Измените приложение таким образом, чтобы выполнялась операция вычитания.

Лабораторная работа № 8

Создать приложение, которое обеспечивает ввод двух целых чисел, по щелчку на кнопке с символом «=» вычисляет их сумму и выводит значение результата.

 

Вид окна приложения

 

Алгоритм выполнения работы

1. После запуска ИСР Delphi создайте новый проект при помощи команды Файл ► Создать ► Приложение. В Delphi 6 при запуске ИСП форма создается автоматически. В результате создания проекта приложения в окне Delphi будет раскрыто окно формы, на которой можно размещать визуальные компоненты проекта. Сохраните новый проект, для чего выберите команду Файл (File) ► Сохранить проект Как (Save Project As). В окне Сохранить Unit1 Как создайте новую папку для файлов создаваемого проекта, например, «Сумма двух целых чисел», как показано на рис. 11.

 

 

Рис. 11. Создание папки для нового проекта

 

 

Рис. 12. Сохранение проекта.

 

Затем в окне Сохранить Unit1 Как откройте созданную папку и нажмите кнопку Сохранить. После сохранения файла модуля Unit1.pas откроется окно Сохранить проект Как (Save Project As) (рис. 12). Задайте имя файла проекта, например, «summa» и нажмите кнопку Сохранить.

 

2. Измените свойства формы. Для изменения размеров формы захватите угол окна формы и, не отпуская левую кнопку мыши, перемещайте мышь, задавая требуемый размер формы.

 

3. Измените надпись в заголовке формы Form1 с помощью Инспектора объектов. Инспектор объектов обеспечивает простой и удобный интерфейс для изменения свойств объектов Delphi и управления событиями, на которые реагирует объект. Окно Инспектора объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения компонента. Первая страница называется Свойства (Properties), вторая — События (Events). Над ними располагается раскрывающийся список всех компонентов, размещенных на форме.

В нем можно выбрать тот компонент, свойства и события которого вас интересуют. Страница Свойства (Properties) Инспектора объектов (рис. 13), показывает свойства того объекта, который в данный момент выделен. Для переключения между страницами свойств и событий используются закладки Свойства (Properties) и События (Events) в верхней части окна Инспектора объектов.

При щелчке на некоторых свойствах, например, на свойстве Color, справа от имени свойства открывается окно раскрывающегося списка. Нажав в нем кнопку со стрелкой вниз, можно увидеть список возможных значений этого свойства. Список значений можно просмотреть с помощью бегунка. Например, если изменить значение свойства Color с принятого по умолчанию clBtnFace (цвет поверхности кнопок) на clWmdow (цвет окна), поверхность формы изменит свой цвет.

 

Рядом с некоторыми свойствами можно заметить знак плюс (см., например, свойство Font на рис. 16). Это означает, что данное свойство является объектом, который в свою очередь имеет ряд свойств. После щелчка на этом плюсе или двойного щелчка на свойстве Font откроется таблица таких свойств, как Color (цвет), Height (высота), Name (имя шрифта) и др. Среди них есть свойство Style (стиль), около которого тоже имеется знак плюса. Щелчок на этом плюсе или двойной щелчок на этом свойстве раскроет дополнительный список подсвойств, в котором можно, например, установить в значение true для свойства fsBold (жирный). Кстати, для смены true на false и обратно в подобных булевых свойствах не обязательно выбирать значение из раскрывающегося списка. Для его изменения достаточно двойного щелчка на значении свойства.

После просмотра или изменения подсвойств можно опять произвести двойной щелчок на головном свойстве или щелчок на знаке минус около него, и список подсвойств будет закрыт.

 

Для изменения заголовка формы Form1 в окне Инспектора объектов откройте страницу Свойства, затем выберите свойство Caption (Заголовок) и задайте новое значение этого свойства, например, «Сумма двух целых чисел», как показано на рис. 13.

 

Рис. 13. Изменение свойства Caption формы Form1

 

 

4. Разместите на форме компоненты Edit1, Edit2, Edit3, Label1, Button1, как показано на рис. 14.

 

 

Рис. 14. Форма с размещенными на ней компонентами

 

Для размещения компонентов на форме, щелкнув на вкладке Standard, откройте палитру с требуемыми компонентами, затем, щелкнув на значке соответствующего компонента, например, Edit, щелкните в окне формы. Задайте положение и размер компонента при помощи мыши.

