Русская музыкальная культура 60-70х годов 19 века

Александр Сергеевич Даргомыжский

(1813-1869)

Вокальные произведения: 4 оперы, более 100 романсов, 20 вокальных ансамблей.

Инструментальные произведения: 4 фантазии «Болеро», «Баба Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия», пьесы для фп. и скрипки.

Младший современник и последователь Глинки. Влияние Глинки на Даргомыжского было исключительно велико, однако высших результатов композитор достиг именно там, где это влияние преодолевалось. Деятельность Даргомыжского приходится на переходный период в истории России, когда большое значение начинают играть демократические слои общества, когда нарастает социально-обличительное содержание в творчестве русских писателей, художников, музыкантов.

Творчество Даргомыжского тесно связано с методом критического реализма. Его представители в литературе Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, художники Перов, Федотов. Характерные черты критического реализма:

1. Внимание к «низам» общества – крестьянам, солдатам, бедным чиновникам;

2. Глубокое сочувствие этим людям и протест, критика условий, порождающих их несчастья;

3. Изображение повседневной бытовой жизни – мелкие частные явления семейной и общественной жизни.

С именем Даргомыжского связано в русской музыке рождение социальной темы, хотя подобные тенденции наметились в эти же годы у Алябьева в романсах на стихи Огарева и Беранже. Композитор бережно раскрывает духовный мир своих скромных героев, изображает их не только жалкими и забитыми обществом, но и видит в них способность любить, их чувство собственного достоинства, гордость. Подобно Гоголю композитор использовал иронию, сарказм, гротеск как орудие обличения человеческих пороков и социальной несправедливости.

Художественная сила Даргомыжского в том, что он прирожденный композитор-драматург. Он мыслил ярко театрально и представил целую галерею музыкальных портретов современников (крестьянин, князь, солдат, чиновник, деревенская девушка и т.д.). Даргомыжский создавал яркие характеристики, представлял своих героев как лиц определенного сословия.

Даргомыжский – композитор почти исключительно вокальный. В поздний период творчества он обращается к программной симфонической музыке, но не столь успешно проявляет себя в этой области. Центральными жанрами являются опера и романс. Строение произведений, выразительные приемы обусловлены не столько музыкальной логикой, сколько развитием сюжета или поэтического текста. Композитор воплощает все детали и повороты сюжета, все нюансы настроения.

Будучи сам великолепным исполнителем, Даргомыжский много и постоянно работал с вокалистами, учил их создавать на сцене живые характеры, боролся против бессодержательной виртуозности. Он - создатель сатирического романса и романса-портрета. Даргомыжский насыщает мелодику речитативами и декламационностью, близкими речевому говору. В этом он предстает как смелый новатор.

Даргомыжский углубленно изучает русские городские песни и романсы. К старинным песням он не обращался из-за склонности к современной тематике. Его поиски и достижения были закреплены композиторами «Могучей кучки», а также Чайковским, Рахманиновым, Прокофьевым, Шостаковичем.

Вокальное творчество

Романсы Даргомыжский сочинял на протяжении всей жизни, их можно рассматривать как «творческую лабораторию» к операм. Он обогатил русский романс новой проблематикой – социальной темой. Создал новые жанры романсов: романс-портрет, сатирический романс.

Глинка передает обобщенное настроение стихотворения, тогда как Даргомыжский следует за тончайшими изгибами и поворотами текста, подчеркивает значение отдельных слов, широко пользуется речевой интонацией.

«Свадьба» на слова Тимофеева – Фантазия в форме рондо. Протест против предрассудков и утверждает право человека на свободу чувства. Сопоставление человеческих переживаний с картинами природы (бушующая буря и ясное утро). Рефрен – повествовательный, в народном стиле.

 «Ночной зефир» сл.Пушкина - пейзаж и сценка. Рондо. Ночной пейзаж, образ шумящей реки (низкий регистр, фигурации аккомпанемента) – рефрен. Эпизоды – образы юной испанки в ритме болеро и страстного кавалера в ритме менуэта.

«Я вас любил» сл. Пушкина – монолог. Это сдержанное обращение к некогда любимой женщине, полное дружбы и уважения.

