Борьба русского народа против агрессии

Лекция 6. Русские земли в XII – XIII вв.

Возникновение самостоятельных княжеств и земель.

Характеристика их социально-политического строя

 

С конца XI – начала XII в. Русь вступила в новый период исторического развития: древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных княжеств и земель. Наступил двухсотлетний период раздробленности Руси, названный в отечественной ис­тории удельным. Ему предшествовали острые феодальные усобицы, которые чаще всего заканчивались победой одного, наиболее сильного, князя и поражением остальных. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50, а в XIV в. их число достигло 250. Государственная раздробленность была закономерным этапом в развитии феодализма. Она стала особой формой общественно-политической ор­ганизации русского общества, сменившей раннефеодальную монархию.

Процесс феодальной раздробленности некогда обширного госу­дарства характерен не только для Руси, но и для большинства стран Ев­ропы и Азии. Это объективный процесс, связанный с общим ходом как экономического, так и социально-политичес-кого развития. Раздробленность стала результатом взаимодействия целого комплекса факторов. В отечественной историографии разделение Древней Руси на ряд самостоятельных государств долгое время объясняли развитием феодальных отношений, выделяя следующие причины.

1.    Древняя Русь была лишена внутреннего единства. При господстве натурального хозяйства не было прочных экономических связей между отдельными регионами. Кроме того, продолжали существовать пережитки племенной обособленности.

2.    Важной причиной распространения феодальной раздробленности является возникновение и распространение феодально-

го зем­левладения – княжеского и боярского. К началу XII в. на Руси наступил период развитого феодализма. Основой экономической мо­щи господствующих слоев общества становится не дань, а эксплуа­тация зависимых от феодалов крестьян внутри вотчины. XII–XIII вв. – время бурного роста крупного феодального землевладения и начало закрепощения свободных общинников. В разных частях страны появились крупные землевладельцы: князья, бояре, появилось условное землевладение младших дружинников. В XII в. уже существовал термин «дворяне». Процесс «оседания дружины на землю» заставлял князя укреплять свое собственное княжество. Таким образом, создаются предпосылки для феодальных усобиц.

3.    Особое влияние на феодальную раздробленность оказал процесс роста городов и развития отдельных земель. В XII в. на Руси возникли 119 новых городов, а в середине XIII в. их насчитывалось уже около 350. Становясь экономическими и политическими центрами отдельных областей, города способствовали обособлению этих земель от Киева. Появление новых торгово-экономических центров со временем приводило к укреплению хозяйственного раз­вития отдельных районов страны.

4.    Отсутствие закона о престолонаследии в Киевской Руси также было причиной феодальной раздробленности, посто­янных усобиц между наследниками киевских князей.

5.    Кроме внутренних причин, в упадке Киевской Руси особую роль сыграли и внешние факторы: а) перемещение мировой торговли в Средиземное море в результате крестовых походов и утрата Русью прежней роли посредницы между азиатским, греческим и за­падноевропейским миром; б) опустошительные набеги кочевников на южнорусские земли, вызвавшие отток населения на северо-восток.

Однако такая трактовка причин раздробленности, основанная на формационном подходе, с позиций современной науки представляется недостаточно полной. Процесс перерастания родового владения Рюриковичей в семейные владения отдельных ветвей рода приводил к оседанию князей на отдельных территориях (будущих уделах). За великим князем Святополком признали только Киев и Киевскую землю, за Владимиром Мономахом – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю, за Олегом и его двумя братьями – Северскую землю, за Давыдом – Волынь, за Василько – Теребовльское, за Володарем – Перемышльское княжество. С конца XI в. действительная государственная власть переходит к местным феодалам. Князь начинает думать не о получении более престижного и доходного «стола», а о закреплении за собой собственного владения. (Эта тенденция юридически была закреплена, как уже упоминалось, решением Любечского съезда князей в 1097 г.) Этому же способствовали междоусобицы и стремление князей расширить свои владения за счет соседей.

В ходе этих процессов в отдельных землях формируются местные боярские группировки. Их появление связано с распространением трехполья, увеличением избыточного продукта и превращением боярских вотчин в важнейший источник дохода. При этом необходимо учитывать и рост численности дружины, и ее стремление к богатству. Оседая на земле, дружинники или становились опорой князя, или, наоборот, пытались подчинить его своей воле. Но в любом случае бояр и местных князей объединяла тяга к самостоятельности, желание выйти из-под контроля киевского князя посредством прекращения выплаты ему дани.

Как уже отмечалось, развитие ремесла и торговли вело к росту и укреплению городов, превращению их в центры отдельных земель, в которых сосредоточивалась местная княжеская администрация. В связи с этим не только правители, но и жители городов стали отказываться от выплаты дани и защиты интересов далекого им киевского князя, видя в местном князе защитника от набегов кочевников и соседей.

Духовной предпосылкой разделения Киевского государства стал рост авторитета местных князей: население отдельных княжеств видело них в гарантов благополучия своей территории.

Тенденции к распаду в Древней Руси стали проявляться, как уже говорилось, еще в эпоху правления Ярославичей и в конце
XI в. вылились в княжеские усобицы. Стремление князей, с одной стороны, эти усобицы преодолеть, а с другой – закрепиться в своих землях привело к установлению нового принципа организации власти и превращению русской земли из владения рода Рюриковичей в совокупность отдельных земель – наследственных владений различных князей. 

При Владимире Мономахе (1113–1125) процесс распада государства замедлился. Князь пользовался огромным авторитетом, имел родственные связи с византийским императором Константином Мономахом (был его внуком по материнской линии), вел успешные походы против половцев. Гибкий, умный правитель сумел восстановить единство Древней Руси. Его сыну Мстиславу (1125–1132) удалось продолжить политику отца. Но сразу после его смерти на месте некогда единой державы возникло около
15 независимых государств (Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское, Смоленское, Ростово-Суздальское, Владимиро-Волынское, Галицкое, Туровское, Полоцкое и другие княжества, а также Новгородская земля).

Период феодальной раздробленности нельзя представлять как полный распад и дезинтеграцию (разъединение) прежних социально-политических структур и связей. Целостность русской земли в определенной степени сохранялась: связи между различными княжествами поддерживались благодаря общей вере, языку, действию общих законов, зафиксированных в дальнейших редакциях «Русской Правды»; в народном сознании никогда не исчезала идея единства Руси. Сформировалась своеобразное самосознание, при котором русские люди считали своей Отчизной и Русь в целом, и каждую из земель в отдельности.

Некоторые современные историки (А.А. Данилов, М.Н. Зуев) считают, что не было полного распада Древнерусского государства, а произошла его трансформация в федерацию княжеств во главе с великим киевским князем. Но следует отметить, что власть киевского князя стала номинальной, а за его престол развернулась борьба могущественных князей отдельных земель. Ослаблению власти великого киевского князя содействовал и упадок южных областей. Киев и Киевская земля не раз подвергались нападениям и разорению со стороны дружин князей, боровшихся за великокняжеский престол, и набегам кочевников-половцев.
В Киеве оживилась деятельность вече, которое нередко решало вопрос о приглашении того или иного князя. В 1169 г. Киев был взят и разгромлен войсками сына Юрия – Андрея Боголюбского, владимирского князя. В конечном итоге это привело к разорению киевской земли, поэтому вскоре киевский престол утратил свою привлекательность для местных князей и они сосредоточили свою деятельность на укреплении собственных княжеств, расширении их границ за счет соседей.

