Влияние искусства Сальвадора Дали  на общество

Министерство науки и Высшего образования Российской Федерации Новосибирский Государственный Университет Архитектуры Дизайна и Искусств

Кафедра Гуманитарных и Социально-экономических дисциплин

 

 

Реферат «Сальвадор Дали»

 

Выполнила: Лачихина Алина Дмитриевна; 19-111-1 группа

Проверил: Романников Олег Дмитриевич

 

 

Новосибирск 2019

 

Введение

Сальвадор Дали — известный испанский художник, человек необычайно живого ума. Один из самых ярких представителей направления в искусстве, как сюрреализм. Дали поистине человек неограниченных талантов: будучи гением живописи, он испытал себя в литературе, в качестве дизайнера, в парфюмерии и режиссуре. Один из величайших художников ХХ века до сих пор остается загадкой, окруженной ореолом всевозможных слухов, домыслов и мифов.

Исходя из исторической значимости, целью реферата является раскрытие личности Сальвадора Дали.

Из цели реферата вытекают следующие задачи:

1. Исследование сюрреализма как художественного течения .

2. Изучить биографию Сальвадора Дали , его раннее творчество .

3. Рассмотреть влияние творчества Дали на общество.

4. Изучить творчество художника в Америке, в последние годы жизни.

 

Основная часть

Глава 1

Сюрреализм: становление и основные принципы.

Сюрреализм (от фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в искусстве, к началу 1920х во Франции. Сюрреализм сформировался как современный художественно-литературное движение, лозунгом которого стала триада: “любовь, красота, бунт”. По словам Бретона (1935 год), два призывы стали основополагающими в формировании сюрреалистического канона: “переделать мир” (Маркс) и “изменить жизнь” (Рембо).[2]

Это явление литературно-художественной жизни, которая зародилась в атмосфере разочарования, характерного для французского общества после Первой мировой войны, оказало мощное влияние  на дальнейшее развитие всех сфер жизни, имеющих отношение к художественному творчеству.. Идеи и лозунги, выдвинутые в сюрреалистическом движении, повлияли на более поздние художественные течения: абстракционизм, экспрессионизм, брутизм, перформансарт, неодадаизм, поп-арт и концептуализм. [1]

В основе сюрреализма - идеи Фрейда, открывшего бессознательное существование. Следуя его взглядам, сюрреалисты провозглашали, что иррациональное и бессознательное начало - высшая истина, которая должна быть на земле.[7] Другими словами, они считали, что образы, приходящие, например, во сне, гораздо более реальны, чем те, что ограничены нашим сознанием, и их нужно вытаскивать из собственного подсознания. Именно поэтому Дали предпочитал творить сразу после пробуждения, в этот момент разум еще не успевает осмыслить увиденное во сне. Некоторые сюрреалисты писали в состоянии гипноза, алкогольного или наркотического опьянения. Такой метод творчества они называли автоматизмом.

Таким образом, можно сделать вывод, что cюрреализм стал революционным преобразованием современного искусства, которое открыло новые двери восприятия, став источником вдохновения для многих художественных движений.

Глава 2

Сальвадор Дали-биография

 Один из самых ярких представителей такого направления в искусстве, как сюрреализм является испанский художник - Сальвадор Дали. Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 11 мая 1904 в небольшом каталонском городке Фигерасе на северо-востоке Испании, неподалеку от Барселоны. Он был вторым ребенком в семье дона Сальвадора Дали и доньи Фелины Доменеч. Свое имя мальчик получил «в наследство» от старшего брата, умершего еще до рождения будущего гения. Долгие годы Сальвадору-младшему казалось, будто он замещает брата, и это очень тяготило его. В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Еще в раннем детстве по поведению и пристрастиям маленького Сальвадора можно было отметить его неудержимую энергию и эксцентричность характера. Частые капризы и истерики приводили отца Дали в гнев, но мать, напротив всячески старалась угодить любимому сыну. Она прощала ему даже самые отвратительные выходки. В итоге отец стал неким воплощением зла, а мать – символом добра.
Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.

Многочисленные комплексы, фобии, например, страх перед кузнечиками, мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми дружеские связи.[2] Но, как и любой человек, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь влиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки. Одноклассники относились к Дали довольно нетерпимо, использовали его страх, подсовывали ему за шиворот насекомых, чем доводили Сальвадора до истерик.

