Духовный и материальный типы культур.
Лекция. Типология культуры
Типология культуры – это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу, какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам.
Типология культуры стала необходимой в связи с неоднозначностью и множественностью социокультурного мира. Задача типологии культуры – это упорядоченное описание и объяснение разнородного по составу множества объектов культуры. Для типологии культуры могут использовать различные основания.
Типологические основания – совокупность показателей, включающая в себя значимые показатели исследуемых культур. Таких оснований несколько, поэтому для культурологов важен выбор каждого из них.
Основой типологизации или классификации может быть:
− связь с религией – типы культур религиозные и светские;
− региональная принадлежность – восточная, западная, средиземноморская и т.д. культуры;
− регионально-этническая особенность - русская, французская, английская и т.д.
− принадлежность к историческому типу общества – культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества;
− хозяйственный уклад - культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура;
− сфера жизни общества или вид деятельности – культура производственная, экономическая, политическая, экологическая, художественная и т.д.
|
|
− связь с территорией - сельская и городская культура;
− специализация – обыденная и специализированная культуры;
− уровень мастерства и вид аудитории – высокая, элитарная, народная массовая.
Основными принципами типологии культур являются:
1) географический (локализация культур в территориальном пространстве);
2) хронологический (локализация во времени, выделение этапов в историческом развитии);
3) национальный (относительные особенности этнических и национальных признаков культуры).
Хронологическая типология культуры.
Типология культуры обязательно включает в себя исторические типы, которые образованы исходя из деления истории на конкретные эпохи. В рамках исторической типологии выделяют первобытную, средневековую, древнюю культуры, культуру нового времени, эпохи возрождения и так далее. Кратко типология культуры обязательно включает в себя исторические типы, которые образованы исходя из деления истории на конкретные эпохи. В рамках исторической типологии выделяют первобытную, средневековую, древнюю культуры, культуру нового времени, эпохи возрождения и так далее.
Этнический и национальный типы культуры
Этнический и национальный типы культуры содержат в себе культурные системы племенного и этнического типов и национальные культуры как трансформировавшиеся варианты этнической культуры.
|
|
Культурные системы подобного типа возникают в связи с совместным опытом проживания людей на смежных территориях для удобства хозяйственной деятельности и обороны от врагов.
Складываются общие черты подобных групп:
1) язык;
2) элементы образа жизни и бытовой культуры;
3) система мифологических (религиозных) и рациональных представлений;
4) внутренние хозяйственные и социальные связи.
В результате складывается родоплеменная (или межплеменная) культурная система – этническая культура данного народа (этноса). Самым первым основанием идентичности выступало кровное родство. Оно сменилось общностью обычаев, нравов.
На этническую культуру повлияло возникновение городов и государств.
Социальная стратификация культуры – это становление культуры новых городских сословий.
Восток – Запад» в культурологии
Восточная и западная культуры всегда представлялись полярными друг другу. Это деление учитывает не только территориальное и географическое положение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
|
|
Европейская и американская культуры вкладываются в понятие «Запад». Страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки представляют культуру Востока.
К восточной цивилизации относятся такие культуры, как культура еврейского народа, Китая, Индии и арабо-мусульман-ского мира. В философско-историческом осмыслении Восток представляется в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества. В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций линейная историческая схема была отброшена и казавшийся однородным восточный мир предстал россыпью самобытных культурных образований. В современных типологических системах китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознаны в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры и общества.
Это привело к переосмыслению самой парадигмы «Восток – Запад». Место представления об их взаимной диалектической связи заняло представление о традиционности цивилизаций Востока.
Согласно этой точке зрения именно Восток в широком смысле этого слова стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры. Для всех его локальных социокультурных образований было характерно стремление к сохранению жесткой нормы, устойчивого социального порядка и религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем определяется азиатским способом производства и сводится к консервативной стабильности. Это концепция Л.С. Васильева.
|
|
Другая точка зрения на эту проблему – концепция Р. Генона, по которой восточные цивилизации сущностно не противоречат друг другу в силу следования изначально общему высшему принципу.
При обоих объяснениях мы видим, что в современном мире, с одной стороны, цивилизации, оставшиеся стоять на традиционных позициях (таковы цивилизации Востока), с другой стороны, откровенно антитрадиционные цивилизации или цивилизация Запада.
Для западного типа культуры характерна ориентация на:
1) ценности технического развития;
2) динамичный, деятельный образ жизни;
3) совершенствование культуры и общества. Конституционно закреплены идея значимости личности, приоритет творчества и инициативы.
Характерные черты социодинамики западной культуры: неравномерность, волнообразность.
Переход к новому обозначает ломку существовавших ранее или устаревших систем ценностей, общественно-политических и экономических систем.
Восток, напротив, не отвергает старого, традиционного, органично вписываясь в него. Характерные черты восточной культуры:
1) погруженность во внутренний мир человека;
2) убеждение в том, что усовершенствование мира основано на обретении человеком целостности и гармонии в самом себе;
3) гармония с природой;
4) развитие не с помощью техники и технологии, а естественным путем.
Духовный и материальный типы культур.
Классической на сегодняшний день является типология, основанная на разделении всех проявлений культуры на духовное и материальное. Если культурный продукт (факт, элемент, произведение) имеет идеальную форму и духовное, неосязаемое, мыслительное проявление, то речь в этом случае идет о духовной культуре. Сюда следует отнести, прежде всего, ценности, на которых держится культурное ядро — идеи мыслителей, менталитет нации, мировоззрение и многое другое. Если культурный продукт, напротив, имеет материальное выражение, может быть осязаем и имеет физическую форму, то в этом случае мы имеем дело с предметами материальной культуры. К данному культурному типу относятся музыкальные инструменты, картины, костюмы, скульптура, гастрономия и многое другое.
Задание
Разберите как пример типологии культуры одну из этнических (национальных) культур по своему выбору. Отметьте основные признаки национальной культуры – ареал распространения, язык, традиционный уклад жизни, религиозные представления.
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!