Юго-Западная Русь в то время была сопоставима с Герман-ской империей Фридриха Барбароссы. Галицко-Волынское княжество простиралось от Днестра и Причерноморья на юге до Литвы – на севере, Венгрии и Польши – на западе. Нахо­дясь на стыке трех важнейших государств и осуществляя колонизацию областей Западного Буга, верховьев Днепра, втор­гаясь на территорию Польши и Литвы, княжество обрело зна­чительный вес в международных делах. В силу этого обстоя­тельства Юго-Запад-ная Русь постепенно стало подвергаться европеизации, а в XIV в. Галицко-Волынское княжество распа­лось: Галиция отошла к Польше, а Волынь – к Литве, что вызвало сильное влияние европейской, прежде всего роман­ской, культуры на славянские духовные традиции.

Включение юго-западных русских земель в состав Польши и Литвы имело далеко идущие последствия: из древнерусско­го суперэтноса выделились два славянских народа – «малорос­сы» (украинцы) и «белороссы» (белорусы). В отличие от дру­гих русских земель формы феодальных отношений в юго-западных русских землях приближались к европейским традициям вассалитета, здесь соблюдался федеративный прин­цип объединения автономных княжеств. По мнению современ­ных исследователей. Литовская Русь могла стать объединяю­щим центром всех восточнославянских земель в единое Российское государство, включив его тем самым в восточно­европейское единство. Однако эта возможность не была реа­лизована, а сама Литовская Русь была поглощена Речью Посполитой в ходе польско-литовского объединений.

Северо-западные русские земли, наряду с киевскими, были древнейшим очагом древнерусской цивилизации. В XII в. здесь образовались две феодальные республики – Новгород­ская и Псковская, уникальные по своему политико-правово­му устройству. Северо-западная субцивилизация была круп­нейшим экономическим, политическим и культурным центром Древней Руси. Ее экономическая мощь была связа­на преимущественно с развитием торговли, ремесла, рыболов­ства, охоты, солеварения. «Господин Великий Новгород» имел обширнейшие земли-колонии, находился на водном пути «из варяг в греки», экономически был тесно связан с Ганзой (тор­говым союзом северонемецких городов). Новгород и Псков были связаны также через Прибалтику с Северной Европой и испытывали влияние ее культуры, где доминировали тради­ции простоты и аскетизма, суровости и рационализма. Нов­город был крупнейшим торговым центром не только Руси, но и Европы. С торговлей были связаны практически все ка­тегории новгородского населения. В городе находились мно­гочисленные «дворы» иноземных, главным образом немец­ких, купцов.

Владимиро-Суздальское княжество (первоначальное название – Ростово-Суздальское) располагалось на северо-востоке от Прид­непровья, имело обширную территорию, основой хозяйственного развития которой было земледелие. Земля была не слишком плодо­родна, но все же давала устойчивые урожаи. Здесь были соляные промыслы и много угодий – рыбных, бортных, сенокосных. Отток населения на северо-восток привел к увеличению сельского насе­ления и к возникновению новых городов.

Владимиро-Суздальское княжество, как и большинство других, унаследовало политический строй Киевской Руси. Оно вышло из-под власти Киева в 30-е годы XII в. при младшем сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком (свое прозвище он получил за стремление главенствовать на Руси и править в Киеве).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 г. власть в Северо-Восточной Руси перешла к его старшему сыну Андрею Боголюбскому (1157–1174). Он еще при жизни отца обосновался на Суздальской земле. При этом князь повелел поставить считавшуюся чудотворной икону Божьей Матери во Владимире-на-Клязьме. (Со временем эта икона стала одной из главных святынь русской земли.) Вместе с церковью князь выстроил дворец. Его новая резиденция получила название Боголюбово, а сам князь – прозвище Боголюбский. Он первым присвоил себе титул «великого князя всея Руси». 

На северо-востоке, который сравнительно поздно подвергся славянской колонизации (с Х в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль) появились новые: Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский, Галич. В летописи под 1147 г. впервые упоминается Москва. (Само название «Москва» финского происхождения. По преданию, Москва принадлежала богатому боярину Кучке, отсюда второе название поселения – Кучкино. Князь Юрий Долгорукий отобрал село у боярина, превратил его в свою сельскую резиденцию, а в 1156 г. приказал здесь заложить «град Москву»). Строительство «града» (крепости) близ черниговской границы было вызвано тем, что Юрий стремился установить господство над Южной Русью. Переселенцы с юга и северо-запада Руси ускоряли освоение этих территорий, приносили с собой передовые приемы хозяйствования. Торговые пути простирались через Новгородские земли на запад и черед Волжскую Булга-
рию – на восток и юго-восток.

В XII в. число городов значительно возросло, хотя общая численность городского населения оставалась сравнительно небольшой. Роль городского веча и горожан в политической жизни княжеств была велика. Вече имели «старшие» города – столицы земель, а «младшие», считавшиеся их пригородами, должны были подчиняться решениям князя и веча «старших» городов. Руководство вечем осуществляли бояре, владевшие городскими усадьбами и землями в сельской округе. Князь Андрей перенес столицу во Владимир-на-Клязьме, который ранее считался «пригородом» старых городов. Перенос столицы был продиктован стремлением князя Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. Во Владимире не было сложившейся боярской группировки и собственного веча, ограничивающего власть князя.

Андрей Боголюбский стремился к тому, чтобы его столи-
ца – город Владимир ни в чем не уступал Киеву. Он заложил новую крепость, построил Золотые ворота, каменные соборы.

Во Владимире появилась своя Десятинная церковь Богородицы. Продолжая политику укрепления княжества, Андрей Боголюбский попытался учредить собственную митрополичью кафедру, равную киевской, чтобы возвысить Владимир, превратить его в независимый от Киева не только политический, но и религиозный центр.

Но попытки князя утвердить свою власть над Русью не были успешными, так как он не располагал мощными средствами, воинским талантом и авторитетом. В условиях нараставшей раздробленности его усилия были обречены на провал. В период раздробленности структура общества менялась очень медленно. Новой тенденцией в политической жизни становится превращение дружинников из советников и соратников князя в его подданных, которые за службу получали земельные владения (позднее их стали называть поместьями). Князь по-прежнему управлял землей вместе с дружиной, но при этом он стремился создать себе опору в основном среди членов младшей дружины. Современники называли князя Андрея Боголюбского «самовластцем». Старшая дружина не простила ему такого самоуправства. Стремление Андрея Боголюбского к самовластию, репрессии против бояр, ряд военных неудач привели к организации против него заговора. В 1174 г. заговорщики убили князя в его замке Боголюбово.

После его смерти борьба за власть между братьями Андрея завершилась победой Всеволода Большое Гнездо (1176–1212). Новый князь сломил сопротивление старого боярства и стал распоряжаться делами княжества так же самовластно, как и Андрей, но при этом проводил более продуманную политику. Это позволило значительно укрепить Владимирское княжество, власть самого князя. Он расширил свои владения, усилив дружину, подчинил своему влиянию Новгород и Казань, предпринял новый поход на Волжскую Булгарию, нанес поражение половцам. 

После смерти Всеволода Большое гнездо между наследниками начался затяжной конфликт. Константин Всеволодович, вопреки воле отца, захотел вернуть столицу княжества в Ростов, с присоединением к нему Владимира. В Ростове княжил Юрий Всеволодович, и конфронтация братьев переросла в вооруженное столкновение – в 1213 г. на р. Идше и в 1216 г. на р. Липице.
В результате Константин вступил во Владимир и объявил себя великим князем, однако правил недолго. В 1218 г. он умирает, а великокняжеский престол переходит к Юрию.

В период его правления территория Владимирского княжества‚ увеличилась – были присоединены земли по нижнему течению Оки, средней Волге и т.д.

