И в заключении нашей беседы –интересный факт.

Библиотечный урок в 9 классе.

                      «Литературное варенье из «Антоновских яблок».

Лет со дня рождения И.А. Бунина, писателя , лауреата Нобелевской премии по литературе.

Ива́н Алексе́евич Бу́нин — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал.

Дата и место рождения : 22 октября 1870 г., Воронеж, Россия

Дата и место смерти : 8 ноября 1953 г., Париж, Франция

Годы творчества : 1887—1953

Супруга : Вера Николаевна Муромцева-Бунина (в браке с 1922 г. до 1953 г.),

Рассказы : Господин из Сан-Франциско, Антоновские яблоки , Митина любовь, , Петлистые уши, Мелитон, Сны, In August

Летию со дня издания рассказа «Антоновские яблоки»

Для литературы Серебряного века характерно ностальгическое чувство по отношению к дворянской усадьбе, ее традициям культуре. Мир русской усадьбы И. Бунин воссоздает и в стихах, и в прозе. Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, семейные традиции и индивидуальная человеческая жизнь. Описания окрашены проникновенным лиризмом.

Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к творчеству И.А. Бунина: мы будем говорить об удивительном по своей красоте рассказе «Антоновские яблоки».

По мнению мнение Твардовского: «Когда он (Бунин) вводит нас в раннее весеннее легкоморозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебряно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок…, – все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания».

- Каким же образом Бунину удается так воздействовать на читателя? В чем загадка его стиля и какова главная мысль рассказа?

Фигура И. Бунина на грани нового века выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться «на злобу дня» малоудачны. Бунин – человек сугубо аполитичный. Его творчество 1890-х – начала 1900-х гг. сосредоточено на нравственно-духовных, эстетических задачах.

«Я написал и напечатал 2 рассказа, – вспоминал он об этой поре, – но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р. и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на столе…»

- Как бы вы определили, что увлекает Бунина как писателя?

- А ведь многие годы учащимся в школе внушалось, что Бунин описывает умирание русского дворянства и его усадеб. Можно ли определить ценность рассказа именно в этом аспекте?

- Итак, у него нет желания бичевать какой-либо порок. Бунина отличает тяга к самовыражению. И хотя он начинает в русле народнической литературы, – самые интересные места связаны у него не с описанием крестьян, а с пейзажными описаниями, в которых Бунин сумел выразить свой величайший талант.

- Именно поэтому у нас не вызывают удивления весьма сдержанные оценки творчества Бунина этой поры. И именно поэтому так важны для него слова Горького-художника, разительно отличающегося от Бунина и художественным талантом, и литературной направленностью. Горький, прочитав «Антоновские яблоки», писал Бунину из Нижнего Новгорода в ноябре 1900 г.: «Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог спел. Красиво, сочно, задушевно». Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.

 Горький оценил талантливость и художественное совершенство этого рассказа.

Ранняя проза Бунина бессюжетна, и рассказ «Антоновские яблоки» - пример этому: сменяющие друг друга впечатления, цепь коротких воспоминаний, спаянных единым поэтическим дыханием.

В раннем творчестве Бунина ведущим началом является лирика, поэзия. Сам Бунин считал себя прежде всего поэтом. Именно поэзия ведет прозу за собой, прокладывает ей дорогу. Отсюда музыкальность прозы Бунина, ее особый ритм. Бунин стремился, говоря словами Флобера, «придать прозе ритм стиха, оставляя прозу прозой».

В сборниках помещена поздняя редакция рассказа Бунина. Я же сейчас прочту вам раннюю редакцию, а вы ответите на вопрос: какую роль выполняет запах антоновских яблок в этой главе. «Начинается осень, идут беспрерывные дожди…, а ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их – запах меда и осенней свежести – переносит меня в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился, а теперь гибнет, о котором через 50 лет будут знать только по нашим рассказам».

Вы наверняка обратили внимание на обилие запахов, цветовых оттенков, используемых Буниным.

