Из мрамора волнистого колонны

Камень Приладожья в архитектуре Петербурга

Граниты, мраморы, гнейсы и другие декоративные камни Северного Приладожья — это обязательные атрибуты архитектурного декора очень многих зданий и памятников Санкт-Петербурга.

Валаамский гранит

На самóм Валааме нет никаких залежей гранитов, все острова сложены черно-коричневым плотным габбро-диабазом (иногда его называют конго-диабазом, по имени страны, где находятся эталонные месторождения этого своеобразного камня). Этот камень использован на Валааме в базах колонн, киотах и других архитектурных деталях, в надгробиях. Конечно, здесь использован и так называемый «валаамский» гранит. Это красивый, плотный материал нежного розового цвета с чуть намечающимися цепочками вкраплений черных зерен. Лучшим примером его применения являются фигурные колонны сложной формы при входе в Спасо-Преображенский собор. Они прекрасно отполированы, идеально чисты и гранит кажется чуть просвечивающимся материалом. Вообще же, как оказалось, Валаамский монастырь добывал этот камень на материке — на острове святого Германа (теперь — Сюскюянсаари), у ныне исчезнувшей финской деревни Мурсула невдалеке от города Питкяранта. Вот почему гранит имеет три названия — валаамский , мурсульский, питкярантский. Карьер, где добывается валаамский гранит, до сих пор действует. В старом Петербурге ярким примером использования валаамского гранита является костел в Ковенском переулке, 7. Он построен в 1903–1909 годах по проекту архитекторов Л.Н.Бенуа и М.М.Перетятковича. Стены на всю высоту облицованы шашками валаамского гранита в фактуре. Гранит в полированных блоках удобно посмотреть в оформлении Царского павильона Витебского вокзала. Эти два примера наглядно показывают, как сильно зависит фактура самого камня от вида, цвета и степени прозрачности, которые приданы ему при обработке.

С 1870-х до 1910-х годов Валаамский монастырь активно добывал на острове Сюскюянсаари (Св. Германа) красный «валаамский» гранит, на острове Путсаари (Св. Сергия) – розовато-красный порфировидный гранит и серый «монастырский» гранит, на острове Калккисаари – светло-серый полосчатый мрамор. Эти строительные камни широко применялись в архитектурном убранстве Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, а также в Санкт-Петербурге и Москве.

 «Валаамский» гранит острова Св. Германа в начале XX века пошел на украшение следующих зданий Санкт-Петербурга: костела Лурдской Божией Матери, Эстонской Исидоровской церкви, Буддийского дацана, павильона Витебского вокзала, нескольких зданий по Невскому проспекту. Из гигантского гранитного блока, добытого на острове Св. Германа в 1900 году, был изготовлен постамент памятника императору Александру III, стоявшего у Московского вокзала. В Москве этим замечательным гранитом облицован цоколь Храма Христа Спасителя. На святом острове Валаам гранитами Сюскюянсаари украшены: Спасо-Преображенский собор (колонны, полы, подоконники), церковь Воскресения Христова (подоконники), часовня «Всех скорбящих радость» (колонки).

Розовато-красные порфировидные граниты острова Путсаари (Св. Сергия), например, пошли на сооружение постамента памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге, ряда памятников на Игуменском кладбище острова Валаам.

Лилово-красный альмандин

В повседневной жизни мы знаем альмандин как полудрагоценный камень «гранат» (назвали его так, видимо, оттого, что в породах он образовывается в форме зерен). Но не всегда знаем, как и в чем он рождается. В Приладожье он рождается в сланцах и гнейсах. В них гранат зачастую имеет не красный цвет, к которому так привык наш глаз, а скорее фиолетовый, с небольшим красным оттенком. Размер в диаметре доходит до одного сантиметра. Но зерна альмандина не всегда извлекали из камня. Камень с его вкраплениями использовали и как облицовочный материал особой красоты. В Приладожье такой облицовочный материал добывали вблизи от старинной финской деревни Тиурула (около десяти километров к востоку от железнодорожной станции Хийтола).

На старом Валааме мы увидели, как выглядит гранат в Спасо-Пребраженском соборе. В его цокольной части можно увидеть включения альмандина в сером, так называемом монастырском, граните (он добывался на острове Путсаари).

Где можно встретить гнейсы с альмандином? Во-первых, это дом Вавельберга на Невском проспекте, 1 (архитектор В.П. Цейдлер). Портал выложен из монолитных блоков гладко отполированного альмандинового гнейса.

Второй пример. Речь идет о доме Сомова на Каменоостровском проспекте, 63 (архитектор В.А.Щуко). Фасад здания, в стиле итальянских палаццо эпохи Возрождения, на всю высоту богато облицован альмандиновым гнейсом.

Ювенский мрамор

Еще одно удивительное место, где зародился необыкновенной красоты мрамор, это остров Ювень. Он настолько мал, что его с трудом можно найти на картах, кроме того, трудность заключается в том, что остров несколько раз переименовывали: с XVII века фигурирует название Аресаари (Аренсаари), затем, в 1760-х годах, остров получил имя Йоэнсуу, по названию ближайшей деревни. В это время на острове начали добывать мрамор. На русском языке это название звучало как Иовенсу или Ювенсу, откуда и появились знакомые нам названия — остров Ювень и ювенский мрамор.

