Семиотическая школа культурологии

Лекция. Семиотика культуры

 

Что такое семиотика? Основные понятия.

Семио́тика (греч. - знак), или семиоло́гия — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Семиотика культуры — это раздел семиотики, который представляет культуру в виде системы знаков и текстов. Под текстом в данном случае подразумевается не только рукописи или письменные материалы, но и любые предметы или артефакты.

Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе. Также под знаком понимается соглашение о приписывании чему-либо какого-либо определённого смысла, значения. Это определение принадлежит Юрию Лотману.

Типология знаков

1. По природе восприятия (рецептора)

1) зрительные

2) слуховые

3) тактильные

4) вкусовые

5) осязательные

2. По типу коммуникации

1) контактные

2) неконтактные (звучащие и написанные)

3. По сходству и различию означающего с означаемым

1) имитирующие

2) изобразительные

3) условные и символические

4. По структуре

1) простые

2) сложные

 

Знаки можно классифицировать ипо их происхождению: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, сигналы, индексы, символы.

Естественные знаки — это знаки-признаки, например дым — знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать, признаком чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Функциональные знаки — это вещи и явления, например производственная техника, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, содержащий информацию обо всей технической системе, элементом которой он является, или действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова — к счастью, женщина с пустыми ведрами — к несчастью и т.д.

Иконические знаки - знаки-образы, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Как правило, они создаются искусственно, хотя изредка могут использоваться естественные объекты, если они похожи на предмет, который им хотят обозначить. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу. Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они в большей или меньшей степени условны.

Конвенциональные (условные) знаки — искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. красный крест на машине «скорой помощи», «зебра» на пешеходном переходе и др. Существует три основных вида конвенциональных знаков — сигналы, индексы и символы.

Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.

Символы — знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл. Символ характеризуется тем, что он всегда не до конца произволен, в нем есть естественная связь между означающим и означаемым. Так символ справедливости – весы - нельзя заменить чем угодно, например колесницей. Меняется смысл. Он теряется. Если значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны — символические знаки достоинства государств.

Символы имеют не только конвенциональный, но и иконический характер. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Например, весы могут быть символом справедливости, так как содержат идею равновесия. В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов: исторические (Бородинское поле как символ славы русского оружия), религиозные (крест, иконы), мифологические (Гея — Земля, Кронос — время и т.д.), идеологические и пропагандистские (программы, конституции, лозунги), нравственные (белый цвет — чистота), художественные (произведения искусства).

Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

 

 

Знаковые системы

Знаки группируются в знаковые системы - организацию различных знаков и их сочетание. Знаковые системы передают сообщения или выражают смысл; обеспечивают быстрое понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения; побуждают к действию; оказывают эмоциональное воздействие и т.п.

Рассмотрим отдельные знаковые системы. Основу культуры народа составляет язык. Разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч являются вербальными знаковыми системами (verbal- англ. – в значении устный). Вербальная системы складывается на основе психофизиологических возможностей человека, заложенных в его биологической природе (устройство мозга, гортани, органов слуха и т.д.). Однако язык имеет и социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению. Язык может иметь не только естественную, но и искусственную природу. Естественный язык - это открытая знаковая система. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Так, новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике пополняют словарный запас языка (радио, электрон, компьютер и т.д.), а уходящие процессы и явления приводят к устареванию и исчезновению слов (половой — слуга в трактире, криница — родник и т.д.). При этом базисный словарь (слова, обозначающие части тела человека, Солнце, Луну, звезды, простейшие глаголы и числительные до десяти, а также личные местоимения) остается неизменным очень долго, в течение сотен лет. Естественный язык является первичной знаковой системой.

Вторичные знаковые системы, например знаковые системы записи — письмо, ноты и т.п. — в истории человечества появились довольно поздно. Они возникли на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Без письма невозможно развитие науки, техники, права и т.д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.

Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а более объективная и абстрактная единица — буква. Число базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится обозримым. Благодаря этому коренным образом изменяется логика использования знаковой системы, становятся возможны качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации.

Знак и язык

Язык обладает свойствами: линейность, одновременная изменчивость и стабильность, ассиметричность.

Язык существует объективно, не зависимо от человека. Значение языковых единиц создано человеком. Язык используется для разных целей и может заменять другие знаковые системы. Язык является многоуровневой системой.

