Тема 2. История изучения празднично-обрядовой сферы жизни населения России

Преподаватель: Пенькова О.Б.

Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии.

Место праздника в контексте культуры.

 

Традиции, праздники и обрядность составляют неотъемлемую часть существования и развития общества. Они возникли в первобытный период истории человечества и охватывают все стороны повседневного бытия: семейные отношения, воспитание детей, быт, дружеские отношения, трудовую деятельность, отдых, календарный ритм, включены в государственную жизнь. Следы существования праздников известны из древнейших, дошедших до нас письменных источников: египетских и шумерских текстов. Нет сомнения, что празднование имело место еще в доисторические времена, на это указывают как содержание древних мифов, так и данные, собранные археологами, свидетельства о совершении церемоний, ритуалов, торжеств, которыми повсеместно сопровождались праздники. К таким весьма древним, несомненно, относятся праздники, связанные с культом животных, восходящие к временам складывания тотемистических представлений. Первые охотничьи обрядовые действа можно считать первым этапом развития праздничных форм. Охотничьи праздники были нерегулярными, отмечались в зависимости от охоты и ее успешного исхода, отличались определенной примитивностью и утилитарностью, но они заложили первые элементы исторического развития института празднования.

Эмоционально-психологически традиции, обычаи, праздники дают человеку ощущение защищенности, устойчивости, вовлеченности в социум. С их помощью передаются от поколения поколению приобретенный опыт и моральные нормы. Традиции, праздники и обряды выполняют фундаментальные общественные функции: адаптивную, мировоззренческую, социализирующую, интегрирующую, коммуникативную, эстетическую.

Природа празднично-обрядовой традиции как социокультурного феномена обусловливает ее большое стабилизационное значение для общества. Ведь под традицией понимают преемственность явлений культурной, общественной и семейной жизни. Обряд – это устойчивые символические действия, которые в образной форме выражают определенные события в жизни человека и социума. Праздником называют торжественное празднование знаменательных личных или социальных событий. Праздники, традиции и обряды составляют семейно-бытовой (или семейный) и общественный комплексы. Семейно-бытовой комплекс включает свадебную, родильную, погребальную обрядность, а также традицию гостеприимства. К общественным относятся календарные, профессионально-трудовые и государственно-официальные праздники и обряды.

Праздники, традиции и обряды населения России находятся в плоскости научных интересов разных специалистов. Философы выясняют генезис, сущность, структуру праздников, обычаев, обрядов, их функции. Историки обращаются к изучению государственной политики в празднично-обрядовой сфере, процессу возникновения новых праздников и обрядов. Этнологи исследуют традиционные формы семейно-бытовой обрядности и календарной праздничности различных народов, представители которых живут в России.

С древних времён праздники представляли огромную роль в жизни человека. Они воплощали обряды и традиции религиозной и повседневной жизни множества поколений разных народов. Каждый народ имел свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. У каждой народности были любимые блюда, особенные традиции в сервировке стола и приготовлении пищи. Много в них целостного, исторически сложившегося, сопоставимого национальным вкусам, укладу жизни, климатическим условиям. Жизнь народа складывалась под влиянием многих факторов – природных, исторических, общественных и многих других.

Современная праздничная культура резко изменялась. Это было связано с рядом причин, которые привели в утрате огромного количества праздничных традиций.

Самая главная причина – это процесс урбанизации. Многие обряды и традиции, связанные с сельскохозяйственными работами, в нынешней городской жизни повторить уже невозможно, но в деталях изучив данную проблему, можно воссоздать их в театрализованной игровой форме. Соответственно, если не предпринимать никаких действий по сохранению народных традиций, то в современном обществе возможно постепенное вымирание народно-праздничной культуры. И это побуждает с пристальным вниманием отнестись к опыту прошлых веков и поколений, к традиционной культуре, создавшей оптимальное соответствие будней и праздников, создавшей органичную систему праздников, которая соответствует своей эпохе, своим идеалам – социальным, нравственным, духовным.        

Праздник – явление сложное, исторически изменчивое, многослойное. Он очень устойчивый, является постоянным элементом человеческой культуры, характерен для всех исторических эпох и всех народов Земли. Праздник можно назвать важнейшей социально-культурной ценностью, способствующей формированию личности, духовному развитию человека и человечности.

Праздник – многогранное социальное явление, отражающее жизнь человека и общества. По состоянию культуры проведения праздника, по формам его выражения можно судить об исторической и экономической жизни народа, о его художественной культуре. Каждый традиционный праздник выполняет функции феномена, регулирующего жизнь общества чередованием двух основных фаз: повседневной (будничной) и праздничной. Культура охватывает обе эти фазы. Праздник как одна из форм реализации свободного времени, активизирует духовную жизнь общества, утверждая важные для него ценности, придающие жизни человека особый смысл. Праздник – существенная часть каждой национальной культуры. И по своему существу, и по форме праздник – явление коллективистское (в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека), обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Возникает он только там, где существуют духовные связи между ними, и, являясь традиционным средством массовых коммуникаций, в свою очередь укрепляет эти связи.

