Княжение Рюрика, Олега, Игоря



ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ»

группа П-1-20(25)

Дата занятия 21.10.2020 года

Занятие № 9

Тема 4 История Отечества с древнейших времен до конца XV века.

Тема занятия: «Русь в IX – первой половине XII века: становлении и расцвет государства восточных славян. Образование единого Русского государства и его значение.

Вид занятия: практическое занятие (семинар)

 

Порядок выполнения работы

1. Ознакомится с теоретическим материалом, расположенном ниже практического задания.

2. Подготовить сообщение, выбрав один из периодов развития и соответствующего правителя Древнерусского государства:

- Рюрик, Аскольд и Дир (862-879г)

- Олег Вещий (879-912)

- Игорь (912-945)

- Ольга (945-972)

- Святослав (964-972)

- Сыновья Святослава (972-980). Владимир I (Святой или Красное Солнышко) (980-1015)

- Сыновья Владимира (1015-1019). Ярослав Мудрый (1019-1054)

- Правление Ярославовичей (1054-1093)

- Владимир Мономах (1113-1125)

- Мстислав Великий (1125-1132)

3. Осветить в сообщении следующие вопросы:

- Биография правителя, годы правления;

- Социально-экономическое устройство Древнерусского государства в соответствующий исторический период;

- Внешняя и внутренняя политика князя (княгини);

- Особенности культуры в период правления.

4. При желании на дополнительную оценку можно выполнить презентацию на одну из тем:

- Территория и общественно политическое устройство Древнерусского государства;

- Древнерусские князья;

- Культурное развитие Древнерусского государства.

5. Подготовленные сообщения, выполненные в рукописном или набранном варианте, прислать в электронном виде на адрес электронной почты ktdlgu2015@mail.ru  или личным сообщением в ВК https://vk.com/id588714403

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ № 9

Русь в IX - первой половине XII века: становление и расцвет государства восточных славян. Образование единого Русского государства и его значение.

 

План

1. Образование Древнерусского государства

2. Княжение Рюрика, Олега, Игоря.

3. Правление княгини Ольги

4. Великий князь Святослав. Борьба за княжеский престол Ярополка, Олега и Владимира.

5. Княжение Владимира. Крещение Руси.

6. Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого

7. Феодальная раздробленность. Изяслав, Святослав, Всеволод и другие Ярославовичи.

8. Борьба за единую Русь. Владимир Мономах.

9. Историческое значение образования Древнерусского государства.

 

 

Конспект

Образование Древнерусского государства

 

Важным шагом на пути общественного развития восточных славян было образование государства в IХ в. с названием «Киевская Русь». Оно сыграло огромную роль в истории Восточной Европы. История его возникновения совпадает с общеевропейскими процессами образования государств. Примерно в это же время появляются Великоморавское и Чешское княжества, государственность в Хорватии и сербских землях, Англосаксонское королевство (Англия), Древнепольское государство, Датское королевство.

Вопрос образования государства очень дискуссионный в отечественной исторической науке. Основательных письменных источников нет. Начальный период описан очень скупо. Русские летописцы XII в. включили в летописное сказание объяснение возникновения Древнерусского государства – легенду о призвании в 862 г. в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика (Новгород), Синеуса (Белоозеро) и Трувора (Изборск). После смерти братьев Рюрик объединяет их владения. Двое из «мужей» Рюрика – Аскольд и Дир – отправились на юг и в 860 или 862 г. захватили Киев. В 879 г. Рюрик умер. Воевода Олег с дружиной и малолетним сыном Рюрика – Игорем в 882 г. захватывают Киев и убивают княживших там Аскольда и Дира.

Таким образом, были объединены важнейшие политические центры восточных славян – Новгород и Киев, что привело к образованию Киевской Руси. Далее они завладели территорией вокруг водного пути «из варяг в греки» от Ладоги до Киева и приступили к покорению союзов славянских племен, живших в стороне от этого пути.

Летописный рассказ лег в основу так называемой норманнской теории. Ее создали немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер (XVIII в.). Они работали в Петербургской Академии наук. Немецкие историки пришли к выводу, что славяне, являясь диким, необразованным народом, не могли самостоятельно создать собственную государственность, а поэтому государство на Русь было привнесено извне носителями западной культуры – норманнами, скандинавами.

Подобной их риторике есть два объяснения. Первое – стремление оправдать засилье иностранцев при дворе императрицы Анны Иоанновны («бироновщина»). Именно в это время, по выражению В.О. Ключевского иностранцы хлынули в Россию как сор из дырявого мешка. С другой стороны – именно в это время в европейской исторической науке господствовала идея – завоевание основополагающий момент в образовании любого государства.

Теория не выдерживает серьезной научной критики. Первым ее начал критиковать еще М.В. Ломоносов. Он говорил о «древности славянского народа», об этнической разнице славян и скандинавов, месте славян во всемирной истории. Утверждал, что если влияние и было, то очень незначительное. Эти мысли позднее развили С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.

В современной науке преобладает мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Она возникла в результате закономерного развития славянского общества. К тому же надо иметь ввиду, что норманны находились на той же стадии общественного развития, что и славяне. Варягов иногда приглашали на княжение, но эта форма у славян уже существовала. Археологические и письменные источники свидетельствуют о минимальном присутствии скандинавов. В то же время большинство историков признает, что первыми князьями на Руси действительно были варяги, правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря.

Особенности социального строя. Источником наших знаний о социально-политических и экономических отношениях на Руси является в первую очередь свод законов «Русская правда» (XI-ХII вв.).

Киевская Русь была раннефеодальным государством. Частное землевладение в IХ – начале ХI в. еще не было развито. Имелись лишь небольшие и немногочисленные княжеские и боярские вотчины. В общественном строе Руси сочетались признаки патриархального, рабовладельческого и феодального общества.