Небольшой остров Ювень , берега которого сильно отличаются от всех остальных не только тем, что рельеф их явно говорит о вмешательстве человека, но самое главное — они мраморные с черно-белыми волнисто-полосатыми переливами, которые привлекают взгляд еще издали. В этом и состоит уникальность острова, словно бы волны Ладоги замерли в его берегах. Именно здесь добывалось много мрамора для Старого Валаама и Петербурга.

В Петербурге множество примеров, где можно увидеть ювенский мрамор. Он очень красиво использован в облицовке фасада Мраморного дворца на Миллионной улице (архитектор А.Ринальди). Из него выполнены декоративные плиты под окнами третьего этажа, на которых расположены гирлянды из мрамора белого цвета. Этот камень можно встретить и в Эрмитаже, в подоконниках окон. Полосчатые, серо-белые ювенские мраморы с острова Калккисаари (Ювень) украсили в Санкт-Петербурге: дом графа Апраксина (колонны), Мраморный дворец и Михайловский замок (филенки). На острове Валааме из этого мрамора, например, выполнены: часовня Знамения Богородицы, полы церкви и столбы ворот на Игуменском кладбище, кувуклия Гроба Господня в церкви Вознесения Христова. Мраморная каменоломня острова Калккисаари хорошо видна туристам во время их путешествий по ладожским шхерам.

Но одним из самых интересных примеров использования ювенского мрамора является дом Апраксина на Миллионной улице, 22 (архитектор Г.Крафт). Портик и вестибюль здания украшают колонны ионического ордера, ствол которых полностью выполнен из ювенского мрамора. Такой необычный волнистый рисунок делает их особенными, что не может не привлекать внимания к этому зданию. Г.А.Хвостова удивительно точно почувствовала гармонию камня и природы и узнала этот дом в строках малоизвестной неоконченной поэмы М.Ю.Лермонтова «Сказка для детей» (в кн.: Хвостова Г.А. Из камня волнистого колонны… /

Но близ Невы один старинный дом

Казался полн священной тишиною;

Все важностью наследственною в нем

И роскошью дышало вековою;

Украшен был он княжеским гербом,

Из мрамора волнистого колонны

Кругом теснились чинно, и балконы

Чугунные воздушною семьей

Меж них гордились дивною резьбой,

И окон ряд, всегда прозрачно-темных,

Манил, пугая, взор очей нескромных.

Таким этот дом видел М.Ю.Лермонтов, таким его видим мы.

 

Рускеальский мрамор

Месторождения рускеальского мрамора поражают как своими масштабами, так и размахом его добычи. При въезде на главный карьер первое, что бросается в глаза, — ущелье между двух мраморных скал, заполненное водой и отдаленно напоминающее каньон. Как оказалось, он искусственный и образовался в результате выработки камня. По этому ущелью на лодках плавают туристы и любуются тем, как красиво и гармонично природа преобразовала старые выработки камня. В этих горах осталось очень много подземных ходов, стены карьера буквально пронизаны ими, как муравейник. В летнее время они все затоплены водой, а в зимний период по этим ходам совершаются экскурсии.

Там находятся несколько горных разработок рускеальского мрамора. Мы были на главном карьере Монферрана, где камень имел бело-пепельный оттенок, зачастую с полосчатым рисунком. И тут сразу следует вспомнить Исаакиевский собор, который облицован рускеальским мрамором.

На фасаде Михайловского замка центральный портал главного фасада украшен этим камнем. Но мы были поражены еще больше: здесь реставраторы поступили наоборот — заделали крупные утраты рускеальского мрамора мастиковкой, и теперь невооруженным взглядом видны большие заделки раствором, когда как на Рускеальском карьере, опять же, есть возможность добычи оригинального мрамора.

В Сортавале мы видели много зданий в центре города — это прекрасные образцы финской каменной архитектуры. И как органично они сочетаются друг с другом! Эти здания во многом украшены тем же камнем, что и в Петербурге. Нас поразило то, с каким мастерством обработки финны подходили к каждому камню.

Сердобольский ганит.

Термином «сердобольские граниты» в исторических источниках обозначались внешне схожие друг с другом серые и темно-серые крепкие кристаллические породы, добываемые в окрестностях города Сердоболя (Сортавала) на островах и побережье северной части Ладожского озера, от города Лахденпохья до мыса Импиниеми. Разработки сердобольских гранитов (плагиогранитов, диоритов) для Санкт-Петербурга в основном осуществлялись на островах Сортавальского архипелага Ваннисенсаари, Тулолансаари и на мысу Импиниеми. Больше всего граниты добывали в 1770-е – 1910-е гг. в восточной части острова Тулолансаари, в 12 км к востоку от города Сердоболя, на склонах горы Руотсенкаллио (в переводе с финского – «шведская скала» или «каменоломня»).

Сердобольские граниты с островов Тулолансаари, Ваннисенсаари и мыса Импиниеми широко применялись в Санкт-Петербурге. Помимо указанных выше примеров, эти замечательные горные породы, преимущественно плагиограниты и диориты, пошли на украшение Невских ворот Петропавловской крепости (1787 г., Н.А. Львов), Михайловского замка (1797–1800 гг., А. Ринальди), Казанского собора (1801–1811 гг., А.Н. Воронихин), Николаевского дворца (1853– 1861 гг., А.И. Штакеншнейдер) и других. Из сердобольских гранитов различных каменоломен выполнены также постаменты памятников Петру I (1800 г., В. Бренна), Николаю I (1856– 1859 гг. О. Монферран, П.К. Клодт), Екатерине II (1869– 1873 гг., М.О. Микешин, Д.И. Гримм, В.А. Шретер и др.) и других.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!