По своей сущности и значению праздник представляет собой сложную социально-педагогическую систему, позволяющую решать одновременно целый ряд взаимосвязанных социально-педагогических задач: формирование мировоззрения, воспитание нравственных качеств, развитие эстетического вкуса, уважение к закону и нормам морали, утверждение здорового образа жизни, организация отдыха и др.

Праздники включают в себя множество функций, среди которых можно выделить: познавательную, коммуникативную, регулятивную, нравственно-психологическую, информационную, воспитательную, гедонистическую, художественно-эстетическую. Главная же функция праздника – обеспечить сохранение нравственных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни требует ее актуализации, ее включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

Научная литература сформировала достаточно огромную определительную базу этого феномена культуры:

1. В древнееврейском языке первоначальное название праздника – «хач» («хачать» – танцевать). Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря; последующее древнееврейское название – «моэд» – урочный час, ныне употребляется термин «йом-тов».

2. В латинском языке два термина: feriae – праздничные дни, каникулы, дни отдыха, а также festum – праздник, торжество, праздничный день (иначе «освященное место»).

3. Во французском языке слово «праздник» имеет три значения: особый день, посвященный культу религиозных церемоний; публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера; удовольствия, житейские радости, счастье.

4. В «Социологическом словаре», выпущенном в ФРГ в конце шестидесятых годов XX в., празднику соответствуют два термина – Fest (собственно праздник) и Feier (торжество). Праздник (das Fest) – более всестороннее и обширное явление, праздничное торжество (die Feier) – более сориентированное и определенное.

5. «Новый лексикон», изданный в Германии в 1969 г., дает такое определение праздника – это «изъятые из повседневности, учрежденные, согласно правилам, общественные события торжественного характера в свободное от работы время, первоначально тесно связанные с культом; часть и выражение организованной и институциализированной жизни общества, классов, групп и слоев, зависящей от способа производства».

6.«Словарь гуманитарных наук» дает следующее истолкование термина: «праздник» – это «момент социокультурной динамики, когда сообщество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения. Праздник создается вокруг особого мифического сюжета и организует если не беспорядок, то по меньшей мере нарушение порядка, чтобы получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник – это главным образом символическая игра, которая реориентирует практику в направлении мифа, предлагающего ей смысл. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность применяемая в этом случае символика и вызванное ею лицо».

Определение праздника в толковых словарях:

1. Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гранат» дает определение только в связи с религиозными мотивами.

2. Ф.А. Брокгауз и А.И. Ефрон уже различали религиозные и светские праздники.

3. В. И. Даль вывел понятие «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте) и «праздное время» – период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).

4. М. Фасмер считает, что понятие «праздный» заимствовано из исконно древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный.

5. Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов, авторы словарей русского языка, гораздо шире понимают функционирование праздников, однако и они связывают праздники с определенными днями.

6. Л.В.Успенский в этимологическом словаре «Почему не иначе» определяет праздник в соответствии со старославянским «праздный» в значении «порожний», «пустой» от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха.

7. Энциклопедия «Мифы народов мира» – как «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институализированное действо». Противопоставление праздник – будни – является ключевым и определяющим.

Необходимость исследования праздника на рубеже XX–XXI веков обусловлена тем, что, во-первых, праздник претерпевает значительные изменения, вызванные трансформациями в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Анализ этих изменений позволяет получить представление о современном празднике и выявить тенденции развития самой праздничной культуры. Во-вторых, праздник как интегрирующая система выступает в качестве соединительного звена в культуре в условиях кризиса культурной идентичности, который имел место после распада СССР, о чем свидетельствует, в том числе, и появление новых праздников, не имеющих культурной основы в отечественной истории. В связи с этим необходимо научное осмысление механизмов и условий укоренения праздников в обществе. В-третьих, представляет интерес исследование проблем, связанных с коммерциализацией праздничной сферы и постепенным вытеснением праздника праздничностью.

Анализ приведенных дефиниций праздника позволяет выделить ряд исследовательских подходов, нашедших свое отражение в определениях данного феномена.

Согласно одному из этих подходов праздник может восприниматься как день, свободный от работы, день для досуга, и как время, посвященное сакральному.

Второй подход – это трактовка праздника как социального явления.

Третий подход основывается на рассмотрении праздника в его связи с игрой.

Таким образом, в современной научной литературе можно выделить три методологических подхода к изучению праздника:

1) праздник в контексте антиномии «праздник – повседневность» или же «праздник как повседневность»;

2) праздник как социальный институт;

3) праздник как игра.

