Легизм: концепция взаимосвязи государства и закона



Прямо противоположную конфуцианству систему организации государства предлагали легисты (законники) – сторонники древнекитайского ученого Гунсунь Яна (390–338 гг. до н.э.), известного под именем Шан Ян. Он был не только теоретиком, основателем школы законников (фацзя), но и практиком: правителем области Шан. Свою теорию управления он изложил в трактате "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан").

Учение о государстве. В основе его учения о государстве лежит тезис о порочной, "злой" природе человека. Шан Ян замечает, что "в древности люди были просты и поэтому честны; ныне же люди хитры и поэтому нечестны". Если раньше можно было управлять людьми исходя из добродетели, то теперь "необходимо прежде всего иметь законы о наказаниях"[1].

Отражая интересы имущественной и служилой знати, Шан Ян выступал против конфуцианского управления, основанного на добродетели. "Доброта и человеколюбие – мать проступков", – замечал Шан Ян. Истинная добродетель, по его мнению, "ведет свое происхождение от наказания", и к такой добродетели можно прийти "путем смертных казней и примирения справедливости с насилием".

Политическим идеалом легистов являлась восточная деспотия с неограниченной властью в руках правителя-деспота. Верховный правитель опирается на разветвленный бюрократический аппарат, в котором должности замещаются по способностям и заслугам. Центральное звено механизма государства составляют армия и репрессивные органы, деятельность которых направлена на искоренение инакомыслия и обеспечение слепого повиновения правителю. Главная цель правления деспота-гегемона состоит в установлении порядка и покорении других народов. Под "порядком" понималось состояние страны, "где народ боится государственных законов и послушен в войне", "где народ пойдет на смерть за правителя". Отношения правителя и подданных основаны на страхе, насилии, противоборстве: "Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна"[2].

Доктрина "образцового государства", которую Шан Ян стремился реализовать в царстве Цинь в IV в. до н.э. с помощью экономических и политических реформ, основывается на ряде принципов:

1) во главе государства стоит умный и хитрый правитель, "который не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок";

2) сам деспот-правитель в своих действиях не связан законом, поскольку "мудрый творит законы, глупый ограничен ими";

3) для обеспечения порядка в государстве должно быть много наказаний и мало наград;

4) карать необходимо жестоко, внушая трепет;

5) следуя принципу так называемого устрашающего превентивного наказания, необходимо карать жестоко даже за мелкие преступления. Так, например, человек, обронивший в дороге горящий уголек, должен быть казнен, тогда большим преступлениям неоткуда будет взяться;

6) необходимо установить тотальный контроль государства с помощью взаимного доносительства и слежки, разобщать людей взаимной подозрительностью. С этой целью Шан Ян ввел принцип круговой поруки (коллективной ответственности), когда за совершенное правонарушение несет ответственность не только преступник, но и его родственники до третьего колена[3].

Теория закона. Правовая доктрина Шан Яна основана на отказе от ритуала и методов убеждения как способов социальной регуляции. Утверждая верховенство закона ("фа"), он отождествляет его с наказанием. По его мнению, закон есть форма властных велений правителя, который вкладывает в него произвольное содержание, обусловленное достижением конкретной цели: борьба за власть, подавление неугодных, объединение раздробленного Китая.

Как часто бывает, сам реформатор стал жертвой собственных реформ: Шан Яна казнили на основе его же законов.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!