 

 

СОВЕТ

Если вы забыли, на какой странице палитры расположен конкретный компонент, выберите команду Вид (View) ► Список компонентов (Component List) и на экране появится список компонентов в алфавитном порядке. Выбрав в окне Компоненты (Components) нужный компонент, нажмите кнопку Добавить для размещения компонента на форме.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Есть и другой способ поместить компонент на форму — достаточно сделать двойной щелчок на значке компонента, и он будет автоматически помещен в центр формы. Если вы выбрали компонент, а затем решили не размещать его, достаточно нажать кнопку указателя. Это прервет процесс размещения компонента и программа вернется в нормальный режим, в котором можно выбрать другой компонент или выполнить какую-либо команду.

 

Получение справки о назначении компонентов

Имена компонентов, соответствующих значкам на палитре, можно узнать из ярлычка, появляющегося, если задержать над этим значком курсор мыши.

ПРИМЕЧАНИЕ Имена на ярлычках выглядят так: MainMenu , Button и т. д. Однако в Delphi все имена классов в действительности начинаются с символа «Т», например, TMainMenu , TButton . Под такими именами во встроенной в Delphi справочной системе можно найти описа ния соответствующих компонентов.

Назначение компонентов можно уточнить, используя систему контекстной помощи Delphi. Для этого следует выделить нужную страницу в палитре компонентов и нажать клавишу F1. После этого откроется окно Delphi Help со справочной информацией. Например, окно справки о компонентах страницы Standard выглядит следующим образом:

Рис. 15. Окно справочной информации о компонентах страницы Standard

Для просмотра информации в окне используется полоса прокрутки. Если нужно просмотреть справку о конкретном компоненте, то следует выбрать нужную ссылку. Если выбрать в палитре компонент и нажать F1, то будет показана справка по типу данного компонента. Нажатие кнопки Закрыть в окне Delphi Help приводит к закрытию окна со справочной информацией.

 

5. Задайте свойство Caption компонента Label1 «+».

 Измените размер символов компонента Label1, для чего в окне Инспектора объектов выберите в списке объект Label1, затем на странице Свойства (Properties) разверните список свойств Font. В списке свойств Font выберите свойство Size и задайте для него значение 20, как показано на рис. 16.

 

Рис. 16. Изменение значения

свойства Font.Size

 

Аналогичным образом задайте свойство Caption компонента Button1 «=» и размер символов, равный 20.

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Помимо главного меню в Delphi имеется система контекстных раскрывающихся меню, которые появляются при щелчке правой кнопкой мыши на каком-либо компоненте, как показано на рис. 17. Большинство разделов этих контекстных меню дублируют основные разделы главного меню.

 

 

6. Для выравнивания компонентов на форме при нажатой клавише Shift выделите компоненты и правой кнопкой мыши выберите в контекстном меню команду Позиция (Position) ► Выровнять (Align).

 

Рис. 17. Выравнивание компонентов

 

 

 

В окне Выравнивание (Alignment) выберите в панели По вертикали (Vertical) вариант По центру (Centers) и нажмите кнопку ОК. Все компоненты, участвующие в операции выравнивания, будут выровнены по вертикали, как показано на рис. 18.

 

 

Рис. 18. Результат выравнивания компонентов на форме

 

 

7. Удалите текст Edit1, Edit2, Edit3 в соответствующих компонентах. Для этого выберите объект в окне Инспектора объектов, на странице Свойства выберите свойство Text и удалите текст, как показано на рис. 19.

 

 

Рис. 19. Удаление текста в Edit1.Text

ПРИМЕЧАНИЕ

При работе с Инспектором объектов можно получить контекстную справку по свойствам или событиям. Для этого следует выделить в окне Инспектора объектов интересующее свойство или событие и нажать клавишу F1, а затем просмотреть в окне Delphi Help справочную информацию.

 

8. Добавьте на форму три объекта Label, расположите их над объектами Edit1-Edit3 и задайте их свойствам Caption значения «Слагаемое», «Слагаемое» и «Сумма».

 

9. Нажатием F12 активизируйте окно Редактора кода. Обратите внимание, что в разделе описания программного модуля ИСР были сгенерированы описание формы и размещенных на ней компонентов.

type

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit;

Edit2: TEdit;

Edit3: TEdit;

 Label1: TLabel;

Button1: TButton;

 Label2: TLabel;

 Label3: TLabel;

 Label4: TLabel;

СОВЕТ   

 

10. Сохраните изменения, внесенные в проект, нажатием кнопки Сохранить все (Save All) в стандартной панели инструментов.