Все три подхода могут использоваться как в рамках семиотического исследования, рассматривающего праздник как знаковую систему, так и в рамках исследования аксиологического, направленного на осмысление ценностной природы праздника. Данные подходы также предполагают комплексность и междисциплинарность.

Методология изучения праздника как социального института широко применяется в социологии и социологии культуры. Культурологический анализ в большей степени ориентирован на рассмотрение праздника в его отношении к повседневности и игровой концепции праздника. Каждый из этих подходов позволит нам полнее раскрыть сущность феномена праздника, поэтому необходимо обратимся к осмыслению их специфики.

Вопросы для самопроверки

 

1. Как Вы думаете, почему так много определений у термина «праздник»? Чем это обусловлено?

2. В какой степени определение праздника как символической игры подходит для современной ситуации?

3. Что является ключевым в феномене праздника как сакрального факта культуры?

4. Как нужно понимать теоретическое положение «праздник – это локализация общения во времени и пространстве»?

5. Каким образом тип празднования связан с хозяйственно – культурным типом?

6. Каковы связи между институтом праздника и той системой ценностей, которая функционирует в конкретный промежуток времени?

9. Как соотносится праздник с такими формами культуры как традиция, обычай, обряд, ритуал, церемония?

10. В чем состоит принципиальное отличие таких двух форм культуры как театрализованное представление и праздник?

Список литературы

1. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. –СПб., 1898. – Т. 26.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого Великорусского языка / В. И. Даль. – М., 1955. – Т.3.

3. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск, 2010.

4. Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М., 1988.

5. Пенькова О.Б. «Традицiï, свята та обрядовiсть населення Схiдноï Украïни в 1960-i - серединi 1980-х рр.: державна полiтика й повсякденне життя: автореферат диссртаці на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук. – Донецьк, 2006.

6. Словарь иностранных слов в русском языке / гл. ред. И. В. Лехин, Ф. Н. Петров. – М., 1997.

5. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – М., 1990.

6. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер; пер. с нем. Н. Трубачева. – М., 1964.

Тема 2. История изучения празднично-обрядовой сферы жизни населения России

Изучение специфики праздника как социокультурного феномена потребует обращения к различным группам источников и изучения существенного массива литературы. К настоящему времени опубликовано достаточное количество работ, посвященных изучению праздника. Среди них – работы культурологов, социологов, философов, фольклористов, историков, этнографов, искусствоведов и представителей других направлений социально-гуманитарного знания. Все они рассматривают различные аспекты такого многозначного феномена, как праздник, который, в свою очередь, включен в более широкое понятие «праздничная культура».

Колоссальный материал по славянской праздничной культуре содержится в работах И.М. Снегирева, И.П. Сахарова, А.В. Терещенко, П.В. Киреевского, Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, В.Ф. Миллера, А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, Б.А. Рыбакова. Среди современных историков можно отметить С. Лесного, В.Н. Демина, С. Ларионова, М. Серякова, М. Семенову, В.С. Казакова и др. Все они исследовали историю славян, их культуру и быт, изучали участие народа в празднично-обрядовой культуре.

Празднично-обрядовая культура представляет по-настоящему уникальные возможности для её реализации. Народные праздники одна из наиболее ярких и составных частей традиционной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многосторонних явлений – фольклора, который выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада его устоев и в связи с разделением труда. К основным аспектам народной культуры можно отнести: менталитет народа, опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, народные обряды, знания и умения, художественное творчество. Народная культура обладает следующими чертами: неразрывная связь с природой, открытость, воспитательный характер народной культуры России, контактность с культурой других наций, диалогичность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение языческой и православной культуры, и чувство юмора.

Совокупность обычаев и любого народа – это итог его воспитательных усилий на протяжении многих веков. Через эту совокупность каждый народ воспроизводит себя, свою культуру, свой психотип, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура составляет основу народной культуры. Этнограф К.В. Чистяков отмечает, что традиция – это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при этой системе совершается определенный отсев стереотипов, которые опять воспроизводятся и общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Традиционная культура – элемент народной культуры, имеющей региональный оттенок.

Праздники существовали во все времена, трансформируясь по смыслу и форме, соединяясь с духовной и эстетической эволюцией общества. Они имеют большую эмоциональную и воспитательную значимость, обеспечивая передачу традиций от поколения к поколению. Корни народных праздников исходят из времен язычества. Несмотря тысячелетнее давление православной церкви по их искоренению, большинство древних обрядов и ритуалов дошли в до наших дней. Часть таких обрядов православие умело приспособило к своим праздникам, а некоторые народные традиционные праздники стали частью или продолжением православных обрядов.

С помощью синхронного, хронологического и диахронного методов праздники и обряды изучаются в статике и динамике, прослеживается время и характер их трансформаций. Использование сравнительно-исторического метода позволило сопоставить городские и сельские традиции, выявить празднично-обрядовые новшества и тому подобное. Структурный и системный методы применялись как при анализе государственной политики, так и собственно праздников, обычаев, обрядов. Возможности изучения повседневного уровня общественного бытия обеспечили этнографические, социологические методы, а также методика «устной истории».

