Роль философии в жизни человека и общества.

Введение. Философия, её смысл, функции и роль в обществе

1. Философия как любовь к мудрости, как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства.

Основной вопрос философии.

Роль философии в жизни человека и общества.

Философия как любовь к мудрости, как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства.

Философия – это особая форма познания, система обобщённых знаний и представлений о мире и существовании человека в нём.

   Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Это древнейшая дисциплина, и в то же время она всегда молодая. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, понять смысл собственного существования, смысл истории. Всё это и означает философствовать. Изучение философии позволяет узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла.

    Духовная культура человека покоится на четырёх основаниях: наука, религия, искусство и философия. Невозможно общество, где нет философов. Философски мыслящий должен быть физик, изучающий законы происхождения и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем живое отличается от неживого и т.д. Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не даёт им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, не бояться смерти.

    Философия пытается найти методы познания природы и общества, использует собственную систему понятий и категорий. Большинство философских положений опытом не доказываются и из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путём, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог есть основа мира, что человеческая свобода с необходимостью возникает из человеческой природы и т.д.

    Попытки построения философии, считал немецкий философ Артур Шопенгауэр, - были столь долго безуспешными потому, что её пытались создать на пути науки, а не искусства (имеется в виду искусство жить, познавать, делать добро). Для философа категории и понятия – то же самое, что мрамор для скульптора, но так как всякое изложение о понятиях есть знание, то в этом смысле философия – наука.

   В той мере, в которой философия пытается быть наукой, подражать науке, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носителем знаний. Но так как знаний в философии мало, она является и носителем тайны.

Тайна – это то, что нельзя узнать, а нужно прожить. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история – это процесс выяснения, что он есть такое. И главную роль в этом выяснении играет философия.

   Итак, философия представляет собой поиск мудрости и является теоретически сформулированным мировоззрением.

Мировоззрение – это образ мира, формируемый субъектом познания и практики, включающий знания, идеалы, взгляды, представления. В структуре мировоззрения выделяется четыре основных компонента:

1) Познавательный компонент (базируется на обобщённых знаниях).

2) Ценностно-нормативный компонент (включает ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д.).

3) Эмоционально-волевой компонент (проявляется в эмоционально-волевом освоении взглядов, норм, ценностей и превращение их в личные взгляды, убеждения, верования).

4) Практический компонент (реальная готовность человека к определённому типу поведения).

Мировоззрение человека трёхслойно в смысле своего содержания. Оно включает в себя:

1) мироощущение (чувственно-эмоциональная сторона мировоззрения);

2) мировосприятие (целостный образ мира);

3) миропонимание (мысленное истолкование мира).

Мировоззрение всегда существует в разных формах, которые проявляются в собственной специфике:

а) мифологическое мировоззрение (в основе лежит фантазия, вымысел). Мифы являлись по сути дела эмоционально-образным мировоззрением;

б) религиозное (догматическое) мировоззрение (основным признаком имеет веру в сверхъестественную силу и поклонение ей);

в) художественное (в его основе лежит художественный образ как единство эмоционального и рационального начал);

г) обыденное (существует на основе простейших знаний и представлений человека об окружающем мире);

д) научное (основой являются достоверные знания о мире и о самом себе).

Возникновение философии было связано с тем, что отдельные виды познания оказались не способны сформировать целостную картину мира. В современный период философия выполняет следующие функции:

1) Мировоззренческая – заключается в умении помочь понять и правильно осмыслить окружающий мир.

2) Гносеологическая – заключается в способности выявить законы познания.

3) Методологическая – состоит в способности находить и отбирать источники, формы и методы познания мира.

4) Аксиологическая – состоит в способности философии формировать ценностные ориентации человека.

5) Критическая – состоит в способности подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

6)  Социальная  –  способность объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения.

7) Воспитательно-гуманитарная – распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8)  Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

· диалектика;

· метафизика;

· догматизм;

· эклектика;

· софистика;

· герменевтика.

Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика– метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Особенности философского знания:

1) Систематизированность;

2) Глубина знаний;

3) Проблемность;

4) Вариативность.

Философия неразрывно связана с другими областями духовной культуры. Она, как и искусство, творит мир. С другой стороны, искусство развивает у человека чувственность и художественное мышление, философия же формирует интеллект, учит мыслить свободно и критически, помогает обрести мудрость – знание вечных истин.

