Приемы монтажа и типы связок можно использовать в различных сочетаниях.

Предмет «Сценарная композиция» 3 курс СКД

Тема (к теме «Монтаж») «Монтаж эпизодов, аттракционов, номеров».

    Все начинается с замысла художественного произведения. «Архитектурным проектом» массового празднества или эстрадного представления должен стать сценарий.

    Сценаристу необходимо выявить реальную сущность путем художественного преображения в любых формах – вплоть до фантастических гипербол. Здесь возникают возможности, которых не знает традиционный театр и которые позволяют решить задачу «расширения реализма», то есть пойти дальше в возможностях форм, приемов и средств, а также их сочетаний и взаимодействий.

    Органическое соединение многих видов и жанров зрелищных искусств создают действенные внутренние элементы новых видов искусств, подчиняясь специфическим законам драматургии театрализованных представлений. Это синтетическая, многоструктурная целостная форма особого вида искусства.

    Основу любого жанра зрелищных искусств составляет действие. А, следовательно, есть логика и последовательность событий, направленных к определенной цели.

    Структурная основа драматического действия: драматическое действие, действие и конфликт, действие и сюжет. Определяют совокупность внутренних связей. От этого зависит выбор персонажей, развитие интриги и сюжет драматургического произведения.

    Структура драматургического произведения, независимо от его жанра – бытовая пьеса, представление-митинг, массовый театрализованный концерт – мы обращаемся к композиции пьесы или сценария, так как общие закономерности драматургии характерны для всех жанров. Только различны способы их выражения, средства, которыми пользуется драматург, сценарист, создавая сюжетно развивающуюся линию, которая найдет свое сценическое воплощение.

 

    Виды и жанры номеров, аттракционов на сегодняшний день настолько связаны друг с другом, что обозначение их границ часто довольно условно. Поэтому важнейшим методом в создании сценария культурно-досуговой программы является монтаж всего материала. Монтаж – единственный родовой метод культурно-досуговой деятельности, который позволяет скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывков из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и др. элементы.

    Понятие «монтаж» нашло свое глубокое теоретическое осмысление в искусстве кинематографа.  (Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Кулешов, Ветров). Монтаж присущ любому виду творчества – живописи, литературе, музыке, театру, архитектуре и первобытному синкретическому искусству, и античному. Суть монтажа не в формальных приемах склейки и соединения, а в раскрытии идейно-художественного содержания, авторской концепции. Это особая монтажная образность, отражающая мировоззрение, политические, нравственные и эстетические взгляды художника.

    Первым провозвестником современной монтажной структуры в театра стала «Мистерия-буфф» Вл. Маяковского. В. Мейерхольд, создавший первые постановки пьес «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня», считал, что Маяковский «превосходно владел композицией, превосходно распоряжался сценическими законами… Маяковский строил свои пьесы так, как до него никогда никто не строил. «Мистерия-буфф» - это мастерский монтаж». Монтажная структура позволяла выявить главное, показать его «крупным планом», выявить скрытый смысл сюжетных событий, обобщить, проведя основную мысль произведения.

В драматургически-зрелищной структуре обрела жизнь свободная подача материала – раскованный монтаж времени и действия, вольное чередование эпизодов, ассоциативность и т.д.

С. Эйзенштейн находил в эстетике японского синтетического театра Кабуки «действительность, разъятую на части и вновь собранную уже по другим закономерностям, где каждый элемент становится лишь единицей воздействия, равноправным раздражителем в монтажном ряду, монтаже аттракционов. Гоголь: «Истинный эффект заключен в резкой противоположности». Можно утверждать, что ростки монтажного соединения разнородных компонентов берут начало в разнородных площадных увеселениях – и в спектаклях шекспировского театра, и в карнавале Commedia dell arte, и в массовых мистериальных действах, в скоморошьих представлениях, в спектаклях массового агиттеатра. Здесь народные истоки будущего «монтажа аттракционов».

    С. Эйзенштейн назовет этот прием «монтаж аттракционов», а критика мейерхольдовских спектаклей – «монтажом эпизодов». Принцип чередования различных планов и деталей, их сочетание, сопоставление построено на точной и ясной мысли, находится в полном соответствии с целостностью общего замысла. Рождение своеобразной монтажной драматургии массового действа, компоненты которой в дальнейшем станут основой драматургии массовых праздников и зрелищ.

 

    Бертольт Брехт, опираясь на опыт агитационного политического театра, создал драматургию нового типа, соединив специфические особенности драмы с широтой приемов агитационного театра. В «эпическом театре» Брехта заложена возможность свободного членения действия на самостоятельные эпизоды, вставные номера, авторские отступления. Все это представляет собой своеобразную трансформацию «монтажа эпизодов» и «монтажа аттракционов». Этот монтажный прием представляется близким сценарной структуре массового зрелища или эстрадного представления, дающий максимальную возможность эмоционального воздействия на массы.

    Говоря о монтаже как об определенном методе искусства, надо вспомнить о таком явлении концертной эстрады, как творчество В.Н. Яхонтова – великий чтец, драматург. Его монтаж являл собой новаторский поиск, приведший его к созданию нового жанра – монотеатра «Современник» («Театр одного актера»).

    Дидро, в свое время, выступил с идеей изменения принципов сценического действия, предложив использовать прием параллельного монтажа: «Чтобы изменить характер драматического жанра, я потребовал бы лишь очень обширной сцены, где можно бы было показать, когда сюжет пьесы этого требова бы… различные места, расположенные так, чтобы зритель видел все действие, а для актеров часть его оставалась бы скрытой… Можем ли мы представить себе что-либо подобное на нашем театре? На нем можно показать одну сцену, между тем как в действительности разные сцены почти всегда происходят одновременно, и их одновременные показы, взаимно усиливая друг друга, производили бы на нас потрясающее впечатление».

    Монтаж как определяющий драматургический прием властно вошел в свои права и в жанре массовых зрелищ в конце 40-х – начале 50-х годов и наиболее ярко проявился в структуре театрализованного концерта. Был найден принцип сценарного построения. Авторы отошли от традиционной по-актной драматургии, сделав основным строительным материалом эпизод и номер, что сообщало действию динамику, мобильность, возможность мгновенного переключения зрительского внимания с одного объекта на другой.

    Влияние на формирование монтажной структуры оказали эстрада и цирк, драматургия которых строится на соотношении и контрастном сопоставлении номеров различных жанров. (Эйзенштейн утверждал, что цир и мюзик-холл являются лучшей школой в овладении монтажным методом построения современного театрального зрелища).

    В монтажной структуре эпизод не является продолжением предыдущего. В волевом сопоставлении они словно проникают один в другой, становясь отдельными звеньями общего ряда. Связь между ними не внешняя, сюжетная, а более глубокая, смысловая. Смысл надо искать в гармоническом развитии целого, а не отдельно взятых частей. Следовать логическим или психологическим закономерностям объединения, «сборки» по принципу резкого и неожиданного сопоставления, контраста, что придает действенное значение в общей композиции.

    Монтаж драматургичен, конфликтен. Смысл зависит от соотношения, столкновения друг с другом кусков, от их сцепки, создающей новое качество самих кусков в сопоставлении. Так рождается взаимоотношение кусков в сценарной структуре.

    Первый этап монтажарасчленение на самостоятельные элементыдалее соединение этих частей, рождающее качественно новое целое. Единая мысль, идущая сквозным действием через самостоятельно существующие, законченные эпизоды-номера, объединенные ритмически-смысловым, стремительным движением к конечной цели – сверхзадача данного произведения. Каждый эпизод и номер необходимо логически оправдать и «завязать» с общим драматургическим «ходом» сценария. Сценарист должен мыслить последовательностью эпизодов (в концертном действии «номерно»).

    Драматург массового действа и эстрадного представления должны мыслить не чисто литературно-описательными приемами, а обязательно зрительными образами. Тогда созданный сценарий сможет стать основой будущего зрелища, построенного на монтажной драматургической основе.

 

Приемы монтажа.

    Различные приемы монтажа, используемые внутри композиционного построения, придаю программе оригинальность и разнообразие способов подачи разнородного материала.

    Прием последовательного монтажа предполагает расположение материала в хронологическом порядке – как событие возникло, какие этапы развития прошло и чем стало в настоящее время. Для последовательного монтажа характерно хронологически смысловое, логическое сцепление сценарного материала.

    В основе приема контрастного монтажа лежит стремление сценариста показать факты, явления, процессы, находящиеся в противоречии, в конфликтном соотношении друг к другу. Такой прием обеспечивает наличие конфликта в драматургии программы, активизирует эмоциональное восприятие зрительской аудитории, придает программе ярко выраженный публицистический характер. Один из наиболее распространенных приемов. Помогает ярче выявить конфликт. В отличие от драматического произведения в сценарии культурно-досуговой программы сюжет ослаблен, в нем нет драматических столкновений характеров. Но это не означает, что нет конфликтных ситуаций. Конфликт проявляется в столкновении противоположных явлений и элементов., сочетании и построении эпизодов программы.

    Прием параллельного монтажа преследует одновременную организацию действия на нескольких сценических площадках, относительно независимых друг от друга. Так, в культурно-досуговой программе это может быть действие, происходящее на планшете сцены и действие на видеоэкранах, в целом создающие единый художественный образ эпизода или фрагмента программы. Эпизоды монтируются один за другим, в ткань одного включается другой, противоположный ему. После такой вставки мысль первого эпизода продолжает развиваться. Таким приемом достигается параллельность действия.

    Например, в театрализованном вечере «Этих дней не смолкнет слава», посвященному Празднику Победы, были два ведущих. Один из них ведет рассказ, который иллюстрируется эпизодами участия людей в героической эпопее на фронтах Великой Отечественной войны, другой ведущий рассказывает, как работали в это время те, кто остался в тылу. Параллельный монтаж позволил ярко показать, как наш народ в едином порыве, в общем титаническом усилии, разделяя горе и радость, ковал победу.

    Прием параллельного действия с приемом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки одновременно. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала, когда к спору на сцене между участниками представления подключаются зрители.

    Прием ассоциативного монтажа предполагает такое соединение разнородного материала, в котором иллюстрируемая идея-мысль не сообщается в готовой формулировке, а к ней, ее осмыслению и осознанию, зритель приходит самостоятельным путем ассоциативного сопоставления, увиденного в программе. В драматургической организации культурно-досуговой программы активно используются приемы лейтмотива, дивертисментного коллажа.

    Монтаж еще бывает художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться сочетания, подчиненное идеи. Для него материалом могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Таким путем создается определенный ассоциативный ряд. Раскрывая принципы художественного монтажа, следует помнить, что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству красок. 

    Монтаж дает возможность уплотнения времени или его растягивания.

    Монтаж имеет ряд функций:

1) Выявление авторского отношения к материалу

2) Организация зрительского восприятия

3) Соблюдение законов сочетания номеров между собой.

Лейтмотив (напоминание) – подчеркивание основной мысли (музыкой, голосом, светом, мизансценой, кадром, проекцией).

    Параметры (основа) сценарно-режиссерского монтажа:

1) Анализ фактов жизни и фактов искусства. Синтез.

2) Конфликт фактов жизни и фактов искусства.

3) Средства воплощения сюжета.

4) Средства выражения авторской позиции.

5) Средства художественной выразительности.

6) Форма организации зрительского восприятия.

7) Ритмическая организация эпизодов.

8) Форма изучения сценического времени.

Монтаж является инструментом, который обеспечивает истинное понимание процесса организации и постановки театрализованного представления.

    Документы, сочетаясь с отрывками художественной литературы, должны соединиться в тематически завершенное целое по литературным законам – с образным решением темы, ее развитием, четкой композицией, где главное соотнесено с второстепенным, где есть свое жанровое измерение, конкретный адрес и т.д. Все это литературный монтаж (литмонтаж).

    Литмонтаж как способ художественного мышления, аргументами которого становятся различные свидетельства современников - документальные, образно-поэтические, литмонтаж как способ переплавки разнородного материала в некое новое идейно-художественное единство и призван был ответить на запросы времени.

    Литмонтаж родился в атмосфере митингов, ораторских выступлений, в атмосфере пропаганды и агитации за идеи и действительность, рожденные революцией. Одна из задач литмонтажной драматургии – оперативное создание образа нового времени. Его главные приметы – проснувшееся самосознание народа, готовое к революционному действию, творящего историю.

    Автор литературного монтажа намеренно использует уже готовые элементы человеческого опыта – материалы разных литературных пород. Работает на вторичном, уже кем-то созданном материале.

    Однако фрагмент произведения, вырванный из прежнего контекста и поставленный рядом с иным текстом, изменяет свои прежне смысловые функции. Он становится выразительным аргументом в раскрытии новой темы, новой художественной действительности, создаваемой автором монтажа.

    Первые постановки, возникшие на базе литмонтажной драматургии (Агиттеатр в Ленинграде под руководством В. Шимановского), участники которых рабочие, крсноармейцы – стремились отразить историко-революционные события 9»голоса восстания» - 1918 г. литмонтаж 1 акта из пьесы Р. Роллана «Взятие Бастилии» и инсценированных стихов революционных поэтов).

    Мастер литературного монтажа Владимир Николаевич Яхонтов – ученик К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова,, В.Э. Мейерхольда.

 

        

 

    Еще раз!!!

Приемы монтажа: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ, КОНТРАСТНЫЙ, АССОЦИАТИВНЫЙ, ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ, РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ (обращение впрошлое) И ДР.

 

Типы связок: СЮЖЕТНЫЕ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ, ССТЯЗАТЕЛЬНЫЕ, РЕПОРТАЖНЫЕ, КОНФЛИКТНЫЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ, ИНТЕРМЕДИЙНЫЕ И ДР.

 

Приемы монтажа и типы связок можно использовать в различных сочетаниях.

   

Режиссер – драматург, пользуясь монтажным методом, применяя «монтаж номеров», «монтаж эпизодов», « монтаж аттракционов» т.е. три формы «сборки» спектакля массового действа или эстрадного спектакля, конструирует из разноязычного и разножанрового материала логически стройное музыкально-сценическое произведение.

Библиографический список

 

1. Горюнова, И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений [Электронный ресурс]: лекции и сценарии / И.Э.Горюнова.- СПб.: Композитор, 2009.- 208 с.: 24 л. ил.- (ЭБС «Лань»).

2. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, т.3. 1989.

3. Чечётин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений [Электронный ресурс]: учебник / А.И.Чечётин.- 2-е изд., стер.- СПб.: Лань, 2013.- 288 с.- (Учебники для вузов. Специальная литература).- (ЭБС «Лань).

4. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992.

5. Эйзенштейн Сергей. Режиссура. Избр. произв. В 6 т. М.: Искусство. 1966. Т.4.

Рекомендуемые ссылки по теме:

 

https://studbooks.net/2419628/kulturologiya/montazh_tvorcheskiy_metod_stsenarista_rezhissera 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 724; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!