Роль бабушек и дедушек в воспитании детей.



Участие бабушек и дедушек в воспитании детей в современной семье.

Современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков.

Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем, что не совсем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют).

Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее, заботливее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье - наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.

Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они - безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь - внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца».

С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они - на всю оставшуюся жизнь.

Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего), дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством.

Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша» - такова точка зрения о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста.

Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям.

Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и дедушки уравновешивают возможную строгость родителей.

Частенько старшему поколению приходится выступать в роли адвоката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Интересно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями несколько отличается, главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей.

В педагогическом исследовании Х.А.Тагировой бабушкам (дедушкам), папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама - на недостатки. Одно и то же событие (мальчик разбил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпретировалось по-разному - бабушка: «Сашенька всегда старается помочь», папа: «Неловкий, неуклюжий, из рук все валится».

Роль бабушек и дедушек в проявлениях жизненных целей личности.

Очень много написано о той роли, которую играют отец и мать - особенно мать - в воспитании ребенка. Именно они - центральные фигуры «родительской педагогики». Гораздо более скромная роль отводится бабушке. Между тем если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то игнорирование бабушки или какое-либо умаление ее значения по меньшей мере неразумно. Ныне это фигура первого плана. Выдвижение бабушки на авансцену семейной педагогики имеет свои социально-экономические предпосылки.

Не следует забывать, что во многих регионах страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, мера вклада которых определялась порядком рождения, пришла семья с одним или двумя детьми.

Семья, где отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребенка, следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которые общество возлагает на семью, будет неизбежно не хватать.

И тогда надежды молодой семьи, если не говорить о системе общественного воспитания, группах продленного дня, внешкольных учреждениях, значение которых трудно переоценить, фокусируются на бабушке, в ней видят якорь спасения.

Бабушка как раз в это время может выйти на пенсию, ее к этому побуждают, от нее этого ждут, наконец, просят и требуют: «Пусть такой вид помощи молодой семье – «приходящая бабушка», пусть приедет к нам из деревни (если она там живет), пусть вернется в деревню (если она проживает в городе), пусть уедет от сестры (она уже вынянчила племянника), пусть дед... временно поживет один!»

Молодая семья готова на всё - только пусть будет бабушка! Ее можно понять: в самом деле, не давать же объявление: «Требуется бабушка к ребенку двух лет...», а бабушка требуется. Но появление бабушки в семье нельзя уподобить приобретению многоцелевого кухонного агрегата. Ее появление (я чуть не написал - воцарение) трансформирует всю систему семейных отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания.

Согласно теории основателя детской психологии в России Л.С. Выготского, именно взрослый придает смысл действиям ребенка. Соответственно, чем больше взрослых (близких взрослых) – тем больше смыслов: общаясь с родителями и прародителями, ребенок воспринимает разные взгляды, разные точки зрения на одни и те же поступки и явления.

Причем это точки зрения разных поколений, которые могут радикально отличаться друг от друга. Множество мнений порождает особое пространство – зону вариативного развития, позволяющую ребенку активно включаться в процесс собственной жизнедеятельности. Это в дальнейшем поможет ему вставать на позицию другого, учитывать чужую точку зрения, считаться с мнением других.

Это означает, что благодаря такой многопозиционности, представления ребенка будут богаче и шире. Погружаясь в такую полисмысловую, разнопозиционную, социальную ситуацию развития, которую создает многопоколенная семья, ребенок получает более объемное, глубокое представление о многих явлениях окружающего мира. Кроме того, общаясь поочередно с родителями и прародителями, он имеет возможность проследить генезис этих представлений («в наше время было так, сейчас – иначе»).

Учеными установлены определенные особенности в психическом развитии детей из многопоколенных семей[4] . Общий эмоциональный фон у этих детей является более благоприятным, по сравнению с детьми из нуклеарных (мама-папа-ребенок) семей.

Для них характерен более положительный эмоциональный настрой, открытость окружающему миру. Дети, проживающие с бабушками, более непосредственны в общении, лучше сформирован образ собственного Я.

Это выражается, во-первых, в более полном знании собственных предпочтений и интересов (они лучше знают, чего хотят, и адекватно добиваются своего).

