Предпосылки и причины неолитической революции



Тема: «Неолитическая революция»

Цель: Создать условия для знакомства с процессом появления новых занятий в жизни людей и определить степень их влияния на образ жизни народов, способствующий переходу к производящему хозяйству.

Задачи:

1. Образовательная:

Охарактеризовать изменения, которые произошли в жизни человека в эпоху неолита, рассказать о занятиях и орудиях труда, проанализировать причины и последствия неолитической революции, объяснить причины распада первобытнообщинного строя.

2. Развивающая:

Развивать познавательную и творческую деятельность учащихся, умение самостоятельно добывать знания.

3. Воспитательная:

Развивать личностные качества учащихся, такие как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе; содействовать формированию активной жизненной позиции.

План

1. Понятие «неолитическая революция»

2. Предпосылки и причины неолитической революции

3. Открытия и достижения неолитической революции. Изменения в образе жизни

4. Результаты и последствия неолитической революции

Понятие «неолитическая революция»

Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей (присваивающее хозяйство) к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве (производящее хозяйство).

Неолитическая революция изучается сразу несколькими взаимосвязанными дисциплинами. Данная тема представлена в исторической и философской научной литературе. Материал, изложенный в учебной литературе, носит достаточно общий характер, а в многочисленных монографиях по тематике «Неолитическая революция» рассматриваются более узкие вопросы данной проблемы.

Основная причина столь пристального внимания к данной теме - огромное значение неолитической революции в истории человечества. Она привела к оседлости, значительному росту производительности труда с получением регулярного избыточного продукта и как результат - росту численности и плотности населения, общественному разделению труда, развитию социальной дифференциации общества, новых идей и взглядов. Всё это являлось предпосылками возникновения таких признаков цивилизации как города, государства, письменность.

Изменения в общественной жизни имели многочисленные последствия. Возросла роль мужского труда, который стал приоритетным по сравнению с женским домашним трудом. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже велось по отцовской, а не по материнской линии. Родовая община постепенно начала дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадали с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

Так более 10 тысяч лет назад появилось земледелие, а охотники и собиратели, кочующие за стадами диких животных и питающиеся главным образом их мясом, превращались в оседлых земледельцев и в пастухов-скотоводов. Этот глубинный сдвиг в образе жизни человека именуют «неолитической революцией».

Термин «неолитическая революция» был предложен в 1925 году молодым британским археологом Виром Гордоном Чайлдом (1892-1957) в книге «На заре европейской цивилизации», впоследствии одним из ведущих археологов XX века, профессором Эдинбургского университета, знатоком доисторических культур Европы и Переднего Востока. Археолог предложил термин по аналогии с марксистским понятием "промышленная революция". Он создал теорию доисторического развития под влиянием изменений окружающей среды и давления растущего народонаселения. Чайлд настаивал на материалистических предпосылках общественного прогресса. Несмотря на то, что многие его утверждения активно оспаривались, труды этого ученого внесли большой вклад в создание современной теории доисторического человечества. Революция, по его мнению, трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия, создав тем самым условия возникновения цивилизации, человека эпохи неолита.

Само же понятие «неолит» - то есть по-гречески «новый камень» - новый каменный век, ввел в научный оборот Джон Леббок (лорд Эвбюри, 1834-1913), в книге «Доисторические времена». Главной отличительной чертой неолита является сохранение значения каменных орудий труда при переходе от присваивающей к производящей форме хозяйства. Продолжая и развивая идеи Леббока, Чайлд объяснил, как произошел этот переход.

Учёные полагают, что первый человек - «человек умелый», или Homo habilis - произошёл от австралопитека. Человек умелый появился около 2 - 2,5 миллионов лет назад, древнейшие останки были обнаружены в Олдовайском ущелье в Восточной Африке. Он имел более крупный мозг и мог изготавливать простейшие каменные орудия труда.

С появлением этих орудий и связывают начало первобытной эпохи в истории человечества. Именно поэтому этот период называют каменным веком. По особенностям каменных изделий его делят на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век, и неолит - новый каменный век.

В период неолита люди начали они начали производить то, чего в природе до них не было, а именно: производить селекцию культурных растений и выводить новые породы скота.

Историком В.М. Бахтом были выделены общие признаки производящего хозяйства, переход к которому начал осуществляться в неолите:

оседлость;

создание и хранение запаса;

интервал в последовательности работ;

цикличность труда;

расширение спектра деятельности.

Кроме появления производящего хозяйства, революция включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Именно в ходе неолитической революции произошло становление экономических институтов производства, обмена и распределения.

Небольшие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, и, занимаясь земледелием - принципиально оседлым видом деятельности, когда в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей - радикально изменяли окружающую среду путем культивирования и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

В свою очередь, повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно.

