Анализ комедии Островского «Доходное место»



Группа, 05.10.20г. литература

Урок № 12

Тема. 1.Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга.

Пьесы: "Доходное место", "На всякого мудреца довольно простоты", "Снегурочка", "Женитьба Бальзаминова".

А.Н. Островский — мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах А.Н. Островского. Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах А.Н. Островского. Непреходящее значение созданных А.Н. Островским характеров. Социальная значимость сатиры А.Н. Островского.

Цели: вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского;

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе; воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

 

Учебник. Русский язык и литература,10класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть 1, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г., стр. 174

Домашнее задание . Изучить стр.174 учебника, а также можно познакомиться с предложенным мною методическим материалом, записать в тетрадь или на листах ( по дистанционному обучению) особенности стиля Островского, записать анализ любого предложенного произведения.
Методический материал

Ход урока:

I. Мотивация.

Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского

II. Изучение нового материала.

Сообщение учителя об основных этапах жизни и творчества Александра Николаевича Островского.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. На Слайдевы видитеусадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского.

На слайдеДом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию. Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.

Создание народного театра

В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Особенности стиля Островского (запись в тетрадь или на листах по дист. обучению):
— говорящие фамилии;
— необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
— специфические авторские ремарки;
— роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
— своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
— фольклорные моменты;
— параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
— значимость первой реплики героя;
— «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
— своеобразие речевой характеристики героев.

Анализ комедии Островского «Доходное место»

1. История создания произведения.
Когда Александр Николаевич Островский работал в Московском, а затем в Коммерческом суде писарем, у него возникает замысел «Доходного места». Писатель признавался, что он бы не написал свою комедию, если бы не был «в такой передряге». Так, биографические сведения и впечатления писателя, который знал подробности многих судебных дел, становятся основой произведения «Доходное место», в котором отражаются личная позиция автора и его собственное «я».
2. Жанр произведения - комедия.
3. Название произведения и его смысл.
Доходное место – это место, которое получает Белогубов в произведении. Впервые – в четвертом действии – эту фразу в произведении произносит жена главного героя. Оно синонимично с понятием «тепленького местечка», что уже говорит о проблематике произведения.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему? По родовым канонам повествование ведется от третьего лица.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
А.Н. Островский в своей комедии «Доходное место» поднимает социальные проблемы. В центре его внимания оказывается общество, которое стояло на пути к переменам. Писатель показывает чиновничий мир, который отличается порочностью и грешностью.
С социальной проблематикой тесно переплетена и нравственная. А.Н. Островский показывает нравственные ценности людей, их отношение к семье, к морали, к честности.
А.Н. Островский призывает бороться с порочным обществом, идти на бунт против него.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В основу сюжета «Доходного места» легли события времен правления Александра II. Местом действия становится Москва.
В центре повествования – судьба молодого человека, который не хочет идти на поводу у общества. Жадов готов жить бедно, но свободно от общественных принципов и правил. А.Н. Островский показывает влияние окружающих людей на мировоззрение главного героя, который, слушая свою жену, идет просить «доходное место». Однако нравственность героя возобладает над желаниями других людей, и Жадов остается верен своим взглядам на жизнь.
Конфликт произведения, который является своеобразным двигателем сюжета, заключается в размышлениях о том, как жить: по совести или по корысти.
7. Система образов произведения.
Центральным персонажем комедии «Доходное место» является Жадов. Вокруг этого образа было множество споров о том, кто же он на самом деле.
Это человек, который обличает человеческие пороки, поэтому его часто сравнивают с грибоедовским героем – Чацким.
А.Н. Островский проводит своего персонажа через испытания и страдания. Жадов оказывается под влиянием и воздействием общества, которое давит на него. Особую роль выполняет жена главного героя, которая должна бы поддерживать своего мужа, однако она подталкивает Жадова на подлые принципы, характерные для всего общества. Окружающие люди подталкивают главного героя к обыденной для них жизни, не понимая, что она далека от идеала.
8. Композиция произведения.
Композиционно пьеса «Доходное место» делится на 5 действий. События всего произведения строятся на основе конфликтов между персонажами и их мировоззрениями.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Главным художественным приемом, которым пользуется А.Н. Островский во многих своих пьесах, является наличие говорящих фамилий. «Жадов» образовано от «жадать» - жадно к чему-то стремиться.
А.Н. Островский также использует сатирические приемы: ирония, юмор, сарказм. Они передают основную идею пьесы.

 

2. Анализ пьесы  «На всякого мудреца довольно простоты» . Главная мысль пьесы предостерегает автор тех людей, которые желают достичь в жизни успехов путем обмана, лицемерия и подхалимства.

Сюжетная основа комедии (идея) - попытка молодого и небогатого ч-ка Егора Дмитриевича Глумова во что бы то ни стало заполучить у важных людей протекцию для выгодной должности и богатую невес­ту. "Умен, зол и завистлив",- так он характеризует сам себя. Все ос­тальные персонажи так или иначе соизмеряются с ним и соотносятся с его действиями. Ум и изобретательность Глумова подсказывают ему способы контакта с окружающими и определяют характер его пос­тупков. Словно шахматный игрок, он наперед просчитывает свои шаги.

Конфликт героя со средой сведен, к минимуму. Зато чрезвычайно острый конфликт существует внутри личности самого Глумова. Его ум, талантливость, артистизм, вообще вся его человеческая незаурядность состоят в глубоком и непримиримом противоречии с жаждой преуспеяния в этом обществе пошлых и заурядных людей. Внутренний конфликте личности Глумова не следует понимать как борьбу злых и добрых побуждений в душе героя. История Глумова не есть история искушения и падения честного человека. Мы застаем его героя в момент, когда он решительно вступил в борьбу за преуспеяние в обществе, богатство, карьеру. Ни о каких моральных страданиях, ни о каких угрызениях совести нет и речи. Более того, этическая самооценка героя звучит вполне определенно: “Я умен, зол и завистлив”.

 

Анализ пьесы "Женитьба Бальзаминова".

История создания.

Пьеса «За чем пойдешь, то и найдешь» замыкает трилогию о Бальзаминове. Также в этой трилогии есть пьесы: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!».

Написана в 1861 году. Впервые пьеса была опубликована в том же году в сентябрьском номере журнала Федора Достоевского «Время».

Эту пьесу можно отнести к зрелому периоду творчества Островского. Так как к моменту написания этой комедии, Александр Николаевич был уже очень известным и уважаемым писателем.

1 января 1863 года петербургский Александрийский театр впервые показал пьесу «За чем пойдешь, то и найдешь»

 В московском Малом театре премьера состоялась 14 января 1863 года.

В 1964 на киностудии «Мосфильм» была поставлена экранизация пьесы — фильм «Женитьба Бальзаминова


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1651; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!