Патернализм в политической культуре России



Значимой чертой российской политической культуры является патернализм. В современной трактовке патернализм понимается как доктрина и деятельность с позиций "отеческой заботы" по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях.

Политическая культура современной России

Построение в России гражданского общества невозможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей сопричастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций. Учеными разных стран немало сделано по изучению процесса освоения людьми политических ориентации и образцов поведения, т. е. по изучению процесса политической социализации.

Исследователи политической культуры демократии единодушны: ее становлению благоприятствует бесконфликтное, стабильное развитие общества. В странах, совершающих переход от тоталитаризма (авторитаризма) к демократическому строю в условиях социальных потрясений, этнических и религиозных конфликтов, формирование новой культуры идет трудно, непоследовательно, сопровождается попытками вернуться к традиционным образцам. Но в любом случае процесс смены политико-культурной парадигмы растягивается на десятилетия.

Россия переживает ныне период смены политико-культурной парадигмы. На протяжении полувека в стране господствовала политическая культура тоталитарного типа. Ее характеризовали, в частности:

  • высокая степень идеологизированности политической жизни;
  • ориентация граждан на партию-государство как высший авторитет и фактически полная атрофия их способности к политической самоорганизации и самостоятельному принятию политических решений;
  • конформизм;
  • нетерпимость к инакомыслию и инакодействию;
  • двоемыслие и разрыв между словом и делом;
  • отсутствие в стране политической оппозиции;
  • ориентация преимущественно на насильственные методы разрешения социально-политических конфликтов;
  • авторитарные методы принятия политических решений;
  • бюрократическо-централистский принцип организации и осуществления политической власти;
  • приоритет политической целесообразности перед законом;
  • культ вождя.

Изживание политической культуры тоталитарного и авторитарного типа – длительный, противоречивый, болезненный процесс. За последнюю четверть века в него включились, в частности, Испания, Португалия, Чили. Еще раньше его прошли Германия, Италия, Япония. Сегодня вместе с Россией этот процесс переживают восточноевропейские страны. Формируясь неравномерно в пространственном и временном отношениях (флагманами и в том, и в другом отношениях являются и долго еще будут оставаться прежде всего мега полисы вроде Москвы, Санкт-Петербурга), новая российская политическая культура будет складываться, по-видимому, за счет четырех основных источников.

Во-первых, путем заимствования зарубежного опыта – главным образом западноевропейского и американского. Этот процесс уже идет – хаотично и бессистемно. Но время будет вносить в него коррективы, “отбирая” шаг за шагом, как это уже бывало не раз с петровских времен, то, что подходит для России. А привьется на нашей евразийской почве, очевидно, не все из того, что кажется ныне привлекательным и полезным.

Но очевидно и другое. Если Россия всерьез намерена строить демократическое общество и правовое государство, то без новой политической культуры ей не обойтись. А создание такой культуры, сколь бы самобытна она не была, требует непременного творческого освоения накопленных человечеством общезначимых демократических ценностей: открытости в политике; уважения личности; уважения закона; плюрализма мнений; политической и религиозной терпимости; приоритета ненасильственных методов решения политических проблем и т.д.

Другой источник новой политической культуры – советское наследие. Не будем забывать, что советское – не обязательно большевистское, тоталитарное. В нем нашли воплощение и некоторые архетипические черты российской культуры и “русского характера” – такие, как, например, различные формы коллективизма. И эти черты будут в той или иной форме прорастать – хотим мы того или нет – в новую политическую культуру.

Еще один источник – возрождение дореволюционной российской культуры. Это могут быть и те элементы, которые когда-то позаимствовали большевики (например, ориентация на сильное централизованное государство), и те, которые не были ими востребованы за ненадобностью, как, скажем, земское самоуправление или его аналог, суд присяжных и т.п. О подобной возможности писал много лет назад русский философ Н. Лосский: “... В области политической культуры... императорская Россия создала ценности, которые приобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают, и прежде всего при возрождении в процессе послереволюционного развития русского государства”.

Но главным источником новой российской политической культуры будет, как и во всех странах, собственная политическая практика.

Одна из трудностей, переживаемых сегодня страной, заключается в том, что многие наши политики (как, впрочем, и рядовые граждане) остаются в плену или, по крайней мере, под сильным влиянием тоталитарной и авторитарной политической культуры: нетерпимы к оппонентам; не владеют искусством компромисса; отдают неоправданное предпочтение силовым методам решения социально-политических проблем; неохотно признают оппозицию в качестве легитимной политической силы и т.д.

Но есть и несомненное движение вперед. В стране налицо публичная политическая жизнь, со своими “активистами”, “умеренными” и “пассивными”. Свобода прессы и плюрализм мнений воспринимаются как норма жизни. Большинство граждан поддерживает идею парламентаризма, хотя и критически относятся к самим парламентариям, как не выполняющим должным образом возложенную на них миссию. Поддерживают они и идею выхода из кризиса с помощью демократических методов.