В 1221 г. на землях мордвы был основан Нижний Новгород, который должен был стать форпостом для борьбы с Волжской Булгарией. В 1237–1238 гг. земли Владимирского княжества подвергаются нападению монголо-татар. Взяты и разрушены города Владимир, Москва, Ростов и др. Юрий Всеволодович попытался оказать сопротивление, но 4 марта 1238 г. потерпел поражение и сам погиб в сражении на р. Сить. С 1238 по 1246 г. великим князем Владимирским стал Ярослав Всеволодович. В 1243 г. был вызван в ставку монгольских князей для получения ярлыка на великое княжение владимирское. В 1246 г., возвращаясь из столицы монголов Каракорума, он умер, возможно, от отравления.

Унаследовал великое княжение владимирское его сын – Андрей Ярославич. Получил он также и ярлык на великое княжение – от ханши Туракины. В 1249 г. Андрей Ярославич заключает союз с тестем – Даниилом Романовичем Галицким, чтобы оказать орде сопротивление. Однако монголы опередили выступление союза князей – 1252 г. князья потерпели поражение от Неврюя. После этого Андрей Ярославич бежал в Швецию, а великим князем владимирским становится Александр Ярославич Невский (1252–1263). В 1299 г. киевский митрополит Максим переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. Таким образом, еще раз подтверждается статус Владимира как общерусского политического центра.

Однако центробежные процессы продолжались и после смерти Всеволода. Вновь усилились междоусобицы, ослабляющие княжество. В результате борьбы между потомками Всеволода к власти приходит его сын Юрий (1218–1238), ставший последним правителем независимого Владимиро-Суздальского кня-жества и погибший в период монгольского нашествия. Успехи социально-экономического развития Владимирского княжества делали его претендентом на роль объединителя Руси.

Юго-Западная Русь состояла из двух частей: горной (в Прикарпатье) и равнинной (по Днестру, Южному и Западному Бугу). Южнорусские земли рано обособились от Киева. Природные условия (плодородные почвы, мягкий климат) благоприятствовали развитию пашенного земледелия и промыслов в пределах края. Крупнейшими городами здесь были Галич и Владимир-Волын-ский, или Волынь, соперничавшие друг с другом. Они вели торговлю с Византией, Крымом, Польшей, прибалтийскими землями. Благодаря развитию вотчинного землевладения на юго-западе сформировалось многочисленное боярство. Галицко-волынское княжество граничило с Венгрией и Польшей, которые вмешивались в междоусобную борьбу и стремились подчинить себе русские земли. 

Галицкая земля достигла расцвета при князе Ярославе Осмомысле (1153–1187), который вел длительную войну с Киевским княжеством. Около 1200 г. Галицкое и Волынское княжества объединились во время княжения Романа Мстиславовича (1199–1205). При нем Галицко-Волынское княжество стало одним из крупнейших государств Европы. После гибели Романа его сын Даниил Романович (1211–1264) вел постоянные войны с Венгрией, Польшей, боролся с местными боярами, которые пытались ослабить княжескую власть. Вместе с другими русскими князьями он участвовал в битве на реке Калке (1223), пытался организовать крестовый поход народов Европы против татар и освободить Русь. С этой целью он вел переговоры с римским папой, литовским князем Миндовгом.

Только к концу 30-х годов XIII в. Даниил смог окончательно утвердиться на княжении и даже временно подчинить Киев. После окончательного разгрома соперника, черниговского князя Ростислава Михайловича и венгерских войск в 1245 г. наступила наконец некоторая стабилизация внутриполитической жизни: в середине ХIII в. Даниил стал одним из самых сильных русских князей и даже – в расчете на помощь против татар – принял от римского папы королевский титул. Однако в 1259 г. под угрозой татарского похода Даниил вынужден был срыть свои укрепления и признать себя данником Золотой Орды.

Но после его смерти в 1264 г. начались усобицы, которые в конце концов привели к потере независимости Юго-Западной Руси, включению русских земель в состав Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Значительную роль в трагической судьбе этого княжества сыграло местное боярство, которое, стремясь к ослаблению княжеской власти, постоянно сеяло смуту и уменьшало тем самым силы сопротивления княжества высшим врагам.

Новгородская земля занимала северо-западные просторы Руси. Среди особенностей ее развития нужно отметить следующие: 1) суровый климат, природные условия, которые не способствовали развитию земледелия. Своего хлеба в Новгороде не хватало, поэтому соседние земли, через которые осуществлялся подвоз хлеба (Киев, а позднее Владимир-Суздальский), имели в своих руках мощный рычаг политического воздействия на Новгород; 2) с самого начала Новгород противостоял Киеву как другой важный центр становления древнерусской государственности.

Становление Новгородской республики проходило в острой борьбе с великими киевскими князьями, стремившимися всячески ограничить государственную самостоятельность «Господина Великого Новгорода». Поэтому при всех соци­альных противоречиях, которые возникали между боярами-вотчинниками, богатым купечеством, горожанами, монастыр­ским духовенством, в политической жизни Новгорода на первый план выступали в качестве интегрирующего фактора антикиевские настроения.

Новгород ранее других княжеств стал проводить независимую от Киева политику. В 1015 г. новгородский князь Ярослав Владимирович отказался платить дань киевским князьям. Однако зависимость Новгорода от Киева сохранялась еще более 100 лет. Из Киева в Новгород назначали князя и посад­ника, только в
1126 г. новгородцы впервые выбрали на вече по­садника из новгородских бояр. Воспользовавшись народным восстанием 1136 г., направленным против удельного князя Все­волода Мстиславовича, новгородские бояре окончательно уста­новили политический строй Новгородской республики, в ко­торой вече выбирало всех высших должностных лиц: «владыку» (епископа, а с 1165 г. –архиепископа), посадника, тысяцкого.

Таким образом, на рубеже XI–XII вв. новгородцы добились права решением вечевого собрания отказывать в княже­нии ставленнику великого киевского князя. После изгнания последнего удельного князя в 1136 г. новгородцы стали сами приглашать князя. Это было закреплено феодальным съездом русских князей в 1196 г. Приглашаемый вечем князь был про­стым военачальником, которого нанимала республика. Князь в Новгороде выполнял те же функции, что и другие русские князья, но правил он совместно с представителями респуб­ликанской администрации, при этом его роль в госу­дарственном управлении и суде была достаточно скромной. С каждым князем республика заключала договор, по которо­му обе стороны обязывались исполнять взятые на себя обяза­тельства. Князь должен был «держать Новгород в старине, без обиды», защищать от врагов, не начинать войны без разреше­ния веча, судить только вместе с посадником и не заводить на территории республики земельных владений. В случае на­рушения князем принятых обязательств вече «указывало дорогу» князю из Новгорода, т.е. изгоняло его.

По мере обретения государственной самостоятельности в Новгороде обостряется борьба между различными социальны­ми группировками за власть, что давало возможность князю лавировать между ними и использовать ситуацию для укреп­ления собственного авторитета. В свою очередь боярская знать была не в состоянии удержать власть в Новгороде без поддерж­ки правящего князя.

Высшим органом государственной власти в Новгороде считалось народное собрание (вече), в котором могли принимать участие все свободные горожане. Их волеизъявление в конеч­ном счете вело к избранию или смещению высших должнос­тных лиц, изменению законодательства, принятию решений по важнейшим вопросам внутренней и международной жиз­ни. Борьба различных группировок бояр и купцов за престиж­ные и доходные государственные должности, безусловно, вли­яла на решения веча, однако эти группировки не могли полностью контролировать собрание, управлять процессом принятия на нем решений.

