А) Напайная филигрань (фоновая).



В этом случае рисунок пере­водят на подготовленную (отожженную, отбеленную, промытую и высушенную) заготовку из листового металла (золото, серебро, красная медь), по толщине, размерам и конфигурации соответст­вующую рисунку и предназначенную для фона.

Набор начинают или с установки главных, наиболее крупных эле­ментов композиции, выполняемых из толстого шнура, или, наоборот, с рамок по контурам рисунка (если они предусмотрены), Если в композиции предусмотрены драгоценные камни, то начинают с определения мест под касты; затем ставят второстепенные элемен­ты рисунка из более тонкой проволоки (скани или глади) и в конце самые тонкие и мелкие детали, заполняющие рисунок. Набор за­канчивают установкой зерни (если она предусмотрена).

В прошлом набор скани производили на столярный или вишне­вый (камедь) клей. Каждую деталь смазывали клеем и устанавли­вали на соответствующее место; это отнимало много времени. Сейчас  в качестве клея  применяют - нитролак, клей БФ и др. При этом работа значительно упрощена,  и сводится к следующему: после укладки на место нескольких первичных элементов рисунка (завит­ков, колечек) на них сверху наносят каплю лака или клея, которая расплывается по рисунку, обволакивая проволоку тонким слоем, быстро высыхает и прочно приклеивает скань к фону.

При наборе плоских фоновых изделий необходимо следить за тем, чтобы детали были плоскими и ложились на фон ровно всеми своими точками, по всей плоскости. Это обеспечивает их надежную пайку с одного раза. Желательно также, чтобы все детали плотно прилегали друг к другу, особенно в тех местах, где они сопрягают­ся встык, — это обеспечивает наибольшую сохранность рисунка от искажения в процессе пайки и делает места стыков незаметными. Нельзя допускать также отставания от фона и поднятия отдельных элементов или участков скани над общим уровнем, так как при пай­ке они легко могут сгореть.

При наборе зерни (шариков) целесообразно под каждое зерно класть колечко или канфарить фон, т. е. ударом острого чекана намечать место для каждого зерна. Это облегчает набор и увели­чивает его точность и соответствие рисунку, так как в этом случае шарики не катаются по фону, а хорошо фиксируются на своих мес­тах. Кроме того, при наборе зерни по канфарнику или на кольцо значительно возрастает прочность пайки шарообразной зерни за счет увеличения поверхности пайки.

Если же в рисунке колечки не предусмотрены, то можно упо­треблять зернь, сплавленную на слюде (полушаровидную). В тех случаях, когда зернь расположена как жемчужная обнизь, в одну линию, целесообразно ее набирать между двух тонких параллель­ных проволок.

Б) Объемная фоновая филигрань.

Набор скани для этого вида осуществляют на предварительно выдавленные, штампованные (или дифованные от руки) объемные формы — цилиндры, конусы, ша­ровые поверхности или на еще более сложные формы — цветы, листья, изображения животных и т. п. — чеканные рельефы. Набор на объемную форму или рельеф делать значительно труднее по сравнению с плоскостью, так как элементы рисунка приходится предварительно изгибать по форме, чтобы они плотно прилегали к фону. Поэтому при изготовлении цилиндрических или конусных из­делий (имеющих одну кривизну) часто используют набор скани на плоские развертки этих фигур, а после пайки филиграни на фон из такой развертки свертывают цилиндр или конус. Однако такой при­ем неизбежно ведет к некоторой деформации и искажению рисун­ка, особенно если его элементы крупны и набраны из толстой или сильно развальцованной скани. Изделия, имеющие двойную кри­визну, например шар, этим приемом изготовить нельзя, так как они не имеют плоских разверток.

