Особенности периода, основные занятия и навыки древнейшего человека, находки археологов:

Тема: «Люди эпохи палеолита»

1. Цель занятия: закрепить представление о людях эпохи палеолита.

2. Задачи занятия:

Образовательная: изучить природное и социальное в человеке и человеческом сообществе эпохи первобытности. Проследить выделение древнего человека из животного мира и его расселение по планете, распределение социальных функций между полами. Познакомить с мировоззрением первобытного человека и возникновение религиозных верований и искусства.

Воспитательная: поддерживать интерес у учащихся к изучению истории, формировать чувство гордости за людей, причастных к преобразованиям.

Развивающая: развитие навыков анализировать, обобщать, делать выводы, выделять главное.

3. Тип: занятие-обобщение.

4. Ход занятия:

Вспомните:

1. Наиболее распространенные гипотезы происхождения человека.

2. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор?

3. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

5. Объяснение нового материала:

План

1. Условия жизни первобытных людей.

2. Родовая община.

3. Достижения людей в период позднего палеолита.

4. Первобытная религия и искусство.

5. Стоянки палеолита на территории Луганщины и России.

1. Условия жизни первобытных людей.

Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.

От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

2. Родовая община.

Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появиласьэкзогамия — запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

3. Достижения людей в период позднего палеолита.

Поздний па­леолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.

Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня — нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).

Была изобретена копьеметалка — дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 — 3 подобных жилища.

Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.

Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.

4. Первобытная религия и искусство.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции, отрезали поврежденную руку или ногу.

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил — духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную  связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на богов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — не­больших (5—15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

5. Стоянки палеолита на территории Луганщины и России.

Доисторическая эпоха Луганского края начинается с нижнего палеолита, к которому относится серия местонахождений Среднего Подонцовья, расположенная в пределах Станично-Луганского и Краснодонского районов Луганской области у сёл Вишнёвый Дол, Макарово, Пионерское, Красный Деркул.

В ходе работ экспедиции Ворошиловградского областного краеведческого музея (А. Ф. Горелик, Т. Н. Клочко) в 1977 году при исследовании местонахождения Сиротино-IV, левый берег реки Уразовой (приток р. Оскол), найден морфологически раннепалеолитический массивный отщеп «с черепаховидной спинкой леваллуазского типа, покрытый молочно-белой патиной».

Вблизи села Демино-Александровка археологами были найдены 4 стоянки первобытных людей. Палеонтологические стоянки и найденные орудия труда относятся к памятникам граветтской культурной традиции; вероятно, к эпиграветту Восточной Европы, по версии его происхождения на основе восточного граветта в широком смысле. Отряд Северско-Донецкой археологической экспедиции под руководством М. И. Гладких в 1974 году открыл и обследовал 11 местонахождений у села Сиротино Троицкого района. Большинство из этих местонахождений датируется поздним палеолитом, часть имеет в составе коллекций находки более раннего мустье.

Схематическое изображение женщины обнаружено на сланцевой плитке с финальнопалеолитической стоянки Рогалик.

Рис.1.Половецкая каменная баба

Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.

Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет.

Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур.

К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 — 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежа­ли головами друг к другу мальчик 12— 13 лет и девочка 7 — 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча — мамонта. Остается загадкой, почему, эти удостоились такого пышного захоронения.

6. Подведение итогов:

Палеолит - древний каменный век (св. 2 млн. лет назад – 10 тыс. лет до н. э.).

Особенности периода, основные занятия и навыки древнейшего человека, находки археологов:

— заостренные камни, палка-копалка и дубина, ручные рубила, иглы, шилья, гарпуны, фигурки птиц и людей, музыкальные инструменты — трещотки из кости и бивня мамонта

— овладение умением пользоваться oгнем.

— резкое похолодание

— сложились основные расы людей: eвропеоидная, монголоидная и экваториальная (две ветви: океаническая - австралоидная и негроидная)

— родовой строй

— охота, собирательство

Текст № 1

Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от одного края которых отко­лоты мелкие кусочки. Человек, желая заострить край у камня, ударял по нему несколько раз другим камнем. Заостренным камнем можно было вырубить дубину и палку, разрезать шкуру животного, расколоть его кости.

Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека.

С помощью орудий труда люди добывали себе пищу. Заостренными палками и кам­нями они выкапывали съедобные корни и клубни расте­ний, личинки насекомых. С помощью этих же орудий труда люди разрывали норы небольших животных, оби­вали плоды с деревьев; они также искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называется собирательством - люди собирали то, что им давала природа.

Собирательство и охота были первыми занятиями человека.

Имея несовершенные орудия труда, древнейшие лю­ди не могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы истреблены хищниками. Поэтому они жили группами - коллективами, совместно добывали пищу и оборонялись от зверей.

В коллективах было по нескольку десятков человек (два-три десятка: большее число людей не прокормилось бы в одной местности). Коллективы не были постоянными. Люди сходились и расходились, как сходят­ся в стада дикие животные. Коллектив древнейших лю­дей называют человеческим стадом.

Десятки тысяч человеческих поколений сменяли друг друга. Благодаря труду и накопленному опыту жизнь людей изменялась: трудясь, они делали новые наблюдения над животными и растениями, совершенствовали свои тру­довые навыки. Сначала изменения происходили чрез­вычайно медленно. Потребовался почти миллион лет для того, чтобы древнейшие люди научились ровно обивать края у камня. Постепенно изменения в жизни лю­дей происходили быстрее и становились все более замет­ными.

Несколько сот тысяч лет назад люди стали изготовлять орудия труда правильной формы - ручные рубила. Для рубила люди выбирали камень твердый, но хорошо раскалывающийся; чаще всего им был кремень. Они изгото­вляли из камня также скребки, проколки, ножи. За­тем люди научились прикреплять острые каменные наконечники к древку - делать копья. Они пробивали толстую шкуру и глубоко вонзались в тело жи­вотного.

Раскалывая кости, люди заметили, что у осколков полу­чаются острые края. Они стали делать из костей иглы и шилья. 20-30 тысяч лет назад человек научился выре­зать из кости и рога гарпуны - зазубренные наконечники копий, застревавшие в теле животного.

Однако каменные орудия труда еще оставались для человека главными: только ими он мог обрабатывать камень, кость, рог и дерево.  

Важнейшим достижением paннeгo палеолита было овладение умением пользоваться oгнем (примерно 200-300 тыс. лет назад).

Древнейшие люди боялись огня, как боятся его дикие звери. В страхе бежали они от лес­ного пожара, вспыхнувшего от удара молнии. Еще страш­нее была огненная лава, разливавшаяся при извержении вулкана и все сжигавшая на своем пути.

Но люди поняли, что огонь может быть и верным дру­гом: он согревает в холодную погоду и защищает от хищ­ных зверей. Взяв огонь при пожаре или извержении вул­кана, люди разводили костры. Свирепые хищники не ос­меливались нападать на людей, собравшихся ночью у ярко горевшего огня. Они отступали перед человеком с пылающей веткой в руках. Мясо, запеченное на костре, было вкуснее и питательнее сырого.

День и ночь у костра дежурили люди, собиравшие хворост и подбрасывавшие его в огонь. Археологи нашли места, где костры горели сотни лет непрерывно. Если человеческое стадо переходило на новое место, оно несло тлеющие головешки. Угасание огня было страшным бед­ствием для человеческого стада.

Позднее люди, обрабатывая дерево, заметили, что при сильном трении одного куска сухого дерева о другой оно начинает тлеть. Так человек научился сам добывать огонь; разведение костра перестало зависеть от случайно най­денного огня.

С огнем и с более совершен­ными орудиями труда люди могли жить не только среди щедрой южной природы. Постепенно они заселили боль­шую часть Африки, Азию, Европу, а позднее проникли в Америку и Австралию.

Около ста тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали долгими и морозными. На се­вере Европы и Азии снег и лед не успевали растаять за короткое лето. Образовался громадный ледник - слой льда толщиной до двух километров. Медленно сползая с севера на юг, он покрыл земли, на которых находятся сейчас Киев и Волгоград, и все области, лежащие к севе­ру от них.