Высшим должностным лицом в Новгородской республике был посадник, ежегодно избираемый народным собранием. Посадник председательствовал на собрании, руководил его работой, играл роль посредника между Новгородом и князем, вместе с последним вершил суд и предводительствовал вой­ском. Как правило, эта престижная должность замещалась представителями наиболее знатных боярских родов, которых в Новгороде, по подсчетам исследователей, было около сорока. В XII в. появляется должность тысяцкого, который пред­ставлял интересы незнатных слоев свободного населения: купцов, ремесленников и землевладельцев, не принадлежа­щих к боярству. В мирное время он ведал торговыми делами, осуществлял полицейские функции, а в период военных действий командовал ополчением. Вместе с посадником тысяцкий выступал гарантом контроля за княжеской властью.

Важная роль в республике отводилась избираемому народным собранием новгородскому владыке, архиепископу, кото­рый являлся не только главой церковной иерархии, но и хра­нителем государственной казны. Вместе с князем владыка ведал внешней политикой, а с купеческой корпорацией «Иваньское сто» осуществлял контроль за эталонами мер и весов. У архиепископа был даже свой полк.

Властную элиту Новгорода представлял Совет господ, куда входили около 300 человек и во главе которого стоял архиепископ. В состав Совета входили князь, «степенные» (при должности) и «старые» (ранее занимавшие должности) посадни­ки, тысяцкие, наиболее знатные бояре, купцы, иногда городские старосты. Совет господ предварительно рассматри­вал вопросы, выносимые на вече.

Вся административная система «Господина Великого Новгорода» была выборной. Город состоял из федерации пяти самоуправляющихся районов – «концов», которые одновре­менно являлись экономическими, военными и политически­ми единицами. «Концы» в свою очередь делились на улицы. Кроме территории самого Новгорода Новгородская земля включала другие города — «пригороды» (из них крупнейшим был Псков») и «пятины» (области) в бассейне Ильменского, Ладожского и Онежского озер. Каждая из «пятин» под­чинялась в административном отношении одному из «концов» города. «Пятины» дробились на волости, а последние — на погосты. Во всех административно-территориальных едини­цах действовало вечевое самоуправление. Обширные земли Северо-Восточной Европы составляли «колонии» Новгорода.

Православный Новгород, обладая устойчивыми демократическими традициями, имея развитые торговые и культур­ные связи с Центральной и Северной Европой, в большей степени, чем другие регионы, ориентировался на европейскую цивилизацию и представлял собой тем самым одну из воз­можных исторических альтернатив дальнейшего развития древнерусской цивилизации. Однако этой альтернативе не суждено было осуществиться. Просуществовав свыше 300 лет, Новгородская республика, сохранившая в период татаро-монгольского ига свои политические и культурные традиции и усилившая свое европейское своеобразие, была ликвидирова­на и постепенно деградировала после насильственного присоединения Новгорода к Московскому царству в конце XV в.

Социально-экономическое развитие происходило и в других землях Руси, где возникли и окрепли многие новые центры. Однако наряду с общим в развитии и судьбах каждой из этих зе­мель было также много особенностей.

Муромо-Рязанская земля из Черниговских владений выдели­лась в самостоятельное княжество в 1127 г. В крае медленно утверждались феодальные отношения и христианство. Кочевни­ки частыми набегами затрудняли экономическое развитие земли, особенно южной ее части. Все же и здесь местные крупные зем­левладельцы превратились в руководящую политическую силу. Муромо-Рязанская земля все больше дробилась, появились новые мелкие княжества. В Рязани и других городах было много торгово-ремесленного населения. Однако горожане здесь не поддерживали местных князей, больше тяготея к сильным владимиро-суздальским князьям. Со второй половины XII в. рязан­ские князья стали вассалами великого князя владимирского. Только после смерти Всеволода Большое Гнездо создались условия для восстановления самостоятельности Рязани. Но тем временем началось татаро-монгольское нашествие.

Черниговская земля граничила с Ростово-Суздальским и Смоленским княжествами, с землями мордвы и болгар, с Полоцким, Киевским и Переяславским княжествами, а на юго-востоке – со степью. До середины XI в. в состав Черниговских владе­ний входила и Тмутаракань. По уровню своего развития Черниговская земля не отставала от Киевской. Уже к XI в. здесь существовал ряд таких городов, как Чернигов, Любеч, Курск и др. В XII в. возникают новые города – Вщиж и другие, с торгово-ремеслен-ным населением. В черниговских городах преобла­дали крупные феодалы. При таком положении бояр в Чернигов­ском княжестве не могли усиливаться князья и служилые фео­далы.

С конца XI в. при Олеге Святославиче Черниговская земля окончательно обособилась от Киева. С участием этого князя на Руси началась первая феодальная война. В начале XII в. от Чернигова отделилась Муромо-Рязанская земля. Черниговское княжество стало дробиться, в нем возникли такие княжества, как Новгород-Северское, Вщижское и другие, в которых княжи­ли Ольговичи. Феодальные войны и усобицы, близость к Киев­ской земле и степи – все это создавало неблагоприятные условия для развития Черниговской земли.

Переяславское княжество, как и соседнее Киевское, с XII в. уже находилось в состоянии упадка. Княжеству все труднее было при его окраинном положении («украина» Руси, по опреде­лению летописи) защищаться от набегов половцев.

Только со второй четверти XII в. выделилось Смоленское княжество. Его некоторое усиление наблюдалось в конце XII в. Смоленск поддерживал торговые связи с русскими зем­лями, со странами Западной Европы и с Прибалтикой. С нача­ла XIII в. это княжество все больше зависело от владимиро-суздальских князей. Смоленску начали угрожать литовские захватчики.

Полоцкая земля пыталась обособиться от Киева одной из первых уже в Х в. Владимир I подчинил Полоцкую землю, но ненадолго. В течение всего XI в. киевские князья безуспешно пытались ликвидировать обособленность Полоцка. К этому времени в княжестве выросли такие молодые города, как Минск, Витебск, Орша и др. Соседние земли леттов и ливов в Прибалтике плати­ли дань Полоцку, заинтересованному в выходе по Западной Двине в Балтийское море. В XII в. княжество начало дробиться, наиболее сильными были княжества Полоцкое и Минское. По­пытки объединения земли здесь успеха не имели. Города Полоцко-Минского княжества тяготели к Владимирскому княжеству – только оно временами приходило на помощь Полоцку, когда ему угрожала Литва и др.

Центрами Турово-Пинской земли были города Туров и Пинск. Здесь довольно медленно росло крупное феодальное землевла­дение. Только во второй половине XII в. Туровская земля обосо­билась в отдельное княжество, в начале XIII в. раздробившееся на ряд удельных княжеств –Туровское, Пинское, Слуцкое и др. Они зависели от соседнего сильного Галицко-Волынского кня­жества, к которому тяготели и города Турово-Пинской земли. Бояре же предпочитали перейти под власть Литвы, чтобы не подчиняться сильным галицким князьям. Такова была обстановка в землях Руси к середине XIII в.

Однако раздробленность снизила военный потенциал Руси. Внутри княжеств и между ними в течение длительного времени проходи­ли ожесточенные конфликты и разрушительные войны, ослабляв­шие силу Руси и приводившие к уничтожению городов и сел. В то же время в этот период бурно росли города, искусство достигло необычайного расцвета. Начался процесс формирования основ будущего хозяйственного единства русских зе­мель.