В 15 лет его выгоняют из монашеской школы за плохое поведение, но это не помешало ему сдать экзамены и поступить в Институт. Закончил его Дали в 1921 году с блестящими оценками.

2.1 Раннее творчество

С раннего детства Сальвадор Дали пытался рисовать. В 12 лет, когда Дали гостил летом в пригородном поместье семьи Пичоты, Сальвадор был восхищен работами Рамона Пичота, уже на тот момент известно художника импрессиониста. Первую картину Дали нарисовал под влиянием его работ. Это был натюрморт с вишнями, нарисованный на старой деревянной двери масляными красками. Он выдавливал краски прямо из тюбика. Юный художник даже втиснул в изображенные плоды вишни найденных червяков. Потрясенный Рамон указал отцу на несомненный талант мальчика. Дон Сальвадор, видя достижения сына, записал его в Луниципальную школу рисования. Наставником Дали стал Хуан Нуньес Фернандес. Он многое дал своему подопечному, о чем тот после не раз с благодарностью вспоминал.

В 1918 году Сальвадор пишет «Портрет Лусии»-своей няни. Картина выполнена в импрессионистическом стиле, являвшемся тогда для художника образцом для подражания.

В 1921 год умирает мать Сальвадора Дали. Это стало огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи. Бесконечно обожавший ее Сальвадор очень тяжело переживал утрату, считая смерть матери ужасной несправедливостью. Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Дали использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет. Иногда он включал в них свою жену Галу и Владимира Ильича Ленина, которого Дали считал неприкосновенной фигурой отца (как тому учили сюрреалисты).

В 1922 году Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль, который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе киноавангардистов на следующие полвека. Другим большим другом Дали, оказавшим на него огромное влияние, был Федерико Гарсия Лорка, поэт, ставший вскоре одним из самых популярных драматургов Испании. В 1923 году за нарушение дисциплины он был на год отстранен от занятий в академии. После этого Дали начинает экспериментировать с методами кубизма и дадаизма. В это время он пишет картины «Сцены кабаре» (1922) и «Композиция с тремя фигурами» (1927).

В 1925 году с 14 по 27 ноября проходит первая персональная выставка его работ в галерее Далмау. На этой выставке были 27 картин и 5 рисунков великого гения начинающего.

В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая. Возможно, благодаря этому отец Дали несколько смирился с шокирующим исключением своего сына из Академии после которого исчезла любая возможность сделать официальную карьеру.

2.2 Салвадор Дали и сюрреализм

Дали, почитавший мастеров прошлого, всю жизнь мечтал побывать в Париже и посетить Лувр. В 1926 его мечта исполнилась. Художник много времени проводил в знаменитом музее, наслаждаясь созерцанием великих полотен. Во французской столице он познакомится со своим кумиром- Пикассо, портреты которого неоднократно писал.

В 1929 г. пришло приглашение от друга Бюнюэля, для работы над сюрреалистическим фильмом с использованием образов, выловленных из подсознания человека. Фильм назывался “Андалузский пес”. Теперь этот фильм является классикой сюрреализма. После первой публичной демонстрации фильма в октябре 1929 года в Театр дез Урсулин в Париже, Бюнюэль и Дали сразу же стали известными и прославленными. Два года спустя после “Андалузского пса” вышел “Золотой век”. Критики приняли новый фильм с восторгом. Но потом между Бюнюэлем и Дали произошла ссора. Каждый утверждал, что он сделал для фильма больше, чем другой. Однако несмотря на споры, их сотрудничество оставило глубокий след в жизни обоих художников и направило Дали на путь сюрреализма. В этот год при поддержке Миро, Дали был принят в ряды сюрреалистов, и именно там живописец наконец познакомился с Андре Бретоном - создателем группы сюрреалистов.

2.3 Приход Галы

Закончив работу над “Андалузским псом”, художник вернулся в Кадакес, чтобы поработать над выставкой своих картин, которую согласился устроить осенью парижский торговец произведениями искусства Камиль Гоэманс. Среди многочисленных гостей Дали в то лето посетил поэт Поль Элюар, который приехал со своей дочерью Сесиль и женой Галой. После первой же встречи Дали и Гала, которая была многим старше художника, оба поняли, что их жизненные пути не могут больше идти порознь: они должны быть вместе.[4] Женщина приняла решение уйти от супруга и навсегда остаться с Дали.

Гала была для Сальвадора не просто женой, она стала великолепной любовницей, преданной подругой, прекрасной натурщицей и вдохновляющей Музой. Они прожили вместе 53 года, до самой её смерти. Гала поверила в гениальность живописца и сделала так, чтобы и он сам, и все окружающие не сомневались в этом. Она взяла на себя ведение всех бытовых и прочих  дел Дали, освободив его от забот.

Однако в семье связь Дали и Галы восприняли отрицательно. В результате отношения были разорваны. Отец запретил Дали когда-либо посещать дом семьи и лишил его наследства. Согласно  последующим рассказам, художник, мучимый угрызениями совести, обстриг все волосы и похоронил их в своем любимом Кадакесе.

Таким образом Гала была музой, путеводной звездой Сальвадора. Без неё не было бы такого Дали, каким мы его знаем. К слову сказать, психологическое состояние ущербности с детства не прошло даром для художника, многие исследователи уже потом отметят, что у Дали можно усмотреть ряд психических отклонений.[3]

 

Глава 3

Влияние искусства Сальвадора Дали  на общество

Характерная особенность великих деятелей современного искусства в том, что они убеждены в наличии у них личного взгляда на действительность, и благодаря этому убеждению они оставляют свой отпечаток на мировом сознании. Многие выражали эту уверенность при помощи своего собственного визуального языка, создавая современную технику письма для развития индивидуальных средств выражения чувств и идей - не прибегая к литературному объяснению.
Однако Дали не преследовал таких целей. После короткой стычки с техникой пуантилизма, кубизма и стилем своего земляка - каталонца Хоана Миро он решил, что его больше интересовало содержание картин, для выражения которого вполне хватало техники таких великих мастеров, как Боттичелли и Веласкес.[3]
Однако то, что он хотел сказать, оставалось в какой-то степени загадкой как для зрителей, так и для самого Дали, что, впрочем, не помешало ему создать сильные образы, не уступающие в своей выразительности придворным Филиппа IV Веласкеса или тучам и погоде Тэрнера. Путь Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании, особенно в его собственном, которое было загадочным миром памяти и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, но искаженного с помощью увеличительного стекла его фантасмагорического видения.
Новый способ исследования живописных сюжетов Дали назвал параноидально - критическим методом. Этот метод-единственная возможность получить то, что он называл иррациональным знанием, и пояснить его. Художник был твердо убежден, что для того, чтобы освободить глубоко запрятанные мысли, был необходим разум сумасшедшего или кого-нибудь, кто из-за своего так называемого сумасшествия не был бы ограничен стражем рационального мышления, то есть сознательной частью разума с ее моральными и рациональными установками. Человек, находящийся в таком бреду, утверждал Дали, не был ничем ограничен или скован и потому просто был вынужден быть сумасшедшим. Однако, как уверял Дали своих зрителей, разница между ним и сумасшедшим была в том, что он не сошел с ума, следовательно, его паранойя была связана с критической способностью.
Это парадоксальное утверждение стало фундаментом творчества Дали и создало ощущение бесспорной констатации и двусмысленности в его работах. Неопределенность стимулировала воображение зрителей, привыкших к миру спокойных пейзажей, портретов или групп классических обнаженных. Их интерес привлекали и возбуждали картины-головоломки с частыми эротическими и скотоложескими намеками.
В мире, который, как правило, зависел от успокаивающих ярлыков, как подпорок для реальности, подход Дали был публичным оскорблением и стимулом. Сексуальным характером его работ с частыми намеками на кастрацию, мастурбацию и содомию был брошен вызов не только обществу, но и истэблишменту искусства, который он презирал за прогресс технического просвещения, что отличало искусство двадцатого века в то время.
Ключом к миру Дали был Зигмунд Фрейд, чьи исследования подсознательных сексуальных травм у своих пациентов с помощью психоанализа широко раскрыли двери человеческой души. Это было таким же шокирующим и невероятным событием, как и открытие Чарльза Дарвина полвека тому назад. Для Дали открытие подсознания имело три плюса: это порождало новые темы для картин, позволяло исследовать и объяснить некоторые свои личные проблемы и было той взрывчаткой, которая могла уничтожить старый порядок. Кроме того, это было отличным средством рекламы творчества.
Первой его попыткой придать идее ощутимую форму стала картина «Человек-невидимка», начатая им в 1929 году. Однако работа не была завершена до 1933 года. В этой картине фигура человека спрятана за множеством архитектурных деталей и других предметов, фаллических символов, характерного свидетельства страха кастрации Дали.[5]
Дали заложил идею существования целого мира подсознания в 1936 году в своей работе «Предместья параноидально-критического города: полдень на окраинах европейской истории». На этой картине, на первый взгляд, изображен типичный город. Раздражающие детали сразу не вызывают чувство удивления и шока. Однако вскоре зритель начинает понимать, что перспективы отдельных частей картины не связаны друг с другом, что, впрочем, не нарушает единства композиции. Изображенный город кажется вышедшим из подсознательного сновидения и имеет определенный смысл до тех пор, пока зритель не начинает критически рассматривать его. Кроме деталей, присущих только снам, в разных частях города происходят события, никак не связанные между собой, но являющиеся настоящими плодами памяти Дали. Гала держит гроздь винограда, который перекликается с частичной фигурой лошади и классическим зданием на втором плане, что, в свою очередь, отражается в игрушечном доме, помещенном в открытый ящик комода.[4] В общем законченный, но разобщенный сюжет объясняется в подзаголовке названия картины: это действительно история Европы, прошедшей полпути, дышащая ностальгией, сожалением.

3.1 Искусство и Гражданская война

Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генерала Франке и верных ему войск против народного правительства. Правительство было вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожать опасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали[2].
Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936). Чувства, выраженные Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей «Герникой» Пикассо. Но она менее соответствует общественному вкусу из-за ее очевидных сексуальных обертонов.
В картине доминирует фрагмент голого женского тела. Грудь жестоко сжимается шишковатой рукой. Публику в самом деле больше ужаснул реализм Дали, чем символические абстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали удалось найти сильный образ, выражающий ужасы войны, символизируемые простыми вареными бобами,- едой бедных. К тому же позади скрюченной руки на переднем плане мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру простого человека, изображенного художником и в «Химике Ампурдана в поисках абсолютно ничего» как символ нигилизма современной жизни.[7]
Хотя Дали часто выражал мысль о том, что события мировой жизни, такие как войны, мало касались мира искусства, его сильно волновали события в Испании. Свои непроходящие страхи он выразил в «Осеннем каннибализме» (1936), где переплетенные пальцы едят друг друга.[2] Ужас художника смягчен здесь привычным пейзажем Кадакеса на втором плане как выражение мысли о том, что такие события, даже гражданская война, преходящи, а жизнь все равно продолжается.
Комментарий Дали гражданской войны в Испании был назван просто «Испания». Картина была написана в 1938 году, когда война достигла кульминационного момента. На этой двусмысленной, параноидально - критической работе изображена фигура женщины, опирающейся локтем на комод с одним открытым ящиком, из которого висит кусок красной ткани.[3] Верхняя часть тела женщины соткана из маленьких фигурок, большая часть которых - в воинственных позах, напоминая о группах Леонардо да Винчи. На втором плане изображена пустынная песчаная равнина.
Многие друзья Дали стали жертвами гражданской войны на его родине. По привычке он старался не думать о плохом. Одним из способов забыть была анестезия разума, для которой идеально подходил сон. Это отражено в картине «Сон» (1937), где художник создал один из самых сильных образов. Голова без туловища покоится на непрочных подпорках, которые могут обломиться в любой момент. В левом углу картины изображена собака, которую тоже поддерживает подпорка. Справа вырастает деревня, похожая на одну из деревень побережья Коста Брава. Остальное пространство картины, кроме далекой маленькой рыбацкой лодки, пусто, символизируя беспокойство художника.
В другой группе картин, где проявилось беспокойство Дали по поводу явно приближающейся мировой войны, использовалась телефонная тема. В «Загадке Гитлера» (около 1939) изображены телефон и зонтик на пустынном пляже. Картина намекает на неудачную встречу премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером. Как в «Возвышенном моменте», так и в «Горном озере», написанных в 1938 году, художник использовал (кроме телефона) изображение костыля, типичный для Дали символ дурных предчувствий.
Во время гражданской войны в Испании Дали и Гала посетили Италию, чтобы посмотреть работы художников эпохи Возрождения, которыми Дали больше всего восхищался. Они также побывали на Сицилии. Это путешествие вдохновило художника написать «Африканские впечатления» (1938). Семейная пара вернулась во Францию, где ходили слухи о скорой войне в Европе, и нашла время, чтобы еще раз побывать в Соединенных Штатах в первой половине 1939 года.
Неумолимо надвигающийся ужас тревожил Дали. Сразу же после начала войны в сентябре 1939 он оставил Париж и отправился в Аркашон, что на морском побережье южнее Бордо.[6] Отсюда Гала и он перебрались в Лиссабон, где среди бегущих от войны они встретили знаменитого дизайнера Эльзу Скьяпарелли, для которой он уже разрабатывал платья и шляпы, и кинорежиссера Рене Клера.

Таким образом, можно сделать вывод, что картины Дали бросали вызов не только обществу, но и истэблишменту искусства. Создав свой параноидально-критический метод, Дали смог трансформировать чистый образ идей в среду бессознательного нерационального и импульсивного хаоса. Он описал его как «спонтанный метод иррационального знания на основе критической и системной объективности ассоциаций и интерпретаций явлений в бреду». Благодаря своему параноидально-критическому методу Дали открывался весь мир в бесконечном количестве возможностей.

Глава 4

Позднее творчество художника

4.1 Жизнь и творчество в Америке

Дали во время своего пребывания в Америке участвовал в многочисленных коммерческих проектах: в театре, балете, в области ювелирных украшений, моде и даже издавал газету в целях саморекламы (вышло всего два номера). Так как со временем число проектов росло, он казался скорее массовиком-затейником, чем серьезным художником, занятым исследованием выразительных средств. Хоть популярность его и росла, Дали начал терять, по крайней мере в Европе, поддержку художественных критиков и историков, от которых зависела репутация художника на протяжении его жизни.[6]
Из своей тихой гавани в Вирджинии, а затем в Калифорнии, Дали начал триумфальное покорение мира искусства нового континента. Американские друзья были готовы и дальше помогать художнику в его карьере. Одним из первых его заказов стало оформление павильона "Мечта Венеры" на Международной нью-йоркской выставке в 1939 году. Дали планировал построить бассейн внутри павильона, в который он намеревался поместить русалок. На фасаде же он хотел изобразить фигуру Венеры в стиле Боттичелли, но с головой трески или подобной рыбы. Дирекция выставки не утвердила эти планы, и павильон не был сооружен, но у Дали появилась возможность опубликовать свой первый американский манифест: "Декларация независимости воображения и прав человека на собственное сумасшествие".
Случай с Бонуитом Тэллером произошел до инцидента с Международной выставкой. Дали заказали оформление витрин универмага Бонуита Тэллера в Нью-Йорке.[1] Дали выполнил этот заказ в своем неподражаемом экстравагантном стиле, выставив черную атласную ванну и навес из головы буйвола с окровавленным голубем в зубах. Эта композиция привлекла столько публики, что было невозможно пройти по тротуарам Пятой авеню. Администрация закрыла композицию. Это так расстроило Дали, что он перевернул ванну, разбив при этом зеркальное стекло окна, и вышел через него на улицу, где его арестовала нью-йоркская полиция.[1]
Дали вынесли приговор с отсрочкой исполнения. Это привлекло столько внимания к его личности, что следующая его выставка в нью - йоркской галерее пользовалась безумным успехом. Такие случаи, иногда шокирующие, создали хорошую рекламу Дали среди обычной публики, которая видела в художнике воплощение свободы личности, которой так гордились Соединенные Штаты и которую, как он заявлял, можно найти только в Америке (то есть не в Европе).[6]
Когда некоторые журналисты усомнились во вменяемости Дали и целесообразности его кривляний, он принял вызов. Отвечая на статью в "Арт Дайджест", интересующуюся, просто ли он сумасшедший или обычный удачливый бизнесмен, художник ответил, что не знает сам, где начинается глубокий, философствующий Дали и где заканчивается сумасшедший и абсурдный Дали.

4.2 Мир работ

Все это было частью духа Нового Света того времени и сделало из Дали пользующийся спросом товар вне поля деятельности дилеров и художественных галерей. Он уже разрабатывал модели для Эльзы Скьяпарелли. Теперь же он начал изобретать более фантастические предметы моды, которые попадали на страницы "Вог" и "Харперз базар" и завоевывали ему популярность среди богатой и изысканной публики. Маркиз де Куэвас, основатель балета Монте-Карло, тоже ввел Дали в свой мир, заказав оформление сцены для "Вакханалии" с костюмами от Коко Шанель. Другими заказами на оформление сцены для балета от Маркиза де Куэваса были "Лабиринт" (1941) с постановкой хореографии Леонидом Массином, "Сентиментальный разговор, Китайское кафе" и "Разрушенный мост" (1944).[5]
В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где художник создал свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также работал над дизайном ее квартиры), миссис Лютер Грин.
К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945 году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев, поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению, не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году.[5]
Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой, постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам Америки как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобы написать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второй мировой войны.

4.3 Закат творчества

После смерти Галы, Дали потеряв свою музу обратился к стилю эпохи Возрождения, написав картины «Персонаж», навеянный фигурой Адама с плафона Секстинской капеллы в Риме», «Pieta» , «Голова, подсказанная Микеланджело», «Воин», «Мученик».[7]

Последнюю свою работу — «Ласточкин хвост», Дали закончил в 1983 году. Это простая каллиграфическая композиция на белом листе, навеянная теорией катастроф.[2] 

Старость брала верх над гениальным разумом. 30 августа 1984 года в доме Дали произошел пожар. Ожоги на теле художника охватывали 18% кожи. После этого его здоровье еще более ухудшилось. К февралю 1985 года самочувствие Дали несколько наладилось и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете «Паис». Но в ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом «сердечная недостаточность». Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет.[1]

Таким образом, можно сделать вывод, что в картинах художника в последние годы  ощущается отступление на второй план темы сюрреализма, как будто на некоторое время Дали остановился и решил осмыслить себя, и поэтому он обратился к библейской тематике. После смерти жены Дали впадает в глубочайшую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби, например вариации на тему «Пьета». Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей.[2]

Заключение

Сальвадор Дали был настолько необычной, экстравагантной, не похожей ни на кого, индивидуально личностью, что появляясь в обществе он затмевал всех и вся, все вокруг становились тенями, однородной неинтересной массой, но ему на это было всё равно, он был собой и жил для себя, своего искусства и самых близких для себя людей. Он вытеснил из своего сердца пустые сомнения, неуверенность, мнения пустых людей и впустил в своё сердце искусство, которое стало его душой, чувствами и мировоззрениями, через своё творчество он передавал свои эмоции, мысли и идеи. По мнению его критиков, он был самовлюблённым эгоистом, а я считаю, что он был слишком сильно влюблён в то, что он делает, он слишком много времени проводил за работой, и поэтому он практически слился с ним.[3] Как он сказал о себе в 3-ем лице: Он рисовал страстно и жадно, как одержимый. Да, может быть он и был самовлюблённым, эгоистичным и слишком самоуверенным, но это его не испортило, это дало ему индивидуальность, как и в его образе, так и в его картинах, он сам изображал образ сюрреализма, как он и сказал: Сюрреализм-это я! Да, Дали был поистине гением сюрреализма и гением всей эпохи 20-ого века, он олицетворял в своих картинах технический прогресс эпохи индустрилизации и капитализма и духовный упадок капиталистического общества. Да, он был критичен, но его критика была справедлива и обоснована. Потому что когда технический прогресс идёт, а моральный и духовный нет, то это отображается в духовной деградации общества.[5] Если подумать, то сюрреализм и дадаизм, стили в которых работал Дали схожи, оба критикуют общество, подчёркивают и указывают на его недостатки, но сюрреализм в большей части указывает на ничтожество современного человека, на его слабое стремление к открытию новых возможностей для человека, ведь человек-это особое существо, существо со сверхвозможностями. Указывал на то, что человек тратит свою неисчерпаемую энергию на бесконечное разрушение-войны, вместо того, чтобы созидать, создавать вечное-искусство. Развивать свои способности, выражать свои мысли в различных новых формах.

Библиографический список

1. https://medium.com/eggheado-art/-c20777e51c07

2. https://ru.wikipedia.org/

3. Дали вблизи и вдали : сборник статей / А. А. Курбановский, А. К. Флорковская, А. К. Якимович [и др.] ; под редакцией М. А. Бусев. — М. : Прогресс-Традиция, 2013. — 416 c.

4. Робер, Дешарн Сальвадор Дали / Дешарн Робер, Дешарн Никола. — М. : Белый город, 2004. — 382 c.

5. http://madrid.portalglobus.ru/event/eventproduct/33

6. http://cheloveknauka.com/syurrealizm-kak-kvintessentsiya-realnogo-i-sverhrealnogo

7. http://stoicka.ru/


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1862; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!