 

 11. Откомпилируйте созданный проект командой Проект (Project) ► Компилировать summa (Compile summa) (слово «summa» указывает имя проекта).

 

12. Запустите программу на выполнение при помощи команды Выполнить (Run) ► Выполнить или нажатием кнопки Выполнить (Run) в панели инструментов или клавиши F9.

После этого на экране компьютера появится окно созданной вами формы с компонентами, в которые можно вводить значения. Обратите внимание, что окно формы имеет стандартные атрибуты окна Windows, его можно минимизировать, развернуть на весь экран, изменить его размеры, но приложение не будет выполнять каких-либо вычислений, так как выполняющий вычисления фрагмент программы не был создан. Завершите работу приложения любым из стандартных способов, например, нажатием Alt+F4.

 

13. Для того чтобы приложение выполняло вычисления при щелчке на кнопке Button1 с изображением символа «=», следует написать код обработки этого события. Для создания кода обработки события следует воспользоваться Инспектором объектов. В окне Инспектора объектов на странице События указаны все события, на которые может реагировать выбранный объект. Страница событий связана с Редактором кода следующим образом: если дважды щелкнуть мышью справа от какого-либо пункта, то соответствующий данному событию код будет автоматически помещен в окно Редактора кода, а окно Редактора кода немедленно получит фокус, и вы сразу же будете иметь возможность отредактировать код обработчика данного события. Например, если требуется выполнить определенные действия при щелчке левой кнопкой мыши по данному объекту, то следует выделить событие OnClick.

Рядом с именем этого события откроется окно с раскрывающимся списком. Если в приложении уже были созданы какие-нибудь обработчики событий и при событии OnClick требуется использовать один из них, можно выбрать необходимый обработчик из раскрывающегося списка.

Так как в приложении еще нет обработчика событий, требуется написать новый обработчик щелчка на кнопке Buttonl с изображением символа «=». Для этого следует выбрать в окне Инспектора объектов объект Buttonl, затем на странице Событий произвести двойной щелчок на пустом поле списка в событии OnClick.

После этого окно Редактора кода немедленно получит фокус. В этом окне в разделе interface находится запись процедуры обработчика события:

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TQbject);

 

В разделе implementation располагается текст заготовки этой процедуры:

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

 

end;

 

Курсор будет находиться в пустой строке между ключевыми словами begin и end. Этот код является заготовкой для обработчика события, которую автоматически создала ИСР Delphi.

 

Вам остается только разместить необходимые операторы в пространстве между begin и end. Так как в задаче требуется выполнить сложение двух целых чисел, а результат их сложения также является целым числом, то в разделе описания переменных следует ввести следующее описание:

 

var

a,b,c: integer;  {2 слагаемых и сумма - целые числа}

 

Так как в приложении для ввода чисел-слагаемых используются окна редактирования Edit1, Edit2, то необходимо при помощи процедуры StrToInt преобразовать строки из окон Edit1, Edit2 в целые числа. Для вывода результата суммирования в окне редактирования Edit3 нужно преобразовать число в строку функцией IntToStr. Поэтому в основное тело процедуры обработки события следует ввести следующий текст:

 

a:=StrToInt(Edit1.text);

b:=StrToInt(Edit2.text);

c:=a+b;

Edit3.text:=IntToStr(c);

 

Целиком процедура обработки события щелчка на кнопке Button1 будет выглядеть следующим образом:

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

a,b,c: integer;  {2 слагаемых и сумма - целые числа}

begin

a:=StrToInt(Edit1.text); {преобразование текстовой строки в целое число}

b:=StrToInt(Edit2.text);

c:=a+b;

Edit3.text:=IntToStr(c); {преобразование целого числа в текстовую строку}

end;

 

14. Запустите приложение на выполнение нажатием кнопки Выполнить в панели инструментов. В окне приложения введите значения слагаемых и, нажав кнопку Button1 с надписью «=», запустите процедуру обработки события — вычисление суммы. Окно созданного приложения будет выглядеть следующим образом:

 

 

Рис. 20. Вид окна приложения

 

 

15. После проверки работы приложения закройте его окно.

Дополнительное задание 1.

Измените приложение таким образом, чтобы выполнялась операция вычитания.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!