В самом деле, какой бы политический режим ни установился в России, в силу объективных обстоятельств (геополитических, географических, экономических и пр.) она будет испытывать потребность в сильном, то есть дееспособном, эффективном, государстве. Это не может не сказываться на политической культуре. Однако в демократическом обществе власть государства ограничивают, сдерживают и контролируют граждане, которые действуют в рамках гражданского общества, защищающего частные интересы, индивидуальные и групповые. Такой партикуляризм также должен находить отражение в политико-культурных ориентациях. Вопрос, следовательно, в том, чтобы сформировать у россиян контрэтатистскую установку, направленную не на разрушение государства как политического института (антиэтатизм), а на ограничение его экспансионистских поползновений, на избавление людей от патерналистских упований и способствующую развитию их способности к саморегулированию и самоорганизации.

Необходимость сохранения целостности российского государства и общества подталкивает к централизации политического руководства и административного управления. Эта тенденция внутренне присуща любому политическому режиму (в том числе демократическому), складывающемуся на территории столь огромной, этнически, географически и культурно разнородной страны, как Россия.

Однако в отличие от авторитарных, а тем более тоталитарных режимов демократические предполагают ограничение централизма и дополнение (уравновешивание) его системой региональных и низовых органов государственной власти, а также институтов местного самоуправления. Это особенно актуально для государств с федеративным устройством и слабыми демократическими традициями. Тут России мог бы помочь не только опыт западных демократий, но и творческое использование национального наследия, прежде всего земств, на чем давно настаивает Александр Солженицын.

Коллективное (соборное) начало — неотъемлемый компонент российской цивилизации, а коллективизм — традиционный элемент национальной политической культуры. Однако ни в одном обществе, будь то Соединенные Штаты Америки, Россия или даже Китай, не может идти речь о демократии без уважения к индивиду, к его частной жизни, без признания его права на приватность — зону, в которую не позволено вторгаться ни другому индивиду, ни коллективу, ни государству (за исключением случаев, оговоренных законом). Между тем в России с личностью не считаются и не признают ее право на приватность. Изменения в этой области, закрепленные в законе, морали и общественном сознании, тоже важное условие становления гражданской культуры.

И еще один момент. Опыт многих устойчивых демократий — от монархической Великобритании до президентской Америки — убеждает, что уважение и даже любовь к главе государства, лидеру нации отнюдь не препятствуют нормальному функционированию демократии. При том, однако, непременном условии, что этого руководителя не обожествляют, не ставят выше закона, не наделяют властью, выходящей за пределы его должностных полномочий. Российское общество с его вождистскими традициями нуждается в развитии у граждан уважения к закону как обязательной для всех норме и в десакрализации образа правителя: он не «помазанник Божий», стоящий над обществом, а его представитель, получающий полномочия из рук граждан и возвращающий их по требованию избирателей.

Конечно, задача формирования в России гражданской культуры не может быть решена посредством искусственного синтеза элементов традиционной российской культуры и культуры демократической, доминирующей в странах Западной Европы и Америки. Вообще, как справедливо отмечали еще Алмонд и Верба, «не существует простой формулы развития политической культуры, способствующей поддержанию демократии»17. И все же общество способно более или менее эффективно и целенаправленно содействовать становлению такой культуры. Для этого имеются, как минимум, два пути.

Первый: формирование социополитической, экономической и общекультурной среды, благоприятствующей вызреванию демократических принципов. Применительно к современной России речь должна, очевидно, идти прежде всего о рынке (как универсальном механизме общественного регулирования, выходящего за пределы экономической сферы) и гражданском обществе, свободном от назойливой опеки со стороны государства. На этом поприще могли бы проявить себя и возмужать политические партии, объединения, а также СМИ и деловые круги.

Второй путь: политическая социализация подрастающих поколений, обучение граждан. Тут многое зависит от школы. Однако привить людям демократические ценности и установки с помощью одного лишь целенаправленного обучения невозможно. Гражданская культура «передается в ходе сложного процесса, который включает в себя обучение во многих социальных институтах — в семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте, равно как и в политической системе, как таковой»18. Помимо того что молодые люди усваивают политические ориентации путем направленного обучения, «они также обучаются, соприкасаясь с политическим опытом, который не рассчитан на то, чтобы на нем учились политике, как это случается, когда ребенок слышит, как его родители обсуждают политические вопросы, или наблюдает за тем, как действует политическая система. Формирование политических ориентаций может быть и неявным, и неполитическим по своему характеру, как это бывает, когда индивид получает представление о власти на основе собственного участия в делах семьи либо школы или начинает судить о том, заслуживают люди доверия или нет, на основе ранних контактов со взрослыми».

Так шаг за шагом складывается политическая культура индивида, группы, поколения, общества.

Доказательство тому, что и общественные организации хотят развивать политическую культуру, служит организация семинаров и форумов. Так, например, в июне 2006 год прошел форум, посвященный поднимаемой в работе проблеме. Основным мероприятием форума стала международная конференция "Русская политическая культура и формирование политических культур стран Евразии".

В каком направлении продолжится развитие российской политической культуры в дальнейшем, будет зависеть от многих факторов: политических, экономических, социальных. И не в последнюю очередь от того, на каких ценностях станет воспитываться в ближайшие годы новое поколение граждан.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!