Южнее ледника расстилались тундры. Животные, при­выкшие к теплу, или погибли, или ушли далеко на юг. В долинах рек, по окраинам озер и болот, среди зарослей тростника и кустарников бродили стада мамонтов.

Текст № 2

Мамонт

Он был похож на слона, только гораздо массивнее, более пропорционально сложен и весь покрыт густой длинной шерстью. Издали мамонта можно было принять за движущуюся шерстяную гору.

Это были гиганты высотой до 3,5м и весом 5-6 тонн. Мамонты появились в Сибири свыше ста тысяч лет назад и вымерли около 10 тысяч лет назад.

Мамонты жили небольшими стадами по 12—15 особей. Иногда в стаде было 1-2 малыша. Днем мамонты разбредались на несколько километров, чтобы не мешать друг другу в поисках корма. К вечеру вновь собирались вместе на ночевку.

В самые жаркие месяцы, когда в воздухе появлялись тучи гнуса, мамонты старались держаться поближе к леднику. Они выходили в приполярные тундры, где было прохладно и куда не залетали насекомые.

Ближе к осени мамонты начинали обратный путь на юг. Они разбредались по широким поймам ручьев и речек, продираясь сквозь сплошные джунгли ивняка, ольхи и кустарников, поедая молодые побеги.

Хуже всего приходилось зимой. Выпадал глубокий снег, скрывающий травы, заносящий глубокими сугробами пойменные впадины. В это время мамонты вынуждены были обгладывать кору молодых деревьев, вырывать из-под снега побеги кустарников. Работа эта достаточно тяжелая, от нее стачивались и иногда даже ломались бивни. На замерзших болотах, не рискуя завязнуть в трясине, можно было найти высохшие на корню камыши. На открытых просторах степей, куда в обычное время мамонты выходили довольно редко, ветер сдувал снег, и в особенно трудное время можно было добыть прошлогоднюю траву. И все равно этого было мало. Во время длинных, снежных зим мамонты худели.

Взрослый мамонт съедал в день 300-400кг корма. Зубы мамонта похожи на большие терки. Такие зубы очень хорошо приспособлены для перетирания пищи. В каждой челюсти у мамонта всего по два зуба. От пережевывания пищи они постепенно стираются. В определенное время на смену им сзади начинают расти новые зубы. Они подпирают стершиеся, постепенно вытесняя их. Старые зубы выпадают и на их место становятся новые. В течении жизни у мамонта происходит шесть смен зубов. Три раза меняются молочные зубы, потом три раза коренные.

Передние верхние резцы — бивни не меняются так часто. В младенчестве у мамонтят есть молочные бивни всего несколько сантиметров длиной, они даже не видны на поверхности. Потом они выпадают и появляются уже настоящие бивни, которые растут всю жизнь. Бивни мамонтов гораздо больше, чем бивни современных слонов. У самых крупных самцов бивни могли достигать 4—4,5 м в длину и весили до 100-110кг.

Хобот у мамонтов, как и у других слонов, — это длинный нос, сросшийся с верхней губой. Он состоит из множества продольных и кольцевых мышц, покрытых поперечными складками толстой кожи. Благодаря им, хобот может сжиматься и растягиваться, а также извиваться, как змея. На конце его очень чувствительные складки-отростки. Хобот заменял мамонту руки, он мог делать самые разнообразные движения: поднимать с земли разные предметы, щипать траву и листья, обдирать кору, захватывать и гнуть небольшие деревья. У мамонтов очень короткая шея, он не мог опустить ее до земли, чтобы рвать траву. Если бы не хобот, мамонты не смогли бы питаться. Пил мамонт тоже при помощи хобота. Он набирал в носовые отверстия воду (до 10 литров за один раз), а затем выливал ее в рот.

Жир, который они нагуляли летом на сочных пастбищах, постепенно расходовался, животные слабели. Но наступала весна, появлялись на деревьях сочные почки, затем листья, снег постепенно таял, освобождая участки молодой травы. Мамонты вновь поворачивали к северу.

