Сознание человека как диалектическое соотношение объективной и субъективной реальности.



Лекция. Духовное измерение человеческого бытия.

 

План.

1.Теория отражения.

2.Сознание человека как диалектическое соотношение объективной и субъективной реальности.

3.Проблематика происхождения сознания. Роль социальных факторов в формировании сознания. 

4.Основные структурные компоненты сознания, сознательное и бессознательное. Язык и мышление. Проблема искусственного интеллекта.

Теория отражения.

   Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п. Эти духовные образы и формируют сознание. Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение».

   Отражение вообще, - это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга или, каким- то образом, реагировать на внешние воздействия.

   Простейшее отражение – это свойство любых объектов пассивно отзываться на внешние воздействия. Примеры: нагрев камня от солнечных лучей, отражение зеркалом каких-либо предметов и т.п.

   Информационное отражение –это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия. Например: растение уже не просто пассивно «регистрирует» лучи солнца (подобно «равнодушному» камню), а тянется к ним, идёт в рост под их воздействием.

    Высшей формой информационного отражения является сознание.

    Сознаниеэто свойство высокоорганизованной «мыслящей» материи (человеческого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах. Это субъективное отражение человеком объективного мира.

    Сознание есть особое информационное отражение, возникающее и развивающееся только у людей на основе их практически-преобразовательной деятельности.

    Исходя из сказанного, можно определить следующие аспекты сознания.

1.Онтологический аспект –(греч. Ontos – сущность, logos – учение). Сознание вторично по отношению к материи, производно от неё. Оно необходимо связано с материей, не может существовать без неё. Оно проявляется на особом уровне развития материи лишь у высокообразованных материальных образований, каким является человек.

2.Естественнонаучный аспект – он связан с раскрытием отношения сознания к мозгу. Как говорилось выше, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Однако оно не даётся человеку от природы вместе с мозгом. Мозг - лишь предпосылка сознания. Сознание – это функция общественного человека, а не функция мозга, как органа, данного человеку природой.Мозг и происходящие в нём процессы представляют собой основу человеческого сознания, материальное условие, без которого мыслительная деятельность невозможна. Но одного мозга для функционирования сознания недостаточно. Необходимо воздействие на него окружающего мира.

3.Гносеологический аспект раскрывает соотношение сознания с внешним миром. Сознание в этом смысле есть высшая форма психического отражения объективной реальности, субъективный образ объективного мира.

   Отражение действительности человеком осознанный процесс. Животные отражают внешнюю среду только соответственно своим биологическим потребностям, благодаря первой сигнальной системе, которая у животных единственная.

  Сознание человека характеризуется абстрактным мышлением, которое обусловлено наличием у него второй сигнальной системы. Сущностью её является отвлечение от действительности, обобщение, а формами – понятия, суждения, умозаключения.

4.Социально-исторический аспект раскрывает связь сознания с развитием трудовой деятельности человека и членораздельной речи. Сознание человека – продукт исторического общественного развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление, в связи с ним, членораздельной речи.

   Благодаря речи, мысли не только формируются, но и передаются и воспринимаются. Существование языка и сознания изолированно друг от друга невозможно.

 

Сознание человека как диалектическое соотношение объективной и субъективной реальности.

    В наиболее общем понимании субъективная реальность есть совокупность явлений, относящихся к субъекту, ко всему его психологическому состоянию. Субъективная реальность описывается такими понятиями, как идеальное, дух, сознание, идея. В последнее время получило широкое распрос­транение слово «духовность». Нередко идет речь о возрождении отечественной духовности и наци­онального самосознания.

   Сознание тесно связано с психикой человека, о которой часто говорят как о душевной жизни. Загадка человеческой души с давних пор привлекает внимание философов, в частности, в форме проблемы души и тела: насколько авто­номны в своем существовании душа и тело, оказывают ли они влияние друг на друга и если да, то что выступает определяющим. Ныне совокупность этих вопросов обозначается как «психофизическая проблема».

   Сегодня ясно, что комплекс естес­твенных наук, включая психологию и психофизику, изучает не душу, а физические явления, связанные в нашем теле с психическими процессами. Для естествознания «душа», «дух» - понятия, имеющие проблематичный характер. Для философии это одна из центральных проблем. И познание ее осуществляется с помощью понятий «дух», «идеальное», «сознание».

   Дух чаще всего понимается как совокупность всех функций сознания, сконцентрированных в конкретной личности. В известной мере дух выступает орудием сознательной ориентации человека. Нам понятна суть выражений «боевой дух», «вольный дух», «дух времени». Наряду с такого рода обыденным использованием понятие «дух» употребляется также для указания на некое запредельное явление, неподвластное чело­веческим ощущениям. Так, одна из заповедей Православия состоит в «стяжании Духа Святаго». По сути, дух и душа – религиозные понятия, но они вместе с тем непреходящие объекты философского исследования, позволяющие провести разницу между душевной жизнью и духовной жизнью.

   В христианстве дух есть действие Божией благодати, душа же рассматривается как вместилище духа. Поскольку дух есть жизнь, а жизнь раскрывается в опыте, следовательно, и дух познается только в опыте. Н. А. Бердяев в сочинении «Дух и реальность» подчеркивал: «Дух есть истина души, ее вечная ценность. В этом смысле дух имеет аксиологический характер, он связан с оценкой. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее до­стижение в человеке. Дух дает смысл действительности, а не есть другая действительность. Дух есть как бы дуновение Божье, про­никающее в существо человека и сообщающее ему высшее досто­инство, высшее качество его существования, внутреннюю незави­симость и единство».

   Наиболее общее определение идеального — это субъективный образ объективной реальности. Он является субъективным потому, что у каждого человека имеет индивидуальное выражение, и получает отражение как в формах сознания человека, так и в его деятельности. Идеальное понимается и как факт общественной, духовной, исторической деятельности.

     Исследовать сущность идеального достаточно сложно.

   Сознание потому и носит идеальный характер, что образы в голове человека не заключают ни одного физического, химического, либо другого материального свойства, именно поэтому сознание не может непосредственно восприниматься со стороны, даже при наличии самых совершенных приборов. Наука и теперь до конца не раскрыла механизм образования идеальных психических образов на базе нейрофизиологических процессов, однако, подход к решению этого вопроса дан современной философией.

   Идеальность образа состоит в том, что он не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических, биохимических процессов, которые происходят в мозгу. В процессе идеального отражения в структурах мозга кодируется информация о реальных объектах и процессах. Содержание этой информации, отвлечённое от мозговых процессов, и есть идеальный образ объекта. Следовательно, идеального не существует как самостоятельной, отделённой от материи субстанции. Вместе с тем, оно существует как содержание отражаемой и переживаемой человеком информации об объекте.

   Системообразующим понятием для субъективной реальности является сознание. В общих чертах сознание — это способность человеческого мозга к идеальному воспро­изведению действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведе­ния на разных его уровнях. Важнейшими элементами такого воспроизведения выступают знание, эмоции, воля.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!