КОЗИМО РАЙМОНДИ ЛОРЕНЦО ВАЛЛА НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ МАРСИЛИО ФИЧИНО 32 страница



18 Орфический гимн к Эроту. Abel, p. 89.

49 Платон. Государство, III, 398с—399а.

50 Платон. Законы, VII, 814 е.

51 Платон. Пир, 187 е.

52 Орфический гимн к Эроту. Abel, p. 89.

53 Августин. Об истинной религии, I, L—LI.

54 Платон. Федр, 248 с.

55 Платон. Государство, X, 621.

56 Платон. Письма, II, 312е.

57 Диагор (2-я пол. V в. до н.э.)—ученик Демокрита, родился на острове Мелос. Переселившись в Афины, Диагор, еще в молодости посвященный почти во все мистерии, начал разоблачать и осмеивать их. Это вызвало гнев афинян; ок. 415 года он бежал в Коринф, где, вероятно, и умер. Аристофан прямо называет его безбожником и сообщает о назначенной награде за его убийство. («Птицы», 1073—1074).

58 Протагор из Абдер (490—415). Наряду с Горгием представитель старших софистов, в 40-х годах V века до н.э. прибыл в Афины, где прославился как преподаватель риторики, за вольнодумство был изгнан и бежал в Сицилию. В философских вопросах придерживался крайнего релятивизма («Человек есть мера всех вещей»). Его именем назван диалог Платона, посвященный анализу природы добродетели. О сомнениях Протагора сообщает Цицерон («О природе богов», 1,§ 63).

59 Цицерон. О природе богов, I, §§ 36—40; I, § 71; I, § 2.

60 Марк Терренций Варрон (116—27 гг. до н.э.)—римский писатель и историк; будучи последовательным республиканцем, воевал на стороне Помпея. До нас дошла очень небольшая часть его обширного литературного наследия (Иеронимом был составлен далеко не полный каталог его произведений, насчитывающий 47 названий, по другим источникам,

 

==238


 

их было около 74). Главное его сочинение—«Древности в XLI книге» (25 книг «Деяний человеческих» и 16 книг «Деяний божественных»). Варрон ввел традиционную дату основания Рима—753 год; им была выяснена родословная рода Юлиев, идущая от сына Энея Аскания Юла, использованная Вергилием в «Энеиде»; наконец, им была создана система девяти свободных искусств; продолживший классификацию Варрона Марциан Капелла (V в. н.э.), составивший систему семи свободных искусств, разделенных на тривий и квадривий. заложил основу средневековой образованности. Кроме того, Варроном была написана книга «Менипповых сатир». О религиозных воззрениях Варрона Фичино вероятнее всего знал из сочинений Августина, который часто ссылается на него, особенно в «Граде божием». Марк Манилий—римский поэт, живший во времена Августа и Тиберия; автор поэмы астрологического содержания («Астрономия»).

61 Платон. Федр, 247 а.

62 Платон. Филеб, 21а.

63 Орфический гимн LX. Abel, p. 90.

64 Плотин. Эннеада I, книга VI, гл. I.—В кн.: «Античные мыслители об искусстве». М., 1938, с. 244—245.

65 Орфический гимн к Ночи. Abel, p. 60.

66 Орфический гимн к Афродите. Abel, p. 89.

67 Платон. Апология Сократа, 21а.

68 Анаксагор (500/499—428/27 гг. до н.э.)—греческий натурфилософ, близкий друг Перикла, за свои космологические взгляды (он считал, что Солнце является раскаленной глыбой, а Луна подобна Земле) обвинен в безбожии и был вынужден покинуть Афины. Согласно Платону, Сократ был хорошо знаком с его философскими взглядами; см.: «Апология Сократа», 26 d; «Федр», 269е. В диалоге «Федон» (97в—99с) Платон подвергает его учение критическому разбору, отрицая его, как и прочие .физические учения.

69 Дамон—греческий музыкант и теоретик музыкальной эстетики (V в. до н.э.), ученик Продика, обучал музыке Перикла и, по некоторым данным, Сократа. Платон упоминает его в диалоге «Государство», III, 400 в. Фичино причисляет его к физикам, то есть, по его мнению, музыка оказывает влияние на состояние духа и, следовательно, связана с медициной.

70 Архелай (V в. до н.э.)—греческий философ, ученик Анаксагора.

71 Продик Кеосский, знаменитый софист, родился ок. 470 г. до н.э., долго жил в Афинах; слава его была так велика, что выражение «умнее Продика» вошло в поговорку. Кроме философии Продика интересовали вопросы языка, особенно различия между синонимами. В этических вопросах он хотя и придерживался некоторого субъективизма, но все же был далек от присущего большинству софистов релятивизма. Это сближало его с Сократом. Ксенофонт приводит пересказ его сочинения о воспитании Геракла добродетелью (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, II, гл. I, 21—34.—В кн.: Ксенофонт. Сократические сочинения. М.—Л., 1935, с. 61—65).

72 Аспазия—жена Перикла, одна из образованнейших женщин древности. О том, что она обучала риторике, сообщает Платон в диалоге «Менексен», 236а.

73 Конн—музыкант, обучавший Сократа игре на цитре. См.: Платон. Менексен, 236а; «Эвтидем», 272в-d.

