Формула эффективного обучения



Мы с вами подошли почти к самому концу книги, а простое решение для педагогической задачи в сложных современных условиях так и не сформулировано. Я старался показать необходимость творческого, исследовательского подхода к обучению в церкви. Я также пытался набросать картины, которые вдохновили бы читателя и вселили бы в него надежду на то, что учебная деятельность церкви может быть поднята на качественно новый уровень.

Позвольте мне в конце привести исключительно простую формулу, которую можно применить в любой учебной ситуации. Я свел ее к четырем словам. Может быть, вам удастся подобрать слова получше, но эти четыре образуют цепочку, которая, как мне кажется, наиболее удачно описывает эффективный учебный процесс. Вот эти ключевые слова: пересечение, познание, выводы, и применение. Рассмотрим подробнее эту цепочку.

Для успешного обучения надо, чтобы изучаемые идеи, концепции, факты каким-нибудь образом пересекались с собственными интересами учащегося. Мы любим говорить о различных приемах для привлечения и удержания внимания. В конце концов все такие приемы сводятся именно к тому, чтобы задеть личные интересы. Еще более сильный эффект получается, когда изучаемая тема прямо касается насущных нужд человека. Мы всегда задаемся вопросами: "Что сегодня волнует наших учеников? Что они считают своей главной потребностью? А что на самом деле является их главной потребностью? Могу ли я помочь им осознать их реальные, а не мнимые, нужды? Какие события, происходящие в их окружении, я могу использовать с тем, чтобы повысить их заинтересованность в учебе? Каким кумирам и героям они поклоняются? Как. я могу помочь им посвятить это поклонение и преданность не временным идолам, а вечному и всевышнему Богу? Можно ли преподать эту тему так, чтобы в ней нашли свое отражение конкретные нужды и конкретный опыт этих моих учеников?" Таким образом, первая задача для методиста, писателя и учителя такова: То, чему мы учим, должно пересекаться с тем, что заботит и волнует учащегося. Если мы приняли гипотезу, что любая концепция, заслуживающая изучения, может быть в подходящей форме и без обмана представлена ребенку любого возраста, то мы должны также найти интеллектуально честный способ преподать концепцию так, чтобы было видно ее непосредственное значение для жизни нашего ученика.

Но предположим, что пересечение жизненных интересов нашего ученика и темы, которую мы изучаем, произошло, и молодой человек стоит в начале пути, двигаясь по которому можно сформировать верную и полноценную концепцию. Теперь ему предстоит труд познания и мы должны помочь ему в этом труде. Самые ценные знания — те, что добыты самостоятельно. Поэтому наша роль состоит в том, чтобы указать учащимся источники информации и предложить им самим дойти до верного решения путем выдвижения рабочих гипотез и предположений, проверки и уточнения их. Пусть они ищут информацию, обдумывают найденное, делают выводы и обобщения — тогда полученная в результате концепция станет для них их собственным открытием. Мы же будем руководить этим процессом, стараясь не давать готовых ответов.


Мы можем задать наводящие вопросы, помогая учащимся проверить полноту их гипотез, проверить, все ли источники информации использованы. Если они остановились на слабом или ошибочном решении, мы должны указать им на это с помощью дополнительной информации. Таким образом, познание является необходимой частью формулы учебного процесса, предполагающего освоение новой информации и формирование на ее основе концепций и рабочих принципов. Обратите внимание, насколько отличается то, что я предлагаю, от авторитарного подхода к преподаванию и от подхода, направленного на усвоение как можно большего количества фактических сведений. В то же время те материалы из Библии, которые привлекаются к изучению, используются максимально полно, при это подчеркивается их значение для нашей сегодняшней жизни. Таким образом, библейские материалы не преподносятся в виде набора историй, а представляются как поле для исследования, источник материала для построения жизненно важных концепций и принципов. Любой жизненный вопрос при внимательном рассмотрении приведет нас к необходимости самого серьезного изучения соответствующих разделов Библии. И, наконец, путь познания приведет к прозрению — к новым взглядам и новым убеждениям, выросшим в результате столкновения реальной жизни ученика и истины, открытой Богом. Прозрение — это не специальное действие; это результат пересечения жизни человека с Божьей истиной и процесса познания истины.

