Древнерусское право: источники и общая характеристика. Русская правда (создание, редакции, содержание, значение).

Тушканов И.В.,

Кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

 

Рабочий конспект для студентов[1]

 

Тема 02. Древнерусское государство и право (IX в. – начало XII в.)

 

План:

1. Формирование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.

2. Древнерусское право: источники и общая характеристика. Русская правда (создание, редакции, содержание, значение).

 

Волгоград 2020

 

 

Формирование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.

Славяне проживали на огромной территории всей Восточной Европы, в связи с чем произошло их разделение на восточных, западных и южных славян. Древнерусская народность сложилась на территории, населенной восточными славянами.

Социальную элиту славянских племен составляли военные вожди, служители религиозных культов (волхвы) и старейшины родов, входивших в племя.

Постепенно славянские племена объединяются в союзы, во главе с выборными военными вождями. Именно вожди получали основную часть военной добычи и даров, поступавших от побежденных племен. Но большую часть этих средств они передавали воинам своего отряда – дружинникам.

Постепенно военный вождь союза племен превратился в князя, чья власть передавалась по наследству, а его дружинники становились его советниками и помощниками. По мере углубления социальной дифференциации в союзах славянских племен все больше усиливается власть князя, что привело к образованию первых государств. Этот процесс занял период VII – IX вв.

В VIII в. началось образование древнейших восточнославянских государств (Ладога, Артания, Куявия, Славия) – предшественников Киевской Руси. Местонахождение Артании (Артаба) достоверно неизвестно, но, скорее всего это район Рязани; Куявия (Куяба) вероятно Киев; Ладога и Славия – территория Новгородской земли.

Кривичи, словени, чудь и меря (славянские и финно-угорские племена) в 862 г. пригласили – варяжского конунга (князя) Рюрика.

Независимо от того, кто являлись «варяги» (а на этот счет существует несколько мнений среди историков), важен сам факт приглашения Рюрика на княжение. Это означает, что, во-первых, было куда приглашать – древнерусское государство, по крайней мере, в Новгороде уже существовало. Во-вторых, правящая элита новгородских племен сумела пожертвовать своими эгоистичными интересами ради общегосударственных интересов. В-третьих, уровень социально-политического сознания большинства новгородских жителей был очень высок, если решение политической элиты о призвании Рюрика было принято практически без борьбы.

В 882 г. Новгородский князь Олег (родственник Рюрика, опекун его сына Игоря) захватил Киев, что согласно летописи стало началом образования Русского государства, контролировавшего основную часть великого торгового пути «из варяг в греки». В результате объединения Новгорода и Киева сложилось Древнерусское государство (Киевская Русь) в виде своеобразной федерации племенных княжеств. Во главе ее стоял Великий Князь Киевский, принявший титул «Какан», уравнивавший его с могущественнейшим правителем в Восточной Европе – Хазарским Каганом.

Власть Великого Князя Киевского основывалась с одной стороны на авторитете прежнего племенного вождя; с другой – на военной силе его дружины. За обеспечение внутреннего правопорядка и внешней безопасности правитель собирал с населения налог, размер которого не был четко определен.

Первоначально дружина была отрядом профессиональных воинов князя, но постепенно в ней выделяются три группы: 1) аристократическая прослойка, состоявшая из родственников Великого князя, представителей восточнославянской и иноземной племенной знати; 2) бояре («мужи») – наиболее опытные воины, приближенные к князю, а затем и их потомки; 3) младшая дружина («отроки») – военные слуги князя или бывшие дружинники подвластных князей.

В 912 – 945 гг. Великим князем Киевским был Игорь Рюрикович (ум. в 945 г.), ставший правителем Руси после смерти своего родственника и воспитателя Олега. В 913 г. он подчинил Киеву племена древлян и уличей.

В 944 г. Великим Князем Игорем был заключен договор Руси с Византией, в котором были перечислены послы от племенных князей и княгинь, что доказывает существование местных княжеских династий.

По мере укрепления центральной власти, Великие князья Киевские Рюриковичи (Игорь Рюрикович, его вдова Ольга, Святослав Игоревич) постепенно ликвидировали местные княжества, а их правители либо вошли в число великокняжеских бояр, либо были истреблены. Местное управление стали осуществлять представители Великого Князя из числа его родственников или бояр.

