Организация католической церкви



Тема: «Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы»

Цель занятия: Сформировать целостное представление о расколе христианской церкви, военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.

Задачи занятия:

Образовательные: Сформировать знания о католической церкви в Средние века и крестовых походах;

Развивающие: уметь различать общие и отличительные черты развития православной и католической церквей, определять причины крестовых походов;

Воспитательные: развивать познавательный интерес к западноевропейской цивилизации в Средние века.

Тип занятия: освоения новых знаний

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход занятия:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

План

 1. Католическая Церковь в Средние века

2. Крестовые походы

3.Закрепление полученных знаний.

4.Домашнее задание.

Католическая Церковь в Средние века

После завоевания Римской империи германскими племенами католическим епископам приходилось выполнять не только церковные, но и гражданские функции управления, обороны, суда.

С распадом светской власти возникли монашеские ордена, вокруг которых сплачивались верующие. В VI веке в Италии возникла монашеская традиция, основанная св. Бенедиктом Нурсийским. Бенедиктинцам предписывалось заниматься ручной работой все время, которое не было занято богослужением. Главным был принцип «молись и трудись». Бенедиктинские монастыри стали центром христианской веры и развитой экономики. Однако в конце I тысячелетия в связи с общим упадком и хаосом в Западной Европе дисциплина в монастырях ослабла. И в это время началось новое движение в монастыре Клюни (Бургундия), ставившее своей целью возрождение духовной глуши и строгого выполнения бенедиктинского устава. Это движение охватило более 3000 монастырей в разных странах. Появились новые монашеские ордена. Орден уистерианцев, появившийся в это время, предписывал монахам постоянно хранить молчание (кроме времени богослужения).

В XI веке началось движение за укрепление дисциплины в Церкви, а также за освобождение от вмешательства светской власти. Эту реформу провел папа Григорий VII. Реформа была направлена против торговли церковными должностями, против браков священников, против назначения на церковные должности светскими правителями. Однако король Франции Генрих IV сам хотел назначать кандидатов на церковные должности и объявил о низложении папы Григория VII. В ответ папа отлучил короля от церкви. Это событие стало началом длительной войны между светской и церковной властью. Церковь настаивала на идее верховенства Римского папы над всеми остальными властями – духовными и светскими.

В XI–XIII веках начались крестовые походы, целью которых провозглашалось освобождение Святой земли (Палестины) от мусульман. Однако Четвертый крестовый поход завершился тем, что, не дойдя до Святой земли, крестоносцы завоевали и разграбили Константинополь – оплот Православного Христианства. Это подорвало репутацию Римской Церкви и вызвало еще большее отделение восточных христиан.

Во времена крестовых походов появились духовно – рыцарские ордена: тамплиеров, Иоаннитов, Мальтийский орден, Тевтонский орден.

В XII-XIII веках появились движения, отрицавшие церковную иерархию и требовавшие отказа духовенства от владения собственностью. В 1184 г. была учреждена инквизиция (лат. – расследование), задачей которой было обнаружение еретиков. Нераскаявшихся еретиков приговаривали к смерти, было разрешено применение пыток. Инквизиторы в своей работе допускали злоупотребления, а часто и жестокость. Погибло много невинных людей, в том числе национальная героиня Франции Жанна Д’Арк, которую потом католическая Церковь признала святой; Галилео Галилей, который за несколько столетий до официального доказательства утверждал, что земля – круглая; Джордано Бруно – итальянский философ, поэт и астроном, сожженный за свободу мышления о бесконечности Вселенной и множестве обитаемых миров.

В XIII веке появилось движение за восстановление ранних традиций Христианства и апостольской бедности. Сторонников этого движения называли нищенствующие ордены. Монахи этих орденов странствовали и проповедовали по всему миру. Испанский проповедник Доминик Гусман на юге Франции основал орден проповедников, который в дальнейшем назвали орденом доминиканцев. Они были известны своей образованностью и внесли большой вклад в богословскую науку.

В это же время сын богатого итальянского купца Франциск Ассизский раздал свое имущество бедным и основал орден меньших братьев (орден францисканцев). Св. Франциск стремился разделить жизнь самых бедных людей. Он восстанавливал храмы, ухаживал за прокаженными, проповедовал всюду и всем, даже волкам и птицам.