После того, как учащиеся встретились с некоторой новой концепцией и тщательно изучили ее, привлекая при этом все доступные источники, в качестве третьего шага необходимо сделать практические выводы, относящиеся к реальной жизни. Тут учитель может помочь, задавая соответствующие вопросы: "Какое значение имеет этот факт для нашей повседневной жизни? Как можно обобщить этот принцип?" В то время, как на этапе познания можно оставаться в рамках конвергентного мышления, извлечение практических выводов предполагает дивергентное мышление. Жить согласно христианским ценностям в условиях быстро меняющейся культуры возможно только если привлечь все свое воображение, всю интуицию и все творческие способности для того, чтобы применять незыблемые библейские принципы и заповеди к различным, часто непредсказуемым ситуациям.

После того, как сделаны практические выводы, остается перейти к применению этих выводов на практике. Мы находимся на опасном пути, если нас не заботит практическое применение каждого из наших уроков. Если мы останавливаемся на стадии познания, значит, мы просто накапливаем знания ради знаний. Если мы останавливаемся после того, как сделаны выводы, мы уподобляемся врачу, который поставил диагноз, но не собирается лечить. Каждый, кто занят в области церковного образования, должен спрашивать себя после каждой встречи с учениками: "В какой мере этот урок или это задание способствует тому, чтобы сделанные нами выводы вошли в жизнь моих учеников?" Неверно думать, что если наша задача преподавать нравственные истины, то мы не обязаны учить применению этих истин в реальной жизни. Если в результате наших занятий не меняется жизнь и поведение наших учеников, правомерно усомниться в том, что мы действительно учили их нравственным истинам.


Теперь, после того, как мы познакомились с формулой эффективного обучения, я покажу, как вошедшие в нее понятия связаны с другими концепциями, которых мы касались в этой книге и с некоторыми классическими представлениями о процессе обучения. Сначала я предлагаю вам ознакомится с моделью "Образование, которое меняет жизнь". После этого мы обсудим некоторые другие идеи, имеющие отношение к нашей теме.

Обратите внимание, что обучение начинается в тот момент, когда учащийся встречается с новой концепцией в своей жизни. Новая идея может возникнуть откуда-то извне или человек может прийти к ней в результате каких-нибудь произошедших с ним событий. Учащиеся делают наблюдения, исследуют факты, выдвигают и проверяют гипотезы и в конце концов приходят к новой точке зрения на действительность, к прозрению. Прозрение наступает только после того, как информация тщательно отобрана и классифицирована, построенные гипотезы и правила выверены и соотнесены с действительностью и со старыми взглядами на нее. С этого момента ученики должны жить с новым пониманием действительности. Если они честны, они должны сделать практические выводы из своих новых взглядов. Это неизбежно ведет к изменению в их поведении и в их жизни. Меняется само качество жизни. Когда это происходит, мы можем сказать, что они умеют применять то, чему научились.

Рассмотрим один пример: Предположим что я — типичный продукт американской культуры, ориентированной в основном на представителей белой расы. Недалеко от того места, где я жил в детстве, находилась резервация для индейцев. С самого раннего возраста я слышал, что индейцы ленивы, склонны к пьянству и что вообще это малоприятная публика. Это мнение закрепилось во мне даже раньше, чем я пошел в школу, задолго до того, как я начал задумываться о роли Иисуса Христа в моей жизни. Может быть, я даже уже обратился ко Христу, но мое мнение об индейцах остается прежним. В церкви, которую я посещаю, ничто не напоминает мне об индейцах, разве что миссионеры, рассказывая о жителях Индии, упоминают о том, что их ни в коем случае не следует называть "индейцами"-. Индия далеко от меня, люди там живут в ужасающей бедности и нуждаются в милосердии. Но тут вдруг я сталкиваюсь с проблемой. Мирное течение моей жизни нарушают слова: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, ... от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли". (Деян 17:24-26). В этих словах отражена животрепещущая идея, являющаяся одним из постулатов христианской веры: Бог считает всех людей представляющими огромную ценность и мы, христиане, тоже должны признавать их таковыми. Это не согласуется с моими прежними убеждениями и с моим поведением в жизни. В конце концов я вынужден пересмотреть их. Я должен принять, что Бог любит этих индейцев, живущих рядом со мной. И я, являясь представителем Иисуса Христа, должен показать своими действиями Его любовь и направить свою энергию на то, чтобы помочь им в их нуждах.