Если цивилизацию понимать как единство бесконечно разнообразного человечества (цивилизация как «altera natura», как «процесс универсализации и генерализации культуры и истории», «как особая форма структурирования человеческих отношений», то в ее пределах празднично-обрядовая сфера жизни различных народов имеет общие параметры и характеристики. Такие общие тенденции проявляют себя, в частности, как взаимосвязь календарного цикла и трудовой деятельности, празднование узловых событий жизненного цикла – триады «рождения-свадьбы-смерти», этно-консолидирующей и государственной функций.

Социально-антропологический подход предполагает рассмотрение истории общества во взаимосвязи и взаимодействии социума и личности. Этот подход позволяет исследователю поставить себя в принципиально новую позицию. Если раньше объект изучения был пассивный и молчаливый, то с использованием новых для историка методик, возникают новые поисковые жанры. Клод Леви-Стросс в классической монографии «Структурная антропология» отмечает, что без их использования исследования современных обществ не могут быть в полной мере плодотворными. А.Я. Гуревич считает, что история – одна из форм общественного самосознания, одно из средств познания себя через сравнение с другими. Задача историка – понять человека, который жил в другую эпоху, в другой «системе ценностей», в другой культуре. Он понимает культуру как более или менее сложную, произведенную многими поколениями иерархию ценностей, которая определяет поведение людей в данном обществе. Одним из проявлений общей культуры человечества является празднично-обрядовая сфера. С одной стороны, праздники и обряды являются необходимой частью бытия общества в целом, а с другой – неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. То есть в них происходит своеобразное пересечение общественной и частной сфер. Как отмечает российская исследовательница Н.Н. Козлова, «социально-историческая антропология никогда не отрывается от человека. Она изучает ее вместе с жизненным миром, с конкретными формами существования».

Для социально-антропологического подхода характерен интерес к повседневной жизни человека, чрезвычайно важной составляющей которой является традиции, праздники, обряды. Причем повседневность трактуется как содержание совместной жизни и деятельности людей, за исключением специализированной, художественной и раритетной деятельности. Эта жизнедеятельность понимается не в биологическом, а в социальном и культурологическом толковании, то есть как технология жизнедеятельности. Именно она формирует человеческие качества.

Для изучения празднично-обрядовой сферы жизни плодотворным является применение такого методологического подхода, как гендерная стратификация, потому что каждый праздник и обряд и связанные с ними обычаи и традиции отражают определенное распределение половых ролей и место мужчин и женщин в обществе. Американская исследовательница Джоан Хубер доказывает, что гендерная стратификация является подсистемой социальной стратификации. Социальная конструкция («гендер») как элемент празднично-обрядовой культуры позволяет в новом ракурсе рассмотреть ранее исследуемые проблемы. Андреа Дворкин (США) сопоставляет обычаи, традиции и связанный с ними культурный символизм с распределением социальной и гендерной иерархии.

Уже в первобытном обществе обрядность выполняла познавательную, учебно-воспитательную, эмоционально-психологическую и эстетическую функции. Их анализ должен быть адекватным, объективным, свободным от преувеличений и стремления безосновательно украсить или опорочить прошлое. Важно не терять, с одной стороны, тенденции внутреннего развития праздников и обрядов, а с другой – взаимосвязь и взаимозависимость между ними и исторической средой.

Анализируя соотношение обрядности, праздников, традиций, обычаев, исследователи подчеркивают их тесную связь, но, в то же время, несомненную специфику. Подробно в отечественной историографии эта мысль обоснована В. Ю. Келембетовой. Она указывает, что эти понятия близкие, родственные, но далеко не тождественные. Раскрытие сущности каждого из них составляет как теоретический, так и практический интерес.

Наиболее тщательно в литературе разработаны понятия обряда и обрядности как совокупности обрядов. Исследователи подходят к определению обряда через его генезис. В науке сложилось два основных подхода, которые условно можно обозначить как этнологический и философский.

Этнологи видят первооснову обряда в производственный деятельности и социальных отношениях. Это характерно как для отечественных, так и для зарубежных исследователей. Французский этнолог Арнольд ван Геннеп указывает, что главная цель обрядов – обеспечить человеку переход из одного определенного состояния в другое и в символических действиях отметить этапы человеческой жизни. Символическую природу действий человека, связанных с социальными отношениями и имеющих обрядовый характер, рассмотрел английский этнолог Дж. Дж. Фрэзер. О символическом характере обрядовых действий и их социальной природе писал Э. Тейлор. Но эти исследователи избежали четкого определения того, что они понимают под термином «обряд». Это объясняется тем, что они занимались изучением конкретных обрядов. Предметом исследования этнологов является внешняя форма явления. Можно даже сказать, что этнографы изучают то, что без всякого сомнения является обрядом, и поэтому не всегда возникает необходимость давать его теоретическое определение.