В XIV–XV вв. Произошло укрепление государственной власти в ряде стран Европы. Монархи сильных государств не хотели подчиняться Церкви, находившейся вне их государств. Первый удар нанес король Франции Филипп IV красивый. Он добился перенесения резиденции пап во французский город Авиньон, где она оставалась с 1309 по 1377 г. Этот период носит название Авиньонского пленения пап. Это привело к тому, что и в Риме, и в Авиньоне были свои папы, и с 1378 по 1417 годы католическая Церковь оказалась расколотой на две части.

Кроме того, некоторые папы периода Возрождения вели светский образ жизни, процветали роскошь и развлечения. Особенно печальную известность приобрел папа Александр VI (Борджиа), который оказывал покровительство своим родственникам в получении должностей, жил в роскоши и проводил время в развлечениях.

Организация католической церкви

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа, что по-гречески означает «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе этот титул носили епископы Карфагена и Рима. В 1073 г. папа Григорий VII заявил, что право носить титул «папа» принадлежит только римскому епископу. Однако в настоящее время в официальной номенклатуре слово «папа» не употребляется. Его заменяет выражение Romanus Pontifex (римский понтифик или верховный жрец), заимствованное из древнеримской религии. Это название отражает две основные функции папы: он является епископом Рима и одновременно главой католической церкви. Согласно тезису об апостольском наследии епископ Рима унаследовал все атрибуты власти, какие имел апостол Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов. Как Петр был главой церкви, так и его преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерархией. Этот тезис нашел окончательное выражение в принятом на Ватиканском соборе (1870) догмате о верховенстве папы.

Первых епископов Рима утверждал народ и духовенство с последующим утверждением избрания епископами соседних епархий. После этого избранный посвящался в епископы. В V в. начинается процесс исключения влияния светских лиц на ход выборов римского епископа, которые становятся прерогативой духовенства. Одобрение же избранного кандидата народом превратилось в чистую формальность. Однако еще долгое время на избрание папы оказывала влияние верховная светская власть. В 1059 г. папа Лев IX превратил избрание пап в дело только кардиналов. Раньше кардиналами назывались священники и диаконы приходских церквей, а в XI в. так стали именовать епископов римской церковной области. В последующие годы титул кардинала присваивали и другим церковным иерархам, однако с XIII в. он становится более высоким, чем титул епископа.

С XIII в. были ужесточены требования к процедуре выборных совещаний. На время проведения выборов кардинальскую коллегию стали изолировать от окружающего мира. Закрытые на ключ (отсюда происходит название конклав — лат. «под ключом»), кардиналы обязаны были быстро завершить выборы нового папы, в противном случае им грозило ограничение пищевого рациона. Было введено требование сохранять в полной тайне ход конклава. Избирательные бюллетени предписано было сжигать в специальной печке. Если выборы не состоялись, то к бюллетеням подмешивали влажную солому и черный цвет дыма извещал собравшихся перед собором об отрицательном результате голосования. В случае избрания к бюллетеням подмешивали сухую солому. Белый цвет дыма говорил о том, что новый папа избран. После избрания глава кардинальской коллегии убеждался в том, что избранный согласен занять трон, а затем ему присваивали новое имя согласно его желанию.

Папа осуществляет свою власть при посредстве комплекса учреждений, называемых папской курией. Название «курия» происходит от латинского слова curia, которое означало резиденцию городских властей Рима на Капитолии. Кроме курии, в настоящее время существует два совещательных органа при папе: кардинальская коллегия и синод епископов, созданный после II Ватиканского собора в 1970 г.

Официальные документы, принимаемые папой, называются конституциями или буллами. Ко второй группе документов относят бреве или постановления частного характера. Важнейшие документы носят название «декреты». В 1740 г. появилась первая энциклика. Некоторые документы скрепляются специальной печатью, называемой «перстнем рыбака», так как на нем выгравирована фигура Петра-рыбака. Папа пользуется правом награждения рыцарскими орденами за заслуги перед церковью.

Папа является не только духовным наставником, но и руководителем города-государства Ватикан, которое возникло в 1929 г. в результате Лютеранских соглашений с правительством Муссолини. Цель церковного государства заключается в обеспечении независимости папы и католической церкви от светских властей, беспрепятственном его сношении с епископами и верующими всего мира. Территория Ватикана составляет 44 га и находится в Риме. Ватикан обладает символами политического суверенитета — флагом и гимном, жандармерией, финансовыми органами, средствами связи и массовой информации.

Крестовые походы

Так называют серию военных акций европейского дворянства в эпоху развитого Средневековья. Крестовые походы происходили в 1096–1270 гг. Эпоха крестовых походов занимает в истории почти два века.