Во-вторых, у детей из многопоколенных семей лучше сформированы представления о статусе своей семьи, роде занятий родителей, о самих себе, своем месте в обществе и среди друзей (социальное Я).

Наконец, дети с бабушками более интеллектуально состоятельны в школе, особенно в младших классах. Психологическое исследование развития интеллекта у маленьких детей, проведенное в 80-х годах, показало, что моторный интеллект младенцев, проживающих в многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с бабушками и дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих в нуклеарной семье. Это явление получило название «эффект бабушки».

Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни предыдущих поколений.

У него возникает более глубокая пространственно-временная перспектива, в результате чего его картина мира будет отличаться от картины мира ребенка, не знающего историю развития семьи и своего места в ней. Прародители (в основном бабушки) имеют большую возможность познакомить внуков с устным народным творчеством, чем родители.

Все жанры фольклора, игровые сюжеты, а также стихи, пословицы и поговорки, колыбельные песенки и сказки – все это ребенок слышит в большей части от бабушек, хотя фольклор называется «материнским», и, переработанный тысячами поколений, он является золотым фондом народной педагогики.

Колыбельные песни, например, помогают ребенку зафиксировать собственное место его в этом мире и таким образом успешнее структурировать пространство окружающей среды, а народные сказки не только помогают различению добра и зла, но и фиксируют модели «доброго молодца и красной девицы» и, в конечном счете, формируют идеальный образ будущей семьи.

Прародители способствуют передаче традиций, культурных норм и ценностей, этических принципов, то есть всего того, чего не хватает в современном обществе. Для детей из многопоколенных семей характерно более глубокое (по сравнению с детьми из нуклеарных семей) понимание таких представлений, как дружба, счастье, хорошее и плохое.

Во взаимодействии с прародителями дети опробуют новые модели межличностных отношений (такие как проблемы дистанции, границ, правил и норм поведения, степени контроля).

Вероятно, что такие формы взаимодействия между прародителями и внуками обусловлены более высокой степенью принятия и низким контролем. Прародители предоставляют более безопасное пространство для осуществления этих проб. Жизненная стабильность особенно важна для маленьких детей.

Им необходим четкий распорядок дня, в котором присутствуют знакомые, привычные для них действия, то есть необходима повторяемость происходящего. На ее основе формируется чувство безопасности, которое знаменитый американский психолог Э.Эриксон определил как «базовое доверие» к миру.

Специфика отношения прародителей к внукам задает особую социальную ситуацию развития ребенка в многопоколенной семье.

Наиболее существенные отличия в родительском и прародительском отношении к ребенку наблюдаются в стиле взаимодействия и эмоциональных отношениях.

В связи с нуклеаризацией семьи и отдельным проживанием молодой семьи сегодня, прародители реже оказываются главой семьи, что было характерно для традиционной семьи в России (большак – как правило, самый старший мужчина в семье, большуха (старшуха) – обычно мать и свекровь для остальных женщин в крестьянских семьях; старшие члены семьи как хозяева имений, крепостных и челяди в дворянских семьях и т.п.). При этом прародители (особенно бабушки) все же сохраняют важную роль в воспитании и развитии внуков.

Однако, несмотря на множество положительных моментов участия в воспитании ребенка бабушки и дедушки, существует опасность чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приводит к избалованности, эгоизму, отсутствию самостоятельности и чувства ответственности у малыша, а затем и у молодого человека, формированию в нем социального инфантилизма.

В наших семьях нередко наблюдаются коалиции между прародителями и внуками подросткового возраста. Дедушки и бабушки начинают покрывать безумства подросших любимых внучки/внука и беззаветно защищать их перед родителями, таким образом, неосознанно как бы продлевают их детство и свое прошлое значительное положение в семье.

Мы должны помнить: бабушки и дедушки не смогут заменить детям родителей и дать то, что могут дать только родители. В данном же случае слишком сильная и активная забота о чадах может иметь отрицательные последствия и сыграть злую шутку и с малым, и со старым.

Несогласованность в выборе методов воспитания родителей и старшего поколения значительно осложняет жизнь ребенка, поэтому взрослым следует научиться договариваться друг с другом о непротиворечивом стиле общения с малышом, а также стараться избегать возникновения конфликтов в этом сложном вопросе. Стремление всех членов семьи к объединению, взаимному согласию и пониманию обогащает жизнь детей и помогает им вырасти полноценными людьми.