«Мельник» сл. Пушкина – комедийно-бытовая сценка. Первая фраза (повествовательная) – от автора. Затем – окрик Мельника (короткий, решительный). Allegro – сварливая скороговорка находчивой супруги («лучшая оборона – нападение»).

«И скучно, и грустно» сл. Лермонтова – монолог. Разоблачается пустота, бессердечие и лицемерие окружающего общества.

«Мне грустно» сл. Лермонтова – Монолог. Боль и тревога за судьбу любимого человека.

 «16 лет» сл. Дельвига. Портрет в духе сентиментального романса. Образ простодушной и мечтательной девушки. Вальсовый ритм.

 «Я все еще его люблю» на сл.Жадовской. Образ страстно любящей, но покинутой женщины. Припев – «крик души».

«Старый капрал» сл. Беранже (пер. Курочкина) Даргомыжский назвал «драматической песней». Монолог старого солдата. Припев «В ногу, ребята! Раз! Два!» – суровый марш-обращение к ведущим его на расстрел товарищам. В тексте Беранже показан наполеоновский солдат, однако русские речевые интонации мелодии напоминают нам о судьбе солдат царской армии.

«Червяк» сл. Беранже (пер. Курочкина). Сатирический романс. Музыка передает угодливый, заискивающий тон пресмыкающегося перед графом мелкого чинуши. Важную роль играют авторские ремарки: «улыбаясь и заминаясь», «прищурив глаз» и др.

«Титулярный советник» сл. Вейнберга. Сатирический романс. Тонко фиксируются подробности действия: властный жест генеральской дочери и неверная пьяная походка робкого юноши.

«Русалка» 1855

Жанр – лирико-психологическая драмав 4-х действиях. Либретто самого композитора на сюжет поэмы Пушкина. В отличие от опер Глинки «Русалка» повествует о жизни простых людей, а не героических или исторических персонажей. В опере есть сказочные элементы, но и в них внимание Даргомыжского привлекают человеческие характеры и чувства.

Интересна драматургия этой оперы. Она состоит из 4х действий, из них первое действие занимает особое место в опере. По сути это своего рода камерная опера внутри большой оперы, так как в нем есть завязка, развитие драмы и даже развязка – гибель Наташи.

Характеристики главных действующих лиц даны в развитии:

Наташа – в начале оперы нежность, любовь – затем непонимание, растерянность – ожесточение, ненависть – в финале оперы гордая холодная русалка.

Мельник – вначале балагур, весельчак – затем человек, испытывающий глубокие страдания – в 3м действии помешавшийся от горя старик.

Даргомыжский для наиболее реалистического развития драмы использовал в опере принципы сквозного развития. В связи с этим были переосмыслены традиционные оперные формы (арии, ансамбли, хоры). Они утрачивают замкнутый характер и соединяются в большие сцены. В отличие от опер Глинки хоровые номера выполняют оттеняющую роль контрастного фона: крестьянские хоры из 1го действия, свадебные хоры 2го действия, хоры русалок из 3го действия.

Главной находкой композитора стали ансамблевые сцены, которые играют центральную роль в развитии драмы: дуэты и терцеты. Сольные номера также ушли в «тень», уступив первенство ансамблям.

Интонационной основой оперы явились не крестьянские песни, как у Глинки, а городские песни и романсы. Благодаря этому характеристики действующих лиц приобрели современный тип, а обличительная тема социального неравенства стала актуальным отражением жизни современников Даргомыжского. Композитор использует подлинные народные темы:

· Крестьянский хор из 1го действия «Как на горе мы пиво варили»;

· Обращение Наташи «Днепра царица» из финала 1го действия на мотив песни «Ох ти, горе великое»;

· Призыв Наташи – Русалки «Мой князь» из 4го действия на мотив колыбельной песни «Идет коза рогатая»;

Как и в романсах Даргомыжский в опере стремится к передаче разнообразных оттенков человеческой речи. Музыка вокальной партии героев гибко и чутко следует за деталями сюжета.

I действие. Ария Мельника – портрет человека из народа, грубоватого, корыстного. Диатоника, широкие распевные обороты, плясовой ритм.

