Заключение по разделу: «Социальные свойства продукта дизайна»
Тема 4.
Мотивации выбора продукта дизайна. Формирование потребительской активности.
Неразвитый рынок и примитивная культура потребления заставляют изготовителей ориентироваться на обобщенный тип потребления, а потребитель вынужден приспосабливаться к предлагаемому неполноценному ассортименту. Мотивации в условиях дефицита товаров и услуг продиктованы базовыми потребностями. Вместе с тем, коллективные установки и ценности стихийно формировались и в рамках ограниченного рынка. Советский потребитель был стеснен в выборе, но он старался не только обеспечить базовые потребности, но и приблизиться к «запретной» западной культуре. Эмоциональные, престижно - символические, статусные значения, закрепленные за определенным дизайн – продуктом, предопределяли повышенную потребительскую активность. Например, в 1960-годы, когда началось изготовление одежды из нейлона и кримплена, советские потребители, могли отдать всю зарплату спекулянту за яркую нейлоновую рубашку, которая была не эргономична и даже опасна для здоровья. Ценности менялись, мотивируя спрос на различные товары (джинсы, кроссовки, спортивные костюмы, мебельные стенки, книги и т.д.)
Рынок, насыщенный необходимыми товарами, показывает целесообразность изучения моделей потребительской активности. Маркетинг изначально пытался управлять ценностными ориентациями и установками через организацию процесса восприятия продукта, вовлекая потребителя в организованный контекст эстетической ситуации. Например, викторианская реклама утверждала, что хорошо не просто покупать пиво, а сидеть с кружкой пива у камина собственного дома. В голливудском боевике «Харли Девидскон и ковбой Мальборо» крутые парни - байкеры транслируют не только значимость обладания мотоциклом, а в большей степени - идеалы и ценности образа жизни. Художественное значение продукта дизайна не является самоцелью формообразования, а является частью более сложных смысловых контекстов, отражающих социальную практику, духовные и культурные запросы. Мотивация выбора продукта не всегда совпадает с представлениями о хорошем дизайне. Утверждение о том, что успешней продается изделие, имеющее яркое образно-выразительное решение, не подтверждается, как и противоположное мнение о том, что потребитель только рационален.
|
|
Опыт европейских стран показал, что простое расширение ассортимента ведет к перепроизводству, затовариванию и замусориванию. В 1960- е годы появилась научная дисциплина «Психология потребления», которая занимается прикладными исследованиями в области рекламы и рыночной стратегии, изучением мотивов, как осознанной причины потребительской активности. Культурная система, состоящая из норм, ценностей, символов, значений, рассматривается как источник мотивированной ориентации потребителей. Теория восприятия изучает воздействие рекламы и ее влияние на активность в потребительской практике. Изучается процесс, побуждающий потребителя к осознанной покупательской активности для достижения различных целей. Рассматриваются также неосознанные потребности, малоосмысленная активность, мотивы эмоциональной привлекательности, на основе «нравится – не нравится». Случайность и хаотичность мотивов управляются через проектирование среды потребления и режиссуры ситуаций потребления.
|
|
Содержание (цель) мотива, величина потребности (сила мотива), постоянство потребности (устойчивость мотива), а также совокупность мотивов, рассматриваются как сложная динамичная система. Каждый потребитель может иметь не одно, а множество «я», когда он видит себя в различных ситуациях (каким хочет стать, каким должен стать, каким хочет выглядеть и пр.). Ситуация и антураж расширяют персонификацию потребителя. Например, зачастую воспринимается не индивид, а автомобиль, в котором он находится. Образ, в данном случае, переходит на потребителя, который замещает свои личностные качества продуктом дизайна.
|
|
Эстетическая потребность также выступает механизмом потребительской активности. Эмоционально-интеллектуальные качества личности нередко проявляются через продукт, как элемент эстетических воззрений, деятельности, особенностей сознания. Примером является британский дизайнер моды Вивьен Вествуд, которая основала стиль панк и ввела художественный андеграунд в мировую потребительскую культуру.
Важным фактором формирования потребительских мотивов выступают положительные эмоции, как общая биологическая потребность людей. Например, качественное удовлетворение функциональной потребности (стирка, готовка, передвижение и др.) вызывает приятные ощущения. Тактильность, безопасность, комфорт, гордость за обладание уникальным продуктом и т.п. могут вызывать стойкие предпочтения, основанные на настроениях и эмоциях.
Современные потребности дифференцируются и обогащаются новыми ценностными значениями, которые опираются на субъективные и общекультурные импульсы (самооценка, статусы, гуманитарные идеалы, самоутверждение и др.). Формируется относительно устойчивое поле смыслов, связанное с социокультурными и эстетическими установками потребителя. Субъект потребления включается в общественную динамику процесса. В большинстве случаев потребители не знают о дизайнере. Вместе с тем, разработчик проекта закладывает в дизайн продукта новые формы потребления и проектирует мотивы удовлетворения следующих потребностей.
|
|
Через гуманизацию тем и расширение социокультурных контекстов дизайн расширяет значение продукта. Направленность на специфические потребности, конкретные традиции культуры, коллективность использования продукта дизайна ( салоны, супермаркеты, авторские шоу румы, средовые объекты и др.) укрепляют связь «дизайнер – потребитель». Развитие культуры потребностей влияет на определенный образ жизни, стремление к саморазвитию и приобретение новых качеств личности. Самоутверждение потребителя через статусно - ролевые и функциональные качества продукта обеспечивают его причастность к мировой гуманитарной и технической культуре. Не случайно популярными в 21 веке становятся концепции минимального потребления за счет повышения качества продукта дизайна, применения долговечных и утилизируемых материалов.
Заключение по разделу: «Социальные свойства продукта дизайна»
Анализ социальных свойств, как на этапе проектирования, так и на этапе конечного продукта (выпускаемых изделий), является одним из сложных этапов экспертизы и критики. Анализ социальных свойств изделий всегда проводится с позиций человека - потребителя. Каждая вещь проходит различные этапы «жизненного цикла» - проект, продукт производства, товар, предмет потребления. Эксперт должен иметь представление о реальной ситуации производства и потребления данной группы изделий, располагать сведениями о классификации потребителей, их ценностных ориентациях, результатах функционирования аналогов, тенденциях изменения конструктивно - технических решений. Для выявления основных закономерностей развития изделий данного вида и назначения рассматриваются изделия-прототипы, лучшие образцы аналогов, тенденции изменений, статистические данные, нормативные документы, специальная литература, при необходимости, запрашиваются данные опросов потребителей и специалистов. Структура потребностей различных групп рассматривается с учетом социально-экономических, профессиональных, демографических, культурных , национальных и других особенностей. Не исключаются и расчетные методы анализа, связанные с прогнозированием спроса, изменяющимися факторами технологий, материалов и производства, статистическими и социологическими данными.
Вопрос:
1. Приведите пример формирования мотива потребления средствами дизайна (можно на примере своего проекта).
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!