Причины крестовых походов

Главной причиной крестовых походов было отвоевание гроба Господня (рис. 1), Святой земли, которая находилась в руках «неверных», то есть мусульман. В VII веке территории Ближнего Востока вместе с Иерусалимом попали в руки арабов. Во второй половине XI века, когда начинаются крестовые походы, арабов в этом регионе сменили турки-сельджуки, которые также имели мусульманское вероисповедание.

Рис. 1. Храм гроба Господня в Иерусалиме

Почему именно в конце XI века началось столь мощное движение крестоносцев? Ведь к этому времени арабы уже достаточно давно владели этими святынями, в Европе это вызывало недовольство, но к Крестовым походам никто не призывал.

Многие историки считают, что Первый крестовый поход, а также все последующие имели демографические причины. Европа в конце XI века сталкивается с проблемой перенаселения. Доказательством этого становится тот факт, что основная масса крестоносцев происходила из тех районов, где в Европе наблюдалась наибольшая плотность населения: Северная Франция, Южная Италия, западные районы Германии. Те районы, которые не имели такой проблемы перенаселения, тяги к походам в Палестину не испытывали. Еще одним доказательством этого демографического фактора, влияющего на крестовые походы, является тот момент, что после начала крупномасштабных эпидемий в Западной Европе Крестовые походы постепенно прекращаются. После знаменитой эпидемии чумы 1348 года в Европе о крестовых походах уже не было и речи. Когда Европа вновь вступает в период относительного благополучия, когда вновь увеличивается количество населения, то основная масса походов будет направлена уже не на Восток, а на Запад, начнется эпоха Великих географических открытий.

Крестовый поход бедноты

В Крестовом походе бедноты, предшествующем Первому крестовому походу, принимало большое количество бедных и малоимущих жителей европейских регионов. Это связано с тем, что последние годы перед крестовым походом были годами засухи и неурожая в западных европейских странах. Походы оказались направлены на Восток потому, что паломники, возвращавшиеся из Иерусалима, рассказывали о несметных богатствах, которые были на Востоке.

Еще одним фактором стало стремление римско-католической церкви распространить свое влияние на восточное Средиземноморье. В 1054 году произошла Великая схизма – раскол между католической и православной церковью. В крестовых походах католики видели возможность распространить свое политическое, экономическое и идеологическое влияние на новые территории.

Повод к крестовым походам дала Византия. Турки-сельджуки перешли в активное наступление на византийские территории, они захватили Сирию, Палестину и Ливан, а в 1071 году византийская армия была разгромлена в битве при Манцикерте. В результате византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой оказать ему помощь в борьбе с турками-сельджуками. Турки-сельджуки своей столицей сделали город Никею на азиатском побережье Босфора, недалеко от города Константинополя. Также они договорились с печенегами о совместных действиях против Византии. В результате Константинополь мог пасть под ударами таких объединенных сил. Алексею Комнину не хотелось призывать на помощь западноевропейское рыцарство, но в данной ситуации другого выхода не было. Католики очень внимательно отнеслись к этой просьбе, ведь она отвечала их собственным интересам. В результате в ноябре 1095 года на Клермонском соборе папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в крестовый поход и отвоевать гроб Господень.

Речь папы римского встретила большое воодушевление. Как говорилось выше, католики жаждали богатств. В считанные недели после призыва папы Урбана II в разных районах Европы стали создаваться отряды людей, которые были готовы отправиться в поход. Они нашивали на свою одежду кресты, по этим крестам их стали называть крестоносцами, а сами походы – крестовыми (рис. 2).

Рис. 2. Крестоносцы

Дворяне тоже собирались участвовать в крестовом походе, но для этого необходимы были деньги, вооружение. А беднота в таких приготовлениях не нуждалась. По призыву французского священника Петра Пустынника во Франции собирается толпа в несколько десятков тысяч человек. Историки считают, что общее количество крестоносцев доходило до 80 тысяч. Но все они до Константинополя не дошли. Около Константинополя собралась армия примерно в 40 тысяч представителей первой волны крестоносцев. Их поход принято называть Крестовым походом бедноты. Беднота вызывала серьезные опасения у тех стран, через которые они проходили. По обычаям эпохи Средневековья крестоносцев-паломников должны были кормить за счет тех территорий, через которые они проходили. Но снабдить пищей и всеми необходимыми средствами передвижения 80-тысячную армию было невозможно. Поэтому участники Крестового похода бедноты нередко воспринимались как разбойничья толпа. Эти люди вынуждены были грабить для того, чтобы обеспечить себе минимальное пропитание. Когда крестоносцы дошли до Константинополя, выяснилось, что вместо 80 тысяч до города дошло около 40.