в) Набор плоской ажурной филиграни. Набор этого вида фили­грани производят при помощи нитролака на писчую бумагу (раньше так же, как и для фоновой филиграни, применяли столярный клей). Для этого рисунок переводят на бумагу и набор проводят так же, как и на листовой металл. Однако в этом случае плотность набора имеет особенное значение, так как при пайке детали рисунка долж­ны прочно спаяться только между собой из-за отсутствия фона. На рис. показан правильно и очень плотно выполненный набор ажурной скани. Неплотный набор приводит обычно к высыпанию отдельных не спаявшихся элементов, что значительно усложняет работу, так как требует вторичной вставки их на место и вторичной пайки.

Не следует брать слишком толстую бумагу, так как при пайке сна сгорает неравномерно и деформирует рисунок. Кроме того, от толстой бумаги образуется много золы, которая затрудняет про­цесс пайки. Нельзя также применять вместо писчей бумаги кальку или восковку.

г) Набор объемной ажурной филиграни. Набор этого вида фи­лиграни производят на специальные шаблоны из малоуглеродистой стали; лучшим материалом служит черный декапир толщиной 0,5— 0,8 мм или обычное кровельное железо. Шаблоны изготовляют вручную дифовкой или на давильном станке. Они должны быть цельными без паяных швов; по этой причине монтированные шаб­лоны не годятся, так как в процессе пайки филиграни, которую выполняют на шаблоне, швы могут распаяться и испортить работу.

Набор на стальные шаблоны производят так же, как и при объ­емной фоновой филиграни, с той лишь разницей, что после пайки ажурная филигрань к шаблону не припаивается и легко с него сни­мается. Часто ажурные объемные изделия и рельефы изготовляют иначе. Набор производят на плоскость, а затем после пайки из плоской ажурной заготовки дифуют необходимый объем. Плотно набранный и хорошо пропаянный ажур легко дифуется и принимает весьма сложные формы, в том числе и с двойной кривизной. Так, например, ажурный шар можно изготовить из двух кружков-розе­ток: из каждой дифуют полушар, а затем их спаивают вместе по периметру большого круга.

Для придания большей физической прочности ажурным объем­ным изделиям с тыльной стороны к полученному рельефу подпаи­вают специальный каркас из полос различной формы и конфигура­ции, смотря по рисунку. Большие сложные композиции собирают из деталей, каждую из которых выполняют и спаивают отдельно. Монтировку готовых деталей между собой производят или так же — на припой  или, если детали имеют различную отделку (се­ребрение, золочение), — после их отделки на специальные клямеры или на винтах.

Пайка филигранных изделий.

Изделия, набранные на столярном клее, перед пайкой требуют обязательной обвязки тонкой желез­ной проволокой — биндрой, так как при пайке столярный клей от нагревания вспучивается, кипит и загорается. В этот момент отдель­ные мелкие детали оказываются ничем не скрепленными между со­бой и могут рассыпаться. При обвязке фоновой филиграни биндру укладывают так, чтобы каждая деталь хотя бы один раз попала под ее виток и была бы прижата к фону.

При пайке ажурной филиграни, набранной на бумагу, ее привя­зывают к пластине из мягкой листовой стали толщиной 0,5—0,8 мм. (или кровельного железа) несколько большего размера и предвари­тельно натертой мелом, чтобы филигрань не припаялась к пластине.

При наборе на нитролак и другие современные клеи обвязку обычно не применяют, так как, например, клей БФ удерживает де­тали до момента пайки и, сгорая почти мгновенно, не дает изделию рассыпаться. Однако сложные объемные изделия, набранные и на современных клеях, необходимо связывать.

В качестве припоев для пайки филиграни применяют специаль­ные припои.

 

Припой употребляют в виде опилок. Для этого слиток припоя посредством личного напильника превращают в опилки, затем маг­нитом из измельченного припоя удаляют кусочки железа, которые попадают туда от напильника. Очистку припоя магнитом надо про­изводить обязательно, так как кусочки железа от напильника вместе с припоем, попадая на скань, заплавляются в ней и остаются неза­метными до отбеливания готового изделия в слабом растворе сер­ной кислоты. Здесь железо, реагируя с кислотой, образует красно-бурый нацвет на скани, трудно удаляемый и затрудняющий даль­нейшую отделку изделия.