Сословная структура общества находилась в стадии формирования. Независимыми группами населения были посадские люди и смерды – общинники (платили налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Существовали зависимые категории населения:

 

- рядовичи (заключали с вотчинником договор («ряд») на основе которого выполняли различные службы);

 

- закуп (разорившийся смерд, который брал у феодала в долг («купу») – деньги, скот, инвентарь, семена, – а потом его отрабатывал);

 

- холопы, челядь – самая низкая ступенька в социальной иерархии. Фактически рабы в княжеской или боярской вотчине. Источники холопства – рождение от холопа, совершение преступления, плен и пр.

 

Следует отметить, что в домонгольский период преобладало в основном свободное население.

 

Сословное деление существовало и в городах. Х – XI вв. период расцвета городской хозяйственной жизни. Город – торговый, ремесленный и административный центр. Горожане объединялись в податные общества, платили налоги, строили дороги, крепости и пр. В отличие от Западной Европы города Руси не знали цеховых объединений. Привилегированное положение занимало купечество, особенно купцы-гости, ведущие крупнооптовую торговлю с иностранцами. Аристократией являлись крупные феодалы, княжеская администрация, боярство.

 

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IХ – начало XII вв., условно может быть разделена на три больших периода:

 

1. IХ – середина Х в. – время первых древнерусских правителей – Рюрика (862-879 гг.), Олега (879-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и Ольги (945-969 гг.);

 

2. вторая половина Х – первая половина ХI в. – время Владимира I (978/980-1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054 гг.) – эпоха расцвета Киевской державы. К этой эпохе также относятся княжение Святополка Окаянного (1015-1016, 1018-1019 гг.), который прославился убийством своих сводных братьев Бориса (ум. 1016 г.) и Глеба (ум. 1016 г.).

 

3. вторая половина XI – начало XIII в. – переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам. Наиболее известные имена этого периода являлись Владимир Мономах (1113-1125 гг.), Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.), Андрей Боголюбский (1157-1169 гг. – владимирское княжение; 1157, 1169-1174 гг. – великое княжение), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.), Александр Невский (1252-1263 гг.).

 

Сложившееся государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию (см. схему 1).

 

Схема 1

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ в X – XIII ВВ.

 

1.Великий князь киевский

 

2.Дружина

 

3.Старшая дружина – бояре (знать)

 

4.Младшая дружина (гриди)

 

5.Местные (удельные) князья

 

6.Посадники (волостели)

 

7.Местная дружина

 

8.Погост, становщина, волости

 

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключались в огромной роли государственного сектора в экономике – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

 

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытнопатриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

 

Последствия принятия христианства и распространения ислама на территории страны. В годы княжения Владимира I (980-1015 гг.) произошло событие, очень важное для последующего исторического развития Руси – принятие христианства.Необходимость принятия монотеистической религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов и племенных княжеств складывалась структура государства с единой династией во главе, с господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью. В этих условиях старая языческая культура, которая носила местный характер и служила сепаратистским устремлениям, уже не устраивала центральную власть. Единое государство невозможно было без духовной связи.

 

Князь Владимир предпринял попытку приспособить к новым условиям языческие верования. В Киеве был сооружен единый пантеон богов. Были поставлены идолы основных богов. Однако укрепить язычество этим не удалось. Явно ощущалась необходимость каких-то других действий.

 

Вскоре Владимир I провел вторую религиозную реформу. Официальной государственной религией стало христианство. Летописец Нестор оставил подробный рассказ о выборе веры. Посетили разные страны послы, беседовали с проповедниками, подробно знакомились. Владимир выбрал православие с его развитыми догмами, красивой службой, крепкой церковной организацией. Надо заметить, что влияние христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимир Святого. Из договора князя Игоря с греками в 945 г. мы узнаем, что многие его дружинники уже были христианами. Посетив Константинополь, княгиня Ольга приняла христианство. В 988 г. в г. Корсунь (Херсонес), в центре византийских владений в Крыму Владимир Святославович крестился. По возвращении в Киев князь крестил в реке Почайне киевлян и уничтожил языческих идолов. Христианство становится господствующей религией. Крещение остальной Руси заняло длительное время (более 100 лет).

 

Значительную роль в жизни государства стала играть православная церковь. В.О. Ключевский отмечал, что вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На Киевского князя пришлое духовенство перенесло византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Тесный союз светской и церковной власти сделался традицией русской истории. Церковь боролась за единство русских земель, выступала посредницей в княжеских междоусобицах.

 

Во главе русской церкви стоял киевский митрополит. Митрополитами в Киеве становились греческие епископы, которых присылал по своему усмотрению константинопольский патриарх. Из 20 митрополитов домонгольского периода только двое было русских. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Население платило налог в пользу церкви – «десятину». Церковь являлась крупнейшим феодальным собственником на Руси.

 

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских в целом. Христианство с его учением о божественной власти, укрепило авторитет великого князя киевского.

 

Значительным было культурное влияние христианской религии. Пришла иконопись, фрески, мозаика, резьба по камню. Благодаря болгарским просветителям Кириллу и Мефодию Русь, как все восточные и южные славяне, получила в IX в. письменность. Древнерусские монастыри стали носителями просвещения: в них возникло русское летописание, собирались библиотеки, культура хозяйства. Церковь положила начало русскому искусству, храмовой архитектуре, живописи. Начало развиваться национальное литературное творчество («Поучения Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве»). Христианство повлияло на нравы и мораль. Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

 

Княжение Рюрика, Олега, Игоря

               

 

               

 

Правление княгини Ольги

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!