Таким образом, в условиях феодальной раздробленности пос­тепенно созревали предпосылки для экономического, политическо­го, культурного единства Руси на новой основе. Однако новому национальному государству не суждено было появиться в это время. XIII в. стал переломным в истории Руси. С конца XII в. усилился натиск половцев на русские земли, а в 30-х годах XIII в. Русь не выдержала монголо-татарского нашествия, так как князья не смогли объединить силы для отпора. В результате раздробленная Русь столкнулась с труднейшей проблемой: русские зем­ли попали под монголо-татарское иго, которое продолжалось более 200 лет – до второй половины XV в. Период государственной раздробленности продолжался в XIV–XV вв. Его завершение было связано с начавшимся процессом формирования централизованного государ­ства – Московской Руси.

Борьба русского народа против агрессии

С Востока и Запада

Географическое положение русских земель, их природные и культурные богатства были причиной последовательной агрессии на их территорию как с запада, так и с востока: с запада – рыцарских немецких орденов, шведских рыцарей, вдохновляемых католической церковью, а также литовских племен; с востока – огромных полчищ монголо-татар. Обе опасности несли народам утрату политической независимости, этнокультурной самобытности, физическое истребление.

Монгольские племена, обитавшие в степях за Байкалом, были объединены в начале XIII в. одним из племенных вождей – Темучином, которого в 1206 г. на съезде монгольской знати (курултае) провозгласили великим ханом всех монголов и дали ему имя Чингисхан. Кочевые племена монголов были малочисленными, но господство родовых порядков обеспечивало участие в военных походах поголовно всех мужчин. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч («тьма» по русским летописям). Прочные традиции военной дисциплины обеспечивали высокую боеспособность монгольского войска.

Суровые природные условия региона проживания монгольских племен определили возможность заниматься продуктивным земледелием и оседлым скотоводством. Монгольские племена, обитавшие в степях Центральной Азии, переживали во второй половине XII в. период разложения родовых отношений. Формирующаяся знать вела борьбу за пастбища и скот. Экстенсивный характер кочевого скотоводческого хозяйства монгольских племен, истощение пастбищ создавали одну из предпосылок для войн и захватов чужих земель. Все это создавало условия для возникновения государства. Именно Чингисхан приступил к его созданию. Государственность дала прирожденным воинам-кочев-никам новую военную организацию и железную дисциплину, которые стали одними из предпосылок завоеваний. Татары – название одного из родственных монголам племен, включенных в их объединение, созвучно греческому слову «тартарос» («преисподняя»). Именно так воспринимали европейцы монголо-татар-ские племена – как сыновей дьявола, вышедших из преисподней. Жестокость завоевателей оправдывала эти представления.

Подчинив кочевников Центральной Азии и соседние племена Южной Сибири, Чингисхан укрепил военную мощь своего государства. Началом активных завоеваний стал захват Северного Китая (1211–1215). Здесь монголы познакомились с осадной техникой, стали использовать труд китайских ремесленников, которых загнали в рабство, изучали приемы штурма каменных крепостей.

В 1219 г. войска Чингисхана напали на богатое государство Хорезм-шахов и разорили его. После этого монголы прошлись по южному берегу Каспийского моря, вторглись в Закавказье, на Северном Кавказе они нанесли удар по аланам (осетинам) и половцам. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям, которые на совете князей Южной Руси приняли решение о совместных действиях.

Битва произошла в 1223 г. на реке Калке в Приазовье и закончилась серьезным поражением русско-половецких войск. После победы монголы повернули на восток и некоторое время о них ничего не было слышно на русской земле. Тем временем в 1237 г. после смерти Чингисхана его империя была разделена на улусы (удельные владения) между его сыновьями и внуками. Хан западного улуса Батый (Бату) в 1235 г. принял решение начать поход в Европу. 

Осенью 1236 г. монголы разорили Волжскую Болгарию, а в 1237 г. нанесли несколько поражений половцам. В конце того же года войска хана Батыя вступили на землю Рязанского княжества. Пять дней длилась героическая оборона Рязани, но, не получивший помощи от соседей, город был разгромлен монголами, а жители убиты. В начале 1238 г. произошла ожесточенная битва с монголами под Коломной, в которой русское войско, уступавшие по численности вражескому, потерпело поражение. В феврале 1238 г. монголо-татары приступили к осаде Владимира, подтянув к стенам города осадные машины. Владимирский князь Всеволод со своей дружиной не смог сдержать натиска противника. Монголо-татары ворвались в город, подожгли Успенский собор. Часть горожан погибли в огне, а уцелевшие жители были ограблены и уведены в плен. В марте 1238 г. на реке Сити было окончательно разгромлено войско владимирского князя. Затем после двухнедельной осады был захвачен город Торжок, и монголы двинулись на Новгород. Их разъезды появились в 100 верстах от Новгорода, однако потери монголов и наступление весенней распутицы привели к тому, что Батый принял решение отступить. Войска Батыя вошли в пределы Черниговского княжества, сделав остановку у Козельска. Семь недель жители города героически защищались, за что Батый назвал его «злым городом». За время его осады монгольское войско потеряло 4 тыс. воинов. Батый потратил 3 месяца на разгром Северо-Восточной Руси и
2 месяца стоял под Козельском.

Монгольский хан не смог завоевать Русь в течение одной военной кампании. Его войско несло большие потери. Наступила весна, и монголы больше не могли использовать замерзшие реки для продвижения конных отрядов и перевозки осадных машин. Войска Батыя с трудом передвигались через непроходимые леса и болота Северной Руси. Поэтому, отдохнув и набрав силы, весной 1239 г. монголы обрушились на Южную и Юго-Западную Русь. В течение двух лет монголы громили половцев в Причерноморье, захватили Крым, черкесские земли, Северный Кавказ, они совершали набеги на русские земли, взяли Переяславль, Чернигов, в декабре 1240 г. разгромили древнюю столицу Руси – Киев. После этого монголо-татарские полчища двинулись на запад, вошли в Польшу, Чехию, дошли до Адриатики, но сил для захвата Западной Европы у них уже не было. По возвращении домой Батый основал свою столицу Сарай (1242).

Монголы создали одну из крупнейших в мировой истории империю. По численности населения и уровню цивилизации покоренные народы Азии и Восточной Европы намного превосходили монгольскую орду, но они переживали период политической раздробленности и были значительно ослаблены междоусобной борьбой. Кроме этого, мощь монголо-татарской империи опиралась на террор и насилие. Ордынские войска были хорошо подготовлены к ведению крупномасштабных военных действий, обладали высоким уровнем военной дисциплины.

После нашествия Русь попала в зависимость от монгольского государства, получившего название Золотая Орда. Его территория протиралась от границ Руси до Западной Сибири и Хорезма. Орда обложила Русь данью, требуя от населения «таньгу» (от этого слова в русском языке впоследствии образовалась слово «деньги»). Помимо денежных платежей монголы требовали, чтобы русские князья направляли на службу хану воинские отряды. Монголы провели на Руси перепись населения, назначая по всей территории «тысячников» и «темников». Однако распространить на Руси порядки своей военной службы им не удалось. Вместо темников и тысячников Русью стали управлять специально назначенные чиновники – баскаки, имевшие в своем распоряжении военную силу. Ставка главного баскака располагалась во Владимире. Он осуществлял надзор за деятельностью князей, обеспечивая сбор дани, и проводил набор воинов в монгольскую армию. В 1262 г. в Ростове, Суздале, Ярославле произошли народные волнения. Они были направлены против мусульманских купцов, жестоко притеснявших православное население. Но о каких-либо столкновениях с монголо-татарами в летописях не упоминается. Почти половина территории Руси, включая Новгородскую землю, Полоцк, Турово-Пинское, отчасти Смоленское княжества, избежали разгрома монголо-татарами. Русские земли, покрытые лесом, казались кочевникам дикими и непригодными для скотоводства. Поэтому здесь Русь сохранила свои внутренние порядки, а ее зависимость ограничивалась выплатой дани орде («ордынским выходом»).