Когда наступает момент прозрения, я встаю перед вопросом о том, как применить в жизни свои новые убеждения. Я пришел к этим убеждениям на основе своего опыта и размышлений. Раньше я не дружил ни с кем из индейцев; теперь так быть не должно. Я никогда не пытался взглянуть на вещи с точки зрения индейцев — на историю, на культуру, на нравственные ценности; теперь это входит в мою задачу.

На каждой ступени обучения я должен решить, двигаться ли мне дальше. Но ни одно из этих решений не имеет большего значения, чем последнее. Буду ли я действовать в соответствии с убеждениями, которые сложились у меня к настоящему моменту? Применение новых убеждений в жизни — это критерий эффективности обучения; это также задача учащегося на всю оставшуюся жизнь.


На схеме нашей модели указано, что верхняя часть представляет собой индуктивное мышление. С помощью индукции мы начинаем исследовать убеждения, чувства, поступки, вопросы так, как они представляются нам на данный момент. Но мы привносим нечто, что должно привлечь внимание учащихся к определенной проблеме. Сначала они попытаются решить проблему используя имеющиеся у них средства — их идеи, эмоции, привычки. Однако по мере поступления новой информации и дополнительных вопросов ученики вовлекаются в процесс построения гипотез и составления суждений с тем, чтобы разобраться в складывающейся ситуации. Они отбрасывают ошибочные гипотезы и шлифуют верные до тех пор, пока не получат результат: верное суждение или определение.


Нижняя часть схемы "Образование, которое меняет жизнь" изображает собой процесс дедукции. В процессе дедукции мы работаем над идеей или гипотезой с тем, чтобы понять, какие выводы она несет для нас — мы ищем возможности ее применения. Все наше внимание поглощено этой идеей. Мы вертим ее так и сяк, пытаясь приложить к различным сторонам жизни. Это необходимая часть учебного процесса, однако начинать непосредственно с нее — значит придерживаться одного из двух мнений: либо (1) учащиеся глубоко уверены в несомненной важности рассматриваемой идеи и в том, что смогут извлечь из нее пользу для себя, либо (2) идея сама по себе способна привлечь всеобщее внимание и заставить слушателей забыть обо всех остальных своих проблемах. Встав на любую из этих двух точек зрения, мы рискуем оказаться в положении того греческого философа, который любил закрывать глаза, обращаясь к своим ученикам — для того, чтобы лучше следить за ходом своей мысли. Увы, когда он открыл глаза, то обнаружил, что остался в одиночестве.

Я предлагаю индуктивно-дедуктивную модель учебного процесса для того, чтобы мы могли избежать опасностей, которые подстерегают нас, если мы ограничимся только индуктивной или только дедуктивной частью процесса. Опасность индуктивного подхода, если используется только он, состоит в том, что в конце концов он может не привести ни к чему определенному. При этом предполагается, что человек может сам найти свой путь и что он сам может постичь все то, что ему необходимо знать. При дедуктивном подходе, если используется только он, есть опасность пренебречь реальными потребностями учеников, основными свойствами человеческой натуры, и объективными закономерностями познавательной деятельности; короче, может оказаться, что мы отвечаем на вопросы, которых нам никто не задавал.

