Можно ли говорить о том, что всякая коммуникационная система порождает свой стандарт моральных норм и отношений? Возможно ли моральное единство социума?



Тема 2. Сетевая эстетика

Дайте определение понятия «сетевая культура». Какие предпосылки, по Вашему мнению, существуют для формирования собственных нормативных стандартов в сетевой коммуникационной среде?

Современный человек, в отличие от людей других исторических эпох, очень много времени уделяет общению. Он обеспечен множеством специальных средств, позволяющих передавать информацию на громадные расстояния в считанные мгновения. Радио, телевидение, компьютеры, телефоны создают особую коммуникационную среду. Активно развивающаяся сеть коммуникационных отношений, опосредованных системами удаленного доступа, дополняет собой формы непосредственного общения между людьми. Во всех случаях мы имеем дело с передачей идей, впечатлений, переживаний от одного человека к другому, от одной группы людей к другой.

Если вернуться хотя бы на десять лет назад и попытаться ответить на вопрос, что же кардинально изменилось в способах повседневного общения людей за последнее время, то мы могли бы ответить, что существенные перемены связаны прежде всего с эволюцией компьютерных сетей интегрированной обработки данных. На основе распределенной системы электронных коммуникаций создаются виртуальные бизнес-корпорации, аудиовизуальные коллекции, образовательные комплексы, творческие мастерские, инициативные группы и религиозные общины. Всё это звенья единого сетевого "организма" социальных связей.

Покажите различие этических и эстетических норм социальной регуляции. Приведите примеры их действия.

Между тем формирование этических и эстетических вкусов происходит прежде всего в процессе трудовой деятельности. Культура взаимоотношений между коллегами по работе, между работником и непосредственным руководителем, между работниками и администрацией составляет основу уверенности человека в своем социальном положении. К этим формирующим вкус требованиям относятся чистота и гармония цвета в рабочем помещении, разумное его оформление, обилие воздуха, которые создают эстетическую привлекательность рабочего места, воспитывают вкус, влияют на этику поведения человека. Повышение этики и эстетики производственных отношений — это не только духовная, но и экономическая потребность, имеющая огромное значение в условиях соревнования технических идей и результатов.

Если рассмотреть содержание этических и эстетических ценностей, то можно сказать, что они раскрываются через осознанное отношение к действительности. Это отношение включает в себя не только эстетические ценности как таковые, но и нравственное отношение ко всему, что связано с осмыслением окружающей реальности. Прекрасное и творческое не может быть вне духовно-нравственной направленности. Будучи частью духовной жизни общества, эстетическое отношение в том или ином виде отражает и этические проблемы. Не менее важен и эмоциональный аспект этического и эстетического отношения к действительности. Истинные произведения человеческого труда (и не только в сфере искусства) заставляют переживать, поражаться той глубине проникновения в суть вещей, которой обладает творчески мыслящий человек. Эмоциональная окрашенность ценностных ориентаций неотделима от их сущности, ибо только гармония, красота могут взволновать человека, пробудить в нем стремление к совершенству.

Можно ли считать нормотворчество одним из креативных направлений в культуре, или же эта сфера деятельности людей поддерживает лишь формальные схемы межличностного или группового взаимодействия

Следует учитывать, нормотворческий процесс-это продукт духовного творчества. Он складывается из определенной системы последовательных этапов человеческой деятельности, каждый их которых является комплексом интеллектуальных действий. Поэтому объектом нормотворческих отношений является интеллектуальная деятельность по выработке определенных решений.

Как интеллектуальная деятельность высшая цель нормотворчества заключается в созидании, направленном на решение главной, стратегической задачи, провозглашенной Конституцией Российской Федерации - обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Поэтому законы должны носить ценностный характер, т.е. ожидать важнейшие ожидания общества, имеющие положительное значение для каждого человека и признаваемые обществом в качестве положительной основы совместного бытия членов государственно-организованного общества. По наблюдениям и по данным аналитических изданий, до настоящего времени обеспечение прав и свобод человека и гражданина остается самой болезненной частью функционирующей публичной власти. Например, многие социально-экономические права нарушаются в массовом порядке

Можно ли говорить о том, что всякая коммуникационная система порождает свой стандарт моральных норм и отношений? Возможно ли моральное единство социума?

Да, возможно. Вопрос о том, как возможно единство общества, является одним из важнейших в социальных науках. Понимание единства общества эволюционировало от представления о необходимости безусловного объединения и подчинения установленному порядку к теории

общественного договора, который понимался как добровольная политическая ассоциация индивидов. Еще Дюркгейм указывал, что общественная солидарность не поддается измерению [Дюркгейм 1991: 65]. Это значит, что нельзя сказать с точностью, что, например, одно общество «более солидарное» (или «более единое»), а другое – менее.

Рассматривать единство общества как социокультурную переменную, то есть как единство «классификации и категоризации, включая и самоклассификацию, и классификацию других и другими». Таким образом, это постоянно воспроизводимое социальными практиками ситуативное единство. Хотя это единство, безусловно, основывается на объективных характеристиках социальной реальности, для воспроизводства единства важную роль играет система «различения». Категоризация и классификация способствуют производству и воспроизводству единства общества. Оно обеспечивается через формирование идентичности – оснований «для причисления к группе»

Единство общества при этом формируется не как безусловный консенсус, а как подвижное единство интерпретаций. В процессе конституирования единства общества устанавливается иерархическое

равновесие между интерпретациями. Этот баланс отражает в каждом

конкретном случае «общественное согласие» .Дюркгейм считает, что с развитием общества солидарность, основанная на общих моральных чувствах (механическая солидарность) постепенно заменяется солидарность, основанной на разделении труда (органическая солидарность). Все меньше норм и правил носит характер всеобщности, а индивиды в обществе органической солидарности выполняют разные функции. Таким образом, единство общества обеспечивается в большей степени функциональным распределением деятельности. В обществе органической солидарности кооперация возникает, потому что «каждый преследует свои собственные интересы» , а основной связью служит «абсолютно свободный обмен»


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!