Игорь Рюрикович погиб в результате восстания древлян возмущенных попыткой второго сбора налога в 945 г. После его смерти Княгиня Ольга (вдова Игоря) провела первую на Руси налоговую реформу, установив точный размер налога (урок) и места его сбора (погосты); податной единицей стал двор.

В 980 – 1015 гг. Великим Князем Киевским был Владимир I Святославович (ум. в 1015 г.), победивший в междоусобной борьбе своих старших братьев. Он в 988 г. принял православие, провозгласив его государственной религией; ввел «десятину» – сбор в пользу церкви в размере 10 % доходов; провел налоговую реформу, установив в качестве податной единицы «плуг» (определенное количество пахотной земли). Полностью исчезли местные племенные княжеские династии.

Великокняжеская власть и в центре и на местах опиралась на военные образования, руководимые тысяцкими, сотниками и десятниками. При Владимире Святославовиче Киевская Русь вступила в пору расцвета, став одним из самых могущественных государств Европы.

Главой Древнерусского государства являлся Великий Князь Киевский. Ему принадлежала высшая законодательная власть и исполнительная власть, он был главнокомандующим и верховным судьей. В ведении Великого Князя находились также внешнеполитические отношения.

Престол (стол) Великого Князя замещался в порядке наследования, либо по принципу «старшинства в ряду» – старшему брату, либо по принципу «отчины» путем передачи власти старшему сыну (то есть по старшинству в семье).

Первоначально в Киевской Руси действовала «десятичная» система управления, основанная на прежней военной организации. Территориальным понятием (округом) являлась «тысяча», во главе с тысяцким. Он был руководителем вооруженных сил округа, осуществлял административную, судебную и финансовую власть. Тысячи делились на сотни во главе с сотскими (сотниками), а из местных жителей избирались десятские.

Постепенно, примерно в первой половине XI в. стала складываться дворцово-вотчинная система управления. Она состояла из придворных чинов: дворского (дворецкого), который ведал всем двором Великого Князя; конюшего, управляющего княжеской конницей; стольничего; чашечного и др., которые стали выполнять общегосударственные поручения Князя, выходившие за пределы их обязанностей при дворе. На этой основе стал формироваться весь центральный государственный аппарат: уже нет различия между органами государственного управления и управления личными делами Великого Князя. Всякий кто ведал какой-нибудь отраслью великокняжеского хозяйства или был просто княжеским слугой, мог осуществлять и государственные функции.

По мере усиления великокняжеской власти усложнилась и структура государственного аппарата. Наиболее близкие к князю бояре входили в Совет при Великом Князе, который играл значительную роль в управлении государства. Состав Совета не был постоянным, а его компетенция нигде четко не определялась. В него входили старшие дружинники, церковные иерархи и представители городов («старцы градские»). Советом рассматривались вопросы законодательства, управления, финансов, внешней политики. Постепенно Совет при Великом Князе становится относительно постоянным государственным органом, и в дальнейшем он стал основой будущей Боярской Думы.

Важную роль в управлении играло вече – общее собрание горожан. Первое упоминание в русских летописях о созыве вече (в Белгороде), как органа городского самоуправления относится к 997 г., но вероятно они собирались и раньше. На вече учитывались мнения широких слоев городского поселения. Как правило, оно состояло из взрослых жителей города, но на нем могли присутствовать и жители пригородов. Оно было верховным органом власти города, избирало должностных лиц, заведовало финансами, обсуждало законодательство. Вече большинства городов являлись органом местного самоуправления, но киевское вече кроме решения местных вопросов, рассматривало и общегосударственные проблемы. Оно могло оказывать реальное влияние на деятельность Великого Князя Киевского.

Органом местного крестьянского самоуправления была территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (распределение земельных наделов), административно-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Высшим органом верви являлся сход всех домохозяев, а текущей деятельностью руководил избираемый сходом староста.

Для укрепления власти на местах Великий Князь назначал местную администрацию в лице своих наместников. В городах направлял посадников, а в сельскую местность – волостелей, которые ведали административными и судебными делами. Под началом посадников долгое время были тысяцкие – остаток архаичной десятичной системы. Ведению посадника подлежала и прилегающая сельская округа. Посадник был представителем Великого Князя, с прибытием последнего в тот или иной город власть посадника прерывалась. Как правило, Князья назначали посадников из числа бояр. Так, Великий Князь Владимир «избрал мужа добры, смысленны и храбры, и раздал им грады». Посадникам были подчинены тиуны, вирники (сборщики вир), мечники, земцы, (судебные исполнители), мостники, городники, подъездные и другие. Судебная власть не была отделена от администрации и осуществлялась одними и теми же органами.