Философия церковного образования должна подразумевать, что человек может найти свой путь только по мудрости и благодати Божьей. Значит, задаваемые в процессе исследования вопросы типа "что, если..." должны быть продуманы так, чтобы в результате стала очевидной определенная истина. Мы принимаем всех учеников такими, какие они есть, с их нуждами и проблемами, но мы рассматриваем вместе с ними примеры проявления Божьего водительства в различных жизненных ситуациях, обсуждаем христианский подход к разным обстоятельствам и тем самым вносим в их жизнь реальность Бога, явленную нам в Иисусе Христе и в Священном Писании. Высшая истина дана нам не для того, чтобы бить ею нашу "самарянку", но чтобы разрушить сковывающие ее кандалы невежества, предрассудков и греха, так, чтобы ей открылся ее истинный облик, чтобы она увидела, какой ее замыслил Господь. Более того, зная ее жизнь и нужды, мы должны опираться на те факты и примеры, которые ей близки, которые она сумеет понять. Тогда она сможет соединить их в концепцию. Она не могла сделать это самостоятельно — мы помогли ей понять свою жизнь и указали новые свидетельства, которые расширили ее поле зрения так, что ей открылась истина. Дух Божий, Дух истины дает людям не только весть от Бога, но и озарение, так чтобы они могли уразуметь эту весть. Это и есть таинство ученичества в церкви.

Общая вершина двух треугольников на схеме "Обучение, которое меняет жизнь" символизирует собой открытие, большее, чем просто открытие,


сделанное человеком. Она символизирует прозрение, которое наступает, когда мы стараемся соотнести то, что нам уже известно, с только что открывшейся нам гранью высшей реальности — реальностью Бога, явившего Себя в Иисусе Христе и в Священном Писании. Пересечение — это всегда сопоставление той жизни, которая существует сегодня с той, какой она могла бы стать. Таким образом, прозрение всегда дает нам некоторое новое видение, соединяющее в себе человеческий опыт и Божью благодать.

С этой точки мы можем перейти к поиску приложений открывшейся нам истины. Что значит это открытие лично для меня? Какие выводы я могу сделать из того, что я понял? Мы встречаемся с самарянкой в ее первоначальном состоянии (Жизнь=Самария); затем она понимает, какой она могла бы стать. И тут у нее возникает стремление сейчас же применить это понимание в жизни. (Жизнь=Самария) Понять истину становится важно для этой женщины, когда она встречается со значимыми для нее вопросами; ничто подобное могло ее вовсе не интересовать до встречи с Христом. По благодати Божьей и при Его помощи она становится способной действовать в своей жизни согласно открывшейся ей истине и новому представлению о себе самой.

Таким образом, предложенная модель "Образование, которое меняет жизнь" сочетает в себе два подхода к христианскому обучению. Первый предполагает отношение к христианскому вероучению как к предмету для исследования, а второй направлен на приложение христианских истин к реальной жизни. При этом мы учитываем свойства человеческой природы и в то же время верим в возможность ее изменения силой Божьей, явленной в Слове. Тут мы можем подражать Господу, Который всегда начинал разговор с человеком с обсуждения его жизни, такой, какая она была в действительности, намереваясь помочь собеседнику осознать, какой должна стать его жизнь. Существующий обычай ограничиваться лишь вторым подходом, который мы назвали "режим поиска приложений", объясняется скорее всего ленью; проповедуя учение Христа, мы недостаточно полно следуем Его методам работы с людьми.

Эта модель позволяет соединить сильные стороны обоих подходов. Мы принимаем учеников такими, какие они есть на данный момент, и стараемся заронить в их сознание семена неудовлетворенности и жажды обновления. Таким образом, мы хотим побудить их к поискам и открытия, чтобы они осознали свои по-настоящему важные проблемы и нашли бы решение этих проблем. Когда решение найдено, когда они почувствовали его истинность, красоту и мощь, мы можем помочь им использовать полученные знания в их жизни, претворить истину в действия. Вероятно, не существует более лаконичной формулы того, чему и как следует учить в церкви.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!