В отличие от этнологической, в философской литературе преобладает мировоззренческое объяснение возникновения обрядов. Основой для размышлений об их генезисе В.Н. Горовой считает находки неолитических захоронений. Они свидетельствуют, что уже в те времена люди в определенных ситуациях воспроизводили какие-то конкретные символические стереотипные действия, которые отражали их представление, в данном случае, о жизни и смерти. В определении, которое предоставляет И. Фурсин, обрядность рассматривается как один «из специфических средств отображения, закрепления и воспроизводства социальных и духовных ценностей». Н.М. Закович отмечает в обрядности момент функционирования определенных общественных отношений.

Особое внимание в теоретических рассуждениях относительно обрядности уделено анализу ее символической природы. Символическую природу обряда, процесс отделения в нем символов от практически целесообразных действий в материально производственной практике основательно рассматривал в своих многочисленных трудах известный этнограф и философ С.А. Токарев. Именно в символизме обряда исследователи видят его характерную дефинитивную черту. Д.М. Угринович под обрядом понимает «действия, выступающие как символы (знаки) определенных социальных идей, ценностей и норм». Символический характер обряда составляет ту специфическую особенность, которая отличает его от таких близких явлений, как традиции, праздники и обычаи. Последние не сводятся к обрядам, хотя могут включать в себя обрядовые элементы.

С целью углубления понимания обряда, ряд авторов вводит в своих определениях дополнительные признаки обряда как социального явления. В частности, А.П. Пономарев характеризует обряд как совокупность традиционных условных действий, которые в образно-символической форме выражают установленные связи людей с природой и между собой.

Ю.В. Бромлей в характеристике обрядов указывает на стереотипные формы массового поведения, которые имеют выражение в повторении стандартизованных действий. Подчеркивая символический характер, он отмечает отсутствие целесообразности и указывает на социальную функцию – приобщение к доминирующей системе нормативных требований.

По мнению В.А. Руднева, обряд – это «традиционное, общепринятое игровое театрализованное действие». В.Н. Горовой подчеркивает, что особенностью обряда является синтез в нем различных видов искусств, что дает возможность влиять не только на разум, но и чувства участников.

Г.Ф. Итс подчеркивает регламентацию действий в обряде, связанных с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной жизни этноса. Исследователь Н.С. Романова указывает, что обряд – это устойчивая во временных рамках система санкционированных символических коллективных действий, которые происходят при наиболее важных событиях в жизни индивида, социальной группы или общества в целом и является средством воспроизведения социально значимых идей.

Индивидуализированный характер обряда отмечает Д.М. Генкин, который рассматривает обряд как «персонифицированный личный праздник», потому что праздничная ситуация, которая вызвала к жизни обряд, всегда была рождена событием личного характера, касалась в первую очередь конкретной личности, а уже через нее – общества в целом. По нашему мнению, неправомерно связывать первооснову обряда только с праздником. При таком подходе исключается целый слой обрядов – погребальные.

Обобщение различных подходов к пониманию природы обрядов дает возможность трактовать их как традиционные символические действия, в образной форме выражающие социально-выдающиеся события в жизни человека и социума.

В тесной связи с обрядом находятся ритуал и церемония. Некоторые исследователи, в частности, Ю.В. Бромлей, Г.Ф. Итс, считают их синонимами. Эти понятия не всегда различаются в истории культуры. В странах, где преобладает католическая конфессия и богослужения долгое время проводились исключительно на латыни, обрядовые действия часто назывались латинскими словами. Понятие «ритуал» происходит от латинского ritualis (обрядовый), корень которого – ritus – означает «религиозный обряд»; caeremonia на латыни – культовый обряд, благоговение. Итак, отождествление понятий «ритуал», «церемония» имеет определенные основания, потому что сначала они определяли одно и тоже.

В современной обрядовой практике и научной литературе категории обряд и ритуал приобрели определенную своеобразную окраску. Однако по сути различий между ними сложились принципиально разные подходы.

Среди предлагаемых критериев дифференцирования ритуала и обряда указываются различия в их общественной роли. По мнению А.С. Онищенко, ритуалом следует считать обряды особенно торжественного, демонстративного характера, форма выполнения которых жестко регламентирована. В этом смысле ритуал приравнивается к официальному торжеству, дипломатическому приему и тому подобное. В.А. Руднев также противопоставляет обряд и ритуал по признаку народный – официальный: «В действительности ритуал есть правило (порядок) проведения того или иного религиозного или гражданского акта официальным представителем церкви или государства ... Коренная разница обряда от ритуала заключается в том, что в нем нет ничего предписанного или официального». По нашему мнению, избранный указанными авторами критерий является искусственным, так как в реальной жизни часто мы не в состоянии провести границу между официальностью и народностью. Например, в современной России запрещенные предыдущей властью христианские праздники приобрели официальный статус.