Именно появление письменности является одним из признаков окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

В разных регионах планеты неолитическая революция происходила в разное время и с различной региональной спецификой. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время и независимо друг от друга в 7-8 регионах.

Принято выделять три древнейших первичных очага: Передняя Азия (территория современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании, где к 7-6 тыс. до н.э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство и появились первые города планеты (Чатал-Гуюк, Джармо, Иерихон); Мезоамерика (территория Мексики), где к концу 3 - началу 2 тыс. до н.э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса; территория Перу, где ко второй половине 2 тыс. до н.э. формируется экономика оседлого земледелия (культивирование маиса) при сохранении большого значения рыболовства.

Неолитическая революция в каждом из первичных центров протекала в течение 2-4 тысячелетий. Древнейший и мощнейший по своему влиянию центр происхождения земледелия и скотоводства сложился в Передней Азии, он дал человечеству пшеницу - главную пищевую культуру, а также всех основных домашних животных: коров, овец, коз, свиней и, в итоге,- древнейшие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья.

Постепенно новая производящая экономика начала распространяться из этих центров в окрестные регионы и перенимание уже накопленного производственного и социального опыта резко сокращало время перехода.

В современном мире отсталые народы, не пережившие неолитической революции, сохранились лишь в глухих уголках планеты с особыми природно-климатическими условиями.

Предпосылки и причины неолитической революции

Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику. Но охота и собирательство постепенно исчерпывали свои возможности - им на смену должен был прийти новый тип хозяйства. Эти и другие связанные с ними обстоятельства, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства.

Около 10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые повлекли за собой огромные последствия. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах. Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства - к производящей экономике, произошла «неолитическая революция».

Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия.

По мнению Чайлда, переход от добывающей к производящей экономике произошел на Переднем Востоке после окончания великого оледенения. Засухи, происходившие все чаще, заставляли людей и животных скапливаться в немногочисленных оазисах.

Жизнь в оазисах заставляла человека бережней относиться к природным ресурсам, заботиться об их воспроизведении. Нехватка мясной пищи побуждала жителя оазисов обратить больше внимания на собирание растительных продуктов, что, в конце концов, привело к одомашниванию растений - злаковых и бобовых.

Однако эта стройная теория не подтвердилась жизнью. Тщательные палеоклиматические и палеоботанические исследования 1940-1950-х годов показали, что на переднем Востоке в XII-VIII тысячелетиях до н.э. климат существенно не менялся и потому никаких особых оазисов, где бы протекала «неолитическая революция», просто не существовало. Кроме того, самостоятельные очаги неолитических культур археологи обнаружили далеко за пределами Переднего Востока - в долине Дуная, в Индокитае, в Японии, на островах Малайского архипелага, в Перу и Мезоамерике. Климатические условия в этих районах были различны, а признаки перехода от палеолита к неолиту во многом сходными.

По мнению видного теоретика археологии Роберта Дж. Брейдвуда «революция» была результатом «углубления культурной дифференциации и специализации человеческих сообществ».

Стремление человека к все более надежным источникам пищи постепенно привело его к одомашниванию растений и животных. Это в свою очередь способствовало появлению оседлых поселений, так как теперь не человек следовал за источниками пищи, а источники пищи были приближены людьми к местам своего обитания. А оседлая цивилизация, быстро развиваясь, породила разделение труда, город, государство, письменность.

Но опять же, в этой теории есть слабое место - постоянные укрепленные поселения «открытого типа» (то есть не в пещерах, а состоящие из специально построенных жилищ под открытым небом) предшествовали эпохе одомашнивания на 1-3 тысячи лет во многих местах Переднего Востока, на Дунае, в Японии.

«Имеется немало археологических памятников, указывающих на существование постоянных поселений без всяких признаков доместикации. Эти древние поселения как будто подтверждают мнение ряда ученых о том, что иногда постоянные поселения порождают необходимость в доместикации, а не наоборот» - отмечают современные американские исследователи.

Попытка создать «синтетическую теорию неолитической революции», предпринятая Кентом Флэннери в 1970-е годы, также не совсем удачна. По мнению этого археолога, рост населения заставлял отдельные группы людей все дальше уходить в суровые области, где одними собирательством и охотой тяжело было поддерживать существование племени. Именно там, по Флэннери, началась «неолитическая революция».

Согласно теории "холмистых склонов", одомашнивание началось горах Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены.

Теория "фиесты" допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых прорастала или размножалась в неволе.

"Демографическая теория" была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию, так как для того, чтобы кормить больше детей, местных ресурсов диких растений не хватало, и тогда их стали культивировать.

Теория "целенаправленной эволюции" рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошел специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.

Еще один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства.

Таким образом, ученые пока не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Но можно выделить основные причин, которые выделяются большинством авторов:

- истощение запасов природных богатств;

- повышение уровня знаний и появление новых орудий труда;

- наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!