Терцет (Мельник, Наташа, Князь). Драматическая сцена со сквозным развитием. На первом плане вокальная партия Наташи. Второй раздел – трио «Ах, прошло то время, время золотое» − печального, элегического характера в духе романса.

3 народных хора, постепенный переход от печальной задумчивости к бурному веселью: лирическая протяжная «Ах ты, сердце», хороводная «Заплетися, плетень» и плясовая «Как на горе мы пиво варили».

Дуэт Князя и Наташи – сцена объяснения. Три раздела, три фазы драматургического развития. Первый раздел заканчивается ариозо Наташи «Бывало, издали ко мне спешишь» лирического, светлого характера. Второй раздел (Князь сообщает о разлуке) – тревожный, драматический, завершается стремительным ариозным эпизодом «Разве я за тобою вслед». Третий раздел – кульминация. («Ты женишься?»). Ариозо Князя «Суди сама» – в духе галантного аристократического танца. Дуэт заканчивается ариозным эпизодом «Тебе сказать хотела…».

Дуэт Мельника и Наташи. В начале партия Мельника грубовато-радостная (мажор, плясовой ритм), затем постепенно драматизируется. Партия Наташи речитативна, напряженна, она повторяет слова Князя «с выражением язвительности». Заканчивается дуэт ариозо Наташи «О боже, он уехал» – романсовая мелодия, интонации причета.

Финал. К дуэту присоединяется хор. Трансформация образа Наташи (чувство любви переходит в ожесточение и ненависть). Обвинения отцу. В последних речитативах Наташи нет песенности, мелодика угловатая, обилие хроматизмов. Заклинание «Днепра царица» на теме народной песни «Ох-ти, горе великое». Кульминация финала – сцена гибели Наташи.

II действие. Свадебный хор «Как во горнице, светлице» – торжественный, величальный. «Сватушка» – шуточный женский хор.

Песня Наташи «По камушкам, по желту песочку» – центральный и переломный момент действия. Певучая фраза гобоя во вступлении, печальная мелодия в духе протяжных песен, арпеджированные переборы арфы.

III действие. 1 картина. Ария Княгини «Дни минувших наслаждений» печально-меланхолического характера.

2 картина открывается хором русалок. Речитатив и каватина Князя – лирический образ, печаль, воспоминания.

Сцена встречи Мельника с Князем 1 ариозо Мельника «Я продал мельницу бесам»: угловатые ходы, диссонантные скачки, синкопы, плясовой четкий ритм => сумасшествие. Речь прерывается хохотом. 2 ариозо «С тех пор свободно летаю» – новая плясовая мелодия. Внезапный перелом – лирическое Adagio «Да, стар и шаловлив я стал» (временное просветление).

IV действие. 1 картина. Ариозо Русалки «Ты нежнее к нему» – образ гордой, мстительной царицы русалок. Интонации лишены теплоты.

2 картина. Ариозо Русалки «Тебя, князь милый, я призываю» – секвентное проведение двух коротких попевок. Интонации народной колыбельной песни «Идет коза рогатая».

 

Русская музыкальная культура 60-70х годов 19 века

Это период подъема русского искусства. Вторая половина 19 века связана с расцветом русской музыкальной школы, с ее мировым признанием и влиянием на европейскую музыку. В истории России этот период получил название эпоха реформ, связанных с реформаторской деятельностью императора Александра II (судебная, земская, военная, школьная реформа). Самым крупным достижением демократических сил стала отмена крепостного права. 

Появляется целая плеяда выдающихся композиторов, музыкальных критиков и деятелей. В 1859 году в Петербурге по инициативе Антона Рубинштейна создается РМО (Русское Музыкальное Общество) – концертная организация, пропагандирующая русскую музыку. В 1862 году открывается Петербургская консерватория, первый директор А.Рубинштейн. в 1866 году – Московская консерватория, ее возглавил Николай Рубинштейн. В 1862 году открывается Бесплатная музыкальная школа, основанная Балакиревым и Ломакиным.

Расцвету искусства соответствовал расцвет передовой общественной мысли. Эстетические взгляды революционеров-народников выразил Чернышевский в диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности». Одной из главных была проблема значения искусства в жизни общества, проблема национального и народного в искусстве. В отличие от декабристов, для которых народ и нация означало одно и то же, у революционеров-демократов эти понятия разделяются. Под народом рассматривалось крестьянство, а нация – это совокупность всех сословий государства.