Византийский император Алексей Комнин понимал, что это сборище представляет собой не армию, а сброд, который не сможет противостоять войскам турок-сельджуков. Он не хотел переправлять этих людей через пролив Босфор, но когда понял, что они грабят в городе, бесчинствуют, приносят один беспорядок, то принял решение о том, чтобы они были переправлены на восточный берег пролива Босфор и отправились туда, куда они пожелают. В результате около 30 тысяч человек благодаря судам, которые предоставил византийский император, оказались на азиатском берегу.

Однако путь армии оказался недолгим и бесславным. Не дойдя до столицы турок-сельджуков Никеи, крестоносцы оказались разгромлены войском турок, которое напало на них и истребило большую часть людей, надеявшихся дойти до Святой земли. Считают, что спаслось лишь около 1000 человек, среди них был Петр Пустынник, благодаря проповедям которого эти люди отправились в поход. Так кончился Крестовый поход бедноты, которой не удалось дойти до Святой земли.

Первый крестовый поход, 1096–1099 гг.

Первый крестовый поход проходит в 1096–1099 гг. (рис. 3). Пока беднота шла к Константинополю, европейские феодалы готовились к новому походу. В результате крестоносцы отправились в Константинополь сразу по нескольким направлениям. Войска из северной Франции вел Гуго Великий (Гуго Вермандуа), Готфрид Бульонский вел войска из центральной Франции, жителей Италии вел Боэмунд Тарентский, людей из южной Франции вел Раймунд IV, тех, кто пожелал принимать участие в походе из северо-западной Франции, вел Роберт Нормандский. В результате около Константинополя армии были объединены. Такая армия, гораздо лучше подготовленная и лучше вооруженная, представляла собой серьезную силу. Крестоносцам в ходе первого Крестового похода удалось отвоевать большую часть современной Палестины, а в 1099 году захватить Иерусалим и провозгласить создание там Иерусалимского королевства.

Рис. 3. Первый и Второй крестовые походы

Главная цель крестовых походов – освобождение гроба Господня – была достигнута. В результате на территории Палестины и прилегающих землях Ливана и Сирии было создано несколько государств, которые получили название государства крестоносцев на Востоке. Главную роль играло Иерусалимское королевство, первым правителем которого стал Балдуин Бульонский. Это государство должно было воплощать в себе идею христианского господства в Иерусалиме и над всеми святынями в Палестине, но Иерусалимское королевство оказалось не единственным, существовали и другие государства: графство Триполи, княжество Антиохия, графство Эдесское (рис. 4). На этих землях европейские рыцари насаждали те же порядки, которым они привыкли следовать во Франции, Германии, Великобритании. Там существовала такая же система социальной иерархии, как и в европейском средневековом обществе.

Рис. 4. Государства, основанные крестоносцами в результате Первого крестового похода

Турки-сельджуки не смирились с потерей таких важных территорий. Мусульманский мир быстро консолидировался и сумел создать новую, боеспособную армию. Государства крестоносцев стали сжиматься: в 1144 году было потеряно графство Эдесское.

Второй крестовый поход, 1147–1149 гг.

Все это стало поводом очередных настроений в Европе, связанных с идеей крестовых походов. В 1147–1149 гг. французский король Людовик VII и германский император Конрад III отправились во Второй крестовый поход. Этот поход оказался неудачным. Германская армия была разбита турками, а французская безрезультатно осаждала Дамаск. В результате подобные крестовые походы превращались лишь в декларацию о намерениях, чем в реальные действия.

После Второго крестового похода в мусульманском мире происходит очень важное событие: на территории Египта было создано новое мощное государство, правитель которого, Саладин, мог создать огромную боеспособную армию и перейти в контрнаступление. В результате ему удалось отвоевать у крестоносцев Иерусалим.

Третий крестовый поход, 1189–1192 гг.

Через 2 года после захвата Иерусалима войсками Саладина, в 1189 году, начался Третий крестовый поход. Британские войска возглавлял король Ричард I Львиное Сердце (рис. 5), германские войска возглавлял Фридрих I Барбаросса (рис. 6), а французские – король Филипп II Август (рис. 7). Но этот поход не увенчался успехом. Поход завершился в 1192 году со скромными результатами.


Рис. 5. Английский король Ричард I Львиное Сердце

Рис. 6. Фридрих I Барбаросса


Рис. 7. Филипп II Август


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!