Для понимания мифологического и философского мировоззрения определим их соотношение.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

Задание студентам группы ЗТЭЭО-18

По дисциплине «ОГСЭ.01. Основы философии»

На время дистанционного обучения

Октября 2020 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на электронный адрес kitdisttege@mail.ua (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующей паре по расписанию занятий (или подмене)

Литература: Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. - 4.1. / Под общей ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С.115-131, 135-146; Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука и др. - 4-е изд.-М.: Мысль, 1981. – С.127-145, 163-187.

 

Тема 1. Философия как специфический тип знания.

 

План

 

1. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Философия и наука. Объект и предмет философии

3. Структура философского знания.

4. Функции философии

 

Цель занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• дать представления о предмете философии и значении философии в жизни общества; познакомить с основными понятиями и структурой курса;  дать представления о научной и философской картине мира; выявить соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрения; дать представление об основных направлениях философской мысли; помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия.

 

 

Развивающая:

• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.

 

Воспитательная:

• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению философского мирового наследия, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства.

 

1. Мировоззрение и его исторические типы.

 

Кроме профессиональных навыков, знаний, эрудиции, необходимых при решении конкретных задач, каждому человеку необходимы широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимание того, что происходит, содержания и смысла наших действий, нашей жизни, то есть мировоззрение.

Мировоззрение — это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в этом мире, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Таким образом, мировоззрение — образование интегральное, т. е. в нем принципиально важна связь его компонентов. Главными компонентами мировоззрения являются:

1) знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения);

2) ценности (нормы и идеалы);

3) программы действия.

Взгляды как определенная система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения же выступают как качественная характеристика знаний. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезную опору может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам.

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы, в которых содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность. Система ценностных ориентации играет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Главными понятиями выступают понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотношение с нормой, идеалом идет оценка происходящего.

Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т. д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами.

Таким образом, носителем мировоззрения, его субъектом является личность, социальная группа и общество в целом. Человек в своем индивидуальном развитии становится личностью лишь тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной.

Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. Мироощущение — это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств.

Следующие по глубине уровни отражения — мировосприятие. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели логическим мышлением, здесь чувства еще преобладают над разумом.

И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.

Синтез знаний людей о природе и обществе образует общую картину мира. Совокупность естественных наук образует естественно - научную картину мира, а общественных - социально - историческую картину мира. Создание общей картины мира - задача всех отраслей знания.

Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.

Философию можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Выделяются следующие основные типы мировоззрения:

1) мифологическое;

2) религиозное;

3) философское;

4) научное.

Мифологическое мировоззрение — исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Мифология — универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный.

На явления природы проецировались человеческие свойства. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выразилось представление древних людей о целостности мира, слитности и нераздельности человека и природы.

Для понимания мифологического и философского мировоззрения определим их соотношение.

1. В мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта. Философия сделала его предметом размышления и анализа.

2. В мифологии мышление не понятийное, а эмоционально-образное и может быть выражено в художественной форме. Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме.

3. В мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев. В философии уже в античное время считалось, что путем размышления индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее. (Этим признается, что философия не сама мудрость, а стремление к ней.)

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Религиозное мировоззрение - это способ понимания мира путем его удвоение на земной (естественный) и небесный (сверхъестественный). Религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Следует отметить, что и религия, и философия удовлетворяют запросы людей в понимании, осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу, но между ними прослеживаются и существенные различия.

Соотношение философии и религии:

1. Философия опирается на рационально-теоретическое знание. Религия опирается, прежде всего, на веру. Вера в сверхъестественное — это основа религиозного мировоззрения.

2. Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению. Религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств.

3. Философия пытается дать целостное представление о мире. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный (трансцендентный).

Таким образом, философское мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается, прежде всего, ориентацией на рациональное объяснение мира. На смену образу и символу приходит логос — разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа, в которых философия отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т. д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат эмоционально-художественные, ритуальные элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

Научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества. В то же время и в философии мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Этот момент существенно сближает философию и науку. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

Еще раз следует подчеркнуть, что мировоззрение не является механическим набором знаний. Это целостная система взглядов на мир, это своего рода призма, через которую воспринимается все происходящее в мире. Обобщая вышесказанное, можем дать более полное определение философии.

Философия — является специально разрабатываемым учением о мире и месте человека в нем, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления, методологией научного знания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры.

2. Философия и наука. Объект и предмет философии

 

В отличие от таких типов мировоззрения как мифология и религия, философия неразрывно связана с наукой, опираясь в той или иной мере на ее достижения. Это обусловливает сложность взаимосвязи философии и науки, различий в толковании объекта и предмета философии.

Философия и наука подобны по своим структурам. Философское и научное знание состоит из элементов (понятий, суждений, умозаключений, принципов, законов и т.д.), организованных в систему, подчиняющихся законам логики и составляющих определенный теоретически сконструированный мир, которому можно приписать характеристики истинности или ложности, соотнеся этот мир через человеческую практику с миром реальных объектов. В этом смысле философия действительно выступает как наука. Однако по объектам, предметам исследования и выполняемым функциям философия и наука различаются как две разные формы общественного сознания.

Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее общих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия — с умозрением.

Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

Объектом философии выступают не естественно - исторические феномены, как это имеет место в науке, а мысленные, теоретические модели, представляющие мир в отношении к человеку или человека в отношении к миру.

Существенно различаются также предметы философии и науки. Пред­метом науки служат законы, которым подчиняются естественно -исторические феномены и закономерности, как их конкретные проявления.

Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.

Определим «границы» между философским и научным знанием.

Соотношение философии и науки.

1. Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?»

В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»

2. Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого — дать объективную картину мира.

Философ осуществляет функцию самосознания. Задача философа — понять современное сознание и его истоки.

3. Для науки главное — сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.

4. Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические...).

3. Структура философского знания.

 

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Важнейшим разделом философии является онтология.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!