ГОТИЧЕСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

ДОКЛАД

по курсу «Теория и практика дизайна в рекламных технологиях»

на тему: «Декоративно-прикладное искусство готики»

 

Выполнила

Студентка филологического факультета

4 курса, группы А

специальность «Реклама и связи с общественностью»

Сенина Лана Германовна

 

Проверила
Преподаватель

Грудева Елена Германовна

 

 

Донецк 2020 г.

ВВЕДЕНИЕ

Готический стиль в сознании человека, не связанного с историей искусства, обречен играть роль «визитной карточки» Средневековья. С этим традиционным представлением связано несколько так называемых «готических мифов».

Миф первый – «мрачное Средневековье». Образ готического собора воплощает в себе представления о «темном», «мрачном» и одновременно «величественном» Средневековье. Этим идеям мы в значительной степени обязаны европейскому XIX веку, впервые после долгих лет забвения и пренебрежения обратившему заинтересованный взгляд к собственному средневековому прошлому. Перед читателем романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» представал гигантский темный храм, освещенный лишь цветными вспышками витражей, ощетинившийся пастями горгулий, служащий прибежищем чудовищному Квазимодо. Между тем современникам этот собор казался неожиданно легким, непривычно светлым, как бы выточенным из слоновой кости, празднично-украшенным, ярко-многоцветным (Интерьер собора Нотр-Дам).

Миф второй – более ранний. «Варварский стиль». Дело в том, что роман Гюго относится к эпохе перелома в отношении к искусству Средневековья. В его описании готический собор пугающе огромен, лишен всякой человечности и теплоты, но устроен мудро и рационально. Однако до Гюго (а если быть более точными, до Иоганна Вольфганга Гете, восторженно описавшего в 1771 году величие и красоту Страсбургского собора, выразителя «истинного духа германской нации»), отношение просвещенных людей Европы к Средневековью было преимущественно отрицательным. Об этом свидетельствует само название стиля, способное ввести читателя в заблуждение. Стиль, родившийся во Франции середины XII века и в течение столетия распространившийся по всей Европе, не имеет ничего общего с племенами готов, совершавшими набеги на Римскую Империю еще в III веке нашей эры. «Готикой» уже в VI веке просвещенный аббат Кассиодор назвал испорченную, варварскую латынь, вошедшую в обиход народов, населивших территорию бывшей Западной Римской Империи. Этим же уничижительным словом в XVI веке, в эпоху Высокого Возрождения, стали называть архитектуру Средних веков, казавшуюся уродливой и неправильной по сравнению со столь любимым гуманистами этого времени зодчеством Античности (по одной из легенд, впервые это слово в отношении архитектуры употребил Рафаэль в отчете папе Льву Х о строительстве собора святого Петра). В XVII веке всю средневековую архитектуру стали называть готикой – появились «старая готика» и «новая готика» – то, что мы называем готикой сегодня. Лишь в XIX веке появился (также из языкознания!) термин «романский стиль».

Миф третий – о национальном происхождении стиля. Итальянские авторы эпохи Ренессанса употребляют также термин «тедеско» – «немецкий стиль». Это еще один из парадоксов готики – через 100 с лишним лет после Гете, уже в XX веке исследователи много лет спорили о происхождении стиля; особенно активно пытались «поделить» родину готики между Францией и Германией два виднейших ученых – Эмиль Маль и Вильгельм Феге в ходе Первой мировой войны, после бомбардировок Шартра германскими войсками. Между тем самоназвание нового стиля, родившееся в Европе конца XII–XIII веков – «opus francigenum», «французская манера», прямо указывает на его происхождение, и именно из Центральной Франции готика распространилась по всей Европе.

 

ЧТО ТАКОЕ ГОТИКА?

Готика (от лат. «goticus», итал. «gotico» – присущий варварскому племени готов), готический стиль – художественный стиль 12–15 вв., явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы.

Термин «готика» первоначально был применен в 6 в. по отношению к испорченной готами, варварской латыни. Первоначальное название стиля в латинских источниках с 12 века – opus francigenum (лат. «французская манера») позднее (предположительно в 16 в. в Италии) – Tedesco (ит. «немецкий» в значении «варварский»). Негативный термин «готический» наряду с Tedesco встречается уже в «Жизнеописаниях» Дж. Вазари. Первоначально негативное отношение к готике стало меняться в 18 в. В первой половине 19 в. средневековое искусство 12–15 веков отделили от более раннего периода, заимствовав для последнего из филологии термин романский стиль.

Готический стиль возник во Франции в середине 12 в. на фоне общего культурного подъема, связанного с образованием самостоятельных городских коммун, возникновением университетов и рождением так называемого «диалектического» богословия (П. Абеляр), а также с новыми сведениями в области литературы, архитектуры и искусства, вынесенными из крестовых походов. В дальнейшем становлении готического стиля важную роль сыграло развитие схоластики, близкие контакты с восточно-христианским миром, изменение образа религиозности на Западе в связи с появлением нищенствующих орденов и распространением мистики. В новой богословской системе видимый мир воспринимался как «проводник души к Богу» (Св. Бонавентура), а каждый его элемент, в том числе материальный свет – как носитель частицы божественного света (Псевдо-Дионисий Ареопагит, аббат Сугерий).

