Этнонациональные сообщества как субъекты и объекты политики



Изучение этнонациональных процессов требует определения и анализа основных этнонациональных общностей: этносов и наций. До 90-х годов в советском обществоведении генезис этнонациональных общностей ученые представляли следующим образом: род – племя – народность – нация – социалистическая нация. Что касается такой категории, как этнос, то она или вообще не упоминалась, или не делалось никаких различий между этносом и нацией.

В последнее время в зарубежной этнополитологии наиболее распространенная следующая точка зрения: все этнонациональные общности (род, племя, народность) выступают историческими типами этноса, а нация является высшей эволюционной точкой развития этноса на современном этапе человеческой цивилизации. Схематично это выглядит следующим образом. Этнос: род – племя – народность – нация.

Этнос это историческая сложившаяся на определенном территории устойчивая общность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры, языка, религии, психологического склада, самосознания и этнонимом (названием).

 

К признакам, отражающим системные свойства этноса, относятся: общность происхождения, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки. Причем ни один из перечисленных признаков не является самодовлеющим. Именно в совокупности они образуют определенную этническую культуру.

Важным признаком, элементом этноса есть общая историческая территория, где происходил процесс его становления и развития. Для этнической идентификации большее значение имеет символическая связь с территорией, чем реальный факт проживания на ней. В сознании членов этноса она воспринимается, прежде всего, как священная земля предков, выдающихся религиозных и политических деятелей.

К основным элементам этноса также относятся такие психологические и культурные явления, как историческая память, язык, религия и государство.

· Историческая память включает реальные факты, а также мифы, прежде всего, об общем происхождении этноса (например, современные греки считают себя потомками античной Эллады).

· С помощью языка, который постоянно обновляется, изменяя свою структуру, этнос передает из поколения в поколение свой исторический опыт, сохраняя самобытность и непрерывность.

· Религия, придавая нормам общей жизни этноса священное содержание, закладывает культурную основу этнической идентичности.

· Объединительную функцию выполняет государственное образование, которое путем войн мобилизует разные группы в единый этнос. Основным способом мобилизации этноса на военные действия был страх перед чужестранцами. Он имел наибольший эффект на уровне этносознания, поскольку проводил резкую границу между «мы» и «они».

Существует два способа формирования этноса: объединение и разделение. С одной стороны, этнос формируется путем объединения племен, городов-государств, с другой стороны – в результате раскола или этнического распада, где одна из этнических групп откалывается от основной и становится новой этнической общностью.

Этнос может изменяться, исчезать или обновляться. Полное исчезновение этноса возможно лишь в условиях геноцида и этноцида.

В современной этнополитологии существует подход к обозначению форм существования этноса:

· микроэтнос (человек) – например русский;

· мезоэтнос (часть этноса, которая пребывает в какой-либо отдельной стране) – русские в России или люди русского происхождения в других странах – российская диаспора;

· макроэтнос (этнос в целом) – весь русский этнос во всем мире;

· мегаэтнос (совокупность нескольких породненных этносов) – весь русский этнос вместе с украинским, белорусским, болгарским, польским, сербским и другими породненными этносами составляют славянский мегаэтнос.

 

Теории наций. Способы формирования наций

 

В этнополитологии выделяют пять основных теорий наций:

· политическая;

· психологическая;

· культурологическая;

· историко-экономическая;

· этническая.

Политическая теория наций: одним из основателем этой теории был голландский ученый Гуго Гроций (1583 – 1645), который обосновал основные ее положения в работе «О праве войны и мира» (1625 г.). Сторонниками этой теории Гью Сетон-Уотсон, Карл Дойч.

Суть теории: нация – это прежде всего, политическая общность, которая объединяет всех граждан одного государства независимо от их этнического или социального происхождения, культурно-языковых особенностей. Западные ученые такую общность часто называют «политической нацией» и определяют ее как образование, объединенное общим языком, общими символами, общей лояльностью по отношению к государству и его законам, общей волей, общими интересами и надеждами.

Психологическая теория наций: основатель данной теории французский философ и историк Эрнест Ренан (1823 – 1892). В своей лекции «Что такое нация?» прочитанной в Сорбонне в 1882 году, он утверждал, что нация – это душа, духовный принцип. Дальнейшее развитие теория получила в работах Отто Бауэра. Он видел в нации совокупность людей, связанных общностью характера на почве «общности судьбы». Близкую позицию к этой теории занимал известный русский философ Николай Александрович Бердяев, определяя нацию как единство исторической судьбы, а осознание этой судьбы и есть национальное сознание.

Суть теории: нация – это большая группа людей, объединенных общей национальной психологией, характером, солидарностью, волей, сознанием и другими чертами только лишь психологического характера.

Культурологическая теория: у истоков данной теории был Карл Реннер, последователями – Й. Г.  Гердер, М. Гесс, а также Ф. Гертц, К. Хейес и другие.

Суть теории: нация – это культурная общность, союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей.

Историко-экономическая теория: впервые ее обосновал немецкий социал-демократ Карл Каутский, выделяя в своей работе «Черты нации» четыре признака нации – общая территория, язык, экономическая жизнь, традиции.

Этническая теория: стала складываться в конце XVIII века; в начале 60-х годов ХХ века быстро набирает популярности в США, Канаде, чуть позже в Западной Европе, особенно в Англии. Наибольший вклад в развитие этой теории сделали: Г. Нильсон, М. Новак, Дж. Келлас и, особенно, Э. Смит.

Суть теории: нация формируется из одной этнической группы.

 

Нация – это историческое, динамичное, цивилизационное сообщество граждан, часто политическое или объединенное вокруг какого-то одного этноса, с национальным языком внутреннего государственного общения, как правило, собственной территорией, общими интересами, общей волей быть единым целым, общей национальной культурой, осознанием общности прошлого, настоящего и будущего и одновременно собственной самобытностью и общим названием.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!