Традиционная Китайская медицина

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Иркутский государственный медицинский университет»

 

 

 
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Заведующий кафедрой: доктор медицинских наук, профессор Гайдаров Гайдар Мамедович  

 

 


ДОКЛАД

на тему: «История медицины Древнего Китая»

 

     
 
Выполнили студенты 1 курса, 119 группы: Осипова Любовь, Лихачёв Иван Проверил преподаватель: Софронов Олег Юрьевич
г. Иркутск, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

1. История Древнего Китая…………………………......................................3

2. Философские основы Китайской медицины……………………….…….4

3. Строение человеческого тела……………………….……………………..5

4. Здоровье и болезни………………………………..……………………......6

5. Традиционная Китайская медицина………………………………...….....6

5.1. Иглоукалывание

5.2. Прижигание

5.3. Оперативное лечение

5.4. Массаж и лечебная гимнастика

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………..10

 


 

История Древнего Китая

     На протяжении тысячелетий в Китае развивалась культура, иероглифическая письменность: люди писали на бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, бронзовых сосудах, затем – на шелках и бумаге. Одновременно развивалась и медицина.

     Высокие горные хребты Тибета были непреодолимым препятствием и закрывали Китай от других стран Южной Азии и Ближнего Востока. Контакты Китая с западными странами начали устанавливаться лишь во II в. до н.э.. В период империи Хань при императоре У Ди открылась возможность товарообмена, был освоен Великий шелковый путь из Китая в Среднюю Азию. Этим же путем во II-III вв. н.э. в страну проник буддизм (из Древней Индии – через страны Средней Азии и Восточного Туркестана).

     Основные периоды в истории:

1) период Шань-Инь XVII-XI вв. до н.э. – формирование раннеклассового общества и государства Шань-Инь;

2) период династии Чжоу XI-III вв. до н.э. – стало много самостоятельных государств;

3) период империи Цинь 221-207 гг. до н.э. – страна объединена в единую Империю, началось сооружение Великой китайской стены;

4) период империи Хань 206 г. до н.э. – был принят закон империи, доминировала идеология конфуцианства, существовали феодальные отношения вплоть до XX века.

     Периоды врачевания:

1) период становления традиционного китайского искусства врачевания XVII-III вв. до н.э. – преобладала устная традиция китайской медицины (эмпирический опыт китайского народа);

2) период империи Хань (III в. до н.э.- III в. н.э.) - когда традиции врачевания записывались – Хроника Ханьской династии.

     Основными источниками изучения традиционного искусства врачевания Древнего Китая являются памятники медицинской письменности, летописи, данные археологии, памятники материальной культуры.

     Ши цзи – первые исторические записки (I в. до н.э.) из хроники династии Хань – метод чжень-цзю и пульсовой диагностики.

     Хунь фань – философия гармонии человека с Вселенной о пяти первоэлементах, из которых состоит человек и Вселенная.

     Хуанди Нэй цзин – трактат Желтого императора о внутреннем. Это трактат между мудрецом, врачевателем Ци-Бо и императором Хуанди – это беседа о взаимосвязи человека с природой о субстанциях ян и инь. Трактат состоит из 18 книг:

В 1-9 книгах «Су Вэнь» о структуре жизнедеятельности организма в связи с природой и Вселенной, о распознавании болезней и симптомов.

В 9-18 книгах «Лин Шу» - описывается древний метод чжэнь-цзю.

     В XII в. Лю Юншу (1120-1180 гг.) переработал трактак «Ней цзин». Было исправлено большое количество ошибок, сокращено число заболеваний с 1500 до 17 основных, число прописей с 700 до 371 и были убраны суеверия.

Философские основы Китайской медицины

     Представления древних китайских философов об окружающем мире и природе человека легли в основу их понимания здоровья и причин болезни. В трактате «Си цы чжуань» - единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции ян (Yang) и инь (Yin), которые неделимы и едины. Инь означало северный и теневой, нечто холодное и негативное, женское. А Ян – южный и солнечный, нечто позитивное и светлое, мужское.

     В трактате «Ней цзин» - ян претворяется в небе как субстанция, инь претворяется в земле, отсюда: ян – небо, солнце, подвижность; инь – земля, луна, покой. Ян рождает и трансформирует дыхание; инь – выращивает и формирует телесную форму.

    Взаимодействие и борьба этих начал порождает 5 стихий (у шин): вода, огонь, дерево, металл, земля. Из которых возникает многообразие материального мира: человек=> вода=> дерево=> огонь=> земля=> металл=> вода. Взаимное преодоление: вода тушит огонь=> огонь плавит металл=> металл разрушает дерево=> дерево – землю=> земля засыпает воду. Человек есть часть (небо – человек – Земля) и развивается в гармонии.

    Трактат «Лунь Хэн»– учение об анатомическом строении вещества. Врач Ван Чун боролся с суевериями, был против конфуцианского культа предков о бессмертии: - «Среди существ, несущих в своих венах кровь, нет таких, которые не умирали бы»; «Мёртвые не превращаются в духов и не могут причинить вред людям».

     Ценность человека – как существа рожденным небом и Землей в том, что у него есть способность к знанию.

