Текст: Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 43-45.
Практическая работа
Основные направления философии ХХ века
Цель работы
1.1 закрепить теоретические знания об основных категориях западной философии ХХ века, роли философии в жизни человека и общества;
1.2 уметь читать и комментировать философский текст;
Теоретическое обоснование
ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития философии.
· Научно-технический прогресс, результаты которого значительно изменили облик мира и человека. Наука из формы познания мира превратилась в главное средство его преобразования. Человеческие возможности стали сопоставимыми с силами природы. В то же время развитие науки и техники породило множество проблем.
· Глобализация происходящих процессов: научно-технические достижения становятся достоянием всего мира, возникающие проблемы также носят глобальный характер. Проявлением этого стали, с одной стороны, мировые войны, а с другой – создание большого количества международных организаций.
Эти и другие факторы определили основные тенденции развития философии. Западная философия конца ХIХ – начала ХХ вв. характеризуется разнообразием различных течений, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.
Различия между философскими направлениями связаны, в первую очередь, с оценкой роли науки и техники в жизни общества. В данном отношении сложилось два основных направления:
|
|
1. сциентизм (технократизм), представители которого придают развитию науки и техники ведущее значение в развитии человеческой культуры;
2. антисциентизм, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, а также высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.
Негативная оценка последствий научно-технического прогресса привела к возникновению иррационализма – философского течения, сложившегося в противопоставление рационализму Нового времени.
Иррационализм утверждает ограниченность познавательных возможностей человеческого разума и признает основным способом познания его внерациональные формы: интуицию, озарение. Считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, и придает большое значение анализу человеческих эмоций, переживаний, воли.
Позитивизм – прошел в своем развитии несколько этапов.
1 этап – середина ХIХ в. Его основоположник - французский философ Огюст Конт(1798 – 1857). Он выступил с идеей о неспособности философии ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на учении Конта о 3-х стадиях развития познания:
|
|
· теологическая, на которой знание основано на вере;
· метафизическая - мир объясняется с помощью абстрактных понятий;
· позитивная, характеризующаяся научным объяснением всех явлений.
Все положительные знания могут быть получены только научным, эмпирическим путем и не нуждаются в философии («наука сама себе философия» – лозунг позитивистов).
Научное познание должно не объяснять явления, а ограничиться их описанием.
2 этап - конец ХIХ – начало ХХ вв. (австрийский философ и физикЭрнст Мах, швейцарский философ Рихард Авенариус и др.) - эмпириокритицизм («критика опыта), или махизм. Это направление сложилось как реакция на кризис в физике. Это вариант позитивизма, который утверждает, что наука не отражает объективной реальности.
Представители эмпириокритицизма считали, что наука должна носить описательный характер, а объяснительная часть должна быть удалена из науки в целях «экономии мышления».
3 этап – неопозитивизм – с 20-х гг. ХХ в. (Бертран Рассел , Людвиг Витгенштейн ,Рудольф Карнап и др.). Это школа логического позитивизма. В неопозитивизме философия понимается как деятельность по отысканию значений языковых выражений.
|
|
Наука – это сфера эмпирических исследований, а философия – это область логического анализа понятий, необходимых для познания.
4 этап постпозитивизм (60 – 70-е гг. ХХ в.) (англ. Карл Поппер, американцы Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос). Исследования постпозитивистов перемещаются с анализа языка науки к проблемам истории возникновения, развития и смены научных теорий.
Прагматизм (pragma – дело, действие) – «философия действия» – возник в 70-х гг. ХIХ в. в Америке и явился американской формой развития позитивизма. Его основоположник - философ и математик Чарльз Пирс, его идеи получили развитие в трудах Уильяма Джемса и Джона Дьюи.
Прагматизм стал философским обоснованием утилитаризма – сложившегося в результате развития капиталистических отношений, принципа оценки всех явлений с точки зрения из полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Цель человеческого существования, с точки зрения прагматизма, - индивидуальное благополучие и благосостояние.
Моральная заповедь – «делать то, что окупается». Вся прежняя философия обвиняется представителями прагматизма в отрыве от жизни.
|
|
Одна из главных в прагматизме – проблема истины. Истина отождествляется с пользой, практическим успехом. Истинно и нравственно только то, что выгодно.
«Философия жизни» и экзистенциализм – иррационалистические направления в философии конца ХIХ – нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму - интуицию и инстинкт.
Основоположник «философии жизни» – немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Основное понятие его философии – «воля к жизни» – первичная, не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира. Мир недоступен разумному познанию, он, может быть, постигнут только интуицией.
Философия Шопенгауэра пессимистична, выражает негативное отношение к жизни, в которой нет смысла и целесообразности. Человек не может ничего в мире изменить, но он может «убежать» от страданий в область эстетического созерцания и аскетизма.
На смену «философии жизни» приходит экзистенциализм– «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в.
Наибольшее распространение экзистенциализм получил в Германии (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер) и во Франции (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). В России это направление представляли Н. Бердяев и Шестов.
Центральная категория этого направления – экзистенция (существование). Основная идея – человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я» - то есть переживание своего бытия в мире, того, чем Я являюсь для самого себя.
Философия экзистенциализма носит индивидуалистический характер. В реальном бытии человек постоянно находится перед лицом страха, беды – т.е. в «пограничных ситуациях», поэтому его естественные состояния – это тревога, страдание, вина, страх, боль.