Огромные звери кочевали по необъятной Сибири с севера на юг и обратно, находя все новые места для кормежки и заходя в самые отдаленные уголки. Отдельные стада таким образом дошли однажды до Америки. В то время на месте Берингова пролива была полоса земли шириной до 2 тысяч километров. По ней мамонты добрались до Аляски, откуда расселились по Северной Америке.

Первобытные охотники очень хорошо знали нравы и повадки животных и придумали десятки самых разнообразных способов охоты

Охота на мамонтов — дело непростое. Убить такую громадину очень трудно. Плотную, несколько сантиметров толщиной шкуру трудно разрубить даже современным железным топором. А древние охотники были вооружены только каменными топорами и копьями с каменными наконечникам.

О том, чтобы открыто напасть на стадо или даже отдельного мамонта не могло быть и речи. Ведь мамонт одним движением могучего хобота может переломить человека пополам, а ударом ноги размазать его по земле как насекомое, а ведь он еще вооружен парой гигантских бивней.

Иногда охотники рыли огромную яму на мамонтовой тропе, в дно ее втыкали вертикально заостренные бревна. Яму прикрывали ветками и травой и устраивали засаду неподалеку.

Попав в ловушку, животное не могло оттуда выбраться и становилось не таким опасным. Раненого зверя можно было добить большими камнями и копьями. Правда, этот способ не везде можно было использовать.

Во многих местах Сибири в ледниковую эпоху земля в нескольких сантиметрах от поверхности промерзала, и вырыть яму было просто невозможно. В таких случаях люди научились строить на тропах завалы из заостренных бревен, которые подвешивались на деревьях или укреплялись на земле так, что начинали падать и заваливали мамонта, либо пронзали его острыми концами, если он проходил в этом месте. Раненое животное быстро слабело и становилось легкой добычей охотников.

Иногда люди устраивали большие облавные охоты. Они окружали стадо или отдельного зверя, затем одновременно поджигали траву, громко кричали, размахивая факелами, и двигались к стаду. Цепь охотников строилась так, чтобы в одном месте между ними оставался проход. Животные пугались, возникала паника, они бежали в ту сторону, где охотников не было. Именно там они находили погибель. В этом месте обычно находился обрыв, или небольшое болотце. Обезумевшие от страха животные падали с кручи или вязли в трясине и уже не могли выбраться. Такие облавы могли устраиваться и на мамонтов, но чаще так охотились на более мелких животных, живущих большими стадами — на бизонов, лошадей, сайгаков.

Мясо мамонта даже большим селением было невозможно, поэтому древние охотники сталкивали тушу в воду, засыпали песком и камнями, чтобы не унесло течением реки. Таким образом, можно было сохранить мясо до четырех месяцев.

Были и другие методы, например зверя можно было ранить отравленным оружием, можно было подкараулить слабое больное животное или отогнать от стада беспомощного малыша. Взрослого мамонта можно было ранить в наименее защищенное место, например, перерезать копьем коленное сухожилие.

Из длинных волос мамонта люди научились вить тонкие нити, которыми сшивали одежду, из них же плели прочные длинные веревки. Толстыми теплыми кусками шкур застилали пол своих домов, чтобы не мерзнуть зимой. Жир использовался для заправки ламп и светильников. Кости мамонта использовались для строительства жилищ, изготовления наконечников и стрел, ножей, копий и дру­гих орудий для охоты и труда, в качестве топлива для очагов.

Особенно ценился мамонтовыйбивень. Он очень хорошо поддается обработке. Из бивня изготавливались различные предметы и украшения. Палеолитические охотники в Сибири особенно любили вырезать фигурки птиц и небольшие женские статуэтки. (А Украинские археологи обнаружили даже древнейшие музыкальные инструменты — трещотки из кости и бивня мамонта).

Когда в 1970 – х гг. выкапывали котлованы для будущего цеха Братского алюминиевого завода, было обнаружено настоящее кладбище мамонта, шерстистого носорога, дикого быка, древне­го оленя и дикой лошади.

Охота давала людям не только пищу. Из шкур шили теплую одежду. Нитками служили сухожилия животных.