Бесспорное большинство исследователей видит разницу в объеме понятий «обряд» и «ритуал». Но, соглашаясь в выборе принципа сравнения, специалисты по сути дают противоположные толкования: одни считают обряд совокупностью ритуалов, другие – наоборот, настаивают, что ритуал – совокупность обрядов.

Толкование ритуалов как составляющей обряда является традиционным. Арнольд ван Геннеп обосновал идею, что ритуал отражает и выражает экономические категории (жертва, дар, обмен) и половозрастные характеристики (инициация и обряды перехода) человеческого коллектива на ранних этапах его существования. Обряд же вмещает явление в целом и отражает социальный статус. Особое значение и бесспорный авторитет в развитии исследований ритуала имеет научное достояние В.Я. Проппа. В работе «Русские аграрные праздники» им составлен полный реестр ритем (то есть ритуальных действий) восточнославянского аграрного календаря, с помощью которых определяется природа каждого обряда на основании анализа постоянных элементов его структуры. Ритуал для Проппа является связанным, прежде всего, с предупреждением событий, с его магическим воспроизведением, и поэтому имеет направление в будущее.

Идеи В.Я. Проппа творчески использует современная донецкая исследовательница А.В. Тараненко. Она подчеркивает, что каждый обряд так или иначе имеет под собой ритуальную схему, а ритуал – это основная и первичная форма общественного бытия человека, одно из средств мифологического олицетворение мира. Анализируя первооснову ритуала, исследователь В.В. Емельянов подчеркивает, что ритуал – это воспроизведение событий жизни в определенном порядке и стремление людей сохранить этот устоявшийся порядок.

Указанный подход учитывает и генетический, и структурный аспекты соотношения ритуала и обряда, а также их временные трансформации.

Использование же более широкого толкования ритуала некоторыми авторами, которое сводит его к совокупности установок и правил проведения обрядов, имеет определенную основу для применения исключительно по отношению к архаическим обществам. В них действительно ритуал нормировал жизни. Когда И. Фурсин пишет, что «внутренняя структура ритуала включает ряд составляющих элементов праздника, обряда, юбилея в их последовательном применении, в определенном сочетании», то это верно только для начальных этапов общественного развития. А.П. Пономарев вообще ограничивает совокупность обрядов, связанных с празднованием важнейших жизненных событий, которые составляют ритуал, преимущественно культовым смыслом.

Несмотря на все разногласия, и в первом, и во втором случае к ритуалу относят четкую регламентацию сложных символических действий, исторически сложившиеся или специально установленных, система которых приобрела жесткую канонизацию, невозможность отклонения от порядка, который установился. Ритуал представляет собой демонстрацию формы, олицетворяет не столько содержательность ценностей, сколько отношение к ним – определение, уважение. По мнению М.С. Романовой, под ритуалом следует понимать социально санкционированные символические действия. Среди функций ритуала считаем нужным особое внимание обратить на коммуникативную и социализирующую функции ритуала, его непосредственную связь с жизнью человеческого сообщества.

Говоря о церемонии, следует заметить, что в энциклопедическом словаре она определена как торжественный официальный акт, при проведении которого установлен четкий соответствующий порядок. А.С. Онищенко под понятием «церемония» предлагает понимать любое официальное действие, торжественность. В этом случае и обряд, порядок проведения которого заранее жестко установлен нарушить невозможно. Арнольд ван Геннеп церемонией считает «особого рода действия, соответствующие определенным чувствам и определенной ментальной ориентации общества». Между ритуалом и церемонией отличия, но они касаются незначительных деталей, так что в конкретно-историческом исследовании эти понятия могут использоваться как тождественные.

Обычаи разных народов – один из главных объектов изучения в этнографической науке. Авторы коллективной монографии «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы» под обычаем понимают устоявшийся, общепринятый порядок проведения определенных общественных действий, традиционные правила поведения. Г.Ф. Итс обычаем считает устоявшееся правило поведения у конкретной этнической общности. По его мнению, между обычаем и обрядом существует разница. С ним соглашается В.Ю. Келембетова, которая отмечает, что к обычаям относятся все обряды, но не только они. Востоковед В.В. Емельянов основательно отстаивает разницу между ритуалом и обычаем. По его мнению, это не синонимы, а крайние точки на шкале символических форм поведения. Обычай регламентирует повседневное бытие, ритуал – символическую область поведения, касающуюся выживания и благополучия всего коллектива. Вырождение ритуала происходит именно тогда, когда он начинает приспосабливаться к быту.

Итак, понятие «обряд» является более узким, чем понятие «обычай». Любой обряд является обычаем, но не каждый обычай является обрядом. Многие обычаи не имеют ничего обрядового, например, народное обычное право, соседская взаимопомощь (толока) и т.д.