В тоже время старшие дружинники (бояре) получали за службу землю, превращая ее в наследственные владения (вотчины), обзаводились собственными дружинникам (детьми боярскими). От правящих князей бояре или монастыри получали так называемые иммунитетные права, т.е. освобождение от власти местных государственных органов и соответственно право управления, суда, взимания налогов в своих владениях. Они закреплялись в специальных княжеских грамотах. Тогда землевладельцы в собственных владениях сами создавали органы управления и назначали должностных лиц. В иммунитетных вотчинах судебную власть осуществляли сами землевладельцы.

В результате на Руси стали оформляться отношения сюзеренитета-вассалитета, которые ставили всех землевладельцев в положение служилых людей при Великом князе, чьей главной обязанностью стало несение военной или административной службы.

Между Киевскими и местными князьями составлялись межкняжеские договоры (крестоцеловальные грамоты). В них регулировались взаимные права и обязанности (главным образом военные и экономические), предусматривалась ответственность за нарушение договора.

В результате возник новый орган общегосударственного значения – съезд князей. Четкой регламентации деятельности съездов не было. Она зависела от конкретных условий, а состав участников определялся политическими задачами. Обычно на съезде вместе с князьями присутствовали высшие церковные иерархи (митрополит, епископы), бояре, богатые горожане. Такой состав позволял выносить достаточно авторитетные решения.

По инициативе Князя Владимира Мономаха в 1097 г. в г. Любече прошел общерусский съезд князей, где был установлен новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держит отчину свою». В результате Киевская Русь перестала быть единым владением всего княжеского дома Рюриковичей, а стала объединением отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеской династии. Установление этого принципа юридически закрепляло политическую раздробленность, разделение Русской земли на отдельные княжества. Власть Великого Князя Киевского становилась все более номинальной, и вскоре он стал всего лишь «первым среди равных». Отношения между князьями стали регулироваться существующими обычаями и заключавшимися соглашениями.

 

Древнерусское право: источники и общая характеристика. Русская правда (создание, редакции, содержание, значение).

Как и у других народов у восточных славян складывалось обычное право. По мере возникновения государственных образований некоторые обычаи отмирали, другие наоборот закреплялись и стали уже обеспечиваться силой молодого государства. Когда в 911 г. Князем Олегом был заключен договор Руси с Византийской Империей, в нем упоминался «закон русский». Вероятнее всего под ним подразумевались правовые обычаи восточных славян, хотя существует предположение, что это был некий письменный сборник законов Руси недошедший до нашего времени.

В 972 г. Великим Князем Святославом был заключен договор с Византией, в котором также упоминались некоторые правовые нормы, например, кровная месть, наказания за преступления, порядок регистрации товаров и сделок.

В 988 г. произошло официальное крещение Руси: Великий Князь Киевский Владимир принял христианство и объявил его государственной религией. Многие христианские нормы частично стали источниками права, прежде всего, Прохирон изданный в 879 г. в Византийской Империи. Он стал наиболее авторитетный источник права в средневековых православных странах, в том числе и в Киевской Руси.

Великий Князь Владимир I утвердил Церковный устав, в котором содержались нормы брачно-семейного права, устанавливались наказания за преступления против церкви, нравственности и семьи.

Крупнейшим памятником права Древней Руси является Русская Правда. Она была обнаружена русским историком князем В.Н. Татищевым в 1738 г. среди летописей, а также в различных, более поздних юридических сборниках. В настоящее время известно более ста списков Русской Правды, которые представлены в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые обычно как КП, ПП и СП).

Древнейшей редакцией (составлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1 – 18), Правды Ярославичей (ст. 19 – 41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43).

Пространная редакция, возникла не ранее 1113 г. и связана с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 – 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 – 121).

Сокращенная редакция появилась в середине XIII – XIV вв. из переработанной Пространной редакции и была распространена в основном в Северо-Восточной Руси.

Основными источниками Русской правды были: обычное право восточнославянских племен, решения судов, княжеские уставы, упоминание о которых находится в отдельных списках Правды. Также частично использовалось византийское право, воспринятое более всего Пространною Правдою.

Русская Правда являлась официальным законодательным актом, принятым светской, государственной властью. Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает.

Краткая Правда почти не содержит норм, касающихся гражданского права: из 69 статей списка лишь 5 статей, посвященных этой отрасли. В Пространной Правде гражданскому праву уделено значительно больше внимания.