Философия и религия – это две мировоззренческие основные формы сознания. Обе обращают человека к вечным, высшим истинам, к конечным целям и подлинным смыслам жизни. Но религия – массовое сознание, её истины – истины откровения, философия же – элитное сознание, предлагает высочайший уровень мыслительной культуры. Однако философия не сводится к науке. Научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеческим ценностям и целям. Философский же взгляд на мир всегда субъективен: истины философии преломлены через призму жизненных интересов и целей человека.

Основной вопрос философии.

Когда-то философия была матерью всех наук. Собственно, никаких наук не было, а была одна философия. По мере роста конкретных знаний, науки отпочковались от философии, становились самостоятельными. На долю философии остались вечные вопросы, и среди них самый главный – что такое человек? В чём смысл его существования? «Познай самого себя» - главный призыв всей философии.

Человеку было бы намного проще жить, если бы главные вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсегда. И. Кант первым из мыслителей эпохи философской классики осознал антропоцентрический характер философского знания.

Такими главными философскими вопросами немецкий философ Иммануил Кант считал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?

   На эти вопросы нельзя никогда дать окончательного ответа, каждая эпоха решает их по-своему.

Познать самого себя – значит открыть свою истинную природу. Истинная человеческая природа – это природа сверхчеловеческая. Философия начинается, как говорил Аристотель, с удивления. С удивления тем, что многие наши качества – совесть, ум, добро, свобода – никак не вытекают ни из нашей биологии, ни из физиологии, ни из психологии, то есть они никак материально, естественно не обусловлены.

В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное существо.

Философские системы, будучи рефлексией над основаниями культуры, всегда несут на себе отпечаток времени. Поэтому набор проблем и характер их интерпретации варьируются от эпохи к эпохе. Тем не менее, во всех концепциях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как уже говорилось выше, философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности.

В марксизме фундаментальная мировоззренческая оппозиция «человек - мир» была сведена до пары противоположностей «сознание - материя». Основным философским вопросом марксисты считали вопрос об отношении материи и сознания и о первичности одного из начал. Заметим, что оппозиция «сознание - материя» является частным случаем оппозиции «человек - мир». Таким образом, марксизм обращает внимание лишь на одну из возможных групп философских вопросов и придает им исключительный статус. Очевидно, что вопрос о соотношении сознания и материи не является «основным» в других философских школах, а марксистский вариант ответа на вечные проблемы человеческого бытия следует считать лишь одной из возможных версий.

Источник философских проблем - вся сфера человеческого существования как индивидуального, так и коллективного: история, искусство, естественные науки, индивидуальное бытие порождают вопросы мировоззренческого характера. Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по-иному. Так, вопрос о строении и происхождении мира появился уже в античной философии. Но вряд ли утверждение, что первоначалом мира является одна из природных стихий, удовлетворявшее древних греков, будет убедительным для современного человека. Или интерпретация свободы как познанной необходимости у Б. Спинозы останется единственно возможной после размышлений о свободе Ф. Ницше в его философии воли или Ж.П. Сартра в его философии существования.

Роль философии в жизни человека и общества.

Общественное значение философии определяется значимостью духовной культуры в обществе. Ведь философия - один из основных компонентов духовной культуры. Мы уже говорили о том, что отсутствие духовной культуры сначала устраняет условия для развития общества, а затем ведет к его деградации, постепенному разложению.

Какую же роль выполняет философия в системе духовной культуры?  Прежде всего, роль высшего синтезатора знаний. Философия может выполнить свои функции (мировоззренческую и методологическую) только в том случае, если она постоянно обобщает результаты деятельности всех остальных форм общественного сознания, синтезирует их знания и ценности, находит формы их интегрированного выражения. Философия интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность.

Благодаря философии отделение формы общественного сознания становятся взаимодополняющими, между ними появляются каналы трансляции знаний и ценностей, возникает взаимопонимание.