Б.В. Попов указывает на тесную связь обрядов и обычаев. Под последними он понимает «стереотипный способ человеческой деятельности, который в данной общности людей передается от поколения к поколению. Вследствие этой особенности обычаи относятся к явлениям яркой этнической окраски». Такого же определения придерживаются и авторы энциклопедического словаря. Они отмечают, что обычаи – это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека.

И обычай, и обряд принадлежат к явлениям традиционным, то есть являются формой проявления традиции. Слово традиция происходит от латинского traditio – передача. Г.Ф. Итс определяет ее как явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, которая сознательно передается от поколения поколению с целью поддержания жизни этноса. По мнению Е. Келембетовой, традиция – понятие растяжимое. Оно впитало в себя многие элементы преемственности, в частности, в развитии культуры. Это – одна из форм общественных отношений. Каждая традиция имеет конкретно-историческое содержание. Исследователь Ш.Ю. Сардар отмечает, что традиция является структурным элементом цивилизации. Б.В. Попов рассматривает традицию как «безымянно-массовое народное творчество в области быта, труда, повседневных и праздничных форм совместной деятельности». В энциклопедическом словаре подчеркивается, что традиция – это элемент социального и культурного наследия, который передается от поколения поколению и хранится в обществах, социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные обычаи, обряды. Итак, в понимании традиций исследователи не имеют разногласий. Главный признак традиций – преемственность на протяжении многих поколений.

Наряду с понятием традиция находится понятие новшество или инновация. Б.В. Попов характеризует их как, «противоположные и вместе с тем взаимосвязанные между собой моменты существования и развития социально-культурного достояния». Г.Ф. Итс считает, что инновации возникают вследствие целенаправленной деятельности людей и представляют собой новые элементы культуры социальных организмов, которые сознательно сохраняются в пределах этноса. Со временем инновация может стать традицией. С.А. Арутюнов, рассматривая генезис инноваций и классифицируя их, считает инновации трансформацией культуры, которые не имеют закрепление в традиции. А.Я. Кравчук подчеркивает, что для культуры ХХ века характерно сложное комбинирования традиций и новаций. Поэтому инновацией или новацией можно считать новые элементы в культуре, заимствованные или привнесенные сознательно или под влиянием внешних факторов. Это явление не имеет такой яркой этнической окраски, как традиция.

Относительно определения и интерпретации дефиниций «праздника», сначала нужно отметить, что это явление существовало во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, когда с его помощью отмечались события космического цикла, и заканчивая современностью, когда ему большей части придается характер юбилеев, связанных с историей той или иной страны, ее народа и героев. Праздник является необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека.

Праздники – древнейший и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в определенные периоды истории может подвергаться упадку, но исчезнуть совсем не может никогда. Они всегда были и остаются важным средством формирования и утверждения человеческого сообщества, способствуют социализации его членов. Праздник – явление сложное и многогранное. Было бы ошибкой толковать его как простую, механическую сумму слагаемых. Все компоненты, которые он содержит, тесно переплетены и взаимодействуют.

Праздник в ключе его сравнения с повседневностью рассматривается в работах М. М. Бахтина, В. И. Ильина, Ф. Мюрэ, М. Фуко и др. Для обыденного сознания характерно отождествление праздника с «досугом» или «свободным временем». С научной же точки зрения эти понятия имеют нечто общее, но между ними не мало и различий. Хотя праздник и не заполнен повседневными делами, он отнюдь не сводится к свободному времени, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению. Как отмечают некоторые исследователи, досуг разъединяет, а праздник, напротив, объединяет общество. Именно поэтому праздник, в отличие от досуга, соотнесен со сферой сакрального. Праздник создает особое время и особое пространство свободы, позволяет объединить то, что в обычное (будничное, непраздничное) время раздроблено различиями интересов, языков, социальными перегородками. Одна из задач любого праздника – создание и поддержание некоторого совместного ритма, образующего основу календаря. Как правило, праздники становятся некими точками отсчета, которые обуславливают последующее развитие общества, и к ним обязательно надо периодически возвращаться для подтверждения легитимности сложившегося политического, общественного, культурного строя. Такие основополагающие праздники приобретают статус сакрального события и рассматриваются как пиковые, переломные моменты в истории государства и общества. Так, в православном календаре подобной высшей точкой считается Пасха. И именно поэтому дням праздника предшествуют дни поста, траура, т. е. подготовки к сакральному событию. Из светского российского календаря в качестве аналогичного примера можно привести День Победы. Его празднование всегда сопровождается воспоминаниями о тяжких испытаниях, которые перенесли люди во время войны. Эти воспоминания стали своего рода подготовкой к кульминационному моменту – Победе. Без этого «вкус» победы был бы совершенно иным. По словам многих ветеранов, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, фронтовые годы, несмотря на весь ужас войны, – ключевые в их жизни, их «звездный час», и воспоминания об этом времени являются неотъемлемой частью периода празднования в мирное время. Значимость праздника и его сакрализация обеспечиваются наличием этих двух полюсов, контрастных состояний: период страданий и лишений обязательно предшествует периоду радости и благоденствия.