74 Диотима из Мантинеи, упоминаемая в «Пире» (201 d и далее в речи Сократа)— мудрая женщина, посвятившая Сократа в мистерии Эрота. По свидетельству Прокла, Диотима была пифагореянкою, по другим позднеантичным свидетельствам—жрица Зевса. Хотя большинство историков признает Диотиму историческим лицом, вопрос этот остается спорным.

75 Приап—греческое божество; почитался наравне с Дионисом как бог плодородия и чувственных наслаждений.

76 Платон. Ион, 533 de.

77 Платон. Пир, 202в—203а; Федр, 240ав; Филеб, 16с; Законы, IV, 713d; Послезаконие, 984с.

78 Платон. Тимей, 30с; Филеб, 30d.

79 Платон. Тимей, 36с—39е.

 

==239


80 Этому вопросу посвящено сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии».

81 Платон. Законы, X, 896с—899с.

82 Платон. Федр, 252с—253с.

83 Расис (850—923)—арабский врач, прозванный арабским Галеном. Наиболее известное его сочинение—«Об эпидемиях».

84 Аристотель. Этика, VII, 15 (Перев. Э. Радлова, Спб., 1908, с. 144).

85 Псевдо-Аристотель. Проблемы, XXX, 953 а, 27.

86 Сапфо—греческая поэтесса конца VII—начала VI века. Основная тема ее творчества—любовная лирика. Традиция приписывает ей создание одной из сложных метрических форм, так называемой «сапфической строфы».

87 Платон. Протагор, 309а.

88 Платон. Софист, 231 d e.

89 Вергилий. Буколики, II, 65.

90 Платон. Пир, 207е.

91 Cneecunn—племянник Платона, возглавлял Академию после его смерти, с 347 по 339 год до н.э.; Ксенократ—преемник Спевсиппа, возглавлял Академию с 396 по 314 до н.э.

92 Платон. Федон, 91с—92а; Теэтет, 157с—186е; Менон, 75в—76с; 81в—86е.

93 Платон. Федр, 253a—254d; Менон, 86d—87d; Федон, 72е—78а.

94 Платон. Государство, VI, 508е—509в.

95 Платон. Законы, I, 636bd; VIII 836в, 838е.

96 Аристотель. О душе, I, 2, 404в.

97 Платон. Тимей, 37d—38c.

98 Платон. Федон, бба—67d.

99 Гвидо Кавальканти (ок. 1250—1300)—итальянский поэт, близкий друг Данте. В своей знаменитой канцоне «Дама меня просит, чтобы я рассказал ей...» и ряде других поэтических произведений истолковывает любовь как некую страсть чувствующей души, не зависящую от разума. Три стадии любви, учение о которых он заимствовал у Боэция, Дионисия Ареопагита и Бернарда Клервосского, аллегорически представляются как три стрелы, первая из которых приносит наслаждение и разочарование, то есть чувственную любовь; вторая же стремится к великой радости, которую должна принести третья, то есть через любовь к ближнему достигается божественная любовь.

100 Источниками для описания внешности и характера Сократа служат Сократические диалоги Платона («Пир», «Федр», «Федон», «Апология Сократа», «Горгий», «Протагор», «Менон» и «Филеб»); Сократические сочинения Ксенофонта («Воспоминания о Сократе», «Пир» и «Домострой»); комедия Аристофана «Облака» и «Жизнеописания» Диогена Лаэрция.

101 Анит, Мелет, Ликон—обвинители Сократа на суде.

102 Фраксимах, Пол, Каллий. Фраксимах из Халкедона—софист, преподавал риторику в Афинах. Пол—ученик Горгия, участник диалога Платона «Горгий». Каллий—афинский богач, обучавшийся у софистов.

103 Платон. Апология Сократа, 22 с d. Диоген Лаэртский, II, 122.

104 Платон. Горгий, 491 а. Калликл—участник диалога, афинский аристократ.

105 Цицерон. Тускуланские беседы, V, 37, 108.

106 Архелай—македонский царь, привлекавший ко двору поэтов, музыкантов и художников. Зная о его деспотизме, Сократ отклонил его приглашение (см.: «Горгий», 471 а—d); так же отклонил он приглашения Скопаса Краннонского и Еврилоха Ларисского.

107 Платон. Пир, 220 e.

108 Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 37, 80.

109 Платон. Федр, 265 а.

110 Светоний. Август, 79.

111 Светоний. Тиберий, 68.

112 Аристотель. О сновидениях, 2, 459.

113 Апулей. Метаморфозы, X, 3.

114 Лукреций. О природе вещей, IV, 1059—60. Перев. Ф. А. Петровского.

115 Там же, 1047—51.

 

К оглавлению

==240


п6 Там же, 1052—56, 1108—14.

117 Авл Гелий. Аттические ночи, X, 18.

118 Феллида, Дидона, Лукреций—имеются в виду самоубийства из-за неразделенной любви. Феллида покончила с собой, не дождавшись своего жениха Демофонта; Дидона, оставленная Энеем, покончила с собой; Лукреций, по свидетельству Иеронима, впав в любовное безумие, отравился.

119 Мусей. Геро и Леандр, 94.

120 Лукреций. О природе вещей, IV, 1063—66.

121 Платон. Федр, 231 а—234 e.

122 Платон. Федр, 246 в.

123 Анакреонт (вторая полов. VI в. до н.э.)—греческий поэт-лирик.

124 Имеются в виду участники сократических диалогов Платона.

 

==241


 

==242


00.htm - glava07


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!