованные стихи и драматургия.

Зодчество. Общий процесс «обмирщения» культуры наиболее ярко и последовательно захватил зодчество и живопись. Каменные архитектурные сооружения отличаются большой живописностью, ассиметричной группировкой масс, наборными кирпичными наличниками, многоцветными «солнечными плитами» - изразцами.

В храмовом искусстве его «дивное узорочье» достигалось усложненной «игрой объемов» (по сравнению с предшествующим периодом), сочетанием различных декоративных средств, множеством деталей. Одной из излюбленных архитектурных форм по-прежнему остается шатер.

Реставрируются после польской интервенции стены и башни Московского Кремля. Самая замечательная постройка гражданского зодчества первой половины века - Теремной дворец Московского Кремля.

Следует отметить, что, несмотря на название - барокко, это совершенно самобытный национальный стиль. Можно говорить лишь о заимствовании отдельных элементов европейского барокко, которые к тому же пришли с Украины, куда в свою очередь, попали не прямо с Запада, а из Польши и Литвы.

Деревянное зодчество также переживает расцвет в XVII в. «Восьмым чудом света» называли современники дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Искусными были деревянные многоглавые храмы (22-главый храм Преображения в Кижах, конец века).

Живопись первой половины XVII в. освободилась от сложной символики XVI в., композиции стали проще и жизненнее; в них развивается повествовательность. Однако иконы и миниатюры этого времени не выходили за пределы старой традиции.

В иконописи продолжают развиваться две школы, сложившиеся еще в XVI в.:

- «годуновская школа» - тяготевшая к традициям прошлого,

- «строгановская школа» - более светлое письмо.

Во второй половине XVII в. художественным центром Руси становится Оружейная палата, в которой сосредоточились лучшие художественные силы.

Кроме того, Оружейная палата служила своего рода высшей художественной школой. Все живописные работы возглавлял царский изограф Симон Ушаков. Наиболее значительными из иконописцев Оружейной Палаты были Иосиф Владимиров, Яков Казанец, Федор Зубов.

Новым явлением в живописи XVII в. стало появление парсуны (от латинского - личность, т.е. портрет реального лица). Именно в парсуне получили свое развитие реалистические тенденции в живописи.

 

В XVII в. возникают два главных культурных центра: Печатный двор в Москве и Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье.

С Печатным двором связано дальнейшее развитие книгопечатания. Печатный двор в основном издавал церковные книги. Но печатали и учебную литературу, светские книги.

Печатный двор осуществлял не только издательскую, переводческую деятельность, его сотрудники способствовали развитию научного знания в различных областях: истории, филологии, естествознании, математики, педагогики и др.

Новоиерусалимский монастырь (основан в 1656 г. патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины).

В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. В 1666—1676 годах в монастыре работала типография, переведённая патриархом Никоном из Иверского монастыря.

Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения.

 

Таким образом, на смену старой, традиционной культуре и искусству приходили новые культура и искусство.

 

Музыкальная жизнь в XVII веке

Музыкальная жизнь этого времени многогранна. В ней сплетаются новые и старые явления. Так, в 1648 г. царь Алексей Михайлович издает указ об изгнании скоморохов и даже уничтожении их музыкальных инструментов. Но вскоре по повелению того же Алексея Михайловича в Москве открывается первый придворный театр, просуществовавший четыре года (1672—1676).

Многие события XVII в. нашли отражение в народном творчестве, в исторических песнях о Степане Разине, Ермаке, Гришке Отрепьеве и убиенном царевиче Димитрии.

С Запада в Россию привозят музыкальные инструменты. Уже не только при дворе, но и бояре заводят у себя музыку на «немецкий лад», у просвещенных западников появляются орган, клавикорды, флейты, виолончели. В XVII в. в Московской Руси начинают развиваться внекультовые формы домашнего музицирования — псальмы и канты.

Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с теорией и практикой, техникой композиции, новыми жанрами западноевропейской музыкальной культуры.

Церковное пение. С начала XVII в. активизируется творчество русских распевщиков, появляется немало авторских распевов, песнопений местной традиции, распространяются северные напевы: соловецкий, тихвинский, новгородский, усольский и южные — киевский, болгарский, греческий.

В XVII в. активно развивается многоголосное хоровое пение. Два типа хорового многоголосия представляли национальную русскую традицию (демественное и строчное пение) и западноевропейскую (четырехголосные партесные гармонизации древнерусских распевов).

Основу демественного пения составляет линеарное контрапунктическое движение трех голосов, которое часто бывает диссонансным. Строчное пение составляли три голоса (отсюда его название — троестрочное) — «низ», «путь» (содержал основную мелодию знаменного распева) и «верх».

Партесное пение (от позднелат. partes — голоса) т.е. пение по голосам, по партиям. Партесное пение было перенесено в Россию из Польши через Украину в середине XVII в. и официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652 г.).

Первоначально партесное пение представляло собой гармонизации знаменных распевов, позже появились свободные композиции. Таким образом, партесные гармонизации, наряду со строчным многоголосием, стали связующим звеном, объединившим старую монодическую русскую музыкальную культуру с творчеством композиторов партесного стиля.

Партесное пение представляет собой аккордово-гармонический стиль торжественного, праздничного характера. Количество голосов в партесном пении колеблется в широких пределах - от 3 до 12, в единичных случаях оно достигает 16, 24 и даже 48. Особенно развитая фактура отличает партесные концерты.

Выдающимися мастерами пертесного пения были Николай Дилецкий, Николай Калашников, Василий Титов, Симеон Пекалицкий, Николай Бавыкин.

 

В XVII в. рождаются новые внецерковные жанры и формы духовного искусства, среди которых особое место занимают канты и псальмы, а также получившие широкое распространение в народной среде колядки.

Кант (от лат. cantus — пение, песня) – это бытовая многоголосная песня, получившая распространение в России, на Украине и в Белоруссии в XVII - XVIII вв. Первоначально канты создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения.

Канты пришли в Россию из Польши, через Украину и Белоруссию. Напев их, ясный, закругленный, был близок к народным песням. Для кантов характерно трехголосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и гармоническим басом,.

Псальмы, как и канты, - это бытовые многоголосные песни, но в отличие от кантов - духовного содержания и первоначально перепевали псалмы Давида. В дальнейшем в них иногда проникало светского содержания. В отличие от церковных псалмов, которые пелись в храмах, псальмы предназначались для домашнего пения. Они сыграли значительную роль в возникновении в России в XVII в. традиции домашнего музицирования.

 

Дальнейшее развитие в XVII в. находит теория знаменной нотации, приведшая к реформам, предпринятым сначала Иваном Шайдуром, а затем Александром Мезенцем. Оба они работали над уточнением звуковысотного уровня знаков: Шайдур ввел киноварные пометы, Мезенец — признáки, благодаря которым стало возможным расшифровать знаменную нотацию в наше время.

Во второй половине XVII в. появляется пятилинейная (киевская) нотация.

Музыка играла важную роль в театральных постановках.

В XVII в. в Москве появляется первый театр — придворный театр Алексея Михайловича.

Одним из организаторов и режиссёров первого придворного театра в России был лютеранский пастор, учитель Иоганн (Яган) Готфрид Грегори. В 1672 г. состоялась первая театральная постановка: была представлена пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет о красавице Эсфири. Все спектакли отличались большой пышностью. Кроме оркестрового сопровождения использовались пение, танцы, звучание органа, трубные фанфары.

XVII век — это переломный и одновременно переходный период в развитии музыкального искусства. Перелом связан с освоением принципов новой музыкальной культуры барокко и ее теории.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!