К середине XIII в. среди русских князей сложились две политические группировки: одна была представлена великим князем владимирским Андреем Ярославичем (1249–1252), братом Александра Невского, его тестем Даниилом Романовичем Галицким и их единомышленниками, которые не хотели признавать зависимость от Орды; другая объединила в основном князей Северо-Восточной Руси, которые склонялись к соглашению с монголо-татарами. Позицию последних поддерживала церковь, получившая от них ряд привилегий. Политику компромисса с Ордой стал активно проводить в жизнь и князь Александр Невский, правивший в Северо-Восточной Руси в 1252–1263 гг..

Последствия нашествия были исключительно тяжелыми. Прежде всего, резко сократилось население страны. В русских летописях приводятся примеры жестокости монголо-татар. После взятия Козельска Батый казнил всех оставшихся в живых. При штурме Владимира монголы не смогли сразу проникнуть в Успенский собор, где укрылся епископ с членами семьи великого князя Юрия, тогда захватчики обложили церковь лесом и подожгли. В результате этого погибли все, кто надеялся найти спасение в церкви. Тысячи русских людей были уведены в рабство. Излишки рабов продавались монголами на рабских рынках Крыма, Кавказа, Египта и Италии.

Тяжелым последствием монголо-татарского нашествия было и разрушение городов, сожжение сел и деревень. Многие города были совсем уничтожены, Например, разрушенную Рязань не удалось восстановить. Сейчас на ее месте находится село Старая Рязань и городище, где были проведены археологические раскопки. После нашествия Батыя с 1240 г. опустел Киев, в нем осталось не более 200 домов. По подсчетам археологов, из известных по раскопкам 74 городов Руси XII–XIII вв. 49 были разрушены Батыем, при этом в 14 жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села. Результатом сожжения многих сел и деревень стало запустение пашен, сокращение посевных площадей.

Разные категории населения несли потери в разной степени. Современные историки (Н.И. Павленко, Ю.И. Казанцев и др.) полагают, что сельское население пострадало меньше, так как некоторые села находились в густых лесах, куда не могли попасть войска противника. Горожане гибли чаще. Много было уничтожено князей и дружинников – профессиональных воинов. Именно потеря дружинников, по мнению Н.И. Павленко, привела к замедлению темпов социального развития, так как остановился начавшийся еще в XII в. в Северо-Восточной Руси процесс возникновения боярских сел, владеть которыми должны были воины-феодалы. В связи с этим светское феодальное землевладение возникло заново уже после ликвидации ордынского ига. 

Тяжелый удар монголо-татарское нашествие нанесло развитию производительных сил, прежде всего в городе. Преемственность в древнерусском ремесле осуществлялась путем передачи производственных секретов от отца к сыну, от мастера к ученику. Гибель многих ремесленников при штурме городов, увод остальных в Орду явились причиной упадка ремесла. Были утрачены его секреты, многие профессиональные навыки, исчезли целые профессии. Если до нашествия монголо-татар русское стеклоделие знало сотни различных рецептов изготовления художественного стекла, то после нашествия число применяемых рецептов сократилось в несколько раз. Мастера разучились изготавливать стеклянную столовую посуду, оконные стекла, исчезли навсегда или возродились только через 150–200 лет такие виды ремесла, как скань, чернь, перегородчатая эмаль, полихромная поливная керамика, резьба по камню и др. На несколько десятилетий прекратилось каменное строительство в городах, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство.

Огромный ущерб был нанесен сельскому хозяйству. Запустели и пришли в упадок киевские земли, центральные районы Северо-Восточной Руси, уцелевшие жители которых покидали свои места и укрывались в лесах Верхнего Поволжья, на севере, в Заволжье. Все это привело к разобщению Руси на отдельные части, к затяжному экономическому упадку русской земли. Достаточно отметить тот факт, что в первые 50 лет ордынского завоевания на Руси не было построено ни одного города. Общим итогом всего этого было замедление темпов развития производительных сил. Пострадали и международные торговые связи Руси. Были перерезаны важнейшие торговые пути, экономический упадок испытали многие страны, бывшие ее торговыми партнерами. Это привело к внешнеэкономической изоляции русской земли. Выплата дани серебром приостановила развитие товарно-денеж-ных отношений.

По данным исследователя Л.Н. Гумилева, в 1237–1238 гг. Батый с войском в 30 тыс. всадников прошел через княжества Рязанское, Владимирское, Черниговское, но своих гарнизонов в городах он не оставлял и поэтому дань платить было некому. Уплата дани началась 20 лет спустя, после дипломатических переговоров Александра Невского с ханом Берке. Однако русские летописи дают иные сведения: после взятия Киева и других городов монголо-татары «сочли число живших в них людей и приказали брать с них дань». Начиная с 1240 г. монголы провели перепись населения сначала в Киеве, а затем в Суздальской, Рязанской, Муромской землях. По окончании переписи податному населению было предписано платить дань. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были:

«выход», или «царева дань»;

налог непосредственно для монгольского хана;

торговые сборы («мыта», «тамга»);

извозные повинности («ям», «подводы»);

содержание ханских послов («корм»);

«дары» почести» хану, его родственникам и приближенным;

«запросы» – дополнительные крупные суммы и др.

Необходимо отметить, что великокняжеская администрация, светские и духовные феодалы оказывали помощь монголо-татарским писцам в переписи, так как стремились переложить всю тяжесть дани на плечи народа. В итальянской хронике
1246 г. отмечалось, что каждый житель Руси был обязан отдавать монголам по 1 шкуре соболя, медведя, хорька, черно-бурой лисицы и медведя, а каждая деревня – примерно по 2 тонны зерна в год. Дань серебром привела к утечке его в Орду, при этом неуплата требуемого грозила жителям городов и деревень обращением в рабство. Несмотря на это, историки Г.Н. Губайдулина и
Х.И. Юнусова отрицают факт уплаты русскими дани Золотой Орде. Они считают, что Монголия и Золотая Орда, получая огромную дань, должны были бы стать самыми богатыми и развитыми, но не стали таковыми. Следовательно, дани никакой и не было. Но не надо забывать, что богатство Золотой Орды превращалось в сокровища и никакого влияния на экономическое развитие не оказывало, хотя Монгольское государство и бывшая его часть – Золотая Орда до середины XIV в. успешно развивались.

Сбором дани и учетом населения в завоеванных землях до конца XIII в. ведали баскаки, позднее этим начали заниматься русские князья. Монгольские ханы стали раздавать «ярлыки на княжение»: Батый призвал к себе русских правителей, которые должны были засвидетельствовать ему свою покорность и только тогда получить право на власть. Первым князем, получившим в Орде «ярлык» (право) на великое княжение, стал Ярослав Всеволодович. Это был унизительный для русских ритуал: князья должны были пройти к хану между огнями (очистившись огнем), поклониться кусту, идолам, огню, солнцу; нередко предлагали испить кумысу, который считался у русских греховным напитком и т.д. По подсчетам историков за первые сто лет монголо-татарского ига по приказанию хана в Орде было убито более
10 русских князей. Среди них Ярослав Всеволодович – великий владимирский князь, Михаил Черниговский, его боярин Федор.