В качестве флюса при пайке применяют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешивают с припоем в отношении 1:1 по объему. Подготовленное к пайке изделие смачивают водой (луч­ше слабым раствором буры) и на мокрую поверхность не очень густо посыпают заготовленную смесь припоя с бурой.

Если припоя взято мало, то могут остаться непропаянные места и изделие будет недостаточно прочным. Избыток припоя не жела­телен, так как он заливает фактуру шнуров и скани, мелкие детали рисунка и портит внешний вид изделия. Пайку филиграни лучше всего производить широким, мягким, коптящим, восстановительным пламенем керосина. Температура сгорания копоти почти совпадает с температурой плавления припоя (800—850°). Пайка обычно происходит быстро и очень чисто. Применение бензинового пламени дает хорошие результаты, однако, если пламя узкое (режущее) изделие может сгореть.

В настоящее время дутье осуществляется от компрессора или при индивидуальном пользовании — от мехов с ножным приводом. Применять ювелирные припои, содержащие цинк, для пайки фи­лиграни нельзя, так как при повторных пайках цинк растворяет тон­кие детали узора, а на более толстых проволоках остаются глубо­кие раковины, которые трудно исправить. Испорченные детали при­ходится вырезать, а на их место набирать и впаивать новые. Кроме того, ювелирные припои, содержащие цинк, требуют тщательной предварительной очистки поверхности изделий, подлежащих пайке.

В сканном деле такая подготовка невозможна, так как при на­боре скани применяют различные клеи, которыми удерживаются между собой мелкие проволочные детали сканных изделий, посту­пающих в пайку. В процессе пайки сгорают клей и бумага, на кото­рой осуществлен набор ажурной скани; в результате образуется зола, которая неизбежно попадает в швы, подлежащие пайке, и загрязняет их. Сканные припои «не боятся грязи» и хорошо «бегут» и «играют» при наличии достаточного количества флюса — буры.

После пайки изделие проверяют и, если окажутся непропаянные участки (по причине недостаточно плотного набора), их исправляют и пропаивают еще раз. После этого изделие отбеливают в горячем пятипроцентном растворе серной кислоты. Отбеливание проводят очень тщательно, до полного удаления мало заметных стекловид­ных следов флюса (буры). Бура сильно мешает последующей галь­ванической отделке изделий (серебрению и золочению), так как зо­лото и серебро не осаждаются на те места, где остаются пленки бу­ры, и они ясно выступают своим розоватым цветом на золотом или серебряном фоне предмета.

Филигранные изделия могут быть репродуцированы посредст­вом литья и гальванопластики. По­пытки повторять филигрань при помощи штампов также дали более или менее удовлетворительные результаты. Однако все эти приемы позволяют повторить только фоновую, глухую напайную филигрань. Попытки воспроизвести ажурную филигрань посредством спе­циально изготовленного штампа, хотя и дали некоторый результат, но получается рисунок, очень далекий от оригинала; кроме того, экономически это нерентабельно ввиду высокой стоимости и не­прочности таких просечных многопуансонных штампов. Иногда су­ченую скань заменяют нарезной проволокой или ее слегка насекают на готовом изделии.

На рис. изображена сканная серебряная подвеска, при изго­товлении которой применен этот способ. Толстая вальцованная про­волока, использованная для контура и основных линий орнамента, первоначально была гладкой, а после пайки изделия на ней сделаны насечки. Мелкий рисунок выполнен из сученой скани.

В последнее время широко распространилась скань из мельхио­ровой проволоки. Однако для учебных целей работа с этим мате­риалом нецелесообразна, так как проволока из красной меди во многом превосходит мельхиоровую и по пластичности (легче на­бирается скань), и она значительно проще в пайке.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!