Роль языка в процессах человеческого общения стала предметом научного анализа с начала Нового времени. Ее изучали Д. Вико, И. Гердер, В. Гумбольдт и др., заложив тем самым основы лингвистики. «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное»  - считал немецкий философ XVIII-XIX вв. Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гумбольдт. Йохан Лео Вайсгербер, немецкий языковед XX в. полагал, что каждый язык уникален, и в каждом языке заложена своя, так называемая картина мира — культурноспецифическая модель.

Большие успехи в изучении языка и речевого общения принес XX в., когда ученые связали язык и культуру. Пионерами в изучении связи языка и культуры были американский антрополог, лингвист Франц Боас (1858-1942) и британский социальный антрополог Бронислав Малиновский (1884-1942). Боас еще в 1911 г. указал на эту связь, проиллюстрировав се сравнением двух культур через их словарный состав. Так, для большинства североамериканцев снег — это просто погодное явление и в их лексиконе это понятие обозначают только два слова: «snow» (снег) и «slush» (слякоть), а в языке эскимосов существуют более 20 слов, описывающих снег в разных состояниях. Отсюда понятно, что является важным в каждой из этих культур.

Существенный вклад в понимание связи языка и культуры внесла гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа (Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф), согласно которой язык — это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли. Более того, мы видим мир так, как говорим.

Именно язык служит основой картины мира, которая складывается у каждого человека и приводит в порядок множество предметов и явлений, наблюдаемых в окружающем мире. Любой предмет или явление доступны для человека только тогда, когда они имеют название. В противном случае они для нас просто не существуют. Дав им название, человек включает новое понятие в ту сетку понятий, которая существует в его сознании, иными словами, вводит новый элемент в существующую картину мира. Можно сказать, что язык — это не только средство коммуникации или возбудитель эмоций. Каждый язык не просто отображает мир, но строит идеальный мир в сознании человека, конструирует действительность. Поэтому язык и мировоззрение неразрывно связаны.

Сегодня язык изучается также психолингвистикой и социолингвистикой.

Язык культуры – собирательное название вторичных моделирующи х систем . К ним относят все виды культурных текстов, искусство, социальную деятельность, модели поведения, традиции, обычаи, религиозные верования и т.д. Язык культуры строится по образцу естественного языка, функционируют с помощью кодов (соглашений), которые знают члены той или иной социальной группы. В отличие от естественного языка, у которого код един для всех членов сообщества, коды вторичных моделирующих систем различны, овладение ими требует специального обучения.

Семиотическая школа культурологии

Семиотическая школа представляется как перспективное направление в изучении культуры. Ее формирование связано с работами многих ученых в разных областях: лингвистов, этнографов, антропологов, психологов, математиков. Принципы семиотики рассматривались еще с 20-х гг. нашего столетия представителями Львовско-Варшавской школы, были сформулированы американским логиком и математиком Пирсом, в впоследствии изложены и систематизированы философом Ч. Моррисом в работе "Основы теории знаков" в 1938 г. В 1950-1960 гг. методы структурного анализа в лингвистике, литературоведении стали применяться антропологии, позднее культурологии.Назовем имена ученых - классиков семиотики.

Фердинанд де Соссюр (1857—1913) - лингвист, основатель Парижской школы семиотики, считал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность научного изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Позже модель Соссюра была распространена на всю сферу знаковых систем в культуре.

Клод Леви-Стросс (1908-2009) – этнолог, культуролог; предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а следовательно, они могут изучаться теми же методами.

Роланд Барт (1915-1980) продемонстрировал этот подход при анализе знаковых аспектов культуры повседневности: пищи, одежды, интерьера и т. п.

Русская ветвь семиотики восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпета, В. Проппа, Ю. Лотмана и московско-тартусской школы, возникшей в начале 60-х годов. А. Потебня и Г. Шпет рассматривали семиотику как сферу этнической психологии, одними из первых выделяя ее особую роль для гуманитарных наук. По аналогии с ноосферой профессор Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) ввел понятие семиосферы — универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям.  

Итак:

1) культура – совокупность знаковых систем и культурных текстов. Культурное творчество – символотворчество;

2) существуют универсальные инвариантные психические структуры, скрытые от сознания и определяющие механизм реакции человека на воздействия природы и культуры;

3) динамика культуры является следствием постоянной верификации человеком представлений об окружающем мире и изменениях в результате этой верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур его психики;


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!