Основной вопрос философии Камю формулирует так: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?».
В решении этого вопроса в экзистенциализме выделяются 2 направления:
1) религиозное (Ясперс, Бердяев), представители которого видят возможность обретения свободы через Бога;
2) атеистическое (Хайдеггер, Сартр) – видят возможность обретения свободы только в сфере собственного сознания, которое и является истинным бытием.
В то же время установки экзистенциализма предполагают и ответственность человека за мир. Человек свободен в выборе своих возможностей и ответственен за этот выбор
Порядок выполнения работы
3.1 Изучить теоретический материал по теме
3.2 Получить вариант задания.
3.3 Выполнить задание.
3.4 Оформить отчёт о работе.
Варианты заданий
Задание 1. Прочитайте описание западного общества, данное Э. Фроммом в предложенном вам отрывке из произведения «Душа человека» и выполните следующее задание:
· определите основную идею и проблему данного текста;
· выпишите термины, поясните их, используя философский словарь;
· ответьте на поставленные вопросы (ответы должны быть четкие, по существу в подтверждении своей мысли можно использовать цитаты автора)
· разделитесь на группы по 4-5 человек и обсудите их.
Вопросы:
1. К какому направлению философии относится Э.Фромм по результату изучения данного текста?
2. Как Э. Фромм поясняет природу и социальную сущность человека?
3. В чем вы не согласны с ним? Приведите аргументы.
Текст: Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 43-45.
«Наша установка на жизнь становится все более механической. Наша основная цель состоит в том, чтобы производить вещи, и в ходе этого поклонения вещам мы превращаем самих себя в предметы потребления.
С людьми обращаются, как с номерами. Речь идет не том, хорошо ли обращаются с ними и хорошо ли кормят их (с вещами тоже можно обращаться хорошо), а о том, являются ли люди вещами или живыми существами.
Люди находят больше удовольствия в механических аппаратах, чем в живых существах. Встреча с другими людьми происходит на интеллектуально-абстрактном уровне.
Ими интересуются как объектами, их общими качествами, статистическими законами массового поведения, а не отдельными живыми существами.
Все это идет рука об руку с постоянно возрастающей бюрократизацией.
В гигантских центрах производства, в гигантских городах, в гигантских странах людьми управляют, как вещами: люди и те, кто ими управляет, превратили себя в вещи и подчиняются законам вещей.
Но человек не создан вещью, он гибнет, если становится вещью, и, прежде чем это случится, он впадает в отчаяние и хочет уничтожить жизнь.
В бюрократически организованном и централизованном индустриальном государстве вкусы манипулируются таким образом, что люди потребляют как можно больше; это заранее принимается в расчет с целью получения прибыли. Их интеллигентность и характер стандартизируются посредством постоянно возрастающей роли тестов, которые отдают предпочтение посредственностям и людям, избегающим риска, оригинальности и смелости.
В действительности, бюрократически индустриальная цивилизация, преобладающая в Европе и Северной Америке, создала новый тип человека, которого можно обозначить как человека организации, человека-автомата и homo consumens.
Кроме того, он является homo mechanicus, под которым я подразумеваю систему человеческих органов, чувствующую влечение ко всему механическому и испытывающему отвращение ко всему живому. /…/Homo mechanicus все больше интересуется машинами и все меньше – участием в собственной жизни и ответственностью за нее.
Механическое приводит его в восторг, и, наконец, он чувствует влечение к мертвому и тотальному разрушению. Можно было бы поразмыслить, какую роль играют убийства в наших развлекательных программах.
Фильмы, комиксы и газеты действуют в высшей степени возбуждающе, поскольку содержат огромное количество сообщений о разрушении, садизме и жестокости.
Миллионы людей ведут монотонную, но спокойную жизнь. В возбуждение они приходят только тогда, когда видят, что кто-то умирает, или когда они читают об этом, и совершенно безразлично: идет ли речь об убийстве или о несчастном случае со смертельным исходом во время автогонок. Разве это не является указанием на то, сколь глубоко уже пустило в нас корни очарование мертвым: Приходят на ум выражения типа «убийственно захватывающий» или «я смертельно влюблен», или «это меня просто убивает», и начинаешь задумываться, о каком равнодушии к жизни говорят многочисленные автомобильные катастрофы.
Короче говоря, интеллектуализация, квантификация, абстрагирование, бюрократизм и овеществление – отличительные черты нынешнего индустриального общества – не есть принципы жизни: они являются механическими принципами, если их применяют к людям, вместо того, чтобы применять их к вещам.
Люди, живущие в такой системе, становятся равнодушными к жизни и чувствуют влечение к мертвому. Правда, сами они этого не замечают. Они принимают возбуждающие соблазны за радость жизни и пребывают в иллюзии, что ведут очень живую жизнь, если обладают и могут пользоваться множеством вещей».
Информационное обеспечение
1. Основы философии Кочеров С. Н., Сидорова Л.П. Учебное пособие, изд. Юрайт.
2. Самыгин С.И., Старостин А.М. История философии: учебное пособие. –Ростов/Д: Феникс, 2015. -189 с.
3. Философский словарь. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru
4. Компьютерная презентации в среде Power Point «Философия 20 века».
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 648; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!