Анализ элементов музыкального языка.

Анализ на слух.

       Анализ на слух – одна из важных форм работы на уроках сольфеджио. Под умением анализировать мы понимаем умение слушать, запоминать и узнавать музыку. Слушая музыку, дети накапливают в памяти звуковые образы, учатся различать их и затем называть. Значение анализа на слух велико. Он служит развитию музыкальных способностей учащихся. Например, таких как: внутренний, гармонический, ладовый, тембровый слух, музыкальная память. Помогает в работе по специальности, в чтении с листа, при записи музыкального диктанта.

Задачи анализа на слух:

1. Воспитывать целенаправленное внимание.

2. Знакомить учащихся с новыми музыкальными явлениями, стилями, жанрами.

3. Развивать музыкальное мышление учащихся, их музыкальную память, слух.

4. Способствовать накоплению в памяти различных элементов музыкального языка, чтобы узнавать и определять эти элементы.

5. Учиться анализировать не только отдельные элементы музыкального языка, но и примеры из музыкальной литературы.

       Анализом на слух занимаются на всех ступенях музыкального обучения – в школах, училищах, вузах, при прохождении каждой темы. Причем, следует помнить, что любому теоретическому понятию, определению должно предшествовать слуховое впечатление, и оно должно быть ярким, эмоциональным.

       На уроках сольфеджио обычно используются 2 вида анализа на слух:

1. Целостный анализ, т.е. слушание и анализ музыкальных произведений или отрывков из них.

2. Определение на слух отдельных элементов музыкального языка.

 

Целостный анализ.

       Основная задача целостного анализа – научить слушать, эмоционально воспринимать музыку, понимать её и накапливать слуховые впечатления. Задача педагога – раскрыть перед детьми выразительную сторону музыкального примера, увлечь их, воспитать музыкальный вкус. А для этого надо уметь выбрать интересное произведение, правильно выстроить беседу об этом произведении. Исполнение должно быть художественным и выразительным.

        В целостном анализе очень важно, чтобы дети вместе с педагогом рассуждали об услышанном примере, могли дать характеристику музыке. Для того, чтобы получился интересный разговор, преподавателю необходимо заранее хорошо продумать какие вопросы он будет задавать детям. Если педагог хочет услышать от детей нужный ответ, он должен задать им точный, понятный и немного наводящий на нужный ответ вопрос. Разговор с детьми о музыке надо вести живо, эмоционально, суметь увлечь их этой музыкой, заинтересовать.

       Первое впечатление обычно охватывает весь пример в целом, его характер, настроение. Поэтому после первого проигрывания выясняется, что понравилось, каков характер музыки. Дети могут рассказать об образах, которые представили, напеть мелодию. Дома могут нарисовать картинку или придумать к услышанной музыке стихотворение, рассказ, танец.

       После обмена мнениями пример исполняется еще раз, и можно приступать к более подробному анализу услышанного. Теперь выясняется, какими выразительными средствами музыки композитор создает данный образ, характер, настроение. Педагог задает наводящие вопросы о жанре, ладе, структуре, темпе, ритме, динамике, штрихах, регистре, тембре и т.д. По мере надобности пример проигрывается еще или играется какой-то его отрывок, о котором идет речь. В каждом произведении обращается внимание на разные выразительные элементы музыки, так как в одних произведениях наибольшее значение может иметь, например, лад, темп, ритм, а в других очень важны штрихи, динамика, другие выразительные средства. И педагог должен уметь обратить внимание детей именно на те элементы, которые важны для этого произведения. Поэтому не надо, чтобы анализ был всегда одинаковым, схематичным. Ведь задача его не только закрепление теоретических знаний, а, прежде всего, воспитание музыкальности и вкуса. Автора и название произведения можно называть до или после прослушивания.

       Достаточно за год прослушать и проанализировать 10 – 12 произведений. Важно, чтобы дети их не забывали. Поэтому полезно обращаться к этим произведениям на последующих уроках при прохождении тем, при повторении пройденного материала. Можно вспомнить автора, название произведения, пропеть мелодию, простучать ритм и т.д. это будет способствовать развитию памяти и обогащению музыкального кругозора детей.        

Анализ элементов музыкального языка.

       Эта форма работы служит для накопления в памяти звучания отдельных элементов музыкального языка, что помогает детям при чтении с листа, при записи музыкального диктанта, в целостном анализе. Чтобы эта работа была эффективной, педагог должен помнить и соблюдать следующие правила:

1. Сначала эмоциональное, слуховое впечатление, затем теоретическое осмысление.

2. Идти всегда от наиболее общих признаков к частным деталям.

3. Чтобы учащиеся активно думали, разнообразить задания.

4. При анализе на слух чередовать контрастные элементы музыкального языка, чтобы не притуплялась острота восприятия (консонанс – диссонанс, мажорная окраска – минорная, тесный – широкий интервал, интервал – аккорд – гамма и т.п.).

5. По возможности, для определения на слух использовать не только фортепиано, но и другие инструменты.

6. Систематически повторять и закреплять пройденное.

7. Сначала коллективная работа, на более поздних этапах – индивидуальная проверка.

 

       В качестве материала для анализа на слух используются:

1. Звукоряды, гаммы в попевках.

2. Ступени лада.

3. Интервалы в ладу, цепочки интервалов.

4. Интервалы от звука: простые и составные, мелодические и гармонические, в разных регистрах.

5. Аккорды от звука: основной вид и обращения, в тесном и широком расположении.

6. Аккорды в ладу: с разрешением и без разрешения, в тесном и широком расположении.

7. Гармонические последовательности аккордов, от двух-четырех аккордов до периода.

8. Модуляции.

 

Звукоряды и гаммы лучше слушать в попевках, а не в поступенном движении, т.к. главная задача здесь – научиться слышать характерную краску лада. А при поступенном движении восприятие механистическое: отсчитывается ступень, которая звучит не так, как в натуральном звукоряде и определяется лад. Сначала дети учатся различать мажор и минор. Затем 3 вида минора и мажора. После освоения 3-х видов вводится определение ладов народной музыки, 2-гармонических ладов.

 

Работа со ступенями. С 1 класса следует вводить работу со ступенями лада. Сразу приучать детей к обозначению ступеней римскими цифрами. Работа со ступенями помогает детям научиться свободно ориентироваться в ладу, запоминать как ступени соотносятся друг с другом, накапливать в памяти обороты, готовит к записи музыкального диктанта. Записывать ступени лучше после настройки перед музыкальным диктантом. Педагог играет ступени 3 раза (знакомство – запись – проверка). В 1 – 3 классах в цепочке может быть от 3-х до 7 ступеней. В старших классах цепочка увеличивается до 10-12 ступеней. Полезно использовать в таких ступеневых последовательностях обороты, которые прошли раньше (для повторения); проходят сейчас (для закрепления); обороты из предстоящего диктанта или чтения с листа (чтобы облегчить их узнавание в диктанте или воспроизведение в чтении с листа); обороты, которые вскоре будут изучаться (для накопления слуховых впечатлений). С первых уроков следует приучать детей слушать цепочки ступеней оборотами.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!