Первыми жилищами людей были пещеры, защищав­шие их от дождя, ветра и снега. На холодном камен­ном полу пещер расстилали шкуры. Пещеру приходи­лось отвоевывать у ее обитателей - огромных медве­дей или свирепых львов. У входа в пещеру горел ко­стер.

На равнинах люди строили хижины из костей и бив­ней мамонтов, из жердей и покрывали их шкурами жи­вотных. Археологи нашли в хижинах светильники - плоские камни с углублениями; горевший в них жир животных освещал, хотя и тускло, жилище.

К концу paннeгo палеолита (примерно 30-20 тыс, лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современною, кроманьонскою типа.

Современная наука не располагает бесспорными данными о непосредственных предках человека совpeменнoгo типа. В цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное звено.

Текст № 3

Расы людей

Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее наглядными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма черепа, развитость и форма волосяногo покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.

Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду "человека разумного" (Ното sapiens).

В число основных рас обычно включают eвропеоидную, монголоидную и экваториальная  (две ветви: океаническая - австралоидная и негроидная)

У монголоидов преобладают темные, прямые волосы, им свойствен специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами. Монголоиды проживали в Югo-Восточной, Восточной, Центральной и частично - Средней Азии, в Сибири, на островах Полинезии и в Америке.

Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, развитый профиль лицевогo скелета, выступающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан.

В качестве отдельной большой расы принято выделять также океаническую, представители которой проживали небольшими группами на обширной территории от Южной Азии до Австралии и Океании. Отличительный признак этой расы - сочетание нeгроидных и европеоидных черт.

К главным признакам негроидных рас принято относить темную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сложилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.

Большие расы отнюдь не однородны, так, например, для eвропеоидов севера типично преобладание светлых волос и голубых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы, так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мулаты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Cyдaне. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, 3ауралья и Средней Азии.

Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару - важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.

Совместный труд и борьба с хищниками, общий костер, развитие связной речи теснее сплачивали людей друг с другом. Ко времени появ­ления «людей разумных» человеческие стада преврати­лись в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом.

В каждом роде было по нескольку десятков человек - родичей, происходивших от общих предков. Они жили в одной большой пещере или в поселке, состоявшем из нескольких хижин.

Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, делали ору­дия труда. Женщины собирали съедобные растения, изго­товляли одежду из шкур, ухаживали за маленькими деть­ми, готовили пищу.

Найденные фигу­рки женщин свидетельствуют о большом уважении, которым пользовались женщины-матери. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага. Женщины представлены очень дородными, зрелыми. Обилие женских изображений, позволили ученым сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом.

При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои положительные результаты – потомки стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.

Изготовлением орудий труда, добычей и распреде­лением пищи, обучением юношей охоте руководили старейшины. Это были самые опытные и уважаемые ро­дичи.

Род был общиной - коллективом родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имуще­ство. Родовая община была гораздо прочнее и организованнее человеческого стада. Порядок жизни, при котором люди объединялись в стадо или родовую общину, называют первобытнообщин­ным строем.

Родовой строй - то же, что первобытное общество: коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имуще­ство.

6. Домашнее задание: Записать тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию.

Просмотреть урок на сайте «Российская электронная школа».

1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/406/

Просмотреть видеоролики на сайте youtube:

 

п/п Название видеоролика на сайте Ссылка на видеоролик
1. Палеолит - древнекаменный век https://www.youtube.com/watch?v=hUCksH0aldU
2. Первобытное общество (рус.) История древнего мира. https://www.youtube.com/watch?v=eA-KWMMkpgI&list=PLv6ufBUWdRi1vnXThTr2F1FHQaXIphDRO&index=4
3. Занятия первобытных людей (рус.) История древнего мира. https://www.youtube.com/watch?v=rrWp78msZVk&list=PLv6ufBUWdRi1vnXThTr2F1FHQaXIphDRO&index=3
4. Культура эпохи палеолита https://www.youtube.com/watch?v=NyRvhLi4qzg

По всем возникающим вопросам обращаться:


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!