60-70е годы ознаменованы большими достижениями в области критики: в работах Серова, Стасова, Лароша народное и национальное выступают в тесной связи с конкретной исторической эпохой и социальной обстановкой.

Русское музыкальное искусство этого периода представлено тремя направлениями:

· Могучая кучка (Новая русская музыкальная школа, Русская пятерка) – содружество пяти композиторов, живших в Петербурге: Балакирева, Кюи, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова;

· Московская школа – Чайковский и его ученики Аренский, Танеев

· Академическое направление – братья Рубинштейны, Серов

1. Название принадлежит критику Стасову, который всячески пропагандировал их творчество. Содружество образовалось в начале 60х годов. Это были люди разного возраста и профессий: Кюи – инженер, Бородин – химик, медик, Мусоргский и Римский-Корсаков – военные офицеры. Они сгруппировались вокруг Балакирева, пианиста, композитора и эрудита. Он знакомил своих друзей с шедеврами музыки как русской, так и зарубежной музыки, давал основы музыкальных знаний и руководил созданием первых произведений.

Сама идея организации музыкальной коммуны была в духе времени. Среди художников тоже образовалось «Товарищество художников-передвижников» (Репин, Суриков, Васнецов, Крамской и др), которое также опекал и поддерживал Стасов.

В основе художественных принципов кучкистов – народность, реализм. Они считали, что народ – это сила, способная изменить все общество. Первое место они отводили опере, так как она оказалась способной воплотить идеи современности через призму истории в понятной, легко воспринимаемой форме. В большинстве случаев это были оперы в жанре историческая народная драм: Мусоргский «Борис Годунов», Бородин «Князь Игорь», Римский-Корсаков «Псковитянка» и т.д.

Кучкисты продолжали традиции Глинки (обращение к крестьянским песням, русской истории и сказкам) и Даргомыжского (опора на речитативно-декламационные обороты, классовая социальная тема - основное внимание уделяется образу угнетенного народа).

2. Чайковский и кучкисты некоторое время отрицательно относились к творчеству друг друга. Чайковский стоял на позициях профессионального искусства, кучкисты принципиально отрицали консерваторское образование, считая, что оно подавляет самобытное творческое дарование. Кучкисты считали, что Чайковский изменил национальным традициям, что он не русский композитор, а «западник». Чайковский в отличие от кучкистов опирался на интонации городских песен и романсов. Эта сфера была ближе ему, так как он был лириком по дарованию.

Чайковский также считал оперу главным жанром, но он не ограничивается только исторической тематикой и создает образцы лирических опер. Большое место в его творчестве занимает и жанр симфонии (по мнению кучкистов западный жанр).

В отдельных вопросах они находили общность, например, любовь к народным песням, использование их в своих произведениях.

3. Велики заслуги А.Рубинштейна перед русской музыкой:

- создание РМО;

- открытие первых консерваторий в России;

- проведение первых в России музыкальных конкурсов;

- организация Исторических концертов, целью которых было исполнение фортепианных произведений от 17 века до современности;

Рубинштейн считал, что русская музыка еще достаточна слаба, не имеет прочной теоретической базы и поэтому музыкальное образование должно опираться на достижения европейской музыки. Между кучкистами и Рубинштейном были в корне противоположные взгляды по вопросам музыкального образования.

Серов первый поставил вопрос о научном подходе в изучении народной песни и заложил основы фольклористики в книге «Русская песня как предмет науки». Сложными были взаимоотношения Серова и Стасова, которые не находят общего языка в оценке творчества Глинки. Этой полемике Серов посвятил статью «Руслан и русланисты». Кучкисты резко отрицательно относятся к операм Серова, который пытается осуществить в русской музыке идеи вагнеровской драмы.

Несмотря на различие художественных принципов все они были представителями одной эпохи, одних эстетических устремлений и лишь спустя два десятилетия стало ясно, что все они шли к одной цели – прогрессивному развитию русского музыкального искусства, только разными путями.

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!