Готический стиль пришёл на смену романскому. Возникнув около 1140-х во Франции, к 1180-м он проникает в Англию, к 1230-м – в Священную Римскую Империю, включавшую в себя территории нынешних Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, Северной Италии), во второй половине 13 в. – в Италию, далее распространяется по всей территории католической Европы. Элементы готической конструкции приносятся с 3 и 4 Крестовыми походами на Ближний Восток, в государства крестоносцев на Родосе, Кипре и в Сирии (первая половина 13 в.). Уже с середины 13 в. готика проникает в Нидерланды и Восточную Европу.

В каждом регионе готика отличалась собственными специфическими чертами и своими темпами развития. Тем не менее, принято выделять период 1170–1230 гг. как время объединения всех национальных школ в рамках единого стиля «искусства около 1200 года» под влиянием искусства Византии и классической античности, усилившимся в результате 3 и 4 крестовых походов. Около 1400, когда во всех странах апогей развития готики был уже пройден и акцент делался на декоре и стилизации, европейское искусство снова объединилось в стиле Интернациональной готики. В Италии готика уже в начале 15 в. сменяется Возрождением. На севере Европы и в Испании в течение 15 в. идёт процесс перерождения средневекового искусства.

 

ГОТИЧЕСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

 

В связи с расширением зоны окон и уменьшением площади стены гл. видом монументальной живописи в Г. становится витраж, соединяющий в себе функции освещения интерьера и цветового акцента. Это совмещение света и цвета воплощало идею Божественного света, отражённого в материальном. После реформы этой техники в сер. 12 в. (приписываемой аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографич. программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. К 15 в. витраж превращается из набора цветных стёкол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н. прекрасный стиль) с минимумом фигурных рам (соборы в Эврё, Ульме).

В декоративно-прикладном искусстве готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т.н. Крест Параклета, конец 12 в.), алтарные образы, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в).

В Западной Европе в эпоху готики стали делать стеклянные реликварии архитектурных форм, использовавшиеся для демонстрации святынь во время религиозных процессий и церемоний.

В эпоху Г. переживает расцвет миниатюра книжная, благодаря значительному увеличению количества книг и их типов, а также появлению светских мастерских по их изготовлению. Во Франции в сер. 13 в. в т. н. миниатюре «на золотых фонах» под влиянием техники витража и общеевропейского антикизирующего и византинизирующего «стиля около 1200 года» (Псалтирь королевы Ингеборг, до 1210) формируется готич. стиль (Псалтирь Людовика Святого, 1260–70). В это время стиль становится декоративнее, появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. 1290), а также дролери (от франц. drôlerie – шутка, забава) – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. 1325). К 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с натуралистич. пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, Мастер «Часослова маршала Бусико», ок. 1405). Для англ. школы характерны линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, нач. 13 в.), повышенная тяга к декоративности («Апокалипсис Дус», ок. 1265).

Готич. стиль ярко проявился в предметах декоративно-прикладного иск-ва. Среди них выделяются богослужебные предметы (реликварии, потиры и др.), украшенные филигранью; алтарные образы, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам. Для украшения светских построек широко использовались шпалеры (цикл «Дама с единорогом», 15 в., Музей Клюни, Париж). Были распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости.

В эпоху средневековья мастера Декоративно-прикладного искусства разных стран заимствовали друг у друга формы и орнаментальные мотивы. Так, готические остроконечные крестообразные цветы и удлиненные S-образные фигуры встречаются на произведениях византийских мастеров XIV века и русских серебряников XV века. Русские злато- и среброкузнецы XIV-XV веков использовали восточные мотивы, в XVI веке украшали предметы

церковной утвари дробницами работы золотоордынских мастеров XIII-XIV

веков.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Собор Буржа, витражи
Собор Эврё, рамы


Кресты Параклета
«Дама с единорогом»
Готические шкатулки

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Декоративно-прикладное искусство эпохи средневековья  – https://studref.com/655868/kulturologiya/dekorativno_prikladnoe_iskusstvo_epohi_srednevekovya – дата обращения: 19.10.2020.

2. Готика – https://bigenc.ru/fine_art/text/2373678 – дата обращения: 19.10.2020.

3. Искусство готики – https://iskusstvoed.ru/2017/02/11/iskusstvo-gotiki-xii-xv-vv/– дата обращения: 19.10.2020.

4. Искусство Средних веков. Искусство готики — электронный альбом на CD, электронное издательство «Директмедиа», М., 2008

5. Всеобщая история искусств, Т.2, М., «Искусство», 1960


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 2144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!