ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА ЛЕОНАРДО БРУНИ



Эстетика ренессанса в двух томах.

Т. 1

 

СОСТАВИТЕЛЬ В. П. ШЕСТАКОВ

МОСКВА «ИСКУССТВО» 1981

^^^

==1


ББК 87.8 Э 84

==2

Оформление и макет книги художника В. В. ЛАЗУРСКОГО


Э 10507-004 8-80 0302060000 025(01)-81

 

==3


 

©Издательство «Искусство», 1981 г.

 

==4


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Настоящая книга имеет целью познакомить читателя с наиболее значительными памятниками эстетической мысли эпохи Возрождения, показать историческое становление этой мысли, главные философско-эстетические и идейно-художественные направления ее развития.

Подготовка этого издания была связана с рядом трудностей. Одна из них заключалась в слабой разработанности и изученности эстетики Возрождения. В отечественной литературе по истории эстетической мысли этой эпохе уделяется, как правило, сравнительно небольшое место, а специальных работ по эстетике Возрождения, за исключением появившейся недавно книги А. Ф. Лосева 1, вообще не было. Более того, некоторые весьма авторитетные специалисты по истории Возрождения высказывают даже сомнение в том, что в эту эпоху вообще существовала зрелая и систематическая эстетическая мысль 2.

Другая трудность заключалась в слабой разработанности не только эстетики, но и философии этой эпохи. Правда, за последние годы появились книги Л. Н. Брагиной, А. X. Горфункеля, Н. В. Ревякиной 3, однако они далеко не исчерпывают потребности в полном и систематическом исследовании философских и идейных течений эпохи. До сих пор не изданы сочинения крупнейших мыслителей Возрождения, таких, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Франческо Патрици, Кампанелла, и других. Отсутствие русских изданий важнейших философских сочинений мыслителей Возрождения затрудняет определение места и роли эстетики в общей системе философии Ренессанса.

Наконец, еще одна трудность заключается в определении исторических Границ эпохи Возрождения. Вопрос о них все еще остается предметом острых дискуссий и споров. В мировой литературе высказано огромное

 

1 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

2 Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976, с. 72. 3 Брашна Л. Н. Итальянский гуманизм. М., 1977; Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия XVI века. М., 1977; Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV—первой половины XV в- М., 1977.

 

==5

 


количество самых разнообразных, а порой и прямо противоположных концепций характера культуры Возрождения и ее исторических границ. Тем не менее среди всех этих концепций можно выделить две основные тенденции, два прямо противоположных подхода к культуре и истории Возрождения. Первая рассматривает Возрождение как качественный скачок, революционный переворот в развитии культуры и истории. Вторая, напротив, видит в Возрождении определенную совокупность отдельных признаков в постепенной, лишенной качественных скачков эволюции европейской культуры от средневековья к Возрождению. В соответствии с этими двумя подходами устанавливаются и различные хронологические границы Возрождения. Довольно модной концепцией, широко бытующей в буржуазной исторической науке, является стремление обнаружить начало Возрождения уже в XII или даже в XI веках. Это приводит фактически к медиевизации культуры Возрождения, к поискам внутри нее черт, общих со средневековьем. При составлении настоящего издания мы исходили из того, что эстетика Возрождения связана с тем грандиозным переворотом, который совершался в эту эпоху во всех областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и философии. Именно к этому времени относятся расцвет городской культуры, великие географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от ремесла к мануфактуре.

Революционное развитие производительных сил, разложение феодального способа производства, сословных и цеховых отношений, которые сковывали производство, приводят к освобождению личности, создают условия для ее свободного и универсального развития. Отсюда полнота развития личности, поражающая нас универсальность и всесторонность характеров деятелей Возрождения. «Это был,—писал Ф. Энгельс,— величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными»1.