Исследователи рассматривают праздник, как и обрядность, по его генезису. Здесь можно четко выделить два подхода. Первый мы условно предлагаем назвать социально-трудовым. Он характерен для большинства историков и этнологов. Исследователь русского народного праздника В.Я. Пропп предложил аграрно-продуцийную теорию, согласно которой связь праздника с трудом является определяющей: праздничная обрядность, развлечения – это модель повседневного крестьянского труда, а праздник – его продолжение. Историк, исследователь культуры А.А. Конович считает, что праздники возникли на основе трудовой деятельности и представляют собой «постоянную линию ее художественного осмысления».

Социальную сущность праздника основательно в своей историко-теоретической монографии доказывает А.И. Мазаев. Праздник соединяет людей узами общности, порождая ощущение свободы и коллективности. Рассматривая праздник как социально-художественное явление, автор доказывает его влияние на развитие культуры и искусства. Д.М. Генкин смотрит на праздники как на комплексное социально-педагогическое и культурное явление.

В монографии А.В. Бенифанда осмысливаются социальные функции праздника. Автор считает, что праздник – это социальный институт, его сущность невозможно понять вне социальной деятельности человека. Он определяет праздник как специфическое социальное явление, имеющее форму активного отдыха, который основан на самодеятельности субъектов и способствует восстановлению и развитию их физических и духовных сил путем создания особого чувственно-эмоционального состояния.

Л.А. Тульцева определяет праздники и обряды как их важные компоненты социокультурной жизни общества и социальных отношений. Но социально-трудовой подход ограничивает перспективы исследования праздников, рассматривая человека как производительную силу, часть социума, а не как на самоцель.

Второй подход к определению генезиса праздника можно условно назвать психолого-эмоциональным. Характерный для философской и части этнологической литературы, он противостоит «трудовым» теориям. По мнению авторов, в самой природе человека заложена потребность в праздновании. Известный английский ученый, классик этнологии Джеймс Фрэзер считал, что развитие праздника происходит эволюционно-психологическим путем. Его антропологическая теория в своих концептуальных основах верно воспроизводит мировоззренческий смысл праздника, но по этой теории ни экономическая, ни социально-политическая история не влияет на положение и развитие праздника.

Более универсальной является концепция праздника, подробно изложенная М.М. Бахтиным в монографии «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Согласно взглядам ученого, праздник не просто в художественных формах отражает жизнь. Оно как раз и является жизнью. Благодаря Бахтину в литературе закрепилась формула: «Празднование (любое) – это очень важная предвечная форма человеческой культуры». Сущность праздника объясняется с помощью категорий комического и так называемой «смеховой культуры». Смех является важной социальной и эстетико-культурной категорией, и во многом определяет общий смысл праздника. Праздник является явлением культуры и имеет психолого-эмоциональные корни. С этими выводами соглашается украинский этнолог А.П. Пономарев, определяя праздник как торжественное празднование знаменательных событий, которое включает развлекательные элементы и некоторые обрядовые действия.

Итак, праздник можно характеризовать как психологическое, социально-культурное явление. В конкретно-историческом исследовании празднично-обрядовой сферы нужно учитывать и социально-трудовой и психолого-эмоциональный подходы.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите отечественных исследователей, в трудах которых содержится материал по славянской праздничной культуре.

2. Охарактеризуйте концепцию праздника, изложенную М.М. Бахтиным в монографии «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

3. Каковы недостатки социально-трудового подхода к исследованию праздников ?

4. Назовите сторонников социально-трудового и психолого-эмоционального определения генезиса праздника.

 

Список литературы

1. Культурология. XX век: словарь. СПб. : Университетская книга, 1997.

2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.

3. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000.

4. Пенькова, О. Б. Соотношение христианской и государственной составляющих в системно-бытовой обрядности населения Донбасса и Харьковской области (1960-е-середина 1980-х гг.) / О. Б. Пенькова // Журнал исторических, политологических и международных исследований / Донецкий нац. ун-т, Ист. фак. ; [редкол.: В. Н. Никольский (гл. ред.) и др.]. - Донецк. - 2018, № 1. - С. 143-152.

5. Пенькова, О. Б. Традиційна культура населення Східної України другої половини ХХ ст.: дискурсні стратегії вивчення / О. Б. Пенькова // Новi сторiнки iсторiї Донбасу : зб. ст. / Донецький нац. ун-т ; [редкол.: З. Г. Лихолобова (голов. ред.) та iн.]. - Донецьк, 2011. - Кн. 20. - С. 59-60.

6. Юрлова С. В. «Вечный праздник», или Мифология общества потребления // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 2 (76). С. 22.

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 805; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!