Строение человеческого тела

     В китайской медицине к Инь относятся органы (цзан): сердце, лёгкие, печень, почки, селезенка, выполняющие функцию сохранения определенного вещества. К Ян относятся (фу): желудок, желчный пузырь, тонкая и толстая кишка, мочевой пузырь и 3 обогревателя[1]. Они опорожняются и ничего в себе не сохраняют.

 

Здоровье и болезни

     По традиционной философии здоровье – это результат равновесия начал инь и ян и 5-ти стихий (у шин).

     Болезни – это нарушение их правильного взаимодействия. Избыток – ян синдром, недостаток – инь синдром. На них действует эмоциональное состояние человека (гнев, радость, печаль, размышления, огорчение, боязнь и страх). Или же естественные причины (холод, ветер, сухость и сырость). Также на болезни влияет место проживания, на Юге в основном растительная пища, на Севере – животного происхождения (мясо, молоко), это нужно для поддержания энергии в организме. Отсюда и болезни соответствующие.

Традиционная Китайская медицина

     Чжень-цзю – терапия. Чжень – иглоукалывание, цзю – прижигание.

     Цы гун – дыхательные упражнения.

     Ань-мо – точечный массаж.

 

     В систему врачевания входит традиционная китайская гимнастика, лекарственная терапия, диета.

     Врач изучает 5 органов (цзан) и 6 органов (фу)=> определяет прямую и обратную последовательность циркуляции=> уточняет отношения между поверхностным и глубинным уровнями, между мужским и женским началами. Затем врач использует методы:

1 метод Сы-Чжень – осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного (ван);

2 метод Вэнь – прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов;

3 метод – подробный опрос больного;

4 метод – ощупывание (Че), исследование пульса[2] и давление на активные точки. Изучают пульс в 9 точках и различают 28 характеристик пульса (10 из них):

1) поверхностный,

2) глубокий,

3) редкий,

4) частый,

5) тонкий,

6) чрезмерный,

7) свободный,

8) вязкий,

9) напряженный,

10) постепенный.

     «Пульсовая диагностика связана с круговым движением крови в организме, в нем нет ни начала, ни конца» – философия мысли Древнего Китая из трактата «Ней цзин».

Иглоукалывание

     Цель иглоукалывания (Чжень-цзю) – найти жизненные точки и подвергнуть раздражению (укалыванию) для регуляции жизненных процессов, т.к. при той или иной болезни было нарушено равновесие между инь и ян. Через ян выходит избыток, через инь входит недостаток энергии. Таким образом, через иглоукалывание восстанавливается равновесие между субстанциями инь и ян.

     Для каждого заболевания имеются свои методики, учитывая сезон лечения (весна, лето, осень, зима).

     Применялись иглы:

- каменные и металлические,

- золотые и серебрянные,

- тупые и острые,

- трёхгранные (для венозной пункции),

- саблеобразные (для выведения гноя),

- длинные (для толстых мышц).

 

Прижигание

     Методы прижигания сигаретой:

1. близко к телу,

2. на малом расстоянии, между ними накладывалось лекарственное вещество,

3. сигарета закрученная вокруг иглы и зажигалась.

 

Оперативное лечение

     Был запрет на вскрытие человека (Религия Конфуцианства).

     Хуа То – хирург, знаток чжэй-цзю – основатель обезболивания при помощи лекарственных настоев. Средства: маф усан, мандрагора, применялись при переломах, во время операций на череп, грудную клетку, брюшную полость.

 

Массаж и лечебная гимнастика

    Ци гун – дыхательная гимнастика.

    У чин шин – лечебная гимнастика, массаж.

    Применялась игра, которая заключалась в подражании 5 зверям: аисту, обезьяне, оленю, тигру, медведю.

 

Древнекитайская мудрость медицины

     Из трактата «Ней цзин»: - «Настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».

     «Совершенномудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась, он приводит организм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет. Если же принимаешь лекарства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты – это очень похоже на рытьё колодца во время жажды, похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась…»

 

Вывод:

     Итак, в основе китайского врачевания лежит:

1) традиционная китайская философия – учение об окружающем мире и природе человека;

2) многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание).

Достижения медицины в Древнем Китае:

- исследование пульса,

- обезболивание,

- вариолизация[3] (для предотвращения распространения оспы).

     Научное наследие китайского врачевания имеет важное практическое значение для людей ныне живущим, для медицины современной и для нас – будущих врачей.

         

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник. – 4-е изд. – М.: Академия, 2005. – 98с.

2. Палош Ш. Китайское искусство целительства: Пер. с англ. – М.: Центрополиграф, 2003. – С. 30.

3. Трактат желтого императора о внутреннем: Пер. с древнекит. – М.: ООО «ЧИТРА», 2002 – С.35.

4. Вогралик В.Г. Слово о китайской медицине. – Горький: Кн. Изд-во, 1959. – С.23.


[1] 3 обогревателя – это системы поддержания внутреннего тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения, мочеотделения

[2] Основателем пульсовой диагностики является Бянь Чюэ

[3] Вариолизация – втирание в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул, девочкам в правую, мальчикам в левую ноздрю.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!