Периоды древнеегипетского искусства:



Тема: Искусство Древнего Египта.

Историческая справка эпохи

Особенности архитектуры и скульптуры Древнего царства

Особенности архитектуры  и скульптуры Нового царства

 

«Та-Мери » – «Возлюбленная страна». Так называли свою землю древние египтяне. Не угасает интерес людей к культуре и искусству самобытного и загадочного государства - Египет, расположенного в северо-восточной Африке, в долине реки Нил.

В истории Древнего Египта ученые выделяют четыре периода: Древнее царство ( III тысячелетие до н. э.). Среднее царство (ХХ I -Х VIII вв. до н. э.), Новое царство (Х VI -Х I вв. до н. э.), около 1700 г. до н. э, далее следует Поздний период (Х- VI вв. до н. э.)           

     Древнеегипетское государство представляло собой деспотическую монархию во главе с фараоном, обладавшим неограниченной властью и приравненного к сыновьям небесного бога Ра (Солнца). Классовое общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан, ремесленников, свободных крестьян и рабов. Основными занятиями древних египтян были земледелие,скотоводство и различные ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла). Рабы, которые составляли самую многочисленную и самую бесправную часть населения, воздвигали плотины, храмы, сады, гигантские пирамиды (гробницы фараонов), которые позже были названы историками одним из семи чудес света.

    Значительное место в жизни египтян занимала религия, в основе которой лежал культ планет - Солнца, Луны, Земли, - а также Нила и некоторых животных - коров, крокодилов, змей, кошек. Религией стремились объяснить социальное неравенство, культом почитания сгладить суровые законы жестокого правителя - фараона. Часто боги изображались с головой животного или птицы. Такие изображения называются зооморфными. Главные боги - Ра, Пта, Амон. Ра – бог солнца (покровитель города Гелиополь) . Его часто изображают в виде человека с головой сокола, над которой нарисован солнечный диск. Пта – творец мира и вселенной (покровитель города Мемфис) Владыка Мемфиса, бог Слова, покровитель мастеров искусств. Птах означает «Создатель». Он изображается в виде мумии, держащей знаки его власти. Амон - бог невидимости (покровитель города Фивы) Имя означает «сокровенный». Амон был покровителем Фив, богатой и мощной столицы Нового царства. Обычно его изображают в короне из двух высоких перьев, а его тело окрашивают в голубой, чтобы подчеркнуть, что он – владыка воздуха. Анубис - бог хранитель могил У Анубиса голова шакала на чернокожем человеческом теле. Он отделяет чистое от нечистого, следит за обрядами мумификации и говорит в загробном мире «голосом человеческой справедливости». Тот – бог мудрости и письма Бог с головой ибиса, покровитель иероглифов, «слова богов». Греки отождествили его с Гермесом. Осирис – бог царства умерших. Изображенный в образе коронованной мумии со скипетром и кнутом, Осирис судит человеческие дела. Ему известна тайна воскресения. Чтобы возродиться, надо стать Осирисом. Исида – покровительница брака, семейного очага, плодородия Великая волшебница, носящая трон на голове. Она сама – царский престол. Сет убил ее супруга Осириса и разбросал куски его тела по всему свету. Исида отправляется на поиски, чтобы собрать их воедино и вернуть Осирису жизнь. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали, что и в той жизни им понадобится жильё, поэтому строили его при жизни. Чем человек был богачи, тем пирамида была выше. Египтяне верили, что умерший человек имеет те же потребности и желания, что и живущий. Фараоны и члены их семей считались достойными вечной жизни. Гробницу «дом вечности» обустраивали так, чтобы там всего было в достатке, а для будущего  воскрешения человека необходимо было сохранить его тело, отсюда необходимость мумифицирования и снабжение могил такими предметами, какими человек пользовался при жизни.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

Древнейший тип египетских гробниц –Мастаба. Мастаба́ (араб. скамья) — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.

• Мастаба всегда разделена на две части. В первой – подземная погребальная камера, где покоилась мумия. После совершения погребальных обрядов, входная шахта, ведущая к телу, замуровывалась

• Во второй, наземной части мастабы – одно или несколько помещений, куда имеют право входить живые. Эти помещения символизируют просветленный магический мир, где нет смерти.

• Помещения обильно украшались раскрашенными рельефами.

Великие пирамиды в Гизе

Гигантские гробницы в Гизе фараонов Хеопса {146,6 м), Хефрена (143,5 м) и Микерина (66,5 м) стоят уже более сорока веков, необычайные памятники непреклонной воли фараонов, мно­голетнего каторжного труда сотен тысяч крестьян и рабов  Пирамиды относятся к периоду IV династии фараонов. По свидетельству греческого историка Геродота - десять лет продолжалось строительство дороги для подвозки камня туда, где теперь стоят пирамиды. Сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет. Каменные блоки известняка весом в две с половиной тонны (но есть и до 15 тонн) настолько плотно пригнаны один к другому, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Вся пирамида была облицована полированными гранитными плитами. Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, племянник Хеопса. Пирамида Хефрена (Хафры) — вторая по величине древнеегипетская пирамида. Расположена рядом с Большим Сфинксом. Пирамида Менкаура(известна также как «Пирамида Микерина») — самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе.

Ансамбль пирамид в Гизе

 
Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса.
Сфинкс - лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона. У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр.
Версии: эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками (1798); на ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г.
Великая пирамида Хеопса одно из «семи чудес света»,которое сохранилось до сих пор.

Периоды древнеегипетского искусства:

       искусство Древнего Царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.);

       искусство Среднего Царства (XXI–XVIII вв. до н. э.);

       искусство Нового Царства (XVI–XI вв. до н. э.).

Искусство Древнего Царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.). Золотой век египетского искусства: создание письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества. По преданию, первый фараон I династии Менес объединил Верхний и Нижний Египет, основал Мемфис – главный религиозный и художественный центр страны.

Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта
- монументальность каменной архитектуры
-  реализм и правдивость скульптурного портрета

- прекрасные изделия  художественного ремесла.


                           

                                СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

Скульптура Египта периода Древнего царства (23 -28 в. д.н.э.) Скульптура  как и все египетское искусство имела ритуальное значение. В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.

• Скульптура оформляла культ богов и фараонов, а также создавалась для ритуалов заупокойного культа. Кроме крупных каменных статуй, делали также множество изображений для могил простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Особенности  скульптуры: строгость, простота,  каноничность, монументальность, обобщенность форм,   фронтальность, портретное сходство.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!