Искусство верхнего палеолита: пещерные росписи, мелкая пластика («палеолитические Венеры»).



Тема 2. Искусство первобытного общества.

1. Хронологические границы и периодизация первобытного искусства.

2. География распространения и общая характеристика первобытного искусства.

3. Мифологическая модель мира в первобытной культуре и искусство.

4. Искусство верхнего палеолита: пещерные росписи, мелкая пластика («палеолитические Венеры»).

5. Искусство мезолита и неолита.

6. Направления развития первобытного искусства в эпоху бронзы и железа.

 

Хронологические границы и периодизация первобытного искусства.

Общепринятой периодизацией развития первобытного общества является следующая:

1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. от 2,4 млн до 10 тыс. лет до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. лет до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. лет до н.э.
2. Эпоха бронзы - 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа - 1 тыс. до н.э.

 

География распространения и общая характеристика первобытного искусства.

Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). Она хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

В первобытном искусстве были выражены мировоззренческие установки и ценности людей, определявшие культурную деятельность.

В чистом виде первобытного искусства не существовало. Это связано с синкретическим характером первобытной культуры, с нерасчлененностью ее основных элементов. Поэтому древнейшее искусство неотделимо от мифологии, магии, ритуалов и т.п. Например, первобытные охотники создавали не просто изображение зверя, а формировали подлинный объект охоты и считали, что поражение этого звериного двойника копьем или стрелой с необходимостью обеспечит им успех на охоте. Искусство также создавало опознавательные знаки, символы того или иного коллектива людей, обереги, спасающие от несчастий или болезней. В качестве такого знака, например, могло выступать изображение тотемного животного, которое наносилось не только на стены жилища или предметы быта, но и на тело человека в виде особой раскраски или татуировки. То же можно сказать и про орнамент гончарных изделий, отличавшийся у разных племен.

Историко-культурное значение первобытной культуры заключается в следующем:

· первобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;

· носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;

· в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических качеств человека);

· первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;

· значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в современной культуре.

 

Мифологическая модель мира в первобытной культуре и искусство.

Основу первобытной культуры составляет миф. Миф для первобытности - основа жизни, способ мировосприятия и выражения своего понимания мира через образы. Мифология в целом - самое древнее архаичное создание, имеющее синкретический характер. Здесь тесно переплетены зародышевые элементы религии, искусства, философии, науки, морали и т.д. В мифе сущность явления или предмета представляется в образной модели. Языком мифа является метафора. Миф характеризуется многоплановостью, множественной семантикой, обратимостью. Особенность мифа состоит также в том, что здесь отсутствуют какие-либо доказательства, но, тем не менее, его авторитет непреклонен. Мифология для первобытного человека это и мудрый учебник жизни, и моральный регулятор и первое проявление творчества, и свод знаний о мире, и проявление дологического способа мышления. Мифы подразделяются на несколько категорий: этиологические (объяснительные, причинные, например, о происхождении тех или иных обрядов, животных и т.д.); космологические (о происхождении космоса в целом или его частей); антропогонические (о происхождении человека); астральные (о звездах и планетах); тотемические (о животных и растениях-тотемах); календарные (объясняющие годовой календарь) и др. Миф связан с магией и обрядами, так как синкретический язык мифа - живое слово, жест, ряженье, использование скульптурной маски, ритуальное раскрашивание. В своей повествовательной форме миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам богов, сверхъестественных существ, героев, стала такой, как она есть сейчас. Миф - динамичная структура. Его содержание на протяжении веков менялось. Центральное содержание мифа – космогония, т.е. рассказ о происхождении мира.

Искусство верхнего палеолита: пещерные росписи, мелкая пластика («палеолитические Венеры»).

Основные виды изобразительного искусства, по мнению археологов, появились в эпоху палеолита. Многочисленные памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства, относящиеся к этому периоду, были обнаружены в Европе, Южной Азии Северной Африке. Ранние рисунки первобытных людей были весьма примитивны: это и контуры голов зверей на известняковых плитах в пещере Ла–Ферраси (Франция), оттиски человеческой руки, обведенной краской, переплетения волнистых линий, сделанные по сырой глине пальцами рук. Несколько позднее в пещерной живописи изображается огромное число фигур разнообразных животных, нанесенных кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины. При этом первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.Высшего своего расцвета палеолитическое искусство достигло в период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) В это время образы животных приобретают конкретные черты, появляется точность формы, умение из массы признаков и деталей выделить главное. Животные уже изображаются не статично, а в разнообразии движений, поз, в том числе в стремительном беге. В пещерной живописи происходит переход от простого контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи, которая позволяла моделировать объемные формы посредством изменения тонов при использовании двух-трех красок. Выдающимися росписи этого типа были обнаружены во Франции в пещере Фон де Гом и в испанской пещере Альтамира. Эти изображения не просто отображают внешний облик животных – они передают их характер, повадки, силу, движение и даже эмоции. К этому периоду относится и зарождение представлений о композиции, объединяющей все многофигурное изображение. Так, например, во французской пещере Ласко изображена отдельная сцена смерти охотника, пораженного смертельно раненным бизоном.

В эпоху верхнего палеолита развивается круглая пластика, а также резьба по камню, кости, дереву. Особое распространение получили в этот период статуэтки, известные как «палеолитические Венеры», чье происхождение связано, по всей видимости, с культом плодородия, который до сих пор сохраняется у многих этнографических народов. Женские статуэтки с условными чертами лица и преувеличенными размерами груди, бедер и живота символизировали животворящую силу природы, что воплощалось в образе женщины-прародительницы. При этом «Венеры палеолита» были лишены индивидуально-личностных особенностей – напротив, первобытные скульпторы делали акцент на природное начало, всячески избегая детализации и конкретики в изображении лиц или каких-то иных особенностей, способных привязать изображение к конкретной модели.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!