Собственник по Русской правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты от посягательств. Объектами права собственности выступает значительный круг вещей – земля, скот, лошади, одежда, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.

Статьи Пространной правды устанавливают штрафы за нарушение земельной или бортной межи, причем не сказано, чья эта межа: крестьянина, общины или боярина. Значительная сумма штрафа за это показывает высокий уровень правовой защиты собственника.

Собственность, ее содержание и различные виды владения пока еще не имели специальных обобщенных терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владение.

Собственник имел право на возврат своего имущества их чужого незаконного владения на основе установленной процедуры. За причиненный вред назначалось возмещение. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства.

Субъектами права собственности могли быть только свободные люди. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и т.д.) несли в случае причинения убытков или истребления вещи ответственность перед третьими лицами в полном объеме, то есть, законодатель понимал, что право собственности определяется волей самого собственника.

Древнерусское право знало ряд форм земельной собственности: семейно-индивидуальную, общинную, княжескую (государственную).

Обязательства по Русской Правде возникали из причинения вреда и из договоров. При этом взыскание обращалось не только на имущество, но и на саму личность должника.

Русская Правда знает несколько видов договоров, при этом различается форма их совершения, способы взыскания за нарушения и т.д. В договоре займа объектом по закону могут выступать не только деньги, но и продукты (хлеб, мед). Были возможны три вида займа: обычный, бытовой заем; заем совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом (закупничество). В зависимости от срока займа предусматривались различные виды процентов (рез).

В Русской Правде упоминались договоры купли-продажи, хранения (поклажи). Передача на хранение товаров или имущества (поклажа) происходит без свидетелей (ст. 49 ПП).

Русская Правда знает также договор личного найма: наем тиуна (слуги) или ключника. Если человек нанимался без оформления специального договора, то он автоматически становился холопом, т.е. личнозависимым слугой.

Вероятно, что на практике существовало значительно больше видов договоров (мены, дарения и т.д.), но молодое государство не стремилось регламентировать все гражданско-правовые сделки.

Порядок заключения договоров по Русской Правде был простым. Обычно применялась устная форма с совершением определенных обрядов; обвязывание рук (т.е. обязательство), рукобития и т.п. В некоторых случаях требовались свидетели – послухи. Однако уже зарождалась и письменная форма заключения договора, так, например, о недвижимости.

Русская Правда знает также специальный договор займа между купцами, когда кредит предоставлялся для увеличения торгового оборота. Эта сделка основывалась на доверии, она не требовала присутствия послухов. В случае спора вопрос решался очистительной присягой кредитора (ст. 48 ПП.).

По древнерусскому праву можно выделить три вида банкротства: – случайное (должнику представляла кредиторами отсрочка в платеже); – неосторожное (на усмотрение кредиторов должнику либо представлялась отсрочка в платеже, либо его продавали в рабство); – злостное банкротство (влекло продажу должника в рабство).

Семейное право в Древней Руси первоначально развивалось на основе обычаев; например, существовало многоженство. Но с введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права, заимствованные из Византийской Империи: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказания за внебрачные связи, низкий брачный возраст (12 – 13 лет для невесты и 14 – 15 лет для жениха). Обязательным условием брака стало венчание, которое происходило в церкви.

Русская правда предусматривает передачу наследства как по завещанию (по «ряду»), так и без завещания, по закону («без ряда», по обычаю), а при необходимости и установление опеки. При наследовании по закону, преимущество имели сыновья умершего. Один из сыновей, обычно младший получал двор отца, что объясняется тем, что именно он, как правило, содержал престарелых родителей.

У бояр и дружинников наследовать землю могли и незамужние дочери, у крестьян (смердов) при отсутствии сыновей, надел поступал к верви или государству. Таким образом, земля в любом случае оставалась в общине.

Незаконные дети прав наследования не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с нею получали свободу. Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены, равно как и жена не имеет таких прав, однако вдова имела право управлять общим хозяйством до того, пока оно не будет разделено между детьми.

В ст. 103 ПП говорится, что часть имущества, выделенная матери, принадлежит только ей, а не детям. Мать в праве распоряжаться своим имуществом. Если она умрет, не оставив распоряжения («без языка»), то имущество идет к тому из детей, с кем она жила и кто ее кормил.

Частный характер права наиболее сильно проявился в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», то есть причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Таким образом, законодатель еще не осознает общественной опасности преступления. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась только в качестве физического лица, а не как олицетворение государства.