Раздавая князьям ярлыки на княжение, ордынские ханы стремились регулировать политические отношения между русскими княжествами: зачастую они перекраивали политическую карту Северо-Восточной Руси, препятствуя усилению того или иного князя, разжигая соперничество между ними. За время золотоордынского ига Русь вынесла более 160 внешних войн и
90 внутренних межкняжеских усобиц. Натравлять русских князей друг на друга, поддерживать несогласие между ними было традиционной политикой монголо-татар, благодаря которой они почти 250 лет могли сохранять свою власть над Русью. В результате этого князья стали вассалами ханов. Права на княжение им даровались, а непокорных князей наказывали. Таким образом создавалась генерация покорных князей, для которых воля хана стала законом.

Кроме этого, монгольское иго повлияло на состав дружинни­ков. Огромное число их погибло при обороне русских городов, и появилась новая знать, которая сформировалась уже в условиях жестокого подчинения. Князья были обязаны по приказу хана при­сылать свое войско для участия в походах татар. Например, с ор­дой хана Кубилая русские дружинники участвовали в завоевании южного Китая во второй половине XIII в. Именно условия жесткого подчинения меняют отношения между князем и его дружиной.

В дальнейшем возрождающееся боярство оказалось в большей зависимости от своих князей, чем в эпоху домонгольской Руси. Оно не могло свободно распоряжаться своими владениями, превращалось из соратников князя в его подданных. Этому способствовал пример Орды с деспотической властью ханов, которые стремились превратить русских князей в своих подчиненных. Князья же переносили этот тип отношений на своих бояр, а те – на своих приближенных. Не случайно позднее на Руси появится обращение феодала к своему сюзерену подчиненному: «Аз есмь холоп твой».  

В результате монголо-татарского нашествия происходят изме­нения в жизни горожан: в условиях разрушения русских городов происходит процесс консолидации князей и горожан; в обстановке постоянной опасности растет роль князя, а это, в свою очередь, ведет к подавлению городских вольностей (вече). Причем горожане сами были заинтересованы в сильном князе, способном защитить их, поэтому постепенно на Руси исчезали феодальные свободы и возникало подданство в холопской (рабской) форме. В этих усло­виях старые вольности были ликвидированы, а новые не возникали, и деспотизм надолго стал нормой жизни для русского народа.

Необходимо отметить, что до начала монголо-татарского нашествия на Руси шли процессы постепенной ликвидации феодальной раздробленности, укреплялась великокняжеская власть. Но нашествие Орды прервало этот прогрессивный процесс.
Н.М. Карамзин считал, что под влиянием захватчиков изменился внутренний государственный порядок: древние свободы и гражданские права исчезли. Ханские наместники лишали население Руси политической свободы. Опираясь на вооруженные отряды, они строго следили за соблюдением населением покорности завоевателям. Как уж отмечалось, выдача ярлыков превратилась в орудие политического давления на русских князей. Но по истечении времени монголы вынуждены были признать особое положение Руси по отношению к Золотой Орде, отказавшись от создания на русских землях своей системы надзора за сбором дани. В этом немалую роль сыграло героическое сопротивление в годы Батыева нашествия и непрекращающаяся народная борьба против ордынских переписчиков, сборщиков дани, произвола баскаков и ханских послов.

Подавить же освободительную борьбу русского народа ханом не удалось, и они вынуждены были пойти на отдельные уступки. В конце XIII в. сбор дани был передан русским князьям, а затем из русских городов были отозваны и баскаки, что лишило Орду возможности непосредственно вмешиваться во внутриполи-тическую жизнь русских земель и создавало благоприятные условия для ликвидации тяжелых последствий ордынского нашествия в хозяйства страны, для начала борьбы за государственно-политическое единство Руси.

В работах отечественных историков практически нет упоминания о прогрессивном влиянии Золотой Орды на историю русского народа, в них отмечается исключительно негативное влияние Орды на историю Руси. По мнению В.О.Ключевского, борьба с кочевниками – самое тяжелое историческое воспоминание русского народа. Но при этом необходимо отметить, что русские переняли от монголо-татар некоторые порядки, административные обычаи (денежный счет, пошлины с товаров, организацию почтовой службы (ямы, ямщики). Некоторое количество тюркских слов проникло в русский язык при посредстве монголо-татар: базар, магазин, чердак, алтын, сун­дук, зенит, кафтан, тюфяк и др.

В целом же, как писал П.Н. Савицкий, «татары не изменили ду­ховного существа России, но дали ей свойство организоваться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество становиться могучей».

Таким образом, нашествие имело в целом отрицательные последствия для экономического, политического и культурного развития Руси, явилось тормозом для роста производительных сил, законсервировав на длительный период натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в приостановлении процесса государственной консолидации русских земель; углублении феодальной раздробленности; отчуждении Южной и Юго-Западной Руси оказавшихся в XIV в. в составе Великого княжества Литовского; в усилении деспотических тенденций, что способствовало формированию русского самодержавия. Влияние восточной цивилизации стало проявляться во всех сторонах жизни русского общества, сохранившего при этом свои европейские черты.

Российские историки весьма подробно проанализировали в своих работах проблемы, связанные с монголо-татарским нашествием. Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, Н.П. Загоскин считали, что монголы оказали значительное влияние на развитие Московской Руси, которая формировалась под влиянием монгольской государственности. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Пла-тонов и другие историки, напротив, отмечали, что монголо-татарское иго не произвело глубоких социальных переворотов в жизни Русского государства и нашествие было одним из факторов в исторических процессах Руси, причем не главным.

Л.Н. Гумилев, Б.И. Васильев вообще отрицали существование ига и утверждали, что существовал взаимовыгодный союз русских и монголо-татар. По их мнению, основной целью монголов были половцы и финно-угорские племена, представлявшие главную опасность для державы Чингисхана. Л.Н. Гумилев отвергал понятие «монголо-татарское иго», утверждая, что Великое княжество Владимирское в лице Александра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой, который предопределил особый путь Руси. 

И.Н. Ионов считал, что в XIII в. на Руси возникла альтернатива развития. Она заключалась в том, что перед Русью в крайне острой форме встал вопрос: на кого опереться в борьбе за выживание – на католическую Европу в борьбе против татар или на татар в борьбе против крестового похода Европы? Выбор был сделан не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой. Но эта помощь дорого стоила Руси.

Исторические факты убеждают нас в том, что в ХIII–XV вв. монголо-татары установили своеобразную систему властвования в русских землях. Ее цель – регулярная эксплуатация завоеванной страны путем различных поборов и грабительских набегов. Однако кочевники-монголы не смогли поставить перед собой задачи включения русской земли в свою империю. Речь шла только о подчинении, о получении дани. Поэтому характер внутренних отношений оставался в значительной степени нетронутым завоевателями. В связи с этим следует согласиться с мнением историков (Н.И. Павленко, К.П. Стожко) о том, что взаимоотношения Орды и Руси были своеобразными, не носили характера союза.

Помимо опасности с Востока в конце XII – первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Еще в XII в. немецкие рыцари при поддержке Рима и Германской империи стали проникать в Восточную Прибалтику. Здесь издавна жили балтские и финно-угорские племена. Балтские племена делились на литовские (литовцы, жемайты, ятвяги) и латышские (латгалы, ливы, курши, земгалы). К финно-угорским относились эсты, которых на Руси называли чудь. Все они поддерживали экономические, политические, культурные связи с русскими землями. В конце Х в. у них начинается постепенный переход к раннеклассовому обществу, возникают очаги феодализации, племенного княжения. Все это происходило в тесном взаимодействии с Русью.