 По части красок, звуков и запахов, всего того, выражаясь словами Бунина, чувственного, вещественного, из чего создан мир, в предшествующей и современной литературе ему не было равных.

- Как вы думаете, с каким периодом жизни связаны воспоминания, описанные в 1 главе? Только ли в этой главе автор использует народные приметы? Для чего?

- Какие два уклада жизни сравнивает во 2 главе Бунин? (Уклад средней дворянской жизни и уклад богатой мужицкой жизни). Что является результатом этого сравнения?

- Сельское старосветское благополучие. О нем вспоминает Бунин во 2-й главе. Куда же благодаря этим воспоминаниям мы переносимся вместе с автором? (В усадьбу Анны Герасимовны.)

- «Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его». После такой фразы у писателя этой поры, резко реагировавшего на злобу дня, могли бы появиться картины суровой жизни крепостных. А у Бунина?

- Единственная деталь, которая может быть отмечена в этом плане – старики – бывшие крепостные, «когда выезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются». Но это не вызывает у нас никакого чувства сострадания.

- А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.

- Изображая быт помещиков, охоту, писатель любуется некогда будто бы неколебимым единением людей, их неразрывными узами с землей, нехитрыми естественными утехами, нравами. По убеждению автора, на этой почве возник неповторимый пласт отечественной культуры, прославленный в старых книгах и старых портретах, в творениях классицизма, в журнале романтических времен «с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина».

- А вот и 4 глава. В первом предложении прослеживается лейтмотив антоновских яблок. Что вносит это предложение в повествование? (Усиливается мотив грусти, приближающегося ухода последних помещиков.)

- На какой же ноте заканчивается рассказ?

Акцентируем внимание на фразе: «С грустной, безнадежной удалью». Посмотрите, какие противоречивые по значению оттенки сочетает в этой фразе автор. Удаль – безнадежная, грустная. Такое сочетание слов, которые противоречат друг другу, называется оксюмороном.

- Именно оксюморон использует обычно Бунин, когда хочет с особой психологической точностью передать сложные состояния: предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия.

- Использование оксюморона в данном случае подчеркивает особенность русского характера. Подумайте, ведь то же самое настроение мы встречаем в русских народных песнях. Особенно метким в этом смысле мне кажется эпитет «безнадежная».

- Вот на такой грустно-удальской ноте и завершает свой рассказ И. Бунин.

Что помогло нам в разгадке бунинского стиля? (Наблюдение над настроением героя, над особыми бунинскими образными средствами, анализ названия и т.д.).

И в заключении нашей беседы –интересный факт.

В семье Буниных очень любили варенье. Любимый рецепт-варенье «Мещанское» (антоновка с корицей).
Антоновка с корицей.
Яблоки – 1 кг
Сахар – 900 гр
Корица - 2 палочки
Вода – 0,5 литр

Яблоки перед варкой надо помыть, почистить, но кожицу не выкидывать – она нам еще пригодится. Режем яблоки на дольки толщиной не более 2 сантиметров. Чтобы дольки не потемнели, надо их опускать в чуть подсоленную воду.
Яблочные шкурки заливаем водой, доводим до кипения и минут 5 варим. Затем горячим отваром (без шкурок) заливаем нарезанные яблоки и варим минут 5-7. Потом сливаем через дуршлаг. Дольки остывают, а на отваре готовим крепкий сироп. Горячим сиропом заливаем дольки и оставляем на 3-4 часа. После этого доводим до кипения, варим минут 10, остужаем. Эту процедуру повторяем 2-3 раза. Чтобы дольки не развалились и стали прозрачными, не давайте варенью кипеть на сильном огне. Пусть оно томится на медленном огоньке. Перед последней варкой положите в варенье несколько палочек корицы. Здесь полагайтесь только на свой вкус.
Этот десерт приготовлен нами на фестивале "Антоновские яблоки" в Ельце.

Самое вкусное и ароматное варенье получается из Антоновки, Пепина шафранного или просто пепинки и Бельфлер-китайки.

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!