Источники сведений и первобытности. Периодизация первобытной истории.



Дисциплина: «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Марта 2020 год (1 курс РМК)

Время занятий: 16.00-17.35

                        17.40-19.15

Урок- конспект

Тема: Понятие цивилизации. Типология цивилизаций.

Природные сообщества. Восточный и западный типы цивилизации. Техногенная и глобальная цивилизации.

 

Цивилизация — это совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей, выражающихся в:
1) материальной жизни,
2) интеллектуальной жизни,
3) моральной жизни,
4) политической и социальной организации рассматриваемой группы.

Типология цивилизаций в культурологии - распределен по определенным типам ряд культурно-исторических объектов связанных общностью черт, общностью элементов и закономерностями развития.

Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни;

 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

 3) взаимопереплетение культур;

 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

 На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные сообщества;

2) восточный тип цивилизации;

3) западный тип цивилизации;

 4) современный тип цивилизации.

Из истории

1958 года в Чикаго путем широких переговоров, учеными были определены общие черты и признаки цивилизации.

Характеристики цивилизации:

1) создание письменности,

2) отделение ремесла от земледелия,

3) расслоение общества на классы,

4) появление городов,

5) возникновение монументальной архитектуры,

6) формирование государства.

Уже первые четыре черты, характеризующие цивилизацию как социокультурный и экономический комплекс.

Ученые советского периода выделяли следующие типы цивилизаций: подход). Западные ученые опираются на концепцию А. Тойнби, которая объясняла ход развития всех человеческих культур, применяя понятие «цивилизация» с особенностями развития народов и культур различных регионов и стран (локальный подход). В осмыслении цивилизации и формационный, и локальный подходы имеют как сильные, так и слабые стороны.

Природные сообщества

Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.
Духовная культура, верования, связаны с обожествлением сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны).

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация)— исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, ана созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.


Западный тип цивилизации (западная цивилизация)— систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

 4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация— исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.

Источники сведений и первобытности. Периодизация первобытной истории.

Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источ­ник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины данной эпохи. Важнейшая группа источников — археологические источники — позволяют исследовать материальные основы человеческой жизнедея­тельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с челове­ком и его деятельностью. Предметы из органических ма­териалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои кон­цепции развития человеческого сообщества в первобыт­ную эпоху на основании дошедших до наших дней матери­алов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и пр.). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, по­тому что орудия труда, изготовленные человеком, яви­лись одним из главных признаков, отделившим его от животного мира. Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконст­руировать культуру, быт, общественные отношения лю­дей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки про­шлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых пред­ставлений об обществах и людях прошлого. Здесь есть одна серьезная трудность - так или иначе, все племена и народы земли подверглись влиянию цивилизованных об­ществ и исследователи должны об этом помнить. Мы так­же не вправе говорить о полном тождестве самых отста­лых обществ - племен аборигенов Австралии и первобыт­ных носителей сходных культур. К этнографическим ис­точникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!