В настоящей антологии представлены три века. Это XIV век, когда формировалась эпоха раннего гуманизма (Петрарка, Боккаччо), когда гуманистическая мысль выступила с резкой критикой средневековой религиозной идеологии, с попытками возрождения памятников античного искусства и литературы, с обоснованием идеи высокого достоинства человеческой личности. В этот период сформировалось новое отношение к искусству, выходящее за пределы чисто ремесленных занятий, новое отношение к художнику как к творцу, создателю, ingenium. Окончательное формирование эстетики Ренессанса происходит в XV веке, в период, когда возникает определенная, проникнутая гуманистической философией система взглядов на природу, человека и искусство. Наконец, в XVI веке происходит углубление и дальнейшая разработка ренессансной эстетики, в

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 346.

 

==6


особенности в связи с ее применением к конкретным отраслям теории искусства.

Эстетические идеи Возрождения возникли и развились на почве Италии, но они получали широкое распространение в других странах Европы. Поэтому настоящая антология не ограничивается только географическими рамками Италии, в ней представлена эстетическая мысль Франции, Испании, Англии, Германии. При всем своеобразии художественного и эстетического развития, происходившего в этих странах, главные направления и проблемы оказывались общими для всех.

Специфической особенностью эстетики Возрождения является ее органическая связь с философией, с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями. Именно поэтому эстетика Ренессанса развивалась в русле основных философских течений эпохи.

Значительный вклад в формирование гуманистической эстетики Ренессанса внесла эпикурейская философия, которая, отвергая средневековый аскетизм и дуализм, обосновывала единство духовной и телесной красоты, реабилитировала принцип наслаждения и утверждала собственно эстетические функции искусства. В XVI столетии принципы эпикурейской эстетики в Италии развивали Козимо Раймонди и Лоренцо Валла, хотя отдельные элементы эпикуреизма прочно вошли и в другие системы ренессансной философии.

Наряду с эпикуреизмом в гуманистической эстетике Возрождения определенную роль сыграл и стоицизм, возрождавший античные представления о природе и искусстве. Однако наиболее мощным философско-эстетическим течением XV века был неоплатонизм, развитый в «Академии Платона» Марсилио Фичино и его последователями. Выступая с пантеистической концепцией мира, с возрождением платоновского учения о любви и красоте, флорентийский неоплатонизм был формой преодоления средневекового теизма, формой борьбы против схоластизированного аристотелизма, наиболее популярного в средние века. Не случайно, что неоплатонизм оказал влияние не только на философскую эстетику, но и непосредственно на творчество выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения, в том числе на Рафаэля, Ботичелли, Тициана и других1. Неоплатонизм открыл перед искусством Ренессанса красоту природы как отражения духовной красоты, пробудил интерес к внутреннему миру человека как к борьбе духа и материи, раскрыл драматические коллизии духа и тела, чувства и разума. Без раскрытия этих противоречий и коллизий искусство Возрождения не могло бы достигнуть того Глубочайшего чувства внутренней гармонии, которое является одной из самых отличительных особенностей искусства этой эпохи. В сочинениях Итальянских неоплатоников, в особенности Марсилио Фичино и Леоне Эбрео, мы найдем изысканную диалектику любви и красоты, гармонии и грации, которая затем в различных вариантах и модификациях перешла в

Это влияние убедительно раскрыто в работах Э. Панофского и А. Шастеля. См.: Panofsky E. The Neoplatonic in Florence.—la: "Studies in Iconology". New York, 1939; Chaste A. Marsilio Fichino et 1'art. Paris, 1954.

 

==7


сочинения других многочисленных авторов, в том числе в трактат Б. Кастильоне «О придворном», сочинение А. Фиренцуолы «О красотах женщин», в «Книгу о грации и красоте» Бенедетто Варки и др.

Было время, когда влияние неоплатонической эстетики и философии на искусство Возрождения в нашей литературе оценивалось отрицательно, на неоплатонизм смотрели только как на религию и мистику. Сегодня односторонность такого взгляда не требует доказательства. Однако, подобно тому как было ошибочным отрицание положительной роли неоплатонизма, точно так же, на наш взгляд, ошибочна и неисторична возникшая сравнительно недавно тенденция к его абсолютизации, к сведению всей эстетики Возрождения к одному-единственному направлению— неоплатонизму.

