Основные категории человеческого бытия:

Тема 2.1.

Человек как главная философская проблема.

 

Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Основные характеристики человека:

· особое строение организма;

· способность к трудовой деятельности;

· наличие сознания.

Гендер – это общественно созданная совокупность представлений, которая определяет роль, систему верований и поведения, образы, ценности и ожидания от мужчины и женщины. Он оказывает весомое влияние на властные отношения не только между мужчиной и женщиной, но и внутри каждой группы.

Специфическими человеческими чертами являются:

· «Человеческая природа» – это совокупность разных человеческих свойств.

· «Сущность человека» – определяющее, основное качество человека.

Чаще всего утверждают, что природа человека – биологическая, а сущность – социальная.

Биологическая сущность в человеке происходит от животных (тело, потребности), она есть проявление и следствие естественной эволюции живого.

Духовная сущность человека определяется наличием души, которую создал Бог, она имеет истинный смысл только в взаимоотношении с Богом.

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек — это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т. е. существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности.

В истории философии было сформулировано множество различных представлений о сущности человека:

1. Человек — часть космоса, малый космос (микрокосм). — Древние китайская философия.

2. Человек — это вечный, абсолютный дух — Древняя индийская философия.

3. Человек — мера всех вещей. — Древние греческие софисты.

4. Человек — политическое животное. — Аристотель.

5. Человек — образ и подобие Бога. — Христианская теология Средних веков.

6. Человек — мыслящее существо. — Рене Декарт.

7. Человек — одушевленная машина. — Жюльен Офре де Ламетри́.

8. Человек — существо, принадлежащее двум мирам. Миру природной необходимости и миру нравственной свободы. — Иммануи́л Кант.

9. Человек — есть хаос, сгусток противоречий, война разума и животного начала. — Блез Паскаль.

10. Человек — рациональное животное. — Карл Линней.

11. Человек — животное, производящее орудия. — Бе́нджамин Франклин.

12. Человек — существо, делающее выбор. — Сёрен Кьеркегор.

Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного, общественного существа — антропосоциогенезом.

Существует несколько основных версий происхождения человека или антропогенеза:

1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эволюцию и ссылаются на авторитет Библии.

2. Эволюционизм основан на теории Ч. Дарвина (19 век). Согласно этой точке зрения, человек появился в ходе длительной, стихийной, ненаправленной эволюции от обезьяноподобного предка.

3. Теистический эволюционизм признает существование эволюции, но считает, что она носит направленный характер и управляется Богом или высшим Разумом. С точки зрения биологической человек не развивается. Но в культурном отношении произошел огромный прогресс по сравнению с животными. Развитие духовной культуры и науки все ускоряется, сознание каждого человека усложняется и развивается, также усложняются связи между людьми. В итоге планетарного развития человечество должно образовать единое целое. Такой точки зрения придерживался русский философ Вл. Соловьев, французский мыслитель Тейяр де Шарден. 

В многолетней истории философии человек всегда понимается традиционно в своем единстве – это тело, душа и, нередко, дух.

Тело всегда позиционировалось, как физическая оболочка всей человеческой жизни, которая выступает как элемент природы. Но, вместе с тем, человеческое тело также определяется кроме своих биологических особенностей, еще и через особый спектр исключительно человеческого состояния и чувств, например, совести, стыда, смеха, плача и так далее.

Сама душа в основном рассматривается вроде промежуточного звена, которое соединяет тело и дух, а также придает человеку целостность. Понятие «душа» связано с осмыслением человека понятия «дух». А вот «дух» воплощает уже в себе фундаментальную идею «человечности» как таковой. Именно он и выступает родовой человеческой способностью, которая соотносится с разумом, а также сознанием и социализацией. «Дух» отражается как феномен «духовности», а еще, как начало культуры и общества, как личностные характеристики каждого отдельного человека.

Ведь человек – это всегда исключение из общего правила. Человека – это уникальная целостность. Именно в индивидуальном личном опыте бывает очень трудно объединить телесный, душевный и духовный уровни в одно.

Фундаментальные (уникальные) характеристики человека:

Несводимость. Человек не сводим к своему биологическому виду. То есть, человек, даже если он вырос среди животных, остается человеком. Но, в отличие от животного, он непривередлив ни к климату, ни к пище, - может жить почти в любом климате, в любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.

2. Невыразимость. Сознание каждого человека не похоже на сознание другого, и познать себя он может только через осознание самого себя. Познание самих себя составляет основное содержание человеческой культуры.

3. Неповторимость. Каждый человек уникален и неповторим. Каждый человек по-своему любит, чувствует, переживает и надеется.

4. Незаменимость выражается в том, что у каждого человека есть такое дело, которое за него никто не сделает.

5. Не предопределённость. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его от­ношение к окружающим. Зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д. и т.п.

6. Факт конечности. Человек является единственным существом на земле, которое знает, что умрет. Таким образом, важен даже не сам факт конечности человека, сколько осознание этого.

Основные категории человеческого бытия:

· творчество,

· счастье,

· любовь,

· труд,

· вера,

· смерть.

 

Вывод: Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического развития. Сложность изучения человека заключается в том, что ему присущи разные черты, противоречащие друг другу, он во многом выключен из органического мира природы, хотя укоренен в ней. Человеческие качества парадоксальны и рождают представления об исключительном существе.

 

Целеполагание – процесс разработки и определения приоритетных задач, последовательная работа над которыми приведет к достижению конкретной цели. В основе целеполагания лежит осознание потребностей, которое в дальнейшем влечет анализ и вычленения наиболее актуальных целей на данный момент и планирование действий с учетом имеющихся ресурсов и желаемого результата. Целеполагание помогает понять, в каком направлении ставить цели и реализовывать их (цели зависят от желаний человека и его жизненных необходимостей, например: учеба или выбор работы) .


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!