Объектами преступления по Русской Правде были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление и окончательное преступление. Закон намечал понятие соучастия, но еще не разделял ролей соучастников.

Субъектами преступления были все физические лица, но исключая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления Русская Правда ничего не сообщает. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Четко разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но законодатель уже знал понятие рецидива, то есть повторности преступления.

К преступлениям против имущества по Русской Правде относились разбой, кража («татьба»), уничтожение чужого имущества, угон, поджог, конокрадство, злостная неуплата долга. Выделялись различные виды татьбы: кража из закрытых помещений, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов. Строго охраняя частную собственность, закон разрешал безнаказанное убийство вора, застигнутого ночью в доме или дворе во время татьбы.

Как преступление расценивалось незаконное пользование чужим имуществом (самовольная езда на коне, укрывательство беглых холопов, присвоение утерянного коня, оружия, одежды).

Древнейшей формой наказания по Краткой правде являлась месть злоумышленнику со стороны потерпевшего или его родственников, но более поздними редакциями Русской Правды она отменяется.

Высшей мерой наказания в Пространной Правде являлся «поток и разграбление», назначаемый только в трех случаях, — за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП) и конокрадство (ст. 35 ПП). Это наказание подразумевало конфискацию имущества в пользу общины и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство, либо изгнание из общины.

Следующим по тяжести видом наказания была «вира» — штраф, который назначался только за убийство и поступал в княжескую казну. Родственникам убитого уплачивалось «головничество», равное вире. Вира могла быть одинарная (40 гривен) за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен) за убийство «княжеского мужа» (ст.19, 22 КП, ст. 3 ПП). Такая разница объясняется тем, что княжеские мужи (вирники, мечники, тиуны), часто являясь великокняжескими холопами, выполняли административно-финансовые функции и, следовательно, довольно часто рисковали жизнью. Поэтому, совершенно естественно, что государство стремилось обеспечить законодательную защиту своих служащих. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры» (20 гривен – ст. 27, 88 ПП).

Существовал также особый вид виры – «дикая» или «повальная», которая налагалась на всю общину. Русская Правда устанавливает порядок выплаты вервью дикой виры. Дикая вира (возможно, от слова «дикий» – чужой, то есть вира за чужую вину) — штраф, который платят сообща члены верви за убийство, происшедшее на ее территории, когда убийца неизвестен или вервь не хочет его выдавать. Законом установлено, что вервь имеет право платить дикую виру в рассрочку. Размеры виры – 40 и 80 гривен – очень значительные суммы, равные стоимости стада из 50 и 100 коров, которые составляли, вероятно, немалую часть собственности, принадлежавшей членам общины в целом. Государство было согласно с выплатой дикой виры в рассрочку для сохранения существования такого коллектива и его финансовой способности.

Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом («продажей»), размер которого зависел от тяжести обиды (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, а потерпевший получал «урок» – денежное вознаграждение, равное продаже, а также возмещение ущерба (стоимость похищенного или стоимость лечения).

По уголовным и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются инициаторами всех процессуальных действий. При этом обе стороны в процессе даже назывались одинаково – истцами.

Русская Правда определяет две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела — гонение следа и свод.

Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник. Если след привел в селение, ответственность несла община. Если след терялся на дороге, то на этом поиск прекращался.

При необходимости потерпевший прибегал к закличу, то есть объявлял на торговой площади о пропаже, в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т. е. указать лицо, у которого он приобрел вещь. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника — сборщика торговых пошлин.

Русская Правда предусматривала определенную систему доказательств. Среди них главное место занимали показания свидетелей: видоков и послухов. Видоки — это свидетели, в современном смысле слова очевидцы факта. Послухи более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец, люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто давали характеристику той или иной стороне в процессе.

Впрочем, Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие между послухами и видоками. В применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием и т.д.).

Когда не хватало иных доказательств, применялся «божий суд»: испытания водой, железом или судебный поединок. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения.

Особым видом доказательства была присяга — «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по незначительным делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.

В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.

В Русской Правде указаны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого осужденному выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.

 


[1] Конспект подготовлен с использованием учебников: Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 800 с.; История государства и права России: Академический курс: В 2 т. /А.А. Стешенко, Т.М. Шамба. М.: НОРМА, 2014.; История России. ХХ век. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. - М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. - 608 с.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 706; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!