Однако этот процесс был прерван вторжением захватчиков-крестоносцев. В ожесточенной борьбе немецкие феодалы подчинили себе славянские племена Западной Прибалтики (поморских славян) и нацелили свою агрессию против балтов и эстов.
В 1198 г. папа римский объявил о крестовом походе в земли язычников-ливов совместно с Германской империей и Датским королевством. Вскоре немецкие крестоносцы основали в устье Западной Двины крепость Ригу (1201 г.), а в 1202 г. был создан духовно-рыцарский Орден меченосцев, перед которым стояла задача христианизации народов Прибалтики. Вслед за Ригой на территории Прибалтики стали возникать другие города, заселяемые выходцами из немецких земель. Народы Прибалтики пытались сопротивляться захватчикам, литовские и русские князья устраивали походы против крестоносцев, но разобщенность князей мешала этой борьбе, поэтому в 1215–1216 гг. противник захватил территорию Эстонии. Пытаясь закрепиться в Прибалтике, крестоносцы сталкивались не только с местными племенами, но и с новгородцами. Борьба шла с переменным успехом и усилилась после объединения в 1237 г. Ордена меченосцев с Тевтонским орденом в единый Ливонский орден.  

Летом 1240 г. шведские суда вошли в устье Невы с целью высадки и захвата Новгородской земли. В отряде у шведов находился епископ, что было характерно для крестового похода. После известия о появлении шведских кораблей новгородский князь Александр Ярославич двинулся на Неву. В войске князя кроме конной дружины были пешие воины, и это замедляло его передвижения. Тем временем шведы разбили свой лагерь на реке Ижоре в устье Невы. 15 июля 1240 г. князь Александр обрушился на шведский лагерь. Шведы не выдержали атаки конной дружины русских. Князь Александр вступил в поединок с предводителем шведов Биргером и ранил его. Пешие новгородцы довершили дело: часть шведов продолжали биться на суше, а другие укрепились на судах. Несколько судов противника были разбиты и затоплены. Бой длился до наступления темноты. Шведы подняли якоря и ушли в море. Эта победа надолго остановила продвижение шведов. Кроме этого, она способствовала укреплению авторитета двадцатилетнего князя Александра. В битве на р. Неве русское войско одержало блестящую победу, за которую народ прозвал князя Александра «Невским». Победа на Неве имела большое значение. Она устраняла угрозу Новгороду с севера, Русь сохранила выход к морю. Это был первый крупный военный успех Руси со времен нашествия Батыя. После этих событий Александр полгода оставался в Новгороде, но потом, поссорившись с боярами, уехал во Владимир. Как отмечал Р.Г. Скрынников, «властный князь, находившийся на вершине военных успехов, не мог ужиться с вечем и выборными посадниками».

В 1240 г. рыцари-крестоносцы заняли псковскую крепость Изборск, а затем укрепились в самом Пскове. Через год противник начал вторжение в новгородские земли, создавая там свои опорные пункты, поэтому в 1241 г. Александр прибыл в Новгород и собрал ополчение из новгородцев и ладожан. После изгнания немцев из крепости Копорья стремительным броском зимой 1242 г. князь освободил Псков от крестоносцев, а весной этого же года со своей дружиной и новгородским ополчением вторгся во владения Ливонского ордена, вступив на западный берег Чудского озера. На льду этого озера 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение. Немецкие рыцари выстроились в боевой порядок – клином и прорвали центр русского войска. Но русские смогли выстоять и добились успеха. Битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище, закончилась полным поражением крестоносцев. По немецким хроникам, в этом сражении погибло 25 рыцарей (речь идет о полноправных членах Ордена, которых было всего немногим более 100 чел.) и более полутысячи рядовых ратников. Эти жертвы превышали обычные потери рыцарей в европейских сражениях. Кроме этого, было немало пленных. Ледовое побоище остановило наступление противника с Запада. В 1243 г. рыцари были вынуждены заключить мирный договор с Новгородом.

Александр Невский был не только великим полководцем, но и выдающимся политиком своего времени. Он сумел понять замысел западных правителей, которые под видом антитатарского союза и крестового похода против монголов стремились поработить Русь. Князь был вынужден признать над собой и над Русью власть хана и униженно подчиняться монгольским правителям, но при этом защищать от них свой народ и землю.  

В 1252 г. великий князь владимирский Андрей Ярославич со своим окружением и Даниил Романович Галицко-Волынский подняли восстание против монгольского владычества. Этим кня-зьям казалось, что их союз с католическим Западом мог бы привести к победе над монголо-татарами. Но Орда поспешила расстроить планы непокорных князей. Монгольское войско темника Неврюя разорило Владимиро-Суздальскую землю. Восставшие русские города и села были залиты кровью. Князь Андрей не смог организовать сопротивление монголам и бежал в Швецию. Александр Невский не разделял планов своего брата Андрея. Он был вынужден подчиниться приказу хана и выехать в Орду еще до этого восстания. Хан Батый признал Александра «старейшим» среди русских князей, и в 1252 г. это первенство было подкреплено передачей ему Владимирского великого княжества. Князь Александр, как и его отец, ориентировался на союз с Ордой.

Галицко-Волынское княжество было намного лучше подготовлено к войне с Ордой. Князь Даниил строил крепости для обороны своей земли. В 1253 г., успешно отразив нападение монголов, он принял из рук римского папы королевскую корону. Но помощи с Запада Даниил не получил. Батый отправил на Русь своего лучшего военачальника Бурундая с огромным войском, и Даниил был вынужден покориться ему, чтобы не допустить разгрома княжества. По приказу монголов все крепости на Галицко-Волынской земле были уничтожены.

В свете этих фактов не ясна позиция западных историков
А. Аммана, И. Уминского, Д. Феннела, которые осуждают Александра Невского за то, что он якобы опрометчиво отвернулся от Запада. Князю пришлось решать в принципе неразрешимую дилемму – делать тяжелый выбор между Западом и Востоком, и решение, принятое им, было с пониманием воспринято как его современниками, так и большинством отечественных историков (В.О. Ключевским, Г.В. Вернадским, В.А. Шаповаловым и др.). Представители верхушки русской церкви поддерживали политику Александра Невского. Видимо, это дало основание Г.В. Вернадскому назвать борьбу с Западом и смирение перед Востоком князя Александра «двумя подвигами, которые имели единственную цель – сохранить православие как источник нравственной и политической силы русского народа». Он делал все, чтобы смягчить гнет, уменьшить «выход», спасти русских юношей от военной неволи, предотвратить новые нашествия монголов на русскую землю. В 1261 г. усилиями Александра Невского в Сарае было открыто подворье православного епископа. В 1262 г. князь Александр был вынужден снова отправиться в Орду и вести длительные переговоры с ханом. Возвращаясь домой в 1263 г., в пограничном Городце (на Волге) он умер (возможно, был отравлен в Орде). В памяти народа Александр Невский остался великим патриотом – защитником русской земли, символом своей эпохи. 

 

Тесты

 

1. Какова одна из основных экономических причин прихода Древнерусского государства в состояние феодальной раздробленности?

а) замедление роста городов и упадок отдельных земель;

б) слабое развитие сельского хозяйства и ремесла;

в) распространение феодального землевладения, как княжеского, так и частного боярского.

2. Для политической жизни русских княжеств периода феодальной раздробленности характерно:

а) князь не имеет права дробить свой удел;

б) князь является полным собственником своей земли, разделяя ее по своему усмотрению;

в) князь является приглашенным правителем в княжестве, ему выделяются земли только до тех пор, пока он княжит с согласия веча.

3. Политической особенностью Новгородской республики было:

а) княжеское правление;

б) боярское правление без князя;

в) выборность посадника вечем.

4. Что такое «ордынский выход»?

а) приезд русских князей в Орду для получения ярлыка;

б) дань, собираемая с русских земель и отправляемая в Орду;

в) подарки ханам от русских князей.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!