Характерная особенность философии - ее предельная критичность. Философия критична по своему существу. Критицизм заложен в самой сути философского отношения к миру. Оборотной стороной критицизма является сомнение. Философия ставит под сомнение все, что не получает убедительного, очевидного, рационального обоснования. Любое сомнение есть основание для критики. Философия должна постоянно критически анализировать общественное сознание, с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание высших уровней отношения человека к миру. При этом отсеивается все то, что имеет не мировоззренческий, а более частный характер. Критицизм - главное средство, оружие философии. Если философия перестает быть критичной, она оказывается бессильной перед натиском постоянно расширявшегося опыта человечества. Некритическая философия рано или поздно растворяется в какой-то другой форме общественного сознания. Обычно в той, которая в данной исторической обстановке стала наиболее влиятельной, устойчивой, господствующей. Философия критикует всех, но и все критикуют философию. Это неизбежно. Поэтому настоящее философствование требует мужества. Многие философы доказывали истинность своих идей, отстаивали общественную значимость философии ценой своей жизни (Сократ, например).

Интегрированная философией, целостная система духовной культуры становится более динамичной, подвижной, разнообразной, многосторонней, разноликой и внутренне богатой. Критическаясинтезирующая философская деятельность стимулирует поиск нового, творческого начала в обществе. История показала, что не может быть глубоко творческой духовной атмосферы и внутренних импульсов к развитию в таком обществе, в котором нет условий для философского творчества.

В творческом созидании новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека. Человек по своей сути творец. Но не всегда и не везде он имел и имеет (материальные и социальные) условия для творчества. Велика роль философии в нахождении образов и путей создания такого общества, в котором каждый человек мог бы полностью реализовать свои способности к творчеству.

Исторически сложившиеся идеалы капитализма и социализма - это, прежде всего образы такого общества, которое создает необходимые (материальные и социальные) условия для развития творческих способностей личности. В любом обществе всестороннее развитие творческих способностей каждого человека является условием всестороннего развития способностей всех остальных людей.

Такая цель - высокая и благородная. Сейчас ясно, что ее достижение - отнюдь не простая задача. Она гораздо сложнее, чем об этом у нас до последнего времени, до перестройки говорили с некоторых официальных трибун.

Вместе с тем нельзя обойти и вопрос о том, насколько эта цель вообще реальна. Философия в решение этого вопроса вносит значительный, весомый вклад. Существуют серьезные философские основания считать, что такая цель - реальна. Так или иначе, но человечество в целом к ней идет. Хотя путь этот сложен и тернист.

Велика роль философии как средства методологической вооруженности человека, разработки новых методов преобразования и познания действительности. В решении почти всех основных проблем, с которыми столкнулось в настоящее время человечество технологических, глобальных (в том числе экологических), научных (например, в физике - создание единой теории поля) и др. требуется активное участие философско-методологической деятельности. В связи с этим в современных условиях резко возрастает значение философско-методологического образования специалистов (ученых, деятелей искусства, специалистов в области права, организаторов производства, общественно-политических деятелей и др.).

Большое значение имеет философия не только в жизни общества, но и в жизни отдельного человека. Что же дает философия человеку? Выдающийся и оригинальный русский мыслитель второй половины ХIX в. философ религиозной ориентации (исповедовавшей идеалы высокой духовности человека) В.С.Соловьев однажды очень лаконично сформулировал удачный ответ на этот вопрос. «... На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить, - она делает человека вполне человеком». Что значит философия «делает человека вполне человеком»? Критически анализируя философскими средствами свой духовный мир, человек получает возможность отделять в нем нравственное, общечеловеческое, гуманистическое начало от частного, сиюминутного, стихийного, утилитарного в человеке. Философия придает внутреннему миру человека духовную направленность, гуманистическую целостность. Освоением философии завершается процесс становления человека как значимой, целостной личности.

Велика роль философии в постановке и решении важнейшей для многих людей проблемы смысла жизни. Рассмотрим детальнее, что это за проблема и как она связана с философией. На определенном уровне духовного развития перед личностью возникает целый ряд вопросов такого типа: Зачем я живу? Какова цель моей жизни? Каково мое предназначение? В этих вопросах конкретизируется проблема смысла жизни: Эта проблема - высшая духовная проблема, которая встает перед личностью. То или иное ее решение задает совокупность исходных ориентиров, определяющих программу социального поведения человека, характер его деятельности и социального обращения, в конце концов, его личную судьбу.