В чем же заключается важность и необходимость сохранения этих удивительных отношений, взаимной нежной привязанности, трогательной любви и заботы, преданной и верной дружбы между бабушками-дедушками и внучатами?[5]

Педагоги, психологи, медики пришли к единодушному мнению, что помощь прародителей в воспитании детей оказывает благоприятное воздействие на психологический климат молодой семьи при условии тактичного, бережного, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу всех ее членов.

Малыш, окруженный заботой прародителей, в меньшей степени страдает от недостатка внимания со стороны работающих и вечно занятых своими делами родителей.

Такой ребенок, как правило, ощущает себя защищенным, значимым, любимым, а потому и более уверенным в своих силах и способностях. Бабушкам и дедушкам, способным внимательно выслушать ребенка и понять детскую душу, малыши чаще, чем родителям, доверяют свои сокровенные тайны, делятся с ними негативными переживаниями и радостями, не боятся задавать даже самые смелые вопросы, тревожащие их ум.

Жизненный опыт старших позволяет тактично подойти к решению любой проблемы, связанной с особенностями роста и развития ребенка. Они могут дать множество полезных советов родителям по вопросам лечения, учения, общения вашего малыша, предупредить вас о возможных ошибках в воспитании ребенка, взять на себя обязанности по развитию его умственных способностей, подготовить к школе, научить общаться со сверстниками и т.д.

Особое отношение бабушек и дедушек к детям, по сравнению с родителями, отмечается многими исследователями. Недаром в народе возникла поговорка о том, что «Первый ребенок – это последняя кукла, а первый внук – это первый ребенок». Взаимоотношения между прародителями и внуками не отягощены огромным количеством обязанностей друг перед другом, как это происходит у детей с родителями.

Наоборот, прародители, свободные от воспитания собственных, уже вставших на ноги детей, могут бескорыстно посвятить свое время такому же свободному от взрослых забот внуку. Это полезно не только для ребенка, но и для самих бабушек и дедушек. И здесь уместна еще одна глубокая народная мудрость: «Дети до венца, а внуки – до конца»…

 

Каковы же функции прародителей в современной семье:

Постоянство. Прародители воспринимают себя как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

Семейная «национальная гвардия». Обычно ими движет желание принимать активное участие в жизни семьи и забота о подрастающем поколении. Они призваны быть рядом в трудный момент, оказывать поддержку в кризисной ситуации.

Арбитры. Их действия направлены на сохранение и согласование семейных ценностей, что помогает сохранить связь между поколениями и способствовать разрешению внутрисемейных конфликтов.

Сохранение семейной истории. Поддерживают преемственность между поколениями. Передача семейного опыта, сохранение семейных реликвий, семейных традиций и ритуалов является символом стабильности семьи, показателем того, что старшее поколение продолжается в младшем, это делает семейное существование людей более осмысленным.

Духовно-нравственное развитие (передача духовных знаний, религиозных представлений, нравственных смыслов, семейных ценностей и установок и т.п.) – эта функция бабушек является одной из основных. Не только знания моральных норм, религиозных обрядов и церковных праздников, но и горячая вера и молитва, жертвенность и терпение запечатлеваются навсегда в детском сознании.

Поэтому однажды, когда бабушки не станет, взрослый внук, будто очнувшись, впервые переступит порог храма, неловко перекрестится и спросит: «У меня бабушка умерла... Могу я что-то сделать для неё?»

 

 

Вывод.

Анализируя подходы к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье, показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.

Совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много, ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

В жизни молодой семьи бабушки и дедушки зачастую играют огромную роль. При появлении ребенка, бабушки и дедушки вносят весомый вклад в дело ухода и воспитания.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом.

Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.

 

Список используемой литературы .

 

1.Гарбузов В.И. От младенца до подростка - С. - Петербург, 2006.

2.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998.

3.Зимска М. «Семья и личность». – М., 1986

4.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 2004.

5.Кулик Л.А, Н.И.Берестов. Семейное воспитание. М.,Просвящение 2000г. [2]
6.Махов Ф.С. Кого мы растим - Москва, 2001. [3]

7.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс»,2000 – 607с. [1]

8.Положение детей России в 2003 г. М., // Дом, 2004, с.24

9.Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2001. [4,5]

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!