Развитие эстетической мысли Возрождения было на самом деле более сложным и разнообразным. Наряду с неоплатонизмом существовали эстетические концепции, которые выходили за пределы идей флорентийской Академии, а порой и противостояли ей. Так, например, несводимо к неоплатонизму философское и эстетическое наследие Пико делла Мирандолы, который, хотя и принимал участие в заседаниях Академии, но вместе с тем выступал с полемикой против Марсилио Фичино. И тем более далеки от чистого неоплатонизма такие мыслители, как Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т. Кампанелла.

Если в XV веке доминирующим философско-эстетическим течением был неоплатонизм, то в XVI столетии огромную роль начинает играть эстетика Аристотеля. Это было связано главным образом с открытием «Поэтики» Аристотеля и переводом ее в 1549 году на итальянский язык. Вслед за этим переводом появляется огромное количество поэтик, представляющих комментарий или явное подражание «Поэтике» Аристотеля. Наряду с чисто техническими вопросами в этих трактатах поднимались и общие вопросы эстетики, в частности проблемы художественного подражания, идея трагического очищения, или катарсиса, и т. д.

Несомненно, что обращение к аристотелевской эстетике не было простой данью академизму, чисто филологическому интересу к античной теории драмы. В основе многочисленных попыток истолкования аристотелевской «Поэтики» лежал реальный интерес к действительности, стремление к возрождению живого, очищенного от схоластической традиции Аристотеля. Все эти направления философской эстетики представлены нами в томе I настоящего издания.

Наряду с богатой и разнообразной философской эстетикой в эпоху Возрождения формируется так называемая практическая эстетика, то есть эстетика, связанная с теорией отдельных видов искусства: теорией живописи, архитектуры, музыки, поэзии, драмы. Эта теория сохраняет свою идейную связь с философской эстетикой, являясь практическим приложением общих эстетических принципов и категорий к конкретной художественной практике. Памятники эстетической мысли, отражающие теорию искусства, составляют содержание II тома.

Главная цель настоящего издания заключается в том, чтобы показать

 

==8


историческое значение и идейное разнообразие эстетических теорий Ренессанса. Знакомясь с памятниками эстетической мысли этого времени, читатель убеждается, что в эпоху Возрождения существовала значительная и вполне зрелая эстетическая мысль. В атмосфере острой борьбы между различными философскими направлениями горячо обсуждались разнообразные проблемы эстетики—о природе красоты, о наслаждении и пользе, о гармонии и грации в природе и искусстве, о достоинстве человеческой личности, роли эстетических пропорций, подражании и смысле катарсиса. Все это были не просто академические споры. За ними порой стояли реальные практические интересы, необходимость философского обоснования нового, гуманистического взгляда на природу и человека, нового понимания роли искусства и художника.

Эстетика Ренессанса сформулировала многие теоретические принципы, которые не утратили значения вплоть до наших дней. Среди них—идеал «универсальной» человеческой личности, представление о безграничных возможностях человеческого познания, принцип единства художественной теории и практики, понимание реализма как метода творчества. Мы полагаем, что изучение такого богатого эстетического наследия обогатит марксистско-ленинскую эстетику, которая всегда опиралась на передовые демократические традиции прошлого.

В общей сложности работа над двухтомником заняла около десяти лет. Это издание—результат совместных усилий коллектива переводчиков, комментаторов и авторов вступительных статей. Все они внесли свой вклад в создание этой сложной и трудоемкой книги. Особую благодарность хотелось бы выразить Л. М. Брагиной, А. X. Горфункелю и Н. В. Ревякиной, которые взяли на себя основную тяжесть работы как переводчики и оказали большую помощь составителю своими советами и замечаниями.

В процессе подготовки книга была обсуждена и одобрена на «Комиссии по культуре Возрождения» при Научном Совете по истории мировой культуры Академии наук СССР.

Большинство из публикуемых сочинений впервые издается на русском языке. Чтобы выделить эти сочинения, в оглавлении приводятся фамилии переводчиков только тех текстов, которые впервые публикуются в этой книге.

 

==9

 

К оглавлению

==10


ФИЛОСОФИЯ И ЭСТЕТИКА

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА ЛЕОНАРДО БРУНИ


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!