Каждый человек (особенно в условиях современной цивилизации) находится под влиянием и давлением множества требований, идущих из той социальной среды, в которой он живет, действует, общается с другими людьми. Требования эти разнообразны и, как правило, во многом противоречат друг другу. Семья, родственники, друзья, производственный коллектив, руководство, общественная организация - все они выдвигают перед нами широкую гамму требований и условий, к которым не так легко примериться. Очень сложно (а часто и невозможно) добиться того, чтобы получить со всех сторон одобрение, удовлетворить в равной мере все требования, все условия. Личность постоянно стоит перед проблемой выбора наиболее оптимальной линии своего поведения. А выбор нужно уметь делать. Осознанный выбор наиболее оптимальной жизненной стратегии предполагает наличие некоторой общей мировоззренческой программы, в которой заключены, в частности, и основные критерии такого выбора. Если человек не научился осуществлять такой выбор, если у него нет соответствующих критериев - он становится, подобно лодке без паруса и руля в волнах бурлящего, шторного жизненного моря.

Есть немало людей, которые, собственно говоря, так и живут, не имея чёткой жизненный ориентации. Их жизнь состоит из сменяющих друг друга поступков, содержание которых определяется лишь повседневный, будничными заботами, удовлетворением непосредственных материальных потребностей. В литературе и искусстве каждого народа есть художественные образы, отражающие подобное отношение к жизни.

В русской литературе ХХ в., пожалуй, наиболее яркое воплощение они получили в романе И.А.Гончарова «Обломов». Характеризуя быт жителей деревни Обломовки, где «все дышало... первобытной ленью, простотой нравов, тишиною и неподвижностью», И.А.Гончаров пишет: «Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь? Бог весть. И как отвечали на него? Вероятно, никак. Это казалось им очень просто и ясно». В обломовском образе жизни не возникает сама проблема смысла жизни, обломовцы просто до нее не дорастают. «Не слыхивали они о так называемой многотрудной жизни, о людях, носящих томительные заботы в груди, снующих зачем-то из угла в угол по лицу земли или отдавших жизнь вечному, нескончаемому труду, плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутреннего, душевного огня, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле».

Проблема смысла жизни возникает тогда, когда человек осознает, что жизнь ему дана для того, чтобы он реализовал в ней свои творческие способности, индивидуальные, неповторимые, ему одному присущие черты, отдал частицу своей души людям, внес посильную лепту в духовный мир, по крайней мере, близких ему людей. Только в этом случае прожитая жизнь будет иметь смысл. И лишь в этом случае переживание жизни может быть полноценным, насыщенным ее красками, разнообразной гаммой человеческих чувств, радостей и огорчений, надежд и разочарований, веселья и грустя и т.д.

Известный польский психолог, врач-психиатр К. Обуховский Анализируя случай своей большой медицинской психотерапевтической практики, пришел к выводу, что для определенного типа личности выбор смысла жизни становится настоятельной духовной потребностью. Причем в системе духовных потребностей потребность смысла жизни занимает высшее место. «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл жизни». Невозможность (в силу тех или иных обстоятельств) удовлетворить такую потребность может даже привести, как показывает К. Обуховский, к нарушениям нормального функционирования психической деятельности (к т.н. экзистенциальному неврозу). Главная причина такой патологии состоит в формулировании нереальных целей в программе смысла жизни. Содержание смысла жизни оказывается завышенным по отношению к реальной действительности, к способностям и возможностям человека.

В становлении программы смысла жизни играют роль различные факторы: уровень образования и тип воспитания, личный опыт, социальная позиция, характер ценностных ориентиров и др. Но особенно важную роль играют философские методологические и мировоззренческие взгляды, позиции человека. Прежде всего, философия своей методологической функцией вооружает человека знанием общих принципов человеческой деятельности, методологическими установками, регулятивами деятельности. И как специалист в своей области, и как социально активная личность, каждый образованный человек опирается в своей жизнедеятельности на определенную совокупность философски обосновываемых методов деятельности. Чем богаче набор этих методов, тем полноценнее, эффективнее и целенаправленнее деятельность человека. С другой стороны, пассивное или активное отношение к жизни заложено в этом человеке, насколько высоки нравственные критерии, оценки и самооценки данной личности, каковы ее волевые качества, насколько она деятельна - эти и другие философско-мировоззренческие позиции в немалой мере определяют программу смысла жизни человека.

Таким образом, философия является важнейшим средством обоснования, уточнения и формирования смысла жизни как некоторой личностной программы социальной самореализации человека.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!