Возрастные и психологические особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста



Глава 1 Теоретические аспекты развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста средствами робототехники

Понятия и специфика творческого воображения

Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий и для себя, и других. Это дает ему возможность эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции [11, с.444].

Проблема воображения, в частности творческого воображения исследовалась еще Сократом. Он определял понятие творческое воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных.

Платон и Аристотель впервые поставили данную проблему как научную, раскрыли сущность и основные черты. Платон описывает творческое воображение как смешение чувственного ощущения и мнения. По мнению Аристотеля, «Творческое воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности» [27].

Л.Н.Коган и А.Г.Спиркин утверждали, что «творческое воображение — это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком».

Интересно отметить, что Ж. Пиаже считал творческое воображение «временной стадией искаженного отражения, и поэтому творческое воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [13, с.246].

Я.Л.Коломенский определяет творческое воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображением он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер».

А.В. Петровский трактует так творческое воображение «Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [21, с.24].

Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [5, с.93].

По мнению В.Н. Брушлинского, творческое воображение является одной из форм мышления. Развитие творческого воображения, по мнению ученого, проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности.

Как отмечает Запорожец А. В., одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение.

Дж. Гилфорд понимает под творческим воображением систему качественно различных факторов, располагающихся внутри общей схемы интеллекта. Дж. Гилфорд выделяет четыре основных фактора творческого воображения:

1. Оригинальность, под которой понимается способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы.

2. Семантическая гибкость, способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3. Образная адаптивная гибкость, способность изменить форму стимула таким образом, чтобы появилась возможность увидеть в нем новые возможности;

4. Семантическая спонтанная гибкость, способность продуцировать новые идеи в достаточно ограниченной ситуации [27].

Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями [1, с.444].

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающем его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Особенностью творческого воображения являются его приемы, т. е. способы создания творческих образов [3, с.629].

Продукты творческого воображения формируются из элементов того опыта, который человек приобрел или позаимствовал в других. Новизна их заключается не в элементах, а в видоизменении этих элементов и их соединений. Характерным для творческого воображения является самостоятельный образ материала, специальный свой анализ, усовершенствование образа в процессе деятельности. Этот вид воображения является важнейшей составной частью творческой деятельности человека.

С.Л.Рубинштейн выделяет несколько видов творческого воображения:

1) По результатам:

- Репродуктивное воображение. Воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты всё же напоминают нечто, кем - либо уже сделанное (сотворённое).

- Продуктивное воображение. Воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве.

2) По степени целенаправленности:

- Пассивное воображение. Оно подчиняется желаниям. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные личностью потребности. Воображение выступает при этом в качестве замены деятельности, ее суррогатом, из-за чего человек отказывается от необходимости осуществлять какие-то действия. В данном виде воображения происходит нереальное, то есть мнимое личностью удовлетворение какой-либо потребности либо желания.

- Активное воображение. Практически во всех случаях направлено на решение творческой либо личностной задачи. В активном воображении мечтательность и «беспочвенные» фантазии практически не присутствуют, так как активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, пробуждается задачей и ею направляется, то есть оно определяется волевыми усилиями человека и поддается волевому контролю.

3) По степени произвольности:

- Произвольное воображение. Осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Произвольное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа.

- Непроизвольное воображение. Образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения). Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.

4) По виду образов:

- Конкретное воображение. Ребенок создает образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей.

-Абстрактное воображение. Ребенок создает образы типизированные, обобщенные схемы, символы [20, с.276].

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:

1) типизация (создание целостного образа синтетического характера);

2) комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов

реальности);

3) акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных

черт, особенностей объектов);

4) преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;

5) конструкция (создание целого по части);

6) агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);

7) уподобление (использование аллегорий и символов) [16, с.50].

Тот или иной прием создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний.

Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе творческого воображения: четкое и ясное представление образа предмета; хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление; способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей; способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами [22, с.32].

Таким образом, под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Именно значительно развитое творческое воображение наряду с такими психологическими особенностями, как оригинальность, независимость, высокая чувствительность к видению проблем, самостоятельность определяют личность подлинно творческую. Настоящая творческая деятельность человека делает его существом, обращённым в будущее, созидающим его и видоизменяющим. И именно младший школьный возраст, является наиболее благоприятным периодом для развития творческого воображения, так как складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

 

Возрастные и психологические особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

 

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста, занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), а также с овладением детьми-школьниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразительной [15, с.291].

Состояние творческого воображения детей зависит от следующих факторов:

- возраста;

- умственного развития;

- особенностей развития, т. е. присутствия какого-либо нарушения психофизического развития;

- индивидуальных особенностей личности: устойчивости, осознанности и направленности мотивов, оценочных структур образа «Я», особенностей коммуникации, степени самореализации и оценки собственной деятельности, черт характера и темперамента;

- разработанности процесса обучения и воспитания [4, с.448].

Творческое воображение играет важную роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря творческому воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата.

Творческое воображение обеспечивает антиципацию (предугадывание, представление о предмете), моделирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами. Если младший школьник лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда и совершает действия в своем воображении, осуществляя этим замещение реальной действительности воображаемой. Кроме того, творческое воображение является важной основой для понимания младшими школьниками других людей и межличностной коммуникации, способствуя представлению переживаемых другими в данный момент времени эмоций и состояний [23].

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию [19, с.368].

В жизни младшего школьника творческое воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция творческого воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения младший школьник способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция творческого воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов младший школьник может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция творческого воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Основные направления развития воображения младшего школьника: совершенствование планирования создания образов воображения; увеличение точности и определенности образов воображения; возрастание разнообразия и оригинальности продуктов воображения; уменьшение элементов репродуктивного воспроизведения образов; увеличение реализма и контролируемости образов воображения; усиление связи воображения с мышлением; переход воображения из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в самостоятельную внутреннюю деятельность на основе речи [25].

Неустанная работа творческого воображения – эффективный способ познания и усвоения младшего школьника окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру.

Развитию творческого воображения младшего школьника способствуют следующие условия: включение учащихся в различные виды деятельности; использование нетрадиционных форм проведения уроков; создание проблемных ситуаций; применение ролевых игр; самостоятельное выполнение работы; использование различных материалов; использование различных типов заданий, в том числе и психолого-педагогических [7, с.96].

Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.): они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, отсюда важный педагогический вывод: создание благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширению их реального жизненного опыта, накоплению впечатлений.

Ведущими компонентами творческого воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из надситуативной становится внеситуативной [9, с.128].

Творческое воображение младшего школьника развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт школьника, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании и робототехнике [6, с.592].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческое воображение занимает важное место в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является неотъемлемой частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности.

Поскольку робототехника является одним из вариантов развития воображения на данном этапе жизни, то в следующем параграфе мы будем рассматривать особенности развития творческого